МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
АНДРЕЕВА Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected];
АНДРЕЕВА А.В.,
кандидат экономических наук, доцент, кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected];
R ТИМОФЕЕВА М.С.,
А кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», m Ростовский государственный университет путей сообщения, O e-mail: [email protected] N -
O
о
с со
м о
л Q О —1 сг
3
Мировой финансовый кризис и возникшие геополитические риски оказали существенное влияние на развитие российских коммерческих банков. Экономические санкции, выдвинутые против российского банковского сектора, выступили кульминацией системных провалов на финансово-кредитном рынке. Российский банковский сектор не прошел рыночного испытания в условиях реализации геополитических рисков. Маркетинговое управление экономическим поведением участников рынка должно быть нацелено на обеспечение максимальной прозрачности финансовых потоков. Ограниченность и асимметричность информации ведут к созданию неопределенности, которая в условиях финансовых дисбалансов приводит к существенным колебаниям всего финансового рынка и рынка банковских услуг. Стремительное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам свидетельствует о том, что долгосрочным интересам развития банковского сектора отвечает комплексная система финансового и маркетингового регулирования. Маркетинговое управление предполагает не только расширение поля регулирования, но и применение финансовых инноваций, а также новых технологий переподготовки специалистов.
Ключевые слова: глобальная финансовая система; геополитические риски; банковская система; маркетинговое управление; волатильность; финансово-кредитные институты; финансовые инновации; кредитоспособность банков.
MARKETING MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL INNOVATION IN BANKING SECTOR: COMPETENCY-BASED APPROACH
ANDREEVA L.YU.,
Doctor of Economics, Professor, Head of Department «Economics and Finance»,
Rostov State University of Railway Transport, e-mail: [email protected];
ANDREEVA A.V.,
PhD, Associate Professor of the Department of «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: [email protected];
© Андреева Л.Ю., Андреева А.В., Тимофеева М.С., 2014
TIMOFEEVA M.S.,
PhD, Associate Professor of the Department of «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: [email protected]
World financial crisis and emerging geopolitical risks have an essential impact on development of the Russian commercial banks. The economic sanctions which were applied against the Russian banking sector represent a high point of system failures in the financial and credit market. The Russian banking sector hasn't passed a market test in the conditions of realization of geopolitical risks. Marketing management of economic behavior of market members has to be aimed at ensuring the maximum transparency of financial flows. Limitation and asymmetry of information conduct to creation of uncertainty which in the conditions of financial imbalances leads to essential fluctuations of all financial market and market of banking services Hard lending of a ruble in relation to foreign currencies goes to show that the complex system of financial and marketing regulation is equitable to long-term interests of development of the Russian banking sector. Marketing management assumes not only expansion of a field of regulation, but co
also application of financial innovations, as well as new technologies of retraining of experts. £
о о
ZT
Keywords: global financial system; geopolitical risks; banking system; marketing management; volatility; finance and credit institutions; financial innovation; bank solvency.
JEL classification: M31, G17, G29.
Стремительно меняющаяся глобальная финансовая система по сложнопрогнозируемой множественной разнонаправленной траектории оказывает существенное влияние на все составляющие ее элементы, в том <С> числе и на финансовые институты, которые, в свою очередь, становятся все более уязвимыми к экзогенным угрозам и эндогенным шокам. Сложившаяся в настоящее время система управления финансовыми рисками не 5 в состоянии обеспечить управляемую волатильность финансовому рынку, следовательно, и относительную см стабильность функционирования финансовых институтов.
На динамику посткризисного развития российской банковской системы негативное влияние оказали следующие факторы: глобальный финансово-экономический кризис, высокий уровень заимствований на внешнем рынке, ограничение источников иностранного финансирования для российских банков и компаний, кризис ликвидности, введение новых стандартов и инструментов банковского регулирования, секторальные санкции, принятые против российских банков, а также решение об ограничениях программы «количественно- О го смягчения» в США, которые системно изменили траекторию движения капитала на глобальном финансовом 0 рынке.
