Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПОРТСМЕН / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / УСПЕШНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORT / PERSONALITY / SOCIO-CULTURAL SPECIFIC FEATURES / SPORTSPERSON / SPORT CAREER / SOCIAL RELATIONS / STYLES OF INTERACTION / SOCIAL INSTITUTION / SUCCESS / INDIVIDUAL-PERSONALITY CHARACTERISTICS / NATURE OF INTERACTION / EFFICIENCY OF JOINT WORK / SPORT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожемяко Александр Сергеевич

Оценке особенностей личности спортсменов в современной научной литературе уделяется большое внимание. Для изучения различных характеристик личности спортсмена было проведено множество исследований с использованием различных социологических и психологических методик. Результаты данных исследований представляют большой интерес и практическую ценность для тренеров и специалистов, которые работают со спортсменами. Тем не менее совокупность данных исследований не дает однозначных границ относительно категории «личность спортсмена». В статье рассмотрены социокультурные и личностные характеристики спортсменов на фоне различных сфер жизнедеятельности. Затронуты такие сферы, как эмоциональная и волевая. Автор на примере тенниса как индивидуального вида спорта и футбола как самого популярного группового вида спорта дает описание успешности спортсменов в их спортивной карьере, показывает специфику интеракции успешных и неуспешных спортсменов. Кроме того, выявлены различия личностных характеристик разных групп спортсменов при демократическом и либеральном стиле руководства. Указаны различия и сходства по ряду критериев у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта, а также у успешных и неуспешных спортсменов на протяжении всей спортивной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL AND INDIVIDUAL-PERSONALITY FEATURES OF SPORTSPEOPLE

Today scientific literature pays special attention to assessment of specific features of sportspeople personality. To study different characteristics of sportspersonpersonality a lot of research was done by various sociological and psychological methods. The findings of this research can be helpful for coaches and specialists working with sportspeople. However, these findings cannot provide clear-cut limits for the category “sportsperson’s personality”. The article investigates socio-cultural and personal characteristics of sportspeople on the background of different fields of life. Such spheres as emotional and volitional were discussed. The author using the example of tennis, as an individual sport and football, as the most popular group sport describes progress of sportspeople in their career, shows specific interaction of successful and unsuccessful sportspeople. Apart from that, the difference of personal characteristics in different groups of sportspeople was shown in case of democratic and liberal style of guidance. Differences and similarities of certain criteria with sportspeople of individual and group sports were demonstrated, as well as with successful and unsuccessful sportspeople during their sport career.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-149-161

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

А. С. Кожемяко

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

Москва, Россия

Оценке особенностей личности спортсменов в современной научной литературе уделяется большое внимание. Для изучения различных характеристик личности спортсмена было проведено множество исследований с использованием различных социологических и психологических методик. Результаты данных исследований представляют большой интерес и практическую ценность для тренеров и специалистов, которые работают со спортсменами. Тем не менее совокупность данных исследований не дает однозначных границ относительно категории «личность спортсмена». В статье рассмотрены социокультурные и личностные характеристики спортсменов на фоне различных сфер жизнедеятельности. Затронуты такие сферы, как эмоциональная и волевая. Автор на примере тенниса как индивидуального вида спорта и футбола как самого популярного группового вида спорта дает описание успешности спортсменов в их спортивной карьере, показывает специфику интеракции успешных и неуспешных спортсменов. Кроме того, выявлены различия личностных характеристик разных групп спортсменов при демократическом и либеральном стиле руководства. Указаны различия и сходства по ряду критериев у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта, а также у успешных и неуспешных спортсменов на протяжении всей спортивной карьеры. Ключевые слова: спорт, личность, социокультурные особенности, спортсмен, спортивная карьера, социальные отношения, стили взаимодействия, социальный институт, успешность, индивидуально-личностные характеристики, характер взаимодействия, эффективность совместной деятельности, спортивная деятельность.

SOCIO-CULTURAL AND INDIVIDUAL-PERSONALITY FEATURES

OF SPORTSPEOPLE

Aleksandr S. Kozhemyako

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Today scientific literature pays special attention to assessment of specific features of sportspeople personality. To study different characteristics of sportsperson' personality a lot of research was done by various sociological and psychological methods. The findings of this research can be helpful for coaches and specialists working with sportspeople. However, these findings cannot provide clear-cut limits for the category "sportsperson's personality". The article investigates socio-cultural and personal characteristics of sportspeople on the background of different fields of life. Such spheres as emotional and volitional were discussed. The author using the example of tennis, as an individual sport and football, as the most popular group sport describes progress of sportspeople in their career, shows specific interaction of successful and unsuccessful sportspeople. Apart from that, the difference of personal characteristics in different groups of sportspeople was shown in case of democratic and liberal style of guidance. Differences and similarities of certain criteria with sportspeople of individual and group sports were demonstrated, as well as with successful and unsuccessful sportspeople during their sport career.

