Научная статья на тему 'СПРАВЕДЛИВЫЕ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЗДОРОВОЙ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ'

СПРАВЕДЛИВЫЕ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЗДОРОВОЙ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВАЯ СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ЕЕ КРИТЕРИИ / СПРАВЕДЛИВЫЕ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ (СГН)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвацкая Е.Е., Коршунова О.В., Штуккерт А.Л.

Цель исследования - теоретическое представление конструкта «здоровая спортивная среда» через экологический (материальный), гигиенический, педагогический и социально-психологический критерии, с учетом типа трудностей/проблем спортсменов, а также частичное эмпирическое обоснование социально-психологического критерия через выявление типичных правил спортивной группы/команды и оценки целесообразности справедливых групповых норм (далее СГН) в реальных условиях спортивной деятельности. Методика и организация исследования. Теоретический анализ литературы; метод незаконченных предложений для определения типичных норм в спорте «Правила группы/команды, которые были в моей спортивной карьере - это…» (не менее трех) с участием экс-спортсменов разных видов спорта (n=138, мужчины - 75, женщины - 63, возраст 21 - 32); контент-анализ; оценка целесообразности и эффективности разработки СГН осуществлена в нескольких командах г. Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. в формате пилотажного эксперимента. Результаты исследования и выводы. Предложен подход к определению конструкта «здоровая спортивная среда» в узком и широком смыслах. Отмечено типичное количество групповых правил в спортивной карьере у респондентов, преобладание правил организационного характера и негативных их формулировок (чаще начинаются с «не» и «нельзя»), шаблонность. Признакам СГН большая часть правил не соответствует. Обозначены условия разработки СГН для спортсменов/команды. Целесообразность и эффективность разработки СГН определена при работе с несколькими командами Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIR GROUP NORMS AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL CRITERION OF A HEALTHY SPORTS ENVIRONMENT

Objective of the study was a theoretical presentation of the “healthy sports environment” construct through environmental (material), hygienic, pedagogical and socio-psychological criteria, taking into account the type of difficulties/problems of athletes, as well as a partial empirical substantiation of the socio-psychological criterion through the identification of typical rules of a sports group/teams and assessing the appropriateness of fair group norms (hereinafter referred to as FGN) in the real conditions of sports activities. Methods and structure of the study. Theoretical analysis of literature; method of incomplete sentences for determining typical norms in sports “The rules of the group/team that were in my sports career are…” (at least three) with the participation of ex-athletes of different sports (n=138, men - 75, women - 63, age 21 - 32); content analysis; the feasibility and effectiveness of the development of the FGN was assessed in several teams in St. Petersburg in 2021-2022. in the form of a pilot experiment. Research results and conclusions. An approach to the definition of the construct "healthy sports environment" in the narrow and broad senses is proposed. A typical number of group rules in a sports career among respondents, the predominance of rules of an organizational nature and their negative formulations (more often they begin with “not” and “not”), and stereotypes are noted. Most of the rules do not correspond to the signs of fair group norms. The conditions for the development of fair group norms for athletes/teams are indicated. The feasibility and effectiveness of the development of FGN was determined when working with several teams in St. Petersburg in 2021-2022.

Текст научной работы на тему «СПРАВЕДЛИВЫЕ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЗДОРОВОЙ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ»

СПРАВЕДЛИВЫЕ ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ

ЗДОРОВОЙ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

УДК/UDC 159.9

Поступила в редакцию 29.10.2022 г.

Информация для связи с автором: e.hvackaya@lesgaft.spb.ru

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1 Кандидат психологических наук О.В. Коршунова1 А.Л. Штуккерт1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

FAIR GROUP NORMS AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL CRITERION OF A HEALTHY SPORTS ENVIRONMENT

PhD, Associate Professor E.E. Khvatskaya1 PhD O.V. Korshunova1 A.L. Shtukkert1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретическое представление конструкта «здоровая спортивная среда» через экологический (материальный), гигиенический, педагогический и социально-психологический критерии, с учетом типа трудностей/проблем спортсменов, а также частичное эмпирическое обоснование социально-психологического критерия через выявление типичных правил спортивной группы/команды и оценки целесообразности справедливых групповых норм (далее СГН) в реальных условиях спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Теоретический анализ литературы; метод незаконченных предложений для определения типичных норм в спорте «Правила группы/команды, которые были в моей спортивной карьере - это...» (не менее трех) с участием экс-спортсменов разных видов спорта (п=138, мужчины - 75, женщины - 63, возраст 21 - 32); контент-анализ; оценка целесообразности и эффективности разработки СГН осуществлена в нескольких командах г. Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. в формате пилотажного эксперимента.