После прекращения антикризисной программы финансового стимулирования роста экономики в глобализирующейся экономике стал наблюдаться феномен возвращения в долларовую форму финансового капитала, который на определенный период кризисного и посткризисного развития экономики стремился разместиться в различных активах, обеспечивающих сохранность, доходность и ликвидность. Возвращение капитала в доллар США обеспечил повышенный спрос и рекордный рост котировок американской валюты к корзине основных мировых валют. Важно выделить влияние этого фактора не только на динамику падения валют разных стран, но и на тенденцию снижения цены нефти как одного из финансовых активов.
Как отмечал в своей работе профессор О.Ю. Мамедов: «Экономика - это вечно взрывоопасное состояние, это постоянно бурлящий «котел», крышку которого может снести в любой момент. Новые проблемы вытесняют старые, и - к непреходящей радости «предсказателей от экономики» - уже некогда и некому вспоминать те «рекомендации», которые еще вчера легкомысленно раздавались экономистами. Кто сегодня, например, помнит пророков, совсем недавно рекомендовавших расставаться с долларов и евро, предвещая им неминуемый крах?» (Мамедов, 2010).
Профессор О.Ю. Мамедов, рассматривая методологические аспекты экономико-теоретического исследования, отличающие его от эмпирического исследования, в своей статье подчеркивает, что экономическое знание в настоящее время остается незначительным фактором экономического развития. Инертность экономического пространства определяет необходимость поиска новых инструментов регулирования экономики, эта инертность преодолевается интенсивностью экономического времени (Мамедов, 2010).
В условиях обострения геополитической ситуации и фактической приостановки экономического сотрудничества между Россией и развитыми странами вследствие введения санкций, перед Российской Федерацией
О
О
встает задача реструктуризации текущей бюджетной, монетарной и финансово-кредитной политики. Это определяет необходимость модернизации стратегии развития российских коммерческих банков, направленной на обеспечение финансовой устойчивости. Применение секторальных санкций не только ограничивает возможности привлечения необходимых ресурсов для развития российских банков, но и снизит в ближайшее время стоимость их акций и рейтинговую позицию на глобальном финансовом рынке.
Несмотря на значительный ущерб от действия санкций, Россия не стремится при реализации экономической политики ориентироваться на критерии западных стран для их снятия. Отношения между Российской Федерации и странами Евросоюза и США обострились в связи с агрессивным навязыванием Украине новой модели геоэкономического развития (соглашения об ассоциации). Форсированное продвижение соглашения об ассоциации вызвало протесты, политический переворот и эскалацию кризиса в этой стране.
После развала Советского Союза и образования Российской Федерации западные страны неоднократно выступали с угрозами введения санкций против РФ. В августе 1998 г., когда наша страна объявила дефолт по своим обязательствам, на Западе активно дискутировался вопрос об аресте зарубежных счетов Банка России. В августе 2008 г. на саммите Европейского союза в Брюсселе обсуждался вопрос о введении торгово-экономи-т ческих и финансово-банковских санкций против России в связи с так называемой агрессией Москвы против R Грузии. Участники саммита, в частности, предлагали заморозить или даже арестовать все зарубежные активы
>
российских банков.
О Профессор Ю.М. Осипов в известной работе «Российское перестроение как неизбежная актуальность»,
2 посвященной особенностям пореформенного развития нашей страны и причинам формирования экономиМ ческих дисбалансов, подчеркивал, что проводимые реформы не только не вывели страну из кризиса, но еще с более усугубили «имевшуюся кризисную ситуацию, дополнив ее уже своим собственным ею же самою порожденным кризисом» (Осипов, 2009).
Отмеченные Ю.М. Осиповым особенности развития экономики усугубляются усилением геополитической напряженности, в том числе санкциями, которые препятствуют развитию финансово-кредитной сферы. Экономические санкции вызывают финансовые дисбалансы в российской экономике, подрывают доверие аген-
0 тов к российским коммерческим банкам и тяжким бременем ложатся на инвестиционно-финансовую политику. 7 В условиях реализации рисков российские коммерческие банки снизили темпы роста, а некоторые сократили кредитование, стремясь изменить стратегию развития за счет концентрации усилий на качестве кредитной политики, на повышении эффективности. Стремясь снизить кредитные риски, банки используют финансовые инновации, ужесточают процедуры оценки рисков, совершенствуют скоринговые методики, со° кращают сети, маркетинговые бюджеты, а также расходы на подготовку и переподготовку банковских специ-
1 алистов. Такая ситуация требует разработки новых подходов и алгоритмов маркетингового управления. а также выдвигает новые требования к системам повышения квалификации в условиях модернизации страте-
2 гий развития (Когнитивные и маркетинговые стратегии взаимодействия финансовых институтов и их 2 контрагентов, 2012).
