Научная статья на тему 'Система регулятивных инструментов обеспечения финансовой устойчивости национальной экономики в условиях глобализации'

Система регулятивных инструментов обеспечения финансовой устойчивости национальной экономики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL SUSTAINABILITY / РЕГУЛЯТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / REGULATORY INSTRUMENTS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинин Тимофей Александрович

Мировой финансовый кризис выявил трудности определения баланса между финансовой безопасностью и эффективностью в широком смысле. Активная политика правительств большинства стран, направленная на минимизацию влияния макроэкономических явлений и процессов в современных условиях финансовой глобализации, была не столь эффективна, как планировалось. Объектом исследования выступает разработанная и предложенная система из десяти основных инструментов макропруденциального регулирования финансового рынка, которая призвана стать фундаментом, обеспечивающим финансовую стабильность экономики от угроз и шоков глобальных финансовых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Regulative Instruments to Ensure the Financial Sustainability of the National Economy in the Context of Globalization

The global financial crisis has revealed the difficulty of determining the balance between financial security and efficiency in a broad sense. The active policy of most governments, aimed at minimizing the influence of macroeconomic phenomena and processes in modern conditions of financial globalization was not as effective as it had been planned. The object of research is the developed and proposed system of ten basic tools of macro-prudential regulation of the financial market, which intends to become the foundation ensuring the financial stability of the economy from shocks and threats of global financial processes.

Текст научной работы на тему «Система регулятивных инструментов обеспечения финансовой устойчивости национальной экономики в условиях глобализации»

УДК 336

DOI 10.18522/0321-3056-2015-3-103-108

СИСТЕМА РЕГУЛЯТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© 2015 г. Т.А. Щербинин

Щербинин Тимофей Александрович -

аспирант, кафедра финансов и кредита,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: timpser@mail.ru

Shcherbinin Timofei Alexandrovich -

Postgraduate Student, Department of the Finance and Credit,

Southern Federal University,

Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344002, Russia.

E-mail: timpser@mail.ru

Мировой финансовый кризис выявил трудности определения баланса между финансовой безопасностью и эффективностью в широком смысле. Активная политика правительств большинства стран, направленная на минимизацию влияния макроэкономических явлений и процессов в современных условиях финансовой глобализации, была не столь эффективна, как планировалось. Объектом исследования выступает разработанная и предложенная система из десяти основных инструментов макропруденциального регулирования финансового рынка, которая призвана стать фундаментом, обеспечивающим финансовую стабильность экономики от угроз и шоков глобальных финансовых процессов.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, регулятивные инструменты, экономика, глобализация.

The global financial crisis has revealed the difficulty of determining the balance between financial security and efficiency in a broad sense. The active policy of most governments, aimed at minimizing the influence of macroeconomic phenomena and processes in modern conditions of financial globalization was not as effective as it had been planned. The object of research is the developed and proposed system of ten basic tools of macro-prudential regulation of the financial market, which intends to become the foundation ensuring the financial stability of the economy from shocks and threats ofglobal financial processes.

Keywords: financial sustainability, regulatory instruments, economy, globalization.

Финансово-экономический кризис выявил сложности макроэкономического управления в современных условиях финансовой глобализации. Невзирая на активную политику правительств и центральных банков многих стран, не удалось взять под контроль сложившуюся экономическую ситуацию ввиду высокой степени взаимосвязанности финансовой системы, а также неоднородного влияния различных внешних событий на внутреннюю экономическую политику. Наряду с этим стоить отметить последовательную корреляцию между уровнем доверия в разных странах и настроениями рынка.

Одной из основных функций государства в нынешних условиях является обеспечение финансовой стабильности, которое осуществляется посредством различных механизмов макропруденци-ального регулирования, реализуемого соответствующими органами государственного надзора финансовой сферы страны в целом и регионов в частности.

М.М. Ковалевым и С.И. Пасеко предложены динамичные инструменты макропруденциального регулирования финансового рынка по 10 направ-

лениям движения капитала: ипотечный, валютный, резервный, суверенный, трансграничный, фондовый, ликвидный, капитальный, розничный, сетевой [1]. Система динамичных инструментов призвана обеспечивать финансовую стабильность экономики от угроз и шоков глобальных финансовых процессов, что имеет особую актуальность в современной экономике, подверженной рискам глобализации.

Основная цель нашего исследования - разработка для дальнейшего применения системы из 10 регулятивных инструментов, сформированных посредством сбора, анализа и синтеза статистических данных с использованием системного подхода к анализу информации о деятельности кредитных организаций и экономики страны в целом в посткризисный период.

