Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И ТРУДНОСТИ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ'

ПРИЧИНЫ И ТРУДНОСТИ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малах Ольга Николаевна

Введение. Период наивысших спортивных достижений приходится на студенческий возраст, и основу сборных команд страны составляют именно студенты, поэтому возникает необходимость в сохранении перспективных спортсменов в спорте высших достижений» в период обучения в вузе. В связи с этим целью работы было выявить причины и проблемы завершения спортивной карьеры спортсменами, обучающимися в вузе. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 63 студента факультета физической культуры и спорта учреждения образования «Витебский государственной университет имени П. М. Машерова», закончившие спортивную карьеру в период обучения в вузе. Все студенты были разделены на две группы по уровню спортивной квалификации. Для выявления трудностей завершения спортивной карьеры было проведено анкетирование. Результаты исследования. Среди основных причин завершения спортивной карьеры большинство респондентов в первой группе назвали достижение пика карьеры (50,0 %), а во второй - отсутствие результата и травма (55,6 % и 29,8 % соответственно). Большая часть студентов не испытывала проблем, связанных с завершением спортивной карьеры, соответственно 77,8 % и 55,6 %. Вместе с тем большинство высококвалифицированных спортсменов нуждаются в постспортивной помощи (58,3 %). Заключение. Независимо от спортивной квалификации основными причинами завершения спортивной карьеры являются снижение спортивных результатов, травмы и финансовые трудности. Завершая спортивную карьеру, студенты-спортсмены испытывают трудности, которые достигают характера кризиса при наиболее высокой спортивной квалификации. «Все спортсмены-студенты испытывают трудности, связанные с негативными эмоциональными состояниями, которые они переживают в данный период, и необходимостью профессионального самоопределения». Большинство студентов-спортсменов двух групп необходимыми видами помощи считают медицинскую, финансовую и психологическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малах Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR AND DI CULTIES OF ENDING A SPORTS CAREER BY STUDENT-ATHLETES

Introduction. The period of the highest sports achievements falls on the student age, and students provide the basis of the national teams. Therefore, there is a need to retain promising athletes in high-performance sports during their studies at university. In this regard, the study objective was to identify the causes and problems of the sports career termination by athletes studying at university. Materials and methods. The study involved 63 students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the P. M. Masherov Vitebsk State University, who finished their sports career during their studies at university. All students were divided into two groups according to their sports qualifications. A questionnaire was employed to identify the di culties of terminating a sports career. Results. The primary reasons for quitting a sports career, which were named by most of the respondents, included a career peak achieved (50.0 %) - in the first group; and the lack of results and injury (55.6 % and 29.8 %, respectively) - in the second group. Most of the students did not experience issues related to the sports career termination, 77.8 %, and 55.6%, respectively. At the same time, the great number of highly qualified athletes needed postsports assistance (58.3 %). Conclusion. The study has indicated that regardless of sports qualifications, the main reasons for sports career termination are a decrease in sports performance, injuries, and financial di culties. When ending a sports career, student-athletes with higher sports qualifications experience di culties reaching a crisis level. The gravest problems for all student-athletes are those related to negative emotional states experienced by them in this period and the need for professional self-determination. The majority of student-athletes in the two groups consider it necessary to have medical, financial, and psychological assistance.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И ТРУДНОСТИ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 796

Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-437-445

Оригинальная статья

Причины и трудности завершения спортивной карьеры студентами-спортсменами

О. Н. Малах

Витебский государственной университет имени П. М. Машерова,

г. Витебск, Республика Беларусь malaholga1@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3515-0431

Аннотация. Введение. Период наивысших спортивных достижений приходится на студенческий возраст, и основу сборных команд страны составляют именно студенты, поэтому возникает необходимость в сохранении перспективных спортсменов в спорте высших достижений»» в период обучения в вузе. В связи с этим целью работы было выявить причины и проблемы завершения спортивной карьеры спортсменами, обучающимися в вузе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 63 студента факультета физической культуры и спорта учреждения образования «Витебский государственной университет имени П. М. Машерова», закончившие спортивную карьеру в период обучения в вузе. Все студенты были разделены на две группы по уровню спортивной квалификации. Для выявления трудностей завершения спортивной карьеры было проведено анкетирование.