Keywords: sport, personality, socio-cultural specific features, sportsperson, sport career, social relations, styles of interaction, social institution, success, individual-personality characteristics, nature of interaction, efficiency of joint work, sport activity.

Спорт как социальный институт играет важную роль в жизни общества. На макроуровне он является драйвером всестороннего духовного и физического развития населения, на микроуровне - оказывает влияние на формирование и становление личностных качеств и выступает фактором социализации [6. -С. 88]. На протяжении всей истории для всех видов спорта большое значение имеют участие в спортивных соревновательных процессах и система тренировок. При этом к личностным характеристикам спортсменов предъявляют очень высокие требования [5. - С. 56].

Цель настоящего исследования - изучение успешности, лидерства, специфики интеракции и индивидуально-личностных качеств спортсменов

В качестве метода исследования успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта использовалась психологическая методика «Арка» Алексея Сергеевича Чернышева. Метод представляет собой аппаратную методику изучения феномена лидерства и организованности, которая применяется для моделирования совместной деятельности атлетов и выявления этапов спортивной деятельности.

Название данный метод получил благодаря прибору, который применяется для его реализации. Данный прибор представляет собой сборно-разборную конструкцию, визуально напоминающую арку небольшого размера. Методология исследования с применением метода «Арка» ставит перед эмпирическим объектом исследования (малой группой) задачу: собрать прибор. Конструкция данного прибора устроена таким образом, что единолично собрать его не представляется возможным. Данный метод направлен на изучение согласованности деятельности малых групп численностью от 2 до 20 человек. В процессе сборки прибора исследователь фиксирует релевантные с точки зрения проблемы исследования социально-психологичес-

кие реакции внутри группы и эмоционально-волевые процессы [8. - С. 41].

Эксперимент завершается успешно при условии, если совместная деятельность команды приведет к соединению и закреплению всех элементов арки и замыканию ее ключом. При этом также контролируются временные рамки выполнения группой задания.

В процессе наблюдения регистрируются наиболее значимые показатели, такие как:

- характер взаимодействия между спортсменами, их отношение к сотрудничеству или соперничеству в процессе выполнения работы;

- качественные свойства совместной деятельности всей группы в целом для достижения общей поставленной цели;

- стили и характер интеракции членов малой группы;

- лидерство и иерархия в организации решения задач;

- субъективное мнение членов группы относительно эффективности и результатов их совместной деятельности;

- эмоциональное состояние членов группы [7. - С. 14].

По итогам имитации деятельности спортсменов в группе, которые занимаются индивидуальным видом спорта (большой теннис), с использованием метода «Арка» были получены определенные результаты. Оценка результатов производилась с применением критерия х2 Пирсона и ¿-критерия Стьюдента [3. - С. 113].

У успешных спортсменов-теннисистов наиболее часто наблюдается сотрудничество, в то время как среди неуспешных коллег чаще преобладает соперничество между спортсменами (рис. 1).

В стилях взаимодействия спортсменов у обоих классов видны достаточно серьезные различия. Успешным теннисистам больше характерен либеральный стиль, и почти нет демократии. Безуспешным теннисистам, наоборот, присущ демократический стиль взаимодействия, а авторитарный почти не присутствует (рис. 2).

Эмоциональное состояние спортсменов теннисистов на протяжении личной спор-тоже не имеет одинаковых показателей. тивной карьеры сказывается на эмоцио-Вероятнее всего, неуспешное выступление нальном состоянии спортсмена (рис. 3).

Успешные Неуспешные

Рис. 1. Характер взаимодействия теннисистов

Либеральный;

Авторитарный;

Демо

Демократический;

Успешные Неуспешные

Рис. 2. Стиль взаимодействия теннисистов

Успешные

Неуспешные

Рис. 3. Эмоциональное состояние теннисистов

Эффективность совместной деятельности - это показатель, который в данном исследовании определяется временем, потребовавшимся командам на сборку конструкции. Проанализировав полученное время сбора сооружения у индивидуалов,

161 208

Успешные Неуспешные

Рис. 4. Время, затраченное теннисистами на сбор конструкции (в сек)

было выявлено (по ¿-критерию Стьюден-та), что спортсмены, у которых больше успеха в спортивной карьере, также добились лучшего результата и в данном процессе (рис. 4).

Групповая деятельность атлетов, занимающихся командными видами спорта (на примере любительской футбольной команды), также имеет как различия, так и схожие показатели.