Результаты исследования и выводы. Предложен подход к определению конструкта «здоровая спортивная среда» в узком и широком смыслах. Отмечено типичное количество групповых правил в спортивной карьере у респондентов, преобладание правил организационного характера и негативных их формулировок (чаще начинаются с «не» и «нельзя»), шаблонность. Признакам СГН большая часть правил не соответствует. Обозначены условия разработки СГН для спортсменов/команды. Целесообразность и эффективность разработки СГН определена при работе с несколькими командами Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг.

Ключевые слова: здоровая спортивная среда, ее критерии, справедливые групповые нормы (СГН).

Abstract

Objective of the study was a theoretical presentation of the "healthy sports environment" construct through environmental (material), hygienic, pedagogical and socio-psychological criteria, taking into account the type of difficulties/ problems of athletes, as well as a partial empirical substantiation of the socio-psychological criterion through the identification of typical rules of a sports group/teams and assessing the appropriateness of fair group norms (hereinafter referred to as FGN) in the real conditions of sports activities. Methods and structure of the study. Theoretical analysis of literature; method of incomplete sentences for determining typical norms in sports "The rules of the group/team that were in my sports career are..." (at least three) with the participation of ex-athletes of different sports (n=138, men - 75, women - 63, age 21 - 32); content analysis; the feasibility and effectiveness of the development of the FGN was assessed in several teams in St. Petersburg in 2021-2022. in the form of a pilot experiment.

Research results and conclusions. An approach to the definition of the construct "healthy sports environment" in the narrow and broad senses is proposed. A typical number of group rules in a sports career among respondents, the predominance of rules of an organizational nature and their negative formulations (more often they begin with "not" and "not"), and stereotypes are noted. Most of the rules do not correspond to the signs of fair group norms. The conditions for the development of fair group norms for athletes/teams are indicated. The feasibility and effectiveness of the development of FGN was determined when working with several teams in St. Petersburg in 2021-2022.

Keywords: healthy sports environment, its criteria, fair group norms (FGN).

Введение. Спортивная деятельность - одна из мощнейших сфер влияния на человека. Чем младше спортсмен, тем в большей степени характер данного влияния двойственен и неоднозначен: или раннее включение в спорт как ресурс для освоения и совершенствования социальной роли «спортсмена», или как источник эмоционального неблагополучия [2, 3, 5, 6, 7].

Экологический подход к развитию спортивно одаренных детей для успешного перехода из юниоров в спорт высших достижений основан на создании среды, включающей объединение усилий всех субъектов спортивной карьеры (тренеры,

родители), и на долгосрочности вместо установки на быстрый результат и др. [1, 5, 7, 9].

Одним из механизмов формирования социально-психологического аспекта здоровой среды и ее критерием выступают СГН, которые едины для всех, повышают эффективность работы группы, не унижают ее участников [5, 8].

Цель исследования - теоретическое представление конструкта «здоровая спортивная среда» через экологический (материальный), гигиенический, педагогический и социально-психологический критерии, с учетом типа трудностей/проблем

44

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

спортсменов, а также частичное эмпирическое обоснование социально-психологического критерия через выявление типичных правил спортивной группы/команды и оценки целесообразности справедливых групповых норм (далее СГН) в реальных условиях спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе исследования применялись: теоретический анализ литературы; метод незаконченных предложений для определения типичных норм в спорте «Правила группы/команды, которые были в моей спортивной карьере - это...» (не менее трех) с участием экс-спортсменов разных видов спорта (n=138, мужчины - 75, женщины - 63, возраст 21-32); контент-анализ; оценка целесообразности и эффективности разработки СГН осуществлена в нескольких командах г. Санкт-Петербурга в 2021-2022 гг. в формате пилотажного эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждения. Говоря о «спортивной среде», мы будем иметь спортивную среду спортивной школы. Одно из наших более ранних определений - это «образовательная среда спортивной школы» [4], которое в контексте понятия «спортивная среда» является его определением в узком смысле.

