Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ НА РЫНКЕ ТРУДА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / СПОРТСМЕН / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев А.И.

В статье представлен материал, который знакомит с опытом организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, завершивших карьеру. Рассматривается опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки спортсменов Российской Федерации в рамках Олимпийской образовательной программы. Зарубежный опыт организации профессионального образования и профессионального обучения после ухода из спорта рассмотрен на примере деятельности Олимпийского и Паралимпийского комитета США. В представленном исследовании особое внимание уделено анализу механизма взаимодействия общественных органов управления в области спорта, субъектов в области профессионального образования, управления персоналом, а также работодателей и инвесторов в процессе организации профессионального образования и финансирования образовательных программ профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF ATHLETES AT THE END OF THEIR SPORTS CAREER: ORGANIZATION, FINANCING AND INTERACTION WITH STAKEHOLDERS IN THE LABOR MARKET

The article presents the material that introduces the experience of organizing and financing professional education and professional training of athletes who have completed their careers. The article deals with the experience of implementing programs of advanced training and professional retraining of athletes of the Russian Federation within the framework of the Olympic Educational Program. Foreign experience in organizing professional education and vocational training after retiring from sports is considered on the example of the activities of the US Olympic and Paralympic Committee. In the present study, special attention is paid to the analysis of the mechanism of interaction between public authorities in the field of sports, subjects in the field of vocational education, personnel management, as well as employers and investors in the process of organizing vocational education and financing educational programs of vocational training.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ НА РЫНКЕ ТРУДА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.012 УДК 377.018.48: 378.1 ББК 74.484.78

А.И.МАЛЫШЕВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ НА РЫНКЕ ТРУДА

A.I.MALYSHEV

PROFESSIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF ATHLETES AT THE END OF THEIR SPORTS CAREER: ORGANIZATION, FINANCING AND INTERACTION WITH STAKEHOLDERS IN THE LABOR MARKET

В статье представлен материал, который знакомит с опытом организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, завершивших карьеру. Рассматривается опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки спортсменов Российской Федерации в рамках Олимпийской образовательной программы. Зарубежный опыт организации профессионального образования и профессионального обучения после ухода из спорта рассмотрен на примере деятельности Олимпийского и Паралимпийского комитета США. В представленном исследовании особое внимание уделено анализу механизма взаимодействия общественных органов управления в области спорта, субъектов в области профессионального образования, управления персоналом, а также работодателей и инвесторов в процессе организации профессионального образования и финансирования образовательных программ профессионального обучения.

The article presents the material that introduces the experience of organizing and financing professional education and professional training of athletes who have completed their careers. The article deals with the experience of implementing programs of advanced training and professional retraining of athletes of the Russian Federation within the framework of the Olympic Educational Program. Foreign experience in organizing professional education and vocational training after retiring from sports is considered on the example of the activities of the US Olympic and Paralympic Committee. In the present study, special attention is paid to the analysis of the mechanism of interaction between public authorities in the field of sports, subjects in the field of vocational education, personnel management, as well as employers and investors in the process of organizing vocational education and financing educational programs of vocational training.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональная карьера, спортсмен, спортивная карьера, образовательная программа.

KEYWORDS: professional education, professional training, professional career, athlete, sports career, educational program.

ВВЕДЕНИЕ. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры является одной из наиболее актуальных проблем современности. Ряд исследований свидетельствует о том, что спортсмены являются неподготовленными к жизни после завершения карьеры и переживают кризис личности [1; 2, с. 68-71; 4, с. 58; 5, с. 5-8; 8, с. 20; 11; 12, с. 19-21]. Ситуация усугубляется тем, что кризис завершения спортивной карьеры совпадает для подавляющего большинства с кризисом профессионального самоопределения [6, с. 12].

