Научная статья на тему 'Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ'

Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9395
1115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / РЫНОК КАПИТАЛА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ БАНКИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ / БИРЖИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / FINANCIAL SYSTEM / CAPITAL MARKET / CENTRAL BANK / COMMERCIAL BANKS / INVESTMENT BANKS / FINANCIAL INSTITUTIONS / FINANCIAL INTERMEDIARIES / FEDERAL RESERVE BANKS / STOCK EXCHANGES / BANKING / SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дукхани Адил Башир Дахир

Задачей данной статьи было сопоставить характер и масштабы финансовой системы России с финансовыми системами других стран, чтобы обозначить возможные направления ее развития. В результате была задана скорее система координат, ориентиры для более глубокого анализа, динамики финансовой системы, направлений ее развития, оставлены за рамками работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of financial systems in the USA, Russian Federation, United Arab Emirates

The objective of this article was to compare the nature and extent of the financial system in Russia with financial systems of other countries, to identify possible areas of development. As a result, most were given a coordinate system reference points for more in-depth analysis, in-depth analysis of the dynamics of the financial system, the directions of its development, is left outside work.

Текст научной работы на тему «Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ»

2. Юрасов А.В., Иванов А.В. Интернет-маркетинг. Издательство «Горячая линия-Телеком», 2012 г.

3. Данченок Л. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации. Издательство «Питер», 2013 г.

4. Аналитический обзор рынка маркетинговых бизнес-услуг в России. Информационно-рейтинговая компания «ЮНИПРАВЭКС» // Промышленный маркетинг. - 2010. - № 6.

List of literature:

1. Kotler F. 300 key marketing issues. Publisher «Olipm business», 2006.

2. YurasovA.V., IvanovA.V. Internet marketing. Publisher «Hotline Telecom», 2012.

3. Danchenok L. Social Media Marketing. Intern-marketing communications. Publisher «Peter», 2013.

4. Analytical review of marketing services business in Russia. Information-rating company «YUNIPRAVEKS» // Industrial Marketing. - 2010. - № 6.

1-35* 1* !

Дукхани Адил Башир Дахир (гражданин Ирака) магистрант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 3361.042.2(470+536.2+73)

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В США, РФ И ОАЭ

Задачей данной статьи было сопоставить характер и масштабы финансовой системы России с финансовыми системами других стран, чтобы обозначить возможные направления ее развития. В результате была задана скорее система координат, ориентиры для более глубокого анализа, динамики финансовой системы, направлений ее развития, оставлены за рамками работы.

Ключевые слова: финансовая система, рынок капитала, Центральный банк, коммерческие банки, инвестиционные банки, финансовые институты, финансовые посредники, Федеральные резервные банки, биржи, банковская система, сбережения населения.

COMPARISON OF FINANCIAL SYSTEMS IN THE USA, RUSSIAN FEDERATION, UNITED ARAB EMIRATES

The objective of this article was to compare the nature and extent of the financial system in Russia with financial systems of other countries, to identify possible areas of development. As a result, most were given a coordinate system reference points for more in-depth analysis, in-depth analysis of the dynamics of the financial system, the directions of its development, is left outside work.

Key words: financial system, capital market, the Central Bank, commercial banks, investment banks, financial institutions, financial intermediaries, the Federal Reserve Banks, stock exchanges, banking, savings.

На повестке дня стоит задача обеспечить устойчивый рост экономики России в долгосрочном плане, с перспективой достижения уровня благосостояния развитых стран. Сложность заключается в том, что российская экспортно-ориентированная экономика находится в зависимости от внешних факторов, что делает экономический рост государства уязвимым. Выход заключается в развитии внутренних производств, модернизации и диверсификации экономики.

Одним из условий для решения данной задачи является развитие финансовой системы, которая должна обеспечить финансирование экономического роста за счет внутренних механизмов.

Финансовая система - совокупность всех участников рынка капитала (и взаимосвязей между ними). Рынок капитала (финансовый рынок) - совокупность финансовых институтов, которые в качестве финансовых посредников перераспределяют

финансовые ресурсы (капитал) между кредиторами и заемщиками.