Спортивную среду (среду спортивной школы) можно рассмотреть: а) как «среду обитания» всех участников/субъектов спортивной деятельности; б) как режим спортивной школы (расписание, нагрузка тренеров и спортсменов с учетом этапа подготовки); в) как комплекс условий для сопряженного развития задач спортивной подготовки в соответствии с этапом и возрастных задач развития детей и подростков; г) как систему взаимоотношений всех участников/субъектов спортивной деятельности.

Основанием для отнесения спортивной среды к «здоровой» или «нездоровой» является и тип трудностей/проблем, с которыми спортсмены сталкиваются в процессе освоения и совершенствования спортивной деятельности: 1) адекватные трудности/проблемы связаны с психологическими особенностями детско-юношеского спорта; кризисами-переходами и ситуативными кризисами спортивной карьеры; задачами обучения в соответствии с этапом спортивной подготовки; возрастными задачами развития (life-span) (П. Балтес); 2) неадекватные (чрезмерные) трудности/проблемы детерминированы невозможностью определения «идеального» типа детей на начальной этапе спортивной подготовки; несоответствием способностей части юных спортсменов требованиям избранного вида спорта; форсированной подготовкой; деструктивным отношением значимых взрослых (родителей и тренера) к занятиям ребенка спортом, установкой «или-или» - или спорт, или учеба [5].

Здоровая спортивная среда характеризуется: а) по экологическому (материальному) критерию - соответствием всех помещений, инвентаря и пр. санитарно-гигиеническим требованиям; б) по гигиеническому критерию - оптимальными (т.е. соответствующими возрасту, полу, этапу спортивной подготовки, подготовленности) физическими и психическими нагрузками спортсменов и тренеров; в) по педагогическому критерию -субъектно-субъектными технологиями обучения и воспитания; г) по социально-психологическому критерию - СГН построения взаимоотношений между администрацией, тренерами, родителями, спортсменами; д) наличием адекватных трудностей / проблем юных спортсменов.

Термин «здоровая спортивная среда» применим в отношении спортивной группы или команды в ситуации тренировочных занятий и соревнований.

Контент-анализ 1020 ответов респондентов (n=138) в отношении групповых правил или правил команды, которые были в их спортивной карьере, позволил выделить типичные моменты (на данном этапе исследования нас интересовала категория

«общее»): 1. Количество правил - 3-9 (больше правил у мужчин, чем у женщин). 2. Перечень норм и правил независимо от пола включал 86,96% правил организационного характера («не опаздывать», «убрать инвентарь» и др.) и лишь 13,04% правил межличностного характера («стоп», «не драться», «слушать тренера» и др.) 3. Шаблонность («один за всех и все за одного», «тренер всегда прав...», «мы-команда», «не отвлекаться» и др.) 4. Формулировки. Чаще правила начинались с «не» и «нельзя» («не толкаться», «нельзя пропускать тренировку» и т.п.).

Таким образом, функция позитивного ориентира в поведении и межличностном взаимодействии в данных правилах в системах «тренер-спортсмен/команда», «спортсмен-спортсмен» была недостаточной.

При «реконструкции» и разработке СГН учитывался ряд действенных и проверенных ранее условий [5]: 1. Правил не должно быть много (не более 10). Чем младше спортсмены, тем меньше - не более пяти. 2. Формулировка большего количества правил в позитивном ключе (как ориентир в поведении) («слушать внимательно», «обсуждаем спокойно», «поддержи» и пр.) 3. С точки зрения обеспечения безопасности - несколько правил-запретов. 4. По возможности -совместное обсуждение правил и оформление их в разных формах (кроссовки, мяч, звезда, футболка и др.) или в более лаконичной формулировке или образе, смысл которых для всех един.

Правила команды на основе признаков СГН реализованы в процессе подготовки к финалу Первенства России среди команд субъектов РФ по женскому футболу 2022 Ш9 в сборной команде г. Санкт-Петербурга, а также в процессе подготовки команды ГБУ СШОР № 2 Невского района г. Санкт-Петербурга к полуфиналу Первенства РФ по волейболу среди девушек 2008 г. р. и моложе (2021). Их эффективность подтверждена положительной оценкой тренеров, высоким спортивным результатом команд, что отражено в актах внедрения результатов научной работы в практику.