Результаты исследования. Среди основных причин завершения спортивной карьеры большинство респондентов в первой группе назвали достижение пика карьеры (50,0 %), а во второй - отсутствие результата и травма (55,6 % и 29,8 % соответственно). Большая часть студентов не испытывала проблем, связанных с завершением спортивной карьеры, соответственно 77,8 % и 55,6 %. Вместе с тем большинство высококвалифицированных спортсменов нуждаются в постспортивной помощи (58,3 %).

Заключение. Независимо от спортивной квалификации основными причинами завершения спортивной карьеры являются снижение спортивных результатов, травмы и финансовые трудности. Завершая спортивную карьеру, студенты-спортсмены испытывают трудности, которые достигают характера кризиса при наиболее высокой спортивной квалификации. «Все спортсмены-студенты испытывают трудности, связанные с негативными эмоциональными состояниями, которые они переживают в данный период, и необходимостью профессионального самоопределения» . Большинство студентов-спортсменов двух групп необходимыми видами помощи считают медицинскую, финансовую и психологическую.

Ключевые слова: спортивная карьера, студенты-спортсмены, тренировочная деятельность, учебная деятельность, вуз

Для цитирования: Малах О. Н. Причины и трудности завершения спортивной карьеры студентами-спортсменами // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С.437-445. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-437-445

© Малах О. Н.

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

437

Reasons for and difficulties of ending a sports career by student-athletes

Olga N. Malakh

P. M. Masherov Vitebsk State University, Vitebsk malaholga1@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3515-0431

Abstract. Introduction. The period of the highest sports achievements falls on the student age, and students provide the basis of the national teams. Therefore, there is a need to retain promising athletes in high-performance sports during their studies at university. In this regard, the study objective was to identify the causes and problems of the sports career termination by athletes studying at university.

Materials and methods. The study involved 63 students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the P.M. Masherov Vitebsk State University, who finished their sports career during their studies at university. All students were divided into two groups according to their sports qualifications. A questionnaire was employed to identify the difficulties of terminating a sports career

Results. The primary reasons for quitting a sports career, which were named by most of the respondents, included a career peak achieved (50.0 %) - in the first group; and the lack of results and injury (55.6 % and 29.8 %, respectively) - in the second group. Most of the students did not experience issues related to the sports career termination, 77.8 %, and 55.6 %, respectively. At the same time, the great number of highly qualified athletes needed postsports assistance (58.3 %).

Conclusion. The study has indicated that regardless of sports qualifications, the main reasons for sports career termination are a decrease in sports performance, injuries, and financial difficulties. When ending a sports career, student-athletes with higher sports qualifications experience difficulties reaching a crisis level. The gravest problems for all student-athletes are those related to negative emotional states experienced by them in this period and the need for professional self-determination. The majority of student-athletes in the two groups consider it necessary to have medical, financial, and psychological assistance.

Keywords: sports career, student-athletes, training activities, educational activities, university

For citation:

Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 437-445. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-437-445

«Поступив в университет, спортсмен вступает в совершенно новый этап своей жизни. Для него многое становится новым: общение со сверстниками, преподавателями, образ жизни, бытовые условия. При этом юному спортсмену приходится» пройти психологическую адаптацию [1]. Студенту-спортсмену приходится совмещать учебный и тренировочный процессы, что вызывает ряд трудностей, которые приводят к прекращению занятий спортом на этапе совершенствования 17-21-летними спортсменами высокого класса [2]. «Период наивысших спортивных достижений приходится на студенческий возраст, и основу сборных команд страны составляют именно студенты, поэтому возникает необходимость в сохранении перспективных спортсменов в спорте высших достижений во время их обучения в вузе».