Сначала рассмотрим финансовую систему ОАЭ. В Объединенных Арабских Эмиратах функционируют 47 коммерческих банков, имеющих 350 филиалов. Из них 28 являются иностранными банками (с более чем 200 филиалами). Федеральный закон ограничивает число филиалов иностранных банков до восьми [6].

Финансирование реэкспорта банками составляет значительную долю объема финансирования торговли, что расценивается как благоприятный признак, предвещающий дальнейший рост. Коммерческие банки предлагают краткосрочные кредиты (3-6 месяцев). Проекты финансируются, как правило, на период до 5 лет. Потребительское финансирование также растет быстрыми темпами. Важно отметить, что местные банки имеют хорошо налаженные корреспондентские связи с международными банками.

Закон о Центральном банке определяет пять главных видов финансовых учреждений ОАЭ - коммерческие банки, инвестиционные банки, финансовые институты, финансовые посредники и денежные посредники. Все они должны получить лицензии как от Центробанка, так и от местных контролирующих органов. Помимо этих пяти категорий, законы ОАЭ допускают деятельность финансовых или инвестиционных консультантов. Эти консультанты не обязаны получать лицензию Центробанка.

Коммерческие банки. Закон о Центральном банке определяет коммерческий банк как учреждение, принимающее средства от населения, предоставляет кредиты и оказывает иные финансовые услуги (например, маркетинг и продажа инвестиционных продуктов и услуг, включая продажу ценных бумаг).

Инвестиционные банки. Инструкции Центробанка регулируют деятельность инвестиционных банков. Инвестиционные банки - это коммерческие банки или банки развития, обеспечивающие среднесрочное или долгосрочное финансирование. Центробанк разрешает инвестиционным банкам в ОАЭ предлагать финансовые продукты и услуги, включая выпуск финансовых инструментов и управление инвестиционными портфелями.

В июне 1997 года Эмиратская банковская группа, которую контролирует правительство Дубая, основала первый в ОАЭ Взаимноинвестиционный фонд с начальным капиталом 8,2 млн. долларов США. Этот Фонд впервые обеспечил негражданам ОАЭ возможность приобретать ценные бумаги страны (что раньше жестко контролировалось) на сумму до 500 тыс. дирхамов. Небывалый спрос со стороны иностранных инвесторов побудил Центробанк ОАЭ повысить предельный лимит иностранных инвестиций в ценные бумаги с первоначальных 20 до 49 %.

Когда Фонд 17 июня 1997 года закрыл свободную подписку на ценные бумаги, объем инвестиций составил 74,5 млн. долларов США [6].

Финансовые институты. Закон о Центральном банке разрешает финансовым институтам ссужать деньги и осуществлять другие финансовые операции, но он не разрешает им принимать вклады. Отличие финансовых институтов от коммерческих банков состоит в том, что они могут (а коммерческие банки нет) давать в лизинг машины и оборудование.

Финансовые посредники. Финансовые посредники - это брокеры. Инструкции Центробанка разрешают брокерам, имеющим лицензии, рекламировать и продавать иностранные и местные акции и финансовые инструменты со своими комиссионными. Как местные, так и иностранные компании могут получить лицензии на занятие брокерством.

Денежные посредники. Денежные посредники -это менялы. Им не разрешается рекламировать или продавать инвестиционные продукты и услуги.

Инвестиционные консультанты. Центральный банк ОАЭ не публиковал каких-либо инструкций по инвестиционным консультантам. Однако в отдельных эмиратах компании, имеющие лицензию, могут консультировать клиентов по различным инвестиционным стратегиям, но не могут напрямую продавать инвестиционные продукты. Эта продажа затем обычно происходит за пределами ОАЭ. Консультанты также не вправе получать от клиентов инвестиционные средства, хотя они могут содействовать в перечислении этих средств. Консультанты не могут оказывать кредитные услуги или открывать счета для клиентов, однако им разрешается содействовать открытию счетов у брокеров и банков. При наличии соответствующей доверенности, консультант может также управлять такими счетами.