Изменение маркетинговой концепции управления взаимоотношениями банков и их клиентов в условиях а ограниченности ресурсов должно быть основано на построении современных бизнес-моделей управления, о использовании финансовых инноваций и концепции корпоративной идентичности. Для сохранения своей финансовой устойчивости на высококонкурентном рынке российские банки должны продуцировать новые технологии ведения бизнеса, нацеленные на реализацию стратегии развития, расширение целевой аудитории, снижение рисков и укрепление экономического доверия между сотрудниками, а также между банком и его клиентами (Андреева, Сомко, 2013).
В настоящее время бизнес-модели большинства банков немногим отличаются друг от друга и не дают им каких-либо преимуществ для роста, позиционирования на рынке, повышения эффективности деятельности. Перестраивая бизнес-модель на инновационный тип, руководство банка должно исходить из миссии банка, стратегии его развития, количества рынков, на которых присутствует банк, целевой аудитории и лояльных клиентов.
Приоритетом маркетингового управления развитием банков выступает эффективный выбор целевого рынка, системная оценка его привлекательности и поиск инструментов его освоения на основе продвижения банковских услуг. Продвижение современных банковских услуг могут осуществлять специалисты, которые сами хорошо знают финансовые продукты и готовы взять на себя часть ответственности за выбор определенного продукта, качество размещения средств клиента, формирование его лояльности к конкретному финансовому оператору. Менеджмент банков в настоящее время вынужденно овладевает методами новой модели маркетингового управления, которое направлено не только на разработку комплексных систем обслуживания клиентов, снижение рисков в процессе управления банковской деятельностью в условиях резкого замедления роста экономики, но и построения концепции корпоративной идентичности.
Категориальный смысл понятия «корпоративной идентичности» связан с комплексом визуальных элементов, основанных на доверии к конкретному финансовому институту, его имиджу и концепции развития. Маркетинговое управление созданием системы корпоративной идентичности коммерческих банков направлено на разработку и реализацию новых технологий расширения доли рынка, а также сегментирования рынка по клиентам (СотпвИззвп, 2003).
Корпоративная идентичность для потребителя банковских услуг непосредственно связана с целым комплексом визуальных элементов, включающих название коммерческого банка, логотип, маркетинговые технологии, рекламные компании, доступность банковских продуктов, страховую поддержку при заключении договора и уровень консалтинга для клиентов.
На современном рынке кредитно-финансовых услуг корпоративная идентичность связана, прежде всего, с доверием к банку и его продуктам, а также с маркетинговыми технологиями продвижения этих продуктов на рынок, с рекламными компаниями и инструментами формирования лояльности со стороны персонала к высшему менеджменту. Именно лояльность персонала позволяет разрабатывать и продвигать на рынок финансовые инновации в банковской сфере, расширять использование сложноструктурированных продуктов, формировать новые способы их продвижения на рынок. 00
Регулятивные меры, включающие словесные интервенции об изменении правил игры на финансово-кре- ¡5 дитном рынке, введении ограничений движения капитала и обязательной продажи российскими компаниями о экспортной выручки, только усиливали приближение российской экономики к точке бифуркации и снижали финансовую устойчивость банков, стимулируя формирование спекулятивной модели поведения кредитных см организаций. 2
Маркетинговое управление развитием отечественных банков должно быть направлено на повышение ак- 2 тивности их деятельности по кредитованию экономических агентов под надежные залоговые инструменты, 1 снижающие кредитные риски, а также способствующие формированию стимулов к производственной дея- о тельности компаний с целью обеспечения перехода к политике новой индустриализации экономики.