Полученные в ходе исследования результаты будут иметь практическую ценность для коммерческих банков, основных субъектов отечественной экономики, при формировании их кредитной политики, а также для органов местного самоуправления при разработке экономической политики региона. Позволят минимизировать влияние миро-

вых кризисов на национальную экономику, обеспечат стабильность функционирования финансовых рынков, их надежность и приспособленность к внешним воздействиям, снизят спекулятивную составляющую, а также позволят коммерческим банкам более тщательно следить за розничным кредитованием в целом и сектором ипотечного кредитования в частности, разработать собственную политику управления ликвидностью. Регуля-тивность требует введения контролируемых количественных индикаторов угроз нестабильности. Адаптивность требует, чтобы нормативы по индикаторам трансфера капитала не были зафиксированными, имели динамичный характер и зависели от финансовой ситуации: в одних ситуациях допускается свободное движение капитала, в других - его сдерживание.

Превентивные совместные антикризисные действия национальных правительств и центральных банков для предотвращения «финансовых пузырей» кратко сформулируем в виде 10 инструментов - регуляторов системных рисков.

Регулирование ипотеки. Поводом к последнему финансово-экономическому кризису стали массовые невозвраты ипотечных кредитов в США. Ипотечный бизнес обладает высокой степенью доходности, в следствие чего привлекает спекулятивный капитал, поэтому ипотека почти всегда начинает кризис. В последние 40 лет спады цен на жилье происходили с относительно регулярной частотой. Если они совпадали со спадом цен на акции, то, как правило, суммарный эффект распространялся на весь финансовый сектор и вызывал кризис.

Регулятор 1 (ипотечный). Финансовые потоки, поступающие в ипотечный сектор, можно контролировать динамичным нормативом, выраженным соотношением капитала кредитной организации и ее ипотечными активами. В особых случаях следует применять нормативную пропорцию привлеченных и собственных денежных средств при ипотечном кредитовании.

Этот регулятор особенно эффективен - он ограничивает способность домашних хозяйств занимать. Динамично изменяя долю собственных средств при ипотечном кредитовании, Китаю пока удается гасить «ипотечный пузырь». Теоретически этот регулятор снижает процикличность обеспеченного кредитования. Динамично изменяющийся на определенных уровнях данный норматив ограничит системный риск.

Некоторые предлагают вводить лимиты на темпы роста ипотечных кредитов. Безусловно, такая мера может использоваться для сдерживания

цен на жилье, т. е. перегрева рынка. Однако это, на наш взгляд, достаточно искусственный показатель.

Регулирование валютной ликвидности. В условиях сокращения денежного спроса на экспортную продукцию стандартным средством стимулирования экспорта считается девальвация, которая автоматически увеличивает экспортную выручку в национальной валюте и расширяет возможности ее реализации на внешних рынках. Параллельно девальвация увеличивает затраты на импорт в национальной валюте и тем самым сокращает его. В результате теоретически улучшается торговый баланс.

Девальвация, следующая за валютным кризисом, снижает уровень зарплат и затрудняет возврат валютных кредитов населением, что может привести к банковскому кризису. Во многих развивающихся странах разрешено кредитование населения в валюте. Девальвация, кроме того, повышает стоимость внешнего долга, выраженную в национальной валюте, и снижает (по валютному курсу) финансовые показатели компаний и ВВП страны. Поэтому к девальвации, как к чрезвычайно болезненному инструменту, следует прибегать только в исключительных ситуациях. Положительные эффекты девальвации некоторыми экспертами преувеличены. В условиях интернационализации экономик, влекущей высокую импортоемкость, выгоды экспортеров от девальвации слишком краткосрочны, а потери страны — долгосрочны. Важнее проводить макроэкономическую политику, направленную на предотвращение девальвации.

Регулятор 2 (валютный). Центральным банкам следует построить эффективный механизм валютного регулирования и мониторинга обменного курса, а также создать инструменты, позволяющие фиксировать и стабилизировать на необходимом уровне валютные резервы государства посредством трансграничных залогов, валютных свопов.

Регулирование золотовалютных резервов. Механизмы регулирования резервов должны быть направлены не только на их накопление для поддержки курса, но и на предотвращение критических ситуаций (иногда проще предотвратить угрозу курсу, чем его потом удерживать, теряя резервные накопления). В большинстве стран золотовалютными резервами страны центральный банк управляет только технически, стратегические решения принимает Комиссия по финансовой стабильности. У центрального банка в оперативном управлении должен оставаться минимум государственных сбережений, необходимый для поддержания обменного курса, остальные резервы должны находиться в суверенном фонде.