В 2002 году власти Дубая разработали план создания Дубайского международного финансового центра (ДМФЦ), который был открыт в 2003 году, а начал свою деятельность лишь в конце 2004 года. В ДМФЦ было создано Регулирующее управление, которое принимает заявки от компаний и организаций (начиная с октября 2002 г.), желающих открыть предприятие в ДМФЦ. Регулирующее управление обрабатывает эти заявки и рассматривает вопросы о выдаче лицензий заявителям, удовлетворяющим всем требованиям. ДМФЦ опубликовал данные о своей структуре в июне 2003 года [6].

В июле 2003 года Федеральный Кабинет ОАЭ принял федеральный декрет, согласно которому ДМФЦ наделяется широкими полномочиями. Принятие этого декрета, которым также разрешается создание в ОАЭ свободных финансовых зон, означало для ДМФЦ серьезный шаг вперед. В Центре состоялась конференция Мирового банка и Всемир-

ного валютного фонда. В июле 2004 года Правитель Дубая гарантировал юридическую независимость ДМФЦ.

Среди международных организаций, подавших заявки в ДМФЦ для регистрации, был и «Дойче Банк», филиал которого расположился в финансовом районе Дубая.

Компаниям по управлению активами, банкам и другим финансовым учреждениям, которые регистрируют свои штаб-квартиры в Дубайском международном финансовом центре (ДМФЦ), разрешено работать с местными богатыми гражданами. Директор Регулирующего управления ДМФЦ Филип Торп заявил, что хотя фирмам, базирующимся в ДМФЦ, не разрешается заниматься розничной торговлей в Дубае, они вправе работать с физическими лицами, чье состояние превышает 5 млн дирхамов.

В настоящее время Регулирующее управление центра проводит переговоры с другими региональными регулирующими органами, чтобы обеспечить хорошее рабочее взаимодействие с ними [6].

Далее дадим характеристику финансовой системе США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками.

Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала.

Особняком в банковской системе Соединенных Штатов Америки стоят Федеральные резервные банки, которые занимаются проведением политики Федеральной резервной системы на местах. В настоящий момент существует 12 таких банков, которые получают свои названия в зависимости от города нахождения, например, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Миннеаполиса или Ричмонда. В число их функций входит отслеживание состояния местных финансовых учреждений.

Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции. Участниками биржевых торгов на расположенных в Соединенных Штатах Америки площадках являются как американские

предприятия, так и компании из любых других стран мира [7].

По масштабам финансовой системы и рынка капитала Россия существенно отстает от развитых стран, что характерно для развивающихся стран и что наглядно видно на рисунке.

Россия 162 % к ВВП

Предложение 8 %

й Фин. посредники 21 %

США 1 182 % к ВВП

Предложение 26 %

Фин. посредники 22 %

Масштаб и структура рынков капитала России и других стран [8]

В качестве условной оценки масштаба финансовой системы, размера рынка капитала можно взять сумму активов и обязательств субъектов экономики - сложить величину сбережений населения (конечное предложение капитала), совокупных активов «Финансовых посредников», активов «Внешнего мира» в стране и пассивов заемщиков (конечный спрос на капитал). При такой оценке отношение размера рынка капитала по отношению к величине ВВП составляет 162 % по России против 1 182 % по США. Таким образом, развитые страны характеризуются масштабной финансовой системой по сравнению с масштабом экономических операций. Рынок капитала выступает локомотивом, внутренним двигателем развития экономики [8].

При этом финансовые рынки ведущих стран основаны на сбережениях населения, которые представляют собой первичное предложение на рынке капитала. Так, сбережения населения составляют 26 % от общего условно оцененного размера рын-

ка капитала в США, против 8 % в России. Именно люди, граждане находятся в центре развитой рыночной экономики, ее финансовой системы. Финансы населения - ядро рынка капитала развитых стран.

Напротив, развивающиеся страны, в том числе Россия, характеризуются высокой ролью «Внешнего мира» в формировании ресурсов финансовой системы страны. В России Внешний мир занимает 28 % рынка капитала, тогда как в США - 6 % [8].

При общем высоком уровне развития финансовые системы развитых стран существенно различаются между собой как по структуре конечного предложения и спроса на финансовые ресурсы, так и по роли финансовых посредников и «Внешнего мира».

В США рынок в значительной степени ориентирован на прямое взаимодействие спроса и предложения, проявляющееся в высоких прямых вложениях населения в акции и облигации корпораций и государства. Так прямые вложения населения в акции и облигации корпораций и государства составляют 2/5 их сбережений (11 из 26 % относительного объема предложения). Кроме того, в США более развитый страховой и пенсионный сектор (8 %).