Доверие иностранных инвесторов к российской экономике можно быстро утратить вследствие реали- ^ зации геополитических рисков. Снижению доверия способствует «война санкций». Возвращения доверие национальных экономических агентов, по мнению В.В. Вольчика, А.А. Оганесян, обеспечивается наличием ^г позитивных ожиданий к результатам реализации взвешенной социально-экономической политики (Вольчик, Оганесян, 2010).
Современная система маркетингового управления основана на доверии между контрагентами. -<> Антикризисная система маркетингового управления строится на отличительных характеристиках корпоративной идентичности, которые формируют в процессе своего взаимодействия контрагенты рынка банковских ^ услуг. Не секрет, что в условиях снижения надежности российских банков их клиенты предпочитают взаимо- У действовать с наиболее известными операторами рынка. При этом для клиентов-вкладчиков и клиентов-заем- 0 щиков наиболее весомым фактором при выборе коммерческого банка, с которым стремится взаимодействовать ^ клиент, в настоящее время является уровень консалтинга, который связан с компетенциями специалистов, их о заинтересованностью в выборе эффективных схем кредитования клиентов.
Для формирования высокого уровня компетенций специалистов в системе банковского консалтинга финансовым организациям приходится постоянно искать специалистов, способных накапливать знания и опыт, ш а также оценить ситуацию на рынке и дать необходимую консультацию.
В настоящее время носителями таких знаний чаще всего выступают преподаватели вузов, которые хорошо знают не только практику банковского дела, но и экономическую теорию, институциональную экономику, маркетинг, разбираются в современных бизнес-процессах.
Концепция маркетингового управления корпоративной идентичностью является в настоящее время наиболее эффективной в связи с тем, что она формируется в процессе построения взаимоотношений с клиентами не только по вопросу консалтинга в области выбора инновационных банковских продуктов, но и по проблеме выбора партнеров, не склонных к оппортунистической модели поведения на рынке. Профессионалы банковского дела могут всесторонне оценить кредитоспособность и финансовую устойчивость контрагентов своих клиентов. Местные банки, формирующие стратегию маркетингового управления, используют консалтинг для укрепления своих позиций на рынке, они стремятся расширять знания своих специалистов на основе формирования дополнительных компетенций в области риск-менеджмента, оценки стоимости бизнеса, страхования рисков.
Закрытие для российских коммерческих банков внешних источников финансирования, которые выступали основой политики кредитной экспансии и являлись одним из основных факторов экономического роста российской экономики, определило необходимость поиска ими новых инструментов продуцирования финансовых потоков для своей деятельности.
Введение финансовых ограничений в отношении российских банков снижает эффективность формата корпоративной идентичности и ограничивает возможность применения целой линейки маркетинговых продуктов, формирующих доверие клиентов к кредитной организации. Санкции снижают конкурентоспособность российских банков, искажают действие инструментов измерения и оценки рисков, и, что является самым опасным, - замедляют спрос на российском рынке и приводят к стагнации экономики.
В июле 2014 г. Евросоюз и США от применения точечных санкций в отношении отдельных физических лиц и компаний перешли к мерам против целых секторов экономики России, в том числе банковского, оборонного и энергетического. Санкции, введённые Евросоюзом, распространяются на 15 российских компаний и 5 банков с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк).
Ограничения со стороны западных стран были введены в отношении нефтегазовых предприятий: «Роснефти», «Газпромнефти» и «Транснефти», а также компаний, производящих военные технологии и товары двойного назначения, среди которых можно назвать следующие: «Уралвагонзавод», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), концерн «Калашников», «Оборонпром», «Сириус», Тульский оружейный за-m вод, НПО «Базаль», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Химкомпозит» и концерн r «Технологии машиностроения».
m Следствием введения утвержденных санкций является запрет для европейских инвесторов на оказание
O услуг по долговому финансированию попавшим под санкции российских банков с государственным участием, N прежде всего, ограничение на выдачу кредитов на срок более 30 дней, покупку или продажу новых облига-M ций, акций и ценных бумаг сроком обращения более 30 дней. Ограничение для российских банков доступа C на европейский рынок капитала снизило их ликвидность и создало проблемы с реализацией утвержденных
• стратегий развития, что негативным образом повлияло на обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
• Ведомство министерства финансов США, отвечающее за реализацию санкций США, закрыло доступ на рынок капитала для российских государственных компаний, запретив экономическим агентам операции по
0 предоставлению этим банкам долгового финансирования нового акционерного капитала. Ограничения распространены на проведение транзакций и других операций с новыми акциями и долговыми инструментами этих банков.