России по примеру многих стран (Китая, Сингапура, ОАЭ и др.), создавших суверенные валютные фонды, следует заняться поиском альтернативных долларовым активам в США форм инвестиций нефтегазовой ренты, в том числе и внутри страны. Суверенные фонды могут приобретать за рубежом не только собственность, но и технологии, заводы под ключ (типичный пример советского периода — Волжский завод). Например, в рамках ЕЭП можно построить общие НПЗ на границах Евросоюза, Китая.

Регулятор 3 (резервный). Нужна новая макро-пруденциальная концепция управления резервами страны как по структуре, так и по инструментам и механизмам (принцип национальных, а не золотовалютных резервов центрального банка). Она должна быть тесно увязана с графиками погашения внешних долгов и работать в условиях высокой волатильности и неопределенности будущих курсов мировых валют (доллара и евро), а также быть научно обоснованной по структуре и инструментам [2].

Регулирование внешнего долга. Уровень внешнего долга страны в целом и госдолга в частности, как показывают события в Европе, - ключевой вопрос финансовой устойчивости в период кризиса.

Регулятор 4 (суверенный). Необходимо ввести макропруденциальный регулятор по отношению внешнего долга (в том числе внешнего госдолга) к ВВП (экспорту).

Регулирование размеров и структуры валового внешнего долга. Выявленный во время мексиканского кризиса 1995 г. эффект распространения (contagion effect) состоит в том, что кризис может охватить экономику, даже если она здорова. Эффект распространения может быть определен как изменение настроения инвесторов под влиянием финансового кризиса. Суть эффекта распространения в том, что в быстрорастущей экономике банки или предприятия с помощью банков берут краткосрочные займы в иностранной валюте у зарубежных инвесторов и инвестируют их в долгосрочные. Ожидания инвесторов предопределяют дальнейший ход событий. Если инвесторы под влиянием паники отказываются возобновлять кредиты и требуют возврата долгов, инвестированных в долгосрочные проекты, то бегство капитала ведет к девальвации национальной валюты. Девальвация повышает стоимость корпоративного внешнего долга, выраженную в национальной валюте. Начинается валютный, а за ним и банковский кризис (кризисы-близнецы). Прекращение внешнего кредитования, вывод капитала иностранных инве-

сторов, отсутствие возможностей рефинансирования корпоративного сектора неминуемо тормозят экономический рост и ведут к кризису.

Исследования МВФ показали, что быстрый рост кредита зачастую происходит из-за чрезмерных трансграничных потоков капитала. На основе выборки по 36 странам экспертами МВФ разработана модель, позволяющая сделать вывод о том, что рост кредита по отношению к ВВП более чем на 5 % в год, сопровождаемый (отчасти им и вызванный) ростом цен на акции на 15 % или более, увеличивает вероятность финансового кризиса в течение двух лет на 20 %. Исследованию влияния трансграничных потоков капитала на формирование (усугубление) кризисной ситуации после глобального финансового кризиса и продолжающегося европейского долгового кризиса посвящено большое количество работ [3]. Предложен ряд показателей, измеряющих степень трансграничной интеграции страны. На их основе можно выстроить систему макропруденциального надзора за внешним долгом страны:

1) индекс трансграничной финансовой интеграции IFI — отношение суммарных зарубежных активов и обязательств к ВВП страны;

2) индекс валовых трансграничных потоков капитала (отдельно по активам FLOWA и обязательствам FLOWL) по отношению к ВВП;

3) индекс либерализации финансового счета FALI — Financial Account Liberalisation Index;

4) индекс рыночной доли иностранных банков.

Предлагается по примеру Чили регулировать

временную структуру импорта капитала путем введения норм резервирования на минимальные сроки иностранных заимствований и портфельных инвестиций.

Регулятор 5 (трансграничный). Иностранные займы, торговые кредиты и другое в особых ситуациях нужно регулировать путем введения резервирования доли иностранного капитала.

Регулирование портфельных инвестиций. После снятия в конце ХХ в. портфельных инвестиционных ограничений потоки спекулятивных капиталов направлялись на мировые фондовые рынки, значительно повышая рыночную стоимость крупных корпораций. Существенное увеличение показателей большинства экономических индексов (в том числе средняя рыночная стоимость крупнейших предприятий страны) никоим образом не корреспондировало с балансовым капиталом, превышая последнего в десятки раз.