«Внешний мир» может вообще играть противоположную роль: США являются чистым заемщиком, поскольку активы «Внешнего мира» - составляют 6 % рынка капитала, а обязательства вдвое меньше.

Ориентиры развития финансовой системы России. Государство в процессе реформирования финансовой системы России может выбирать направления, наиболее подходящие для ее специфики. Выбирая путь развития финансовой системы, необходимо понимать, склонно ли население к банковским депозитам либо к прямым вложениям, расположены ли корпорации к активному размещению своих акций и публичности, какую финансовую политику в отношении России можно ожидать от «Внешнего мира» и т. д.

Только при наличии благоприятных условий проводимые мероприятия могут быть успешными. Внедрение системы страхования вкладов может стимулировать банковские накопления населения, пенсионная реформа может способствовать росту долгосрочных «обязательных» сбережений в форме пенсионных резервов, развитию небанковских форм финансового посредничества и фондового рынка с долгосрочными капиталами, внедрение системы международной отчетности может повысить прозрачность заемщиков и стимулировать привлечение инвестиций от «внешнего» мира.

Одновременно увеличение уровня заработной платы, изменение структуры налогообложения по секторам экономики и по социальным группам населения, нацеленные на перераспределение финансовых потоков в пользу населения для кардинального

улучшения его благосостояния должно стимулировать не только спрос населения на товары и услуги, но и предложение населением свободных финансовых ресурсов в форме сбережений.

При этом, учитывая обратную связь сбережений и потребительских расходов, на которые распадаются доходы населения, необходимо балансировать их соотношение, поскольку каждое из этих направлений по-своему стимулирует развитие производства. Потребительский спрос стимулирует производство непосредственно. Однако для удовлетворения растущего спроса производители должны иметь соответствующие мощности и выдерживать конкуренцию со стороны импортной продукции, иначе потребительский спрос будет стимулировать импорт, а не производство. В свою очередь сбережения посредством финансовой системы должны превращаться в инвестиции, которые и позволяют расширять производственные мощности, проводить их модернизацию для повышения конкурентоспособности. Для этого национальные финансовые посредники должны выдерживать конкуренцию со стороны своих иностранных конкурентов.

Проведенный сравнительный анализ показал, что в развитых странах сбережения населения являются основным источником инвестиций, источником предложения финансовых ресурсов на рынке капитала. Характер финансовой системы может быть различным, роль банков может быть ведущей, либо не быть основной при условии развитости других форм финансового посредничества. Однако, главным источником долгосрочных (инвестиционных) и среднесрочных (кредитных) капиталов в экономике выступают именно сбережения населения, независимо от форм и способов, через которые финансовая система преобразует эти сбережения в инвестиции.

Ряд зарубежных исследователей, сопоставляя динамику экономического роста с характером и уровнем развития финансовой системы [1, 2], приходит к выводу об отсутствии существенной взаимосвязи между развитостью финансовой системы и экономическим ростом. В странах с наиболее развитой финансовой системой, а это ведущие развитые страны мира, темпы экономического роста существенно отстают от стран с менее развитой финансовой системой. Однако, это объясняется тем, что развивающиеся страны используют иные, чем национальная финансовая система, инструменты финансирования развития, в первую очередь, это прямые иностранные инвестиции и займы, минующие национальных финансовых посредников.

В то же время данными исследователями установлена взаимосвязь между типом финансовой системы, характером финансовых посредников и темпами экономического роста. Для менее развитых

стран может оказаться предпочтительнее финансовая система, опирающаяся на банки. Более развитые в экономическом отношении страны могут «позволить себе» сложную структуру финансовых посредников, с развитой секьюритизацией активов и фондовыми рынками, с множеством промежуточных вложений средств внутри финансовой системы между ее институтами. Сложные структуры повышают устойчивость финансовой системы, обособляя риски в рамках специализированных институтов. В то же время на начальных этапах развития (для развивающихся и «догоняющих» экономик) более эффективными и предпочтительными могут быть системы финансирования экономики, основанные на банках, на банковском кредите. По сути, они более прозрачные и менее дорогостоящие, хотя могут оказаться и менее устойчивыми. Кроме того, по результатам некоторых исследований [2, с. 67] отмечается, что для эффективности банковской модели необходимо жестко контролировать инфляцию, поскольку бесконтрольная, высокая и неустойчивая инфляция резко снижает влияние банковского кредита на экономический рост. То есть тип финансовой системы, который выбирают и стимулируют регулирующие органы, необходимо увязывать с теми инструментами финансовой и экономической политики, которыми они располагают и применяют.