Ранее констатировалось несовершенство и неполнота законодательства в части социальной поддержки спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также отсутствие концепции социальной защиты данной категории граждан [3; 8, с. 3-7]. Тем не менее, отметим, что приказом Министерства спорта РФ от 13.04.2012 № 346 была утверждена «Система мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путём усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам». Данная система включает мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования, взаимодействия с органами исполнительной власти регионального уровня и общественными организациями, а также проведение научных исследований по вопросам социальной поддержки спортсменов. В частности, департаменту науки, инновационной политики и образования предписывалось организовать работу по разработке концепции социальной и профессиональной адаптации спортсменов, завершивших карьеру, а также совместно с Олимпийским комитетом России (ОКР) и Паралимпийским комитетом России изучить зарубежный опыт и взаимодействие с международными государственными и общественными организациями, осуществляющими социальную поддержку и адаптацию спортсменов.

Проблема социальной адаптации спортсменов нашла отражение в работе VIII Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава», проходившего осенью 2019 г. Так в рамках панельной дискуссии № 6 «Завершение спортивной карьеры: к новым успехам» и круглого стола «Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры» обсуждались возможные пути построения профессиональной карьеры. Наиболее актуальными в процессе обсуждения явились вопросы перехода к тренерской деятельности, построение профессиональной карьеры в области политики, предпринимательства, теле— и радиовещания, шоу-бизнеса, а также роль государства, спортивных федераций и профессиональных спортивных клубов в процессе социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры [9].

В настоящее время в нашей стране научное обоснование получила система профессиональной адаптации спортсменов, организационно-экономическим механизмом которой является общественно-государственное партнёрство, а её субъектами — органы государственной власти, общественные саморегулируемые объединения по видам спорта, ОКР и спортивные клубы [8, с. 21]. Одним из объективных (внешних) факторов, определяющих успешность процесса социальной адаптации спортсменов, признаётся профессиональное образование и профессиональное обучение [4, с. 54; 8, с. 20-22; 10, с. 11]. Следует отметить, что наиболее успешные зарубежные проекты организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов реализуются в рамках общественно-профессионального партнёрства. К таковым можно отнести программу «Duale Karriere», которая в Германии реализуется при содействии Олимпийской спортивной конфедерации (Deutscher Olympischer Sportbund); в США — проект «Athlete career education program», созданный по инициативе национального олимпийского комитета (United States Olympic & Paralympic Committee— USOPC).

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — познакомить читателя с отечественным и зарубежным опытом организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры, а также с механизмами

взаимодействия со стейкхолдерами на рынке труда в процессе реализации образовательных программ.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Информационной и эмпирической базой исследования явились нормативно-правовые акты органов исполнительной власти в области образования, физической культуры и спорта, локальные (внутриорганизационные, корпоративные) акты общественных физкультурно-спортивных организаций, двусторонние договоры между субъектами сферы спорта и профессионального образования, материалы периодической печати, интернет-ресурсы. Методами исследования явились ретроспективный анализ, контент-анализ, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, пракси-метрический метод — анализ продуктов и результатов деятельности субъектов сферы спорта, профессионального образования, управления персоналом и предпринимательской деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В нашей стране организация профессионального образования элитных спортсменов, завершивших карьеру, осуществляется путём сотрудничества между Олимпийским комитетом России (ОКР) и Российским Международным Олимпийским Университетом (РМОУ) в рамках Олимпийской образовательной программы. Реализация данного проекта стала возможной благодаря соглашению между ОКР и ГМК «Норильский никель», которое было подписано 10 мая 2016 года. Оплата расходов по организации проведения образовательных мероприятий распределяется между ОКР — обучение слушателей в г. Сочи и г. Москве, проживание слушателей в г. Сочи и командирующей организацией — проезд к месту проведения образовательных мероприятий и обратно, а также проживание в г. Москве. По итогам обучения слушателям выдаётся удостоверение о повышении квалификации РМОУ и сертификаты участников Олимпийской образовательной программы ОКР. Следует отметить, что перечень мероприятий Олимпийской образовательной программы 2019-2020 учебного года предполагал реализацию 23 программ повышения квалификации в очной и в очно-заочной форме трудоёмкостью от 24 до 72 академических часов. Однако лишь одна программа «Управление карьерой в спорте («Outplacement»)» в объёме 24 часов была направлена на обучение спортсменов, завершивших карьеру, и предусматривала формирование компетенций для профессионального развития в сфере спортивной индустрии. Целевой аудиторией остальных программ являлись руководители и специалисты общероссийских и региональных спортивных федераций, руководители и сотрудники региональных и муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта, менеджеры высшего звена объектов спортивной инфраструктуры, руководители СШОР и УОР, преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также тренеры. Перечень мероприятий Олимпийской образовательной программы 2020-2021 учебного года по-прежнему содержит только образовательные программы повышения квалификации от 16 до 72 академических часов, которые ориентированы на работников системы физической культуры и спорта.