• Евросоюз в конце июля 2014 г. также значительно расширил санкции против России, ограничив секторальное сотрудничество и доступ государственных финансовых институтов России к рынкам ка° питала ЕС.
1 В качестве негативных результатов действия секторальных санкций следует назвать не только ограни-
• чение ресурсов для осуществления деятельности, но и резкое обесценивание ценных бумаг, снижение инве-
2 стиционной привлекательности отечественного банковского сектора. Это определяет необходимость поиска
2 российскими банками новых направлений и инструментов развития на основе применения концепции маркетингового управления.
а Сохранение целевых прямых и косвенных санкций, направленных на ослабление экономики нашей стра-
т ны, снижение цены на нефть вкупе с девальвацией рубля свидетельствует о том, что российская экономика
находится в точке бифуркации. Возрастающие риски в отечественном банковском секторе и финансово-кре-
3 „ „
дитной системе в целом свидетельствуют о надвигающейся возможности сползания российской экономики,
которая находится в стагнации с начала 2014 г., в состояние глубокой рецессии.
Снижение курса рубля по отношению к мировым резервным валютам практически компенсировало российскому бюджету выпадающие доходы от снижения цен на нефть, но российские компании, коммерческие банки и население начинают испытывать значительные трудности не только от инфляции, но и от ослабления российской валюты. Падение курса рубля свидетельствует и о сокращении активности экономических агентов, которое проявляется в снижении их платежеспособности и финансовой устойчивости. Снижение покупательной способности населения приводит к увеличению спроса на кредитные ресурсы банков.
Решение Центробанка о переходе к плавающему курсу рубля и инфляционному таргетированию не сократило спрос на валюту со стороны агентов финансового рынка, значительную часть которых составляют коммерческие банки, реализующие спекулятивную модель поведения.
Падение курса национальной валюты усиливает инфляционные ожидания и снижает доверие агентов рынка к регулирующим мерам антикризисного характера, следовательно, ограничивает возможность влияния на экономическое поведение населения и предприятий. Хаотичность поведения экономических агентов рынка банковских услуг может способствовать усилению дисбалансов в этой сфере и даже вызвать «банковскую панику».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Л.Ю., Сомко М.Л. (2013). Система профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации работников крупных компаний как фактор экономической динамики // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. № 6.
Вольчик В.В., Оганесян А.А. (2010). Институциональные условия предпринимательской деятельности в контексте последствий глобализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. TERRA ECONOMICUS, т. 10, № 2.
Когнитивные и маркетинговые стратегии взаимодействия финансовых институтов и их контрагентов (2012) / Л.Ю. Андреева, О.В. Грищенко, В.Г. Шелепов и др. М.: Вузовская книга.
Кравченко Е. (2014). S&P назвало банковскую систему России наиболее уязвимой среди развивающихся стран. Доступно на: http://www.vedomostL.ru/finance/news/36197081/sp.
Мамедов О.Ю. (2010). Экономика и экономисты (мучительные вопросы - смутные ответы) // TERRA ECONOMICUS, т. 8, № 2, с. 7.
Осипов Ю.М. (2009). Российское перестроение как неизбежная актуальность // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. № 5(65), с. 9.
Cornelissen J.P. (2003). Managing corporate identity: an integrative framework of dimensions and determinants / J. P. Cornelissen, W. J. L. Elving // Corporate Communications: An International Journal, no. 8(2), pp. 114-120.
В настоящее время, по мнению экспертов, российский банковский сектор является наиболее уязвимым из семи банковских систем крупнейших развивающихся рынков: Китая, Бразилии, Индии, Мексики, ЮАР и Турции.
Западные санкции и снижение экономического роста сильно усложнили условия работы для российских банков в условиях ухудшения ситуации на глобальном финансовом рынке и в связи с решением крупнейших центробанков мира по отзыву ликвидности, отмечают эксперты рейтингового агентства Standard & Poor's (Кравченко, 2014).