Во время финансово-экономического кризиса усиливающийся отток капиталов спекулятивного

характера с фондовых бирж вызывает не только давление на курс, но и резкое снижение уровня биржевых котировок, что нарушает баланс между собственным и привлеченным капиталами. Меньше стоят акции, значит, компании нужно уменьшать объемы кредитования, а также пересматривать бизнес стратегии в сторону уменьшения расходной части, а зачастую и вовсе сворачивать, что в кризисных условиях разоряет корпорации ввиду невозможности рефинансирования, поскольку большая часть кредитного портфеля обеспечена залогом ценных бумаг.

Вовремя восстановился медленный рост фондовых индексов. Наиболее быстро восстанавливаются фондовые рынки стран БРИКС.

Регулятор 6 (фондовый). Российские правила биржевой торговли могут содержать макропру-денциальный норматив, который ограничивает вливания портфельных инвестиций спекулятивного характера (зачастую именного зарубежного капитала) в случае возникновения существенного разрыва между биржевыми индексами и экономическими показателями, их определяющими. Один из возможных механизмов ограничения - введение сроков запрета на продажу акций после их приобретения зарубежным инвестором). В КНР этот срок для банков собираются увеличить с 3 до 5 лет.

Регулирование ликвидности. Финансовые риски должны быть ориентированы не на средние вероятностные меры рисков (среднестатистический риск), а на пессимистические, учитывающие риски наступления экономического спада. Оценивать риски нужно не только при исторически преемственном развитии процессов, необходимо создать методики, позволяющие видеть макроэкономическую мультипликацию рисков за счет производных инструментов при критическом течении процессов (принцип актуальных рисков на основе пессимистических критериев). Вместо множественных нормативов ликвидности банка следует разработать интегрированный динамический показатель системной ликвидности, учитывающий внешнюю финансовую ситуацию.

Регулятор 7 (ликвидности). Кредитно-финансовым организациям следует разработать и внедрить собственные динамические нормативы оценки системного риска портфеля активов, другими словами - системной ликвидности, которые бы отражали актуальную экономическую ситуацию и рисковую составляющую производных финансовых инструментов.

Пальма первенства в разработке и исследовании данной экономической области принадлежит

Базельскому комитету по банковскому надзору, в частности в 2009 г., когда были приняты поправки к подходу Базель II, названные Базель 2.5 (Basel II Enhanced). Обновления коснулись оценки рыночных рисков — увеличены коэффициенты риска по секьюритизированным инструментам. Для стран ЕЭП целесообразно также ввести повышенные коэффициенты риска на приобретение банками корпоративных облигаций. С помощью подобного приема зачастую переоформляют проблемные кредиты. Регулирование достаточности капитала. Неадекватные методики оценки риска (уменьшающие риски из-за хеджирования и открытых позиций «на покупку») неограниченно увеличивали финансовый левередж при якобы выполненном нормативе достаточности капитала. Поэтому Ба-зельский комитет предложил заменить микропруденциальный норматив достаточности капитала (Базель II), принятый в 1996 г., на новый, получивший название Базель III.

Нормативы левереджа должны заставлять банки быть осторожнее при нарастании рисков депрессии и спада и накапливать в благополучные времена капитал и резервы, которые пригодятся в трудные времена. Регулирование левереджа должно быть динамичным (нормативы изменяются в зависимости от прогноза ситуации) и обрести макроэкономический аспект. Этого можно достичь, используя макроэкономический норматив достаточности совокупного капитала или совокупного капитала системообразующих, а также иностранных банков.

Стоит заметить, что основной регулятор пока не торопится вводить в российскую банковскую систему нормы Базель III, что связано со сложностью в получении банками долгосрочных ресурсов. «Уточнение срока введения требования позволит банковской индустрии лучше подготовиться к соблюдению норматива. При выработке решения Банк России принимал во внимание трудности доступа российских банков к долгосрочным ресурсам» [4].

Регулятор 8 (капитальный). Нормативы достаточности совокупного капитала банков и крупных корпораций следует напрямую коррелировать с волатильностью экономической динамики в рамках одного финансового цикла, принимая в расчет забалансовые обязательства наряду с системными рисками производных финансовых инструментов.

Регулирование сбережений населения и розничного потребительского кредитования. Бум потребления населения, который при определенных условиях ведет к потребительскому «пузырю» и

росту внешней задолженности, должен более тщательно отслеживаться и регулироваться центральными банками.

Наиболее простой регулируемый норматив -соотношение суммы долга и дохода заемщика. Снижение максимального лимита ограничит возможности домашних хозяйств брать новые кредиты. Возможно контрциклическое регулирование данного норматива для сдерживания межвременного проявления системного риска.