Примечательным в этой связи является опыт Фонда поддержки олимпийцев России, который ежегодно проводит конкурс на получение гранта по благотворительной программе «Содействие — Мастер спортивного администрирования — Мастер спортивного управления» на обучение и проживание в кампусе РМОУ. По данным пресс-релиза РМОУ от 05.03.2020 г., обучение в 2020/21 учебном году будет проходить по двум программам дополнительного профессионального образования: «Мастер спортивного администрирования» и «Мастер спортивного управления». Основной целью выделения грантов является социальная адаптация спортсменов высокого класса, имеющих спортивное звание «Заслуженный мастер спорта» или «Мастер спорта международного класса», завершивших карьеру. По словам Александра Катушева, являющегося директором Фонда поддержки олимпийцев России, в настоящее время в РМОУ по программе «Содействие —

Мастер спортивного администрирования — Мастер спортивного управления» обучаются 22 слушателя [13]. Однако отметим, что, несмотря на безусловную актуальность, данный проект предусматривает предоставление образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки и рассчитан лишь на тех лиц, которые имеют высшее образование.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть зарубежный опыт организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, в частности опыт Олимпийского комитета США. Профессиональное образование и профессиональное обучение американских спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры осуществляется в рамках программы построения карьеры — Athlete career education program (ACE). Данная программа была создана по инициативе USOPC в 2014 г. и на сегодняшний день предусматривает несколько услуг:

— предоставление образовательных грантов для получения высшего образования по направлениям бакалавриата и магистратуры в университетах, являющихся партнёрами USOPC;

— организация профессионального обучения спортсменов в сотрудничестве с образовательными организациями и коммерческими предприятиями;

— поиск потенциальных работодателей для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также помощь действующим спортсменам в трудоустройстве на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой;

— интерактивное наставничество (ACE Mentor Network) на основе предоставления доступа к видеоматериалам, посвящённым вопросам развития карьеры и индивидуальные тренинги по вопросам трудоустройства;

— обеспечение доступа к корпоративному сетевому сообществу для обмена информацией, общения, продвижения продуктов в рамках ACE и др. [14].

Реализация проекта ACE стала возможной благодаря профессиональному партнёрству между стейкхолдерами в области спорта, образования, трудоустройства и предоставления услуг по подбору персонала.

Так, в соответствии с соглашением между Devry University и USOPC, достигнутым в декабре 2011 года и действующим до 31 декабря 2020 года, спортсмены, завершившие карьеру и являвшиеся участниками чемпионатов мира, кубка мира в течение двух последних календарных лет, имеют право на получение полной компенсации затрат на получение высшего образования в Высшей школе управления им. Келлера (Keller Gradúate School of Management) [15]. В рамках спонсорской поддержки университетская служба построения карьеры Devry University в виде интерактивных вебинаров предлагает материалы, посвящённые вопросам трудоустройства спортсменов и карьерного роста выпускников, что, безусловно, является формой социального и профессионального сопровождения начинающих специалистов.

Примечательно, что часть образовательных программ в рамках проекта ACE направлена на профессиональное обучение спортсменов. В настоящее время Олимпийский комитет США совместно со школой предпринимательской деятельности им. Эдварда Така (Tuck School of Business) при Дартмутском университете (Dartmouth College) реализует программу профессионального обучения «Next Step: Transition to Business» («Следующий шаг: переход к бизнесу») для элитных спортсменов, которая состоит из трёх частей: профессиональное становление, лидерство в бизнесе, развитие карьеры и предполагает изучение финансового анализа, маркетинга, стратегий переговорного процесса, аудита и др. [16].

Отметим, что данная школа является одной из первых в США, где были введены магистерские программы обучения и к настоящему времени считается одной из лучших в мире.