438 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 437-445

Следует также отметить, что этап, связанный с завершением спортивной деятельности, не является достаточно описанным в современной спортивной литературе. «Единичные исследования, проведённые в этой области, указывают на то, что многие спортсмены не подготовлены к окончанию спортивной карьеры и переходу к новым условиям жизни» [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Установлено, что «адаптация спортсмена к социальной жизни вне спорта зависит от уровня достигнутых им результатов: чем выше спортивные результаты, тем сложнее социальная адаптация» [4; 10]. Следовательно, возникает необходимость проведения исследования, направленного на выявление факторов, от которых зависит успешность процесса завершения спортивной карьеры. В связи с этим целью работы было выявить причины и проблемы завершения спортивной карьеры спортсменов, обучающихся в вузе.

Исследование проводилось на базе учреждения образования «Витебский государственной университет имени П. М. Машерова». В нём приняли участие студенты 3-4 курсов факультета физической культуры и спорта (ФФКиС), закончившие спортивную карьеру в период обучения в вузе, в количестве 63 человек. Всех респондентов разделили по уровню спортивной квалификации на две группы. В первую группу вошли студенты, имеющие спортивный разряд МС и КМС (п=36). Ко второй группе опрашиваемых студентов отнесли спортсменов, закончивших спортивную карьеру с 1 и 2 взрослым спортивным разрядом (п=27). В первой группе количество юношей и девушек было одинаковое. К данной группе относились представители таких видов спорта, как разновидности единоборств, тяжёлой атлетики и лёгкой атлетики. Во второй группе количество юношей было больше, чем девушек, и составило 59,3 %, девушек соответственно 40,7 %. К этой группе относились представители таких видов спорта, как разновидности единоборств и лёгкой атлетики. Спортивный стаж занятий в первой группе в среднем составил 9 лет, во второй группе - 5,6 года. Так в первой группе средний показатель окончания спортивной карьеры составил 1,5 года, во второй - 1,2 года. Таким образом, все опрашиваемые спортсмены из двух групп имеют приблизительно одинаковые временные форматы после окончания своей профессиональной спортивной деятельности.

Для выявления причин и трудностей завершения спортивной карьеры спортсменов разного уровня спортивной квалификации было проведено анкетирование.

Итоговое процентное распределение ответов на поставленные в анкете вопросы в исследуемых группах представлено в таблице. Среди причин завершения спортивной карьеры в первой группе студентов большинство опрошенных в качестве основной назвали достижение пика карьеры (50,0 %). У 22,2 % респондентов из данной группы студентов причиной окончания тренировочной деятельности стало отсутствие спортивного результата. В одинаковой степени (13,9 %) причины окончания занятий спортом в этой группе были названы следующие: травма, финансовые трудности, смена духовных ценностей, недостаток времени на тренировки и распад состава спортивной команды.

Во второй группе студентов с более низким уровнем спортивной квалификации основной причиной у половины опрошенных стало отсутствие результата. На втором месте оказалась травма (29,8 %) и на третьем месте - финансовые трудности (14,6 %).

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

439

Таблица

Причины и трудности завершения спортивной карьеры студентами-спортсменами разного уровня квалификации (%)

Table

Reasons for and difficulties of completing sports careers by student-athletes of different skill levels (%)

№ Вопросы Спортсмены, закончившие карьеру

Questions Athletes, who have completed their sports

career

1 группа 2 группа

1 group 2 group

(n=36), % (n=27), %

1. По какой причине закончили спортивную карьеру

1 Отсутствие результата 22,2 55,6

2 Травма 13,9 29,8

3 Финансовые трудности 13,9 14,6

4 Смена духовных ценностей 13,9 -

5 Достижение пика карьеры 50,0 -

6 Недостаток времени на тренировки 13,9 -

7 Распался состав команды 13,9 -

2. Хотели бы вы продолжить свою спортивную карьеру?

1 Да 38,9 55,6

2 Нет 22,2 37,5

3 Не знаю 38,9 29,8

3. Чем вы занимаетесь после окончания спортивной карьеры?

1 Работаю в сфере физической культуры и 41,6 29,8

спорта -

2 Тренируюсь для себя 8,3

3 Учусь 33,3 55,6

4 Ушёл в другой спорт 8,3 14,6

5 Отдыхаю 8,3 -

4. Считаете ли вы завершение спортивной карьеры жизненным кризисом?