Опасна также паника среди населения - вкладчиков в банки. В нашей стране действует правило снятия срочных депозитов по первому требованию вкладчика, что в условиях финансовой нестабильности и предпосылок развития кризисной ситуации делает уязвимой кредитно-финансовый сектор экономики, что ставит задачу снижения уровня общественного беспокойства, как правило, посредством увеличения суммы страхового обеспечения, гарантии вкладов населения.

Регулятор 9 (розничного банкинга). Осуществляется мониторинг чистых кредитов населения. В зависимости от экономической ситуации в стране следует внедрить для коммерческих банков норматив соотношения совокупного объема обязательств кредитного характера заемщика и его чистого дохода, а также норматив, выявляющий соотношение объемов вкладов и кредитов населения.

Регулирование трансграничного интернет-банкинга. В начале XXI в. к крупным финансовым спекулянтам добавились сотни миллионов мелких интернет-трейдеров, которые либо хеджировали свои небольшие фондовые портфели опционами, либо занимались спекуляцией с использованием опционов на акции и валютные контракты. Именно этим обстоятельством объясняется стремительный рост сделок на рынке деривативов.

Регулятор 10 (сетевой). Требуется разработать и внедрить механизмы надзора, анализа и регулирования участия интернет-трейдеров в торговле на фондовых биржах. Таким образом, введение мак-ропруденциального регулирования и надзора является важнейшим направлением развития механизмов обеспечения финансовой стабильности посредством:

- формирования и совершенствования институциональной структуры финансовой стабильности и макропруденциального регулирования;

- формирования системы мониторинга финансовой стабильности и макропруденциального регулирования, включая группу индикаторов кризиса;

- формирования системы инструментов макро-пруденциального регулирования.

При этом развитие системы макропруденци-ального регулирования должно быть нацелено на обеспечение стабильности финансовой системы в целом и поступательное развитие ее участников (банки, страховые компании, другие участники финансового рынка) и не должно ухудшать конкурентные позиции банков, уменьшать их прибыль. Отчасти это будет обеспечено за счет усиления влияния позитивных эффектов от интернационализации банковских систем, регулирования трансграничных потоков капитала и минимизации негативного влияния этих процессов.

Дополнительным положительным следствием концентрации в центральном банке надзора над всеми финансовыми рынками может стать создание новых источников банковского дохода:

- реализация модели коммерческого банка -финансового супермаркета: посредством филиальной сети продажа продуктов других финансовых посредников - паевых инвестиционных фондов, страховых и лизинговых компаний;

- финансовое консультирование частных лиц и компаний;

- оказание андеррайтинговых услуг на рынке корпоративных займов.

Введение изменяющихся во времени макро-пруденциальных инструментов в рамках расширения мандата центральных банков путем включения в него новой цели - макрофинансовой стабильности - поможет уменьшить воздействие внешних негативных процессов и сгладить экономические циклы и тем самым заложить основы антикризисной политики государства.

Разумеется, увлечение предупреждающими контрциклическими мерами в целях финансовой стабильности не должно наносить значительного ущерба эффективности трансграничного бизнеса. Каждый новый норматив, каждое страхующее мероприятие сужает возможности банковского бизнеса и его рентабельности. Проблема состоит в том, чтобы найти баланс между финансовой безопасностью и эффективностью в широком смысле.

Литература

1. Ковалев М.М., Пасеко С.И. Макропруденциаль-ное регулирование - новая функция центробанков // Банкаусю веснк. 2010. № 31. С. 17-24.

2. Ковалев М., Толочко Ю. Оптимальное управление иностранными активами // Вестн. Ассоциации белорус. банков. 2004. № 47. С. 32-38.

3. Handbook of Safeguarding Global Financial Stability: Political, Social, Cultural and Economic Theories and Models. Oxford, 2013.

4. Сайт Центробанка. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 11.03.2015).

References

1. Kovalev M.M., Paseko S.I. Makroprudentsial'noe regulirovanie - novaya funktsiya tsentrobankov [Macropru-

dential Regulation - a New Function of Centrobanks]. Bankayski vesnik, 2010, no 31, pp. 17-24.

2. Kovalev M.M., Tolochko Yu. Optimal'noe upravlenie inostrannymi aktivami [Optimal Control of Foreign Assets]. Vestnik Assotsiatsii belorusskikh bankov, 2004, no 47, pp. 3238.

3. Handbook of Safeguarding Global Financial Stability: Political, Social, Cultural and Economic Theories and Models. Oxford, 2013.

4. Sait Tsetrobanka [The site of the Central Bank]. Available at: http://cbr.ru (accessed 11.03.2015).

Поступила в редакцию 2 7 апреля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.