Программой предусмотрено дистанционное обучение в течение двух месяцев и очный десятидневный курс в Дартмутском университете. В качестве соискателей грантов могут выступать спортсмены, являющиеся в течение трёх последних лет членами национальной сборной команды, а также спортсмены, завершившие карьеру в течение последних девяти месяцев или собирающиеся это сделать в ближайшее время. Кандидатам следует написать заявление и представить рекомендательное письмо. Финансирование программы Next Step происходит за счёт пожертвований, в частности, выпускников Tuck School of Business [17].

Помимо доступа к образовательным ресурсам, участники программы Next Step имеют возможность дальнейшего трудоустройства. Среди партнёров Tuck School of Business такие компании, как Morgan Stanley, Google, Facebook, IBM, VISA, DHL, Amazon, Athos и др. [18]. Школа, таким образом, помимо подготовки специалистов в сфере предпринимательства, предоставляет выпускникам рекрутинговые услуги. Партнёры Tuck School of Business, являющиеся потенциальными работодателями, получают доступ к резюме участников программы, которые соответствуют вакансиям, открытым в этих компаниях. Кульминацией профессионального обучения является ярмарка вакансий, в рамках которой проходят выступления представителей потенциальных работодателей перед слушателями, коллективные дискуссии, встречи с предпринимателями, собеседования со специалистами по подбору кадров и др.

Партнёрство Олимпийского комитета США с General Assembly - лидером в сфере обучения использованию цифровых технологий в предпринимательской деятельности и международной компанией в области управления персоналом Adecco - предполагает профессиональную подготовку спортсменов по программе Discover social media. Данный курс составляет 18 занятий и предполагает изучение стратегий продвижения продуктов в социальных сетях. Слушатели курса овладевают навыками вовлечения аудитории и формирования спроса, а также применения маркетинга влияния (influencer marketing) для продвижения товаров и услуг через различные платформы [19]. Кроме того, Adecco Group предлагает услуги по разработке плана развития карьеры на основе диагностики интересов и потребностей спортсменов, содействие в трудоустройстве, а также консультирование и проведение тренингов для повышения мотивации и уверенности в собственных силах.

Также заслуживает внимания совместный проект профессионального обучения спортсменов GreenFig micro education inc., реализуемый Олимпийским комитетом США в сотрудничестве с компанией Green Fig. Курс цифрового маркетинга и продаж («Digital Marketing and Sales Operations») проводится за счёт стипендий Green Fig и предполагает овладение навыками использования цифровых каналов для установления коммуникации с потребителями с помощью поисковой оптимизации, поискового маркетинга, контент-маркетинга, распространения контекстной рекламы и других методов таргетивного и интерактивного маркетинга [19]. В частности, для ознакомления потребителей с продуктами компании и привлечения потенциальных клиентов, создания имиджа предприятия, продвижения бренда на рынке, увеличения прямых продаж дистанционно в режиме реального времени осуществляется подготовка для использования цифровых площадок массового общения в качестве каналов коммуникации (Social media promotion). Слушатели приобретают практические навыки создания рекламных сообщений на основе Google Ads, их распространения при помощи Hubspot Email Marketing, а также применения Google Analytics для детального статистического учёта пользователей, посетивших интернет-сайт и выделения целевой аудитории. По итогам обучения слушателям выдают сертификат Applied Business Science. Следует отметить, что курс предполагает стажировку, которая позволяет применить, полученные навыки цифрового маркетинга для решения проблем реальной компании. Последнее обстоятельство, безусловно, позволяет слушателям в дальнейшем выступать

в качестве потенциальных соискателей вакансий и претендовать при условии успешной реализации проекта на трудоустройство [20].

Программа «Lambda school living stipends» является примером меритократизации образования. Lambda school в сотрудничестве с ACE определяет пятерых кандидатов для обучения и гарантирует слушателям выплату стипендии на протяжении подготовки. Так в случае обучения в течение девяти месяцев в режиме полного дня гарантирована стипендия 1,5 тыс. дол. в месяц, а если обучение будет продолжаться 18 месяцев в режиме неполного рабочего дня — 750 дол. в месяц. Школа осуществляет подготовку специалистов в сфере разработки продуктов программного обеспечения по направлениям Full-Stack Web & Computer Science, Data Science, iOS Development & Computer Science, Android Development & Computer Science and UX Design, а её выпускники успешно трудоустраиваются и зарабатывают более 70 тыс. дол. в год [21].