1 Да 22,2 18,5

2 Нет 38,9 55,6

3 Не знаю 38,9 25,9

5 . Возникли ли у вас проблемы, связанные с завершением спортивной карьеры?

1 Да 22,2 44,6

2 Нет 77,8 55,6

6. Если да, то какие проблемы у вас возникли на этапе завершения карьеры?

1 Ощущение душевного дискомфорта 24,9 12,5

2 Возникают проблемы, чем себя занять 24,9 12,5

3 Трудности с профессиональным

самоопределением - 25,0

4 Необходимость получать образование 8,3 12,5

5 Необходимость найти работу 16,6 12,5

6 Сложности со здоровьем или физической 16,6 -

формой

7 Трудности в нахождении новой компании - -

8 Проблемы с совмещением учёбы и работы - -

7. Как вы считаете, нужна ли спортсменам помощь при завершении спортивной

карьеры?

440 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 437-445

1 Да 58,3 29,6

2 Нет - 51,9

3 Не знаю 41,7 18,5

8. Какие виды помощи необходимы спортсменам, заканчивающим карьеру?

1 Материальная 22,2 48,1

2 Психологическая 22,2 -

3 Юридическая - -

4 Медицинская 55,6 51,9

9. Источники психологической помощи

1 Близкие 38,8 18,5

2 Спортсмены 13,9 -

3 Друзья 22,2 33,3

4 Тренер 22,2 29,6

5 Психолог 2,8 18,5

10. Нуждаетесь ли вы в психологической помощи?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Да 5,6 -

2 Нет 94,4 55,6

3 Не знаю - 44,4

11. Если нуждаетесь, то какого рода психологическую помощь вы хотели бы

получить?

1 «В профессиональной ориентации 13,9 16,3

2 В коррекции переживаний 13,9 16,3

3 В постановке новых жизненных целей 44,4 18,5

4 В улучшении межличностных отношений - -

5 Повысить уверенность в себе 13,9 16,3

6 Изменить некоторые черты характера 13,9 16,3

7 Помощь в избавлении от зависимостей» - 16,3

На вопрос о желании продолжить свою спортивную карьеру были получены следующие варианты ответов. В первой группе за продолжение тренировочной деятельности высказались 38,9 % опрошенных студентов, точно такое же количество студентов не определилось со своим желанием возобновить спортивную деятельность. Во второй группе положительно ответили на вопрос более 50 % опрошенных студентов, 29,8 % высказались против, 14,6 % не знают, хотят ли они возвращаться в спорт. Таким образом, большинство студентов-спортсменов не готовы к уходу из спорта, «продолжают строить напрасные планы, вызванные желанием «взять реванш»».

Несмотря на то, что все опрошенные спортсмены являются студентами вуза (педагогическая специальность), в качестве приоритетной деятельности большая часть первой группы указала работу в сфере физической культуры и спорта - 41,6 %. 33,3 % из этой группы в качестве основной своей деятельности обозначили учёбу. Одинаковое количество респондентов продолжают тренироваться и пробуют свои силы в другом виде спорта. И лишь 8,3 % студентов в качестве основной деятельности назвали отдых. Во второй группе половина респондентов в качестве основной своей деятельности назвала учёбу, на второй позиции по популярности находится работа в сфере физической культуры и спорта. Следовательно, «большинство бывших спортсменов нашли себе сферу занятости. Однако степень её соответствия внутренним потребностям и способностям может быть невысокой», возможно, это связано с тем, что многие спортсмены поступают на факультет физической культуры и спорта не потому, что «в дальнейшем хотят работать учителями физической культуры или тренерами, а потому, что эта среда для них является более привычной».