Согласно выводам экспертов, на сегодняшний день почти 70% российских кредитных организаций имеют негативный прогноз по рейтингу. Это связано с тем, что западные санкции напрямую затрагивают более 50% активов российского банковского сектора, поскольку связаны с ограничениями доступа к европейскому и американскому рынкам капитала.
В российском банковском секторе сейчас достаточно ликвидности, чтобы расплатиться с внешними долгами до конца 2015 г., но при сохранении финансовых санкций условия привлечения ресурсов для экономических агентов российской экономики будут ограничиваться и ужесточаться. Ограничение возможности привлекать ресурсы с глобального рынка ухудшает финансовую устойчивость российских банков. Увеличение 00 стоимости фондирования снижает для клиентов кредитных организаций привлекательность российских опе- i раторов, что самым негативным образом отражается на стратегии формирования корпоративной идентич- о ности.
Управление корпоративной идентичностью представляет собой стратегически важный фактор для со- см временного банковского сектора России в связи с тем, что значительную часть ликвидности отечественных z кредитных организаций обеспечивают депозиты крупных российских компаний. Ситуация усугубляется тем, что депозиты корпоративных клиентов - это краткосрочные ресурсы, которые находятся в распоряжении банков непродолжительный срок. При этом крупные корпоративные клиенты российских банков как держа- q тели средств также попали под действие санкционных инструментов.
У многих российских компаний возникли ограничения с привлечением ресурсов с глобального рын- ^ ка, они больше не являются агентами со свободным доступом к рынку глобального финансового капитала. Иностранные партнеры выходят из систем взаимодействия с российскими кредитными организациями, опаса- ^г ясь применения санкций за сотрудничество с Россией.
Фактическое сворачивание планов проведения структурных реформ в инвестиционно-финансовом секторе делает банки основными игроками финансово-кредитного рынка, стимулировать активность которых -<> можно на основе модели маркетингового управления и компетентностного подхода к развитию финансовых инноваций в банковском бизнесе. US
Плавающий курс рубля выступает в настоящее время основным инструментом маркетингового управле- IC ния развитием банковского сектора, стимулирующим разработку финансовых инноваций для обеспечения q стабильности отечественного рынка банковских услуг. Переход к плавающему курсу рубля направлен на ^ упрочение экономического доверия агентов рынка банковских услуг к российской валюте и снижение спеку- о
ш
лятивных трендов.
С а а
REFERENCES
Andreeva L. Yu, SomkoM.L. (2013). The system of professional competencies, retraining and advanced training of employees of large companies as a factor of economic dynamics. The philosophy of the economy. Almanac of the Center for Social Sciences and the Faculty of Economics of MV Lomonosov Moscow State University Lomonosov, no. 6. (In Russian.)
Cognitive and marketing strategies of interaction of financial institutions and their counterparts (2012). L.Yu Andreeva, OV Grishchenko, VG Shelepov and others. M.: The university book. (In Russian.)
Cornelissen J.P. (2003). Managing corporate identity: an integrative framework of dimensions and determinants. J.P. Cornelissen, W.J.L. Elving. Corporate Communications: An International Journal, 8(2), pp. 114-120.
KravchenkoE. (2014). S & P's called the Russian banking system among the most vulnerable developing countries. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/36197081/sp. (In Russian.)
Mamedov O. (2010). Economics and economists (painful questions - vague answersj. TERRA ECONOMICUS, vol. 8, no. 2. (In Russian.)
Osipov Y.M. (2009). Russian rebuild as an inevitable urgency. The philosophy of the economy. Almanac of the Center for Social Sciences and the Faculty of Economics of MV Lomonosov Moscow State University Lomonosov, A no. 5(65), pp. 9. (In Russian.)
m Volchik V.V., Ovanesyan A.A. (2010). Institutional business environment in the context of the consequences of
q globalization. The Newsletter of the Rostov State University. TERRA ECONOMICUS, vol. 10, no. 2. (In Russian.) N
0
1 o
cz co
2 O
TO
л Q О —t СГ
3