Отличительной особенностью реализации данной программы является соглашение о доле дохода — Income Share Agreement (ISA). Согласно ISA слушатели соглашаются в будущем выплачивать частями в течение 24 месяцев 17% от заработной платы в случае, если она составит более 50 тыс. дол. в год, что эквивалентно немногим более 4 тыс. 160 дол. в месяц. Стоимость обучения в Lambda school и, следовательно, объём погашения ISA составляет 30 тыс. дол. В зависимости от того, какое событие наступит раньше, выплачена полная стоимость обучения или совершён 24-й ежемесячный платеж, наступает прекращение обязательств по ISA. Поскольку выплаты в соответствии с соглашением о доле дохода основаны на его размере и разделены на 24 платежа, то слушатели заплатят меньше, чем полная стоимость за обучение. Кроме того, если выпускники Lambda school не зарабатывают 4 тыс. 166 дол. в месяц или не смогли устроиться на высокооплачиваемую работу в течение пяти лет, они освобождаются от оплаты за обучение [22]. После завершения обучения выпускникам могут быть предложены варианты трудоустройства в компаниях, являющихся партнёрами Lambda school, что, несомненно, является важным преимуществом данной программы.

С целью профессионального самоопределения спортсменов, завершивших карьеру, разработана программа ACE Pivot Workshop. Для спортсменов предусмотрены двухдневные семинары в группах до 16 человек и интерактивное взаимодействие с целью самоанализа, социально-психологического сопровождения в период после завершения спортивной карьеры и построения стратегии дальнейшего развития. После проведения семинара в очной форме слушатели под руководством профессиональных консультантов в сфере спортивной психологии ежемесячно проходят тренинги в формате интерактивных встреч (видеоконференций) для обсуждения таких тем, как профессиональное развитие, личностный рост, поиск разумного баланса между профессиональной деятельностью и личной жизнью. Все расходы на проезд, проживание и обучение спортсменов оплачиваются через ACE [23].

Отдельным направлением программы ACE является служба интерактивного наставничества — Mentor Network, которая направлена преимущественно на сопровождение спортсменов, завершивших карьеру в процессе их профессионального становления. Наставничество предполагает индивидуальную поддержку спортсменов путём проведения видеоконференций со специалистом по развитию карьеры и, по сути, является формой карьерного коучинга (career coaching). Доступ к ресурсам предоставляется спортсменам, являющимся авторизованными пользователями платформы ACE. В зависимости от темы интерактивного наставничества спортсмены самостоятельно планируют сотрудничество со специалистом и оставляют заявки на совместную работу. В дальнейшем спортсмен и наставник получают уведомления о дате и времени интерактивного сеанса. Консультации и тренинги проводятся по телефону, в формате видеоконференций, а также путём рассылки материалов по электронной почте.

Наставник в процессе консультаций помогает спортсмену оценить текущее положение, прояснить жизненные цели и финансовые потребности, выявить скрытые ресурсы, чтобы сформировать чёткое представление о будущей карьере и разработать стратегию её осознанного развития. Данный подход предполагает создание условий для профессиональной самореализации в соответствии с индивидуальными предпочтениями, позволяет задействовать потенциал, который ранее не использовался, а также научиться поддерживать баланс между семьёй, работой, здоровьем, друзьями, увлечениями и др. Вместе с тем спортсмены приобретают важные прикладные навыки написания резюме, подготовки к собеседованию, самопрезентации и интервью [24].