Мнение опрашиваемых студентов о завершении спортивной карьеры как о жиз-

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

441

ненном кризисе представлено в таблице. В первой группе вариант «нет» и «не знаю» одинаково популярны среди студентов. Они выявлены у 38,9 % респондентов соответственно. Всего лишь 22,2 % студентов из этой группы считают, что завершение спортивной карьеры можно ассоциировать с жизненным кризисом. В отличие от первой группы опрошенных во второй группе половина студентов не считает завершение спортивной карьеры жизненным кризисом. Следовательно, студенты-спортсмены испытывают трудности в процессе завершения спортивной карьеры, однако не всегда они достигают характера кризиса.

Анализируя проблемы, связанные с завершением спортивной карьеры, отметим, что большинство респондентов в нашей выборке, как в первой, так и во второй группе, не испытали проблем, связанных с завершением спортивной карьеры. В первой группе это 77,8 % выборки, во второй группе - 55,6 %. Следовательно, этап окончания спортивной карьеры для студентов в большинстве случаев не сопровождается наличием проблем и трудностей вне зависимости от уровня спортивной квалификации. Возможно, это связано с тем, что процесс обучения в вузе позволил быстро сменить приоритеты, то есть переключиться в большей степени с тренировочной деятельности на учебную.

Наиболее «серьёзными для всех спортсменов-студентов являются проблемы негативных эмоциональных состояний, которые они переживают в данный период, и необходимость профессионального самоопределения». Так в первой группе наиболее часто встречающиеся проблемы - это ощущение душевного дискомфорта и организация появившегося свободного времени. Следом находятся необходимость найти новую работу и сложности со здоровьем и физической формой. На третьем месте по популярности - необходимость получить образование.

Во второй группе наиболее популярной проблемой среди студентов, закончивших спортивную карьеру, является трудность с профессиональным самоопределением. Остальные проблемы выражены в одинаковой мере. «Это ощущение душевного дискомфорта, проблемы с организацией свободного времени, необходимость получать образование и найти себе работу».

Среди мнений о необходимости помощи спортсменам при завершении спортивной карьеры были получены противоположные ответы. Так, в первой группе большинство опрошенных спортсменов высокой квалификации высказались за такую помощь -58,3 %. Во второй группе большинство считают, что такая помощь не нужна (51,9 %). Однако значительная часть из второй группы респондентов всё же считает, что такая постспортивная помощь (29,6 %) необходима. Не знают ответа на этот вопрос 41,7 % из первой группы и 18,5 % опрошенных из второй группы.

Из видов помощи, необходимых спортсменам, в процессе завершения карьеры большинство респондентов первой группы и половина второй группы выделяют медицинскую помощь. Второй по популярности ответ во второй группе - материальная помощь. В первой группе одинаковое количество респондентов назвали материальную и психологическую виды помощи (по 22,2 % соответственно). Никто из обеих групп опрошенных не считает необходимой юридическую помощь после окончания спортивной карьеры.

Интересным нам также представилось проанализировать, кто для спортсменов, закончивших свою карьеру, может выступить в качестве источника психологической помощи. В первой группе на поддержку рассчитывают, в первую очередь, со стороны близких родственников, во вторую - друзей и тренера в равных долях и в третью - на спортсменов, занимающихся рядом, - 13,9 %. На помощь спортивного психолога рассчитывают лишь 2,8 % опрошенных спортсменов высокой спортивной квалификации. Во второй группе структура источников психологической помощи выглядит по-другому. На первом месте - друзья, на втором - тренер и на третьем месте - близкие и спор-

442 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 437-445

тивный психолог. При этом большинство опрошенных спортсменов в обеих группах отрицательно высказались о необходимости дополнительной психологической помощи.

Варианты психологической помощи, в которой нуждаются спортсмены по завершении спортивной карьеры, представлены в таблице. В первой группе среди основных выделяется необходимость постановки новых жизненных целей - 44,4 %. В одинаковой мере студенты этой группы назвали помощь в профессиональной ориентации, повышение уверенности в себе и изменение некоторых черт характера. Во второй группе в одинаковой мере выражены все представленные в таблице виды психологической помощи.