Выводы. Конструкт «здоровая спортивная среда» может быть определен на основе экологического (материального), гигиенического, педагогического и социально-психологического критериев и через тип трудностей юных спортсменов (адекватных/неадекватных (чрезмерных).

Выявлена типичность групповых правил/норм в спортивной карьере на основе ретроспективного подхода по количеству, по преобладанию негативных и шаблонных формулировок и правил организационного характера, а также в целом их несоответствие признакам СГН.

СГН являются индикатором социально-психологического критерия здоровой спортивной среды, способствуя конструктивному поведению в межличностных отношениях по принципу «для того, чтобы». Целесообразность их разработки и эффективность реализации оценены в процессе решения конкретных задач спортивной подготовки в реальных условиях (по спортивному результату, по удовлетворенности участников команды, что отражено в актах внедрения).

Статья выполнена в рамках государственного задания НГУ им. П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург по теме НИР «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023).

Литература

1. Веракса А. Н. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии // А. Н. Веракса, С. В. Леонов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 4. -С. 78-84.

2. Горская Г. Б. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности: монография / Г. Б. Горская. - Краснодар, 2022. -172 с.

3. Коршунова О. В. Межличностная проблема: страх ребенка перед тренером / О. В. Коршунова // Материалы XII Всероссийской

№1 • 2023 Январь | Januar

http://www.teoriya.ru

научно-практич. конференции с междунар. участием «Хоккей будущего»; НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2019. - С. 76-80.

4. Сальников В. А. Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А. Сальников, Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Андрущишин и др. - Омск: СибАДИ, 2020. - С. 261324.

5. Хвацкая Е. Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды ДЮСШ / Е. Е. Хвацкая // Материалы XX Междунар. конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». 16-18 декабря 2016 г.: [в 2 ч.] - Ч. 1. - СПб., 2016. - С. 627-630.

6. Штуккерт А. Л. Мотивация или самооценка - что важнее на начальном этапе спортивной подготовки (на примере бокса) / Л. К. Серова, А. Л. Штуккерт // Спортивный психолог. - 2021. - № 3 (60). -С. 18-21.

References

1. Veraksa A.N., Leonov S.V. Ekologicheskiy podkhod U. Bronfenbrenne-ra v sportivnoy psikhologii [W. Bronfenbrenner's Ecological Approach in Sports Psychology Bulletin of Moscow University]. Seriya 14. Psik-hologiya. 2009. No. 4. pp. 78-84.

2. Gorskaya G.B. Lichnostnyye i sredovyye faktory sportivnoy deyatel-nosti [Personal and environmental factors of sports activity]. Krasnodar, 2022. 172 p.

3. Korshunova O.V. Mezhlichnostnaya problema: strakh rebenka pered trenerom. Khokkey budushchego [Interpersonal problem: the child's fear of the coach. Hockey of the future]. Proceedings national scientific-

practical conferences with international participation; Lesgaft NSU. St. Petersburg, 2019. pp. 76-80.

4. Salnikov V.A., Babushkin G.D., Andrushchishin I.F. et al. Psikho-logicheskiye faktory uspeshnosti v sportivnoy deyatelnosti [Psychological factors of success in sports activities]. Omsk: SibADI publ., 2020. pp. 261-324.

5. Khvatskaya E.E. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye subyektov ob-razovatelnoy sredy DYUSSH [Psychological support of the subjects of the educational environment of the Youth Sports School]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vsekh [Olympic Sport and Sport for All]. Proceedings International Congress December 16-18, 20l6. Part 1. St. Petersburg, 2016. pp. 627-630.

6. Serova L.K., Shtukkert A.L. Motivatsiya ili samootsenka - chto vazh-neye na nachalnom etape sportivnoy podgotovki (na primere boksa) [Motivation or self-esteem - what is more important at the initial stage of sports training (on the example of boxing)]. Sportivnyy psikholog. 2021. No. 3 (60). pp. 18-21.

7. Positive Psychology in Sport and Physical Activity: An Introduction. (Ed.) Ab. Brady, Br.Grenville-Cleave. 1st. ed. London, New York, Rout-ledge, 2017, 290p.