ВЫВОДЫ. Изучение опыта работы Олимпийского и Паралимпийского комитета США (USOPC) позволяет констатировать, что в США организация и финансирование профессионального образования и профессионального обучения спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры реализуется на основе общественно-профессионального партнёрства. Субъектами данного сообщества являются общественные организации — Олимпийский и Паралимпийский комитет США, национальные спортивные федерации, благотворительные фонды; поставщики образовательных услуг — учреждения высшего образования и науки; потенциальные работодатели — коммерческие предприятия в сфере производства товаров и обслуживания граждан, являющиеся заказчиками образовательных услуг. Отдельным субъектом системы общественно-профессионального партнёрства в деле организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения спортсменов в США являются физические лица—болельщики, личные поклонники спортсменов, выпускники университетов, выступающие в качестве меценатов. Консолидация усилий заинтересованных сторон в деле профессионального образования и профессионального обучения американских спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры осуществляется специально созданной службой проектирования профессиональной карьеры USOPC — Athlete career éducation program. Так USOPC совместно с Keller Gradúate School of Management реализует программы получения высшего образования на условиях полной компенсации затрат на обучение [15], вместе с Tuck School of Business при Дартмутском университете — программу профессионального обучения «Next Step: Transition to Business» («Следующий шаг: переход к бизнесу») [16], совместно с General Assembly и Adecco Group — курс Discover social media [19], в сотрудничестве с компанией Green Fig — курс цифрового маркетинга и продаж («Digital Marketing and Sales Operations») за счёт стипендий Green Fig и др. Следует отметить, что большинство проектов помимо формирования профессиональных компетенций предполагает реализацию мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение и разработку стратегии развития карьеры.

Исследование рассматриваемой проблемы в отечественной практике показывает, что в настоящее время в Российской Федерации реализуются лишь проекты организации дополнительного профессионального образования элитных спортсменов, завершивших карьеру, в частности взаимодействие РМОУ и Фонда поддержки олимпийцев России по программам «Мастер спортивного администрирования» и «Мастер спортивного управления», а также трёхстороннее сотрудничество ОКР, РМОУ и ГМК «Норильский никель» для реализации Олимпийской образовательной программы. В рамках последнего «Норильский никель» выступает в качестве инвестора, ОКР — модератора, контролирующего ход реализации мероприятий и распорядителем средств, покрывающих часть расходов на обучение слушателей. РМОУ в свою очередь является поставщиком образовательных услуг, осуществляет непосредственное определение кандидатов на получение образования путём рассмотрения персональных заявок и рекомендаций региональных олимпийских советов, олимпийских академий и национальных федераций по видам спорта, являющихся коллективными членами ОКР [7]. Однако, несмотря на активную деятельность ОКР и его партнёров, а также

сложившийся научный дискурс по рассматриваемой проблеме, следует констатировать наличие существенных трудностей институционализации организационных, финансовых и правовых механизмов организации и финансирования профессионального образования и профессионального обучения данного контингента спортсменов в нашей стране. Очевидно, что к настоящему времени для преодоления трудностей адаптационного периода после ухода из спорта недостаточно обеспечить только психологическое сопровождение спортивной карьеры на основе психодиагностики и психоконсультирования [5; 10; 11] или педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения спортсменов [2; 6]. Представляется целесообразным объединение усилий физкультурно-спортивных организаций, государственных и частных учреждений образования и науки, благотворительных организаций, предприятий в области управления персоналом, работодателей и других заинтересованных сторон с целью выработки механизма предоставления на безвозмездной основе услуг в области профессионального образования и профессионального обучения спортсменам, завершившим карьеру, а также параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры действующих спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруков М. П. Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов: Оптимизация управления: автореф. дис...докт. социол. наук. М., 2002. 42 с.

2. Благинин А. А., Бар Н. С., Шихвердиев С. Н. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. № 2. С. 64-76.

3. Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения. «Спорт: экономика, право, управление». 2011. № 3. С. 3-8.

4. Высоцкая Т.П., Шутова Т. Н., Столяр К. Э., Кузьмин М.А. Предложения по социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 3 (Том 20). С. 53-59.

5. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. дис...канд. псих. наук. М., 2006. 23 с.

6. Мулендейкина Т.А. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокого класса: автореф. дис... канд. пед. наук. Омск, 2016. 23 с.

7. Олимпийская образовательная программа на 2019-2020 учебный год при поддержке ОКР. Режим доступа: https://olympic.ru/olimpic-education/olimpijskaya-obrazovatelnaya-programma-2018-2019-uchebnyj-god/ (дата обращения: 21.03.2020).

8. Петухова И. В. Формирование системы социальной защиты спортсменов на основе рыночных механизмов регулирования: автореф. дис...канд. экон. наук. М. 2013. 24 с.