Наиболее развитым институтом финансового посредничества в России является банковская система. На нее приходится 90 % активов финансового сектора (против 25 % в США). Она наиболее активно работает с населением (в банки вложено 47 % совокупных сбережений населения против 10 % в США), и поэтому должна рассматриваться в качестве основного инструмента расширения организованных сбережений населения. В то же время развитие небанковских финансовых институтов, например, таких как пенсионные фонды и страховые компании, позволит обеспечить экономику наиболее долгосрочными ресурсами (до 40 лет) (пока что их активы в сумме не превышают 9 % активов финансового сектора против 35 % в США). В то же время в составе ресурсов банков средства населения играют невысокую, хотя и растущую роль (28 % пассивов против 55 % в США) [1, с. 88].

Таким образом, в настоящее время создание устойчивого рынка капитала, способного питать развитие экономики России в долгосрочной перспективе, «упирается» в наименее развитый сегмент - финансы населения. Одновременно по этой же причине и банковский сектор недостаточно активно трансформирует сбережения населения в финансирование экономики.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что тип финансовой системы, сложившейся

в настоящее время в России и основанный на банках, отражает опыт других стран и может оцениваться как соответствующий сложившемуся состоянию экономики. Однако, для развития на перспективу как банковского сектора экономики, так и финансовых рынков в целом, необходимо решать проблему низкого развития финансов населения, его низкой сберегательной активности.

My thanks and appreciation to the ministry of and scientific research of Iraq for giving me the opportunity to study outside the country continuous support to me during the completion of MBA in finance and credit I also commend work and efforts of the Iraq cultural attache Moscow the student the fellowship in the Russian Federation Adil Bashir.

Список литературы:

1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011.

2. Медведков С. Экономическая политика и банковская система // Вопросы экономики. - 2012.

3. Российская экономика: финансовая система / Под ред. В.В. Герасименко, Д.Е. Городецкого. - М.: МГУ: ТЕИС, 2005.

4. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие.

- М.: Дело, 2008.

6. Финансовая система ОАЭ [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.ukrtrade.info/ ru/finance/ detail.php?ID =1355.

7. Финансовая система в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amerikos.com/usa/ financial-s/.

8. Сравнение финансовых систем разных стран с помощью финансовых балансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econom. nsc.ru/ieie/SM U/con fe re nce/articles/%CA% EE%F1%F2%F0%E8%F6%EA%E8%E9%20%C0 .%C0.%20.doc.

List of literature:

1. Dadashev A.Z. Blueberries DG The financial system of Russia: Textbook. - Moscow: Infra-M, 2011.

2. Medvedkov C. Economic policy and the banking system // Problems of Economics. - 2012.

3. The Russian economy: the financial system / Ed. V.V. Gerasimenko, D.E. Gorodetsky. - Moscow: Moscow State University, TEIS, 2005.

4. Sumarokov V.N. Public finances in the system of mac-roeconomic regulation. - Moscow: Finance and Statistics, 2005.

5. Tosunjan G.A. State management in the field of finance and credit in Russia: Textbook. - Moscow: Delo, 2008 .

6. The financial system of the United Arab Emirates [Electronic resource]. - URL: http://www.ukrtrade.info/ ru/finance/detail.php?ID=1355.

7. The financial system in the United States [Electronic resource]. - URL: http://amerikos.com/usa/financial-s/.

8. Comparison of the financial systems of different countries through financial balances [Electronic resource]. - URL: http://www.econom. nsc.ru/ieie/SMU/conference/articles/%CA% EE%F1%F2 % F0%E8%F6 % EA%E8%E9 % 2 0 %C0.%C0.%20.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.