8. Snyder M., Snyder R. L., R.L. Snyder Sr. The Young Child As Person: toward the development of healthy conscience. New York, Human Sciences Press, 1980. 194 p.

9. Stambulova N., Ryba T., Henriksen K. Career development and transitions of athletes: the International Society of Sport Psychology Position Stand Revisited. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2020, Mar. P.1. pp. 27-32.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Кандидат биологических наук, профессор Н.Е. Калинина1 Е.А. Горбунов1

волгоградский государственный технический университет, Волгоград

УДК/1ТОС 796.011.3

Ключевые слова: упражнения циклического характера, выносливость, общая работоспособность.

Введение. Развитие физических качеств будущих архитекторов обуславливается особенностями их профессиональной деятельности. Статическая выносливость помогает удерживать рабочую позу сидя и стоя, согнувшись под углом 30-45° длительное время, а общая выносливость повышает резистентность организма и работоспособность специалиста [1].

Цель исследования - выявить особенности развития выносливости у студентов - архитекторов в течение четырех лет обучения.

Методика и организация исследования. Под наблюдением находились студенты факультета архитектуры и градостроительства в количестве 125 человек - 42 мужчины (м) и 83 женщины (ж). Объем занятий на 1-2-х курсах - 4 часа в неделю, на 3-4-х - 2 часа. Применяемые средства: ОРУ, упражнения циклического характера - длительный бег со скоростью 6,54-8,71 км/ч (м) и 5,87-7,17 км/ч (ж), специальные беговые упражнения, ускорения. Тяжесть физической нагрузки по частоте пульса (ЧП) - 140-160 уд/мин. Критерии оценки общей выносливости на 1-м курсе - результаты в беге на 1000 м (м, ж), силовой выносливости - «отжимания» (м, ж); на 2-4-м курсах - в беге на 3000 м (м), 2000 м (ж), «вис на высокой перекладине» (м), «планка» (ж). Адаптация и физическая нагрузка контролировались реакцией на четырехминутную ходьбу вверх-вниз по этажам (Н. М. Амосов, И. В. Муравов) с расчетом ЧП (уд/мин), МР (кгм/кг), МПК (мл/мин/кг). Функциональное состояние определялось по индексам Скибинской (ИС) и Рюфье (ИР).

Результаты исследования и их обсуждение. После двух лет обучения наблюдается значительное повышение пока-

DEVELOPING THE ENDURANCE OF FUTURE ARCHITECTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY

PhD, Professor N.E. Kalinina1 E.A. Gorbunov2

'Volgograd State Technical University, Volgograd

Поступила в редакцию 10.10.2022 г.

зателей в беге на 1000 м (м) - 3,12±0,36 мин, что на 33,2% выше, чем при поступлении. У женщин прирост составляет 30,1%. Силовые параметры возросли на 18,6% (м) и на 15,2% (ж). На 3-4-м курсах отмечается снижение всех показателей до исходного уровня. Функциональное состояние остается стабильным и достаточно высоким: ИС - 28,5-29,8 ед, ИР - 10 ед. на всех курсах, оценка «хорошо» и «отлично». Причем, исходные показатели ИС - 28,5 ед. (м) и 17,9 ед. (ж) указывают на благоприятное влияние физических упражнений на организм студентов.

Четырехминутное восхождение по этажам на каждом курсе оценивается «хорошо» и «отлично», достигнув показателей МР - 24,5-25,2 кгм/мин/кг, МПК - свыше 50 мл/мин/кг, что характеризует адаптацию к интенсивности выполняемых физических упражнений.

Выводы. Упражнения циклического характера и силовой направленности в объеме 4 часов в неделю могут развивать и поддерживать на достаточно высоком уровне физические качества «общая» и «специальная выносливость». Два часа в неделю и отсутствие самостоятельных занятий приводят к резкому снижению выносливости и, в конечном итоге, могут стать причиной падения показателей общей и профессиональной работоспособности.

Литература

1. Карагодина А. М. Развитие специальных психофизических качеств будущих архитекторов средствами физической культуры и спорта / А. М. Карагодина // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 0708 октября 2021 года // Воронежский государственный институт физической культуры. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. - С. 164-168.

Информация для связи с автором: amkara2737@yandex.ru

46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.