9. Россия — спортивная держава. Международный спортивный форум. Режим доступа: https://rsd-forum.ru/ (дата обращения: 27.03.2020).

10. Сенаторова О. Ю. Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру: автореф. дис...канд. пед. наук. М., 2006. 18 с.

11. Стамбулова Н.Б.Психология спортивной карьеры: дис...д-ра психол. наук: СПб., 1999. 417 с.

12. Федотова И. В. Медико-социальная адаптация спортсменов высокой квалификации в постспортивном периоде: автореф. дис...канд. мед. наук. Волгоград, 2010. 27 с.

13. Фонд поддержки олимпийцев России открывает конкурс на получение стипендий для обучения в РМОУ. Режим доступа: http://www.olympicuniversity.ru/ru/press-center/news/-/content/entry/4155453 (дата обращения: 21.03.2020).

14. Who's eligible for ACE? URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/about (date accessed: 04.07.2020).

15. USOC/DeVry University Academic Performance Partnership Eligibility Requirements for Scholarship Recipients. URL: https://usoc.devry.edu/content/dam/dvu/partners_devry_edu/d/corp/devry_usoc_0/o20 terms.pdf, (date accessed: 04.07.2020).

16. Tuck Business School Certificate Program For Elite Athletes and Veterans. URL: https://www.teamusa. org/athlete-career-and-education-program/education/continuing-education (date accessed: 04.07.2020).

17. Leaders From the Playing Field and the Battle Field. URL: https://nextstep.tuck.dartmouth.edu/about/ who/ (date accessed: 04.07.2020).

18. Next step transition to business. A general management certificate program for military veterans and elite athletes who are preparing to take the next step in their careers. URL: https://www.tuck.dartmouth. edu/uploads/next-step/files/next-step-brochure.pdf (date accessed: 04.07.2020).

19. Continuing education programs. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/ education/continuing-education, (date accessed: 04.07.2020).

20. Master the Skills of a Digital Marketer. Available at: https://www.greenfig.com/schools/dms/greenfig-select? (date accessed: 04.07.2020).

21. Full-Stack Web. An immersive, online program to prepare you for a successful career in web development URL: https://lambdaschool.com/courses/full-stack-web-development, (date accessed: 04.07.2020).

22. Tuition & Income Share Agreement (ISA) Questions. URL: https://lambdaschool.com/faq#isa, (date accessed: 04.07.2020).

23. ACE Pivot Program. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/ pivot-program (date accessed: 04.07.2020).

24. ACE Mentor Network. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/ mentor-network (date accessed: 04.07.2020).

REFERENCES

1. Bezrukov M.P.Social'naya zashchita social'no-professional'noj gruppy sportsmenov: Optimizaciya upravleniya. Avtoref. dis. dokt. sociol. nauk. [Social protection of a socio-professional group of athletes: Optimization of management]: Doctor's (Sociology) Thesis. Moscow, 2002. 42 s. (In Russian).

2. Blaginin A.A., Bar N.S., SHihverdiev S. N. Issledovanie psihologicheskoj adaptacii sportsmenov, zavershayushchih svoyu sportivnuyu kar'eru [Research of psychological adaptation of athletes finishing their sports career] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad state University named after A.S.Pushkin], 2015, N 2. S. 64-76. (In Russian).

3. Brusnikina O.A., Alekseev S.V. Problemy social'noj zashchity sportsmenov v Rossijskoj Federacii: zakonodatel'nye puti resheniya [Problems of social protection of athletes in the Russian Federation: legislative solutions] «Sport: ekonomika, pravo, upravlenie», 2011, N 3. S. 3-8 (In Russian).

4. Vysockaya T.P., SHutova T.N., Stolyar K.E., Kuz'min M.A. Predlozheniya po social'no-psihologicheskoj adaptacii sportsmenov vysokoj kvalifikacii posle zaversheniya sportivnoj kar'ery [Proposals for socio-psychological adaptation of highly qualified athletes after the completion of a sports career] Nauka i sport: sovremennye tendencii, 2018. N 3 (vol. 20). S. 53-59. (In Russian).