Таким образом, результаты изучения мнения студентов-спортсменов, завершивших свою спортивную карьеру во время обучения в вузе, показали, что:

- независимо от спортивной квалификации основными причинами завершения спортивной карьеры являются снижение спортивных результатов, травмы и финансовые трудности;

- в процессе завершения спортивной карьеры студенты-спортсмены испытывают трудности, которые достигают характера кризиса при наиболее высокой спортивной квалификации;

- наиболее серьёзными для всех спортсменов-студентов являются проблемы негативных эмоциональных состояний в данный период и необходимость профессионального самоопределения;

- большинство студентов-спортсменов двух групп необходимыми видами помощи считают медицинскую, финансовую и психологическую.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Яковлев Б. П., Усаева Н. Р. Изменение в структуре мотивационной сферы на начальном этапе адаптации к послеспортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 91-92. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/izmenenie-v-strukture-motivatsionnoy-sfery-na-nachalnom-etape-adaptatsii-k-poslesportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.02.2021).

2. Дергач Е. А., Завьялов Д. А. Причины преждевременного завершения студентами спортивной карьеры в период их обучения в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 3. С. 241-245. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ prichiny-prezhdevremennogo-zaversheniya-studentami-sportivnoy-kariery-v-period-ih-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 14.03.2021).

3. Савченко В. В. Раннее завершение карьеры в спортивных единоборствах восточной направленности в возрасте 16-18 лет в свете проблемы ухода из спорта в целом: возможности прогноза и корректировки проблемы // Вестник спортивной науки. 2019. № 6. С. 31-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannee-zavershenie-kariery-v-sportivnyh-edinoborstvah-vostochnoy-napravlennosti-v-vozraste-16-18-let-v-svete-problemy-uhoda-iz-sporta-v (дата обращения: 06.03.2021).

4. Федотова И. В., Таможников Д. В., Андреенко А. С., Бочаров А. В., Беликова А. Ю. Влияние факта завершения спортивной деятельности на медицинские аспекты дизадаптации в раннем постспортивном периоде // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 274-278. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 vliyanie-fakta-zaversheniya-sportivnoy-deyatelnosti-na-meditsinskie-aspekty-dizadaptatsii-v-rannem-postsportivnom-periode (дата обращения: 02.02.2021).

5. Федотова И. В. Медико-социальное значение вида спортивной деятельности для

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

443

процесса постпрофессиональной адаптации спортсменов // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2015. № 2 (46). С. 7-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnoe-znachenie-vida-sportivnoy-deyatelnosti-dlya-protsessa-postprofessionalnoy-adaptatsii-sportsmenov (дата обращения: 28.02.2021).

6. Федотова И. В. Мониторинг встречаемости хронических заболеваний у спортсменов после завершения спортивной карьеры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 345-349. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ monitoring-vstrechaemosti-hronicheskih-zabolevaniy-u-sportsmenov-posle-zaversheniya-sportivnoy-kariery (дата обращения: 14.03.2021).

7. Федотова И. В., Стаценко М. Е., Бакулин В. С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 134-135. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11974 (дата обращения: 28.02.2021).

8. Singer R. N., Hausenblas H. A., Janelle Chr. Handbook of sport psychology. New York : Wiley, 2001. 876 p.

9. Santelli J. , McCambridge T. M. , Valasek A. E, Standiford K. Proximal Radial Head Fractures in Young Gymnasts: A Case Series of Newly Described Overuse Injuries // Clin J Sport Med. 2019. Vol. 29. Issue 1. Pp. e 1-e 3. DOI: 10.1097/JSM.0000000000000498

10. Стаценко М. Е. Медицинская адаптация и качество жизни спортсменов высокой квалификации в постспортивном периоде // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2009. № 3 (31). С. 29-31. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/meditsinskaya-adaptatsiya-i-kachestvo-zhizni-sportsmenov-vysokoy-kvalifikatsii-v-postsportivnom-periode (дата обращения: 02.02.2021).

References

1. Yakovlev B.P., Usaeva N. R., Izmenenie v strukture motivatsionnoi sfery na nachal'nom etape adaptatsii k poslesportivnoi deyatel'nosti [Changes in the structure of the motivational sphere in the initial stage of adaptation to post-sports activities] // Teoriya i praktika fizich-eskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2014. No. 6. рр. 91-92 (in Russian).