5. Ivanov I.B.Psihologicheskoe konsul'tirovanie kaksredstvo pomoshchisportsmenam, zavershayushchim izavershivshim sportivnuyu kar'eru. Avtoref. dis. kand. psih. nauk. [Psychological counseling as a means of helping athletes who are completing and have completed their sports caree]: Ph.D. (Psychology) Thesis. Moscow, 2006. 23 s. (In Russian).

6. Mulendejkina T.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie social'no-professional'nogo samoopredeleniya studentov-sportmenov vysokogo klassa. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of social and professional self-determination of high-class student-athletes]: Ph.D. (Pedagogy). Thesis. Omsk, 2016. 23 s. (In Russian).

7. Olympic educational program for the 2019-2020 academic year with the support of the ROC. URL: https://olympic.ru/olimpic-education/olimpijskaya-obrazovatelnaya-programma-2018-2019-uchebnyj-god/ (data obrashheniya: 21.03.2020).

8. Petuhova I. V. Formirovanie sistemy social'noj zashchity sportsmenov na osnove rynochnyh mekhanizmov regulirovaniya. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk. [Formation of a system of social protection of athletes based on market mechanisms of regulation]: Ph.D. (Economy) Thesis. Moscow, 2013. 24 s. (In Russian).

9. Russia is a sports power. International sport forum. URL: https://rsd-forum.ru/ (data obrashheniya: 27.03.2020). (In Russian).

10. Senatorova O.YU. Psihologo-pedagogicheskie usloviya social'noj adaptacii sportsmenov, zavershayushchih sportivnuyu kar'eru. Avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру]: Ph.D. (Pedagogy) Thesis. Moscow, 2006. 18 s. (In Russian).

11. Stambulova N.B. Psihologiya sportivnoj kar'ery. Dis. d-ra psihol. nauk [Psychology of sports career]: Doctor's (Psychology) Thesis. Saint Petersburg. 1999. 417 s. (In Russian).

12. Fedotova I.V. Mediko-social'naya adaptaciya sportsmenov vysokoj kvalifikacii v postsportivnom periode. Avtoref. dis. kand. med. nauk [Medical and social adaptation of highly qualified athletes in the postsports period]: Ph.D. (The medicine) Thesis. Volgograd. 2010. 27 s. (In Russian).

13. The Russian Olympic athletes support Foundation is opening a competition for scholarships to study atRIOU. URL: http://www.olympicuniversity.ru/ru/press-center/news/-/content/entry/4155453 (data obrashheniya: 08.03.2020). (In Russian).

14. Who's eligible for ACE? URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/about (date accessed: 04.07.2020). (In English).

15. USOC/DeVry University Academic Performance Partnership Eligibility Requirements for Scholarship Recipients. URL: https://usoc.devry.edu/content/dam/dvu/partners_devry_edu/d/corp/devry_usoc_%20 terms.pdf, (date accessed: 04.07.2020). (In English).

16. Tuck Business School Certificate Program For Elite Athletes and Veterans. URL: https://www.teamusa.org/ athlete-career-and-education-program/education/continuing-education (date accessed: 04.07.2020). (In English).

17. Leaders from the playing field and the battle field. URL: https://nextstep.tuck.dartmouth.edu/about/ who/ (date accessed: 04.07.2020). (In English).

18. Next step transition to business. A general management certificate program for military veterans and elite athletes who are preparing to take the next step in their careers. URL: https://www.tuck.dartmouth. edu/uploads/next-step/files/next-step-brochure.pdf (date accessed: 04.07.2020). (In English).

19. Continuing education programs. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/ education/continuing-education, (date accessed: 04.07.2020). (In English).

20. Master the Skills of a Digital Marketer. URL: https://www.greenfig.com/schools/dms/greenfig-select? (date accessed: 04.07.2020).

21. Full-Stack Web. An immersive, online program to prepare you for a successful career in web development. URL: https://lambdaschool.com/courses/full-stack-web-development, (date accessed: 04.07.2020). (In English).

22. Tuition & Income Share Agreement (ISA) Questions. URL: https://lambdaschool.com/faq#isa, (date accessed: 04.07.2020). (In English).

23. ACE Pivot Program. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/ pivot-program (date accessed: 04.07.2020). (In English).

24. ACE Mentor Network. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/

mentor-network (date accessed: 04.07.2020). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.