2. Dergach E.A., Zavyalov D.A. Prichiny prezhdevremennogo zaversheniya studentami sportivnoi kar'ery v period ikh obucheniya v vuze [The reasons for the premature termination of sports career by students during their studies at university] // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and Prospects for the Development of Education in Russia]. 2010. No. 3. рр. 241-245 (in Russian).

3. Savchenko VV Rannee zavershenie kar'ery v sportivnykh edinoborstvakh vostochnoi napravlennosti v vozraste 16-18 let v svete problemy ukhoda iz sporta v tselom: vozmozh-nosti prognoza i korrektirovki problemy [Quitting the Eastern martial art career at the age of 16-18 years in the context of leaving sports in general: the possibilities of forecasting and solving the problem] // Vestnik sportivnoi nauki [Bulletin of Sports Science]. 2019. No.6. рр. 31-37 (in Russian).

4. Fedotova I.V., Tamozhnikov D.V., Andreenko A.S., Bocharov A.V., Belikova A. Yu. Vliyanie fakta zaversheniya sportivnoi deyatel'nosti na meditsinskie aspekty dizadaptatsii v rannem postsportivnom periode [Influence of the fact of sports activity termination on the medical aspects of maladaptation in the early post-sports period] // Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University]. 2017. No.11 (153). рр. 275-278 (in Russian).

5. Fedotova I.V. Mediko-sotsial'noe znachenie vida sportivnoi deyatel'nosti dlya prot-sessa postprofessional'noi adaptatsii sportsmenov [Medico-social significance of the sports activity type for the process of post-professional adaptation of athletes] // Volgogradskii nauchno-meditsinskii zhurnal [Volgograd Scientific and Medical Journal]. 2015. No.2 (46). рр. 7-9 (in Russian).

444 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 437-445

6. Fedotova I.V. Monitoring vstrechaemosti khronicheskikh zabolevanii u sportsmenov posle zaversheniya sportivnoi kar'ery [Monitoring of the occurrence of chronic diseases in athletes after the termination of a sports career] // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University]. 2018. No.4 (158). pp. 345-349 (in Russian).

7. Fedotova I.V, Statsenko M.E., Bakulin V.S. Prediktory uspeshnoi adaptatsii i dizad-aptatsii v postsportivnom periode [Predictors of successful adaptation and disadaptation in the post-sports period] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2014. No.1. pp. 134-135 (in Russian).

8. Singer R. N., Hausenblas H. A., Janelle Chr. Handbook of sport psychology. New York : Wiley, 2001. 876 p. (in English).

9. Santelli J. , McCambridge T. M. , Valasek A. E, Standiford K. Proximal Radial Head Fractures in Young Gymnasts: A Case Series of Newly Described Overuse Injuries // Clin J Sport Med. 2019. Vol. 29. Issue 1. Pp. e 1-e 3. DOI: 10.1097/JSM.0000000000000498 (in English).

10. Statsenko M.E. Meditsinskaya adaptatsiya i kachestvo zhizni sportsmenov vysokoi kvalifikatsii v postsportivnom periode [Medical adaptation and quality of life of highly qualified athletes in the post-sports period] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo med-itsinskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Medical University]. 2009. No. 3 (31). pp. 29-31 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 19.02.2021, одобрена после рецензирования 10.11.2021, принята к публикации 10.11.2021.

Ольга Николаевна Малах

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивной медицины

Витебский государственной университет имени П.М. Машерова

210038, Республика Беларусь, г. Витебск, пр-т Московский, 33

тел.: +375 (212)374959

Olga N. Malakh

Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Theory and Methods of Physical Culture and Sports Medicine

P. M. Masherov Vitebsk State University

33 Moskovsky Prospekt (Avenue), Vitebsk, Republic of Belarus, 210038

Tel.: +375 (212)374959

"PEDAGOGICAL SCIENCES" SECTION

445

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.