Конфликт:

э

\ ! / Сотрудничество;

Сопел-ичествэ; I 55^

23% ^^^^^^

В группах спортсменов-футболистов были выделены статистически значимые различия по таким типам интеракции, как соперничество и конфликт (рис. 5).

Успешные

Неуспешные

Рис. 5. Характер взаимодействия футболистов

Стоит отметить, что среди представителей группы успешных спортсменов-футболистов наиболее часто встречающийся тип интеракции - сотрудничество, в то время как среди неуспешных преобладает соперничающий тип отношений.

Исследование стилей взаимодействия футболистов выявило наличие различий: для успешных спортсменов командных

видов спорта больше присущ демократический стиль, а у менее успешных коллег лидирующим стилем является либеральный. Авторитарный стиль у обеих групп спортсменов занял 3-е место (рис. 6).

При анализе эмоций у футболистов можно выделить схожие тенденции. Как таковых различий среди успешных и неуспешных спортсменов найдено не было

(рис. 7). Распределение по эмоционально- ложительному эмоциональному состоя-му состоянию спортсменов-футболистов нию, другая половина - к отрицательному. оказалось равным: половина склонна к по-

Гиберальный;

Авторитарный;

18%

Демократичесний;

71%

Успешные

Неуспешные

Рис. 6. Стили взаимодействия футболистов

Успешные

Неуспешные

Рис. 7. Эмоциональное состояние футболистов

Анализ скорости выполнения задания по струкции. Успешным футболистам пона-сбору арки выявил существенные различия добилось меньше времени для сборки между группами по времени сбора кон- определенной конструкции (рис. 8).

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

153

120

Успешные

Неуспешные

Рис. 8. Время, затраченное футболистами на сборку конструкции (в сек)

Можно сделать общий вывод, что футболисты (представители командных видов спорта) значительно быстрее справились с поставленной задачей. В их работе больше заметны командные действия и сплоченность коллектива, чем у теннисистов.

На основании полученных данных можно показать распределение индикаторов среди успешных и неуспешных спортсменов, дифференцированных по представителям индивидуальных и групповых видов спорта (табл. 1 и 2).

Т а б л и ц а 1

Распределение индикаторов среди спортсменов индивидуальных видов спорта

Показатель Доминирующий показатель

Успешные спортсмены Неуспешные спортсмены

Стиль взаимодействия Сотрудничающий Соперничающий

Стиль руководства Демократический Либеральный

Эмоциональное состояние Положительное Положительное

Т а б л и ц а 2

Распределение индикаторов среди спортсменов групповых видов спорта

Показатель Доминирующий показатель

Успешные спортсмены Неуспешные спортсмены

Стиль взаимодействия Сотрудничающий Соперничающий

Стиль руководства Демократический Дезинтегрированность (доминирующий стиль статистически определен не был)

Эмоциональное состояние Нейтральное Нейтральное

Отсюда следует, что у спортсменов недостаточно самостоятельности, уровень командной работы тоже не на высоком уровне. Такие показатели, как отсутствие взаимопомощи и определенной сплоченности коллектива, вносят разлад в социальные и психологические характеристики команды в целом, что мешает выполнению общей цели.

Для того чтобы достичь больших успехов в спортивной карьере (как внутри страны, так на международном уровне), спортсмену, помимо хорошей физической формы и тренировок, необходим ряд важных качеств, определяющими из которых являются:

1) сфера мотивации каждого спортсмена на определенный успех (моральная устойчивость при неудачах);

2) сфера эмоций (сдерживание нервно-психического напряжения во время соревнований и тренировочного процесса);

3) волевая сфера (выдержка и целеустремленность, настойчивость и самооб-

ладание, решительность в своем выборе/действии, проявление инициативности, регулирование своего поведения) [4. -С. 72].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления индивидуально-личностных и социокультурных особенностей российских спортсменов, а также уровня достижения высоких результатов на протяжении всей личной спортивной карьеры были использованы следующие методы:

- психический анализ развития волевых качеств Б. Н. Смирнова;

- измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС) В. Зунга;

- опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчиновой;

- опросник тревожности Тейлора;

- методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса;

- опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой [1. - С. 135].

Психический анализ развития волевых качеств Б. Н. Смирнова

Волевые качества у спортсмена являются важным фактором в становлении его как личности. За основу исследования возьмем все те же виды спорта - теннис и футбол.

Успешным теннисистам в настоящее время, как показало исследование, характерны следующие волевые качества:

- целеустремленность (в первую очередь достижение поставленных перед собой личных целей);

- настойчивость (преодоление возникающих трудностей и преград) и упорство (верность своей цели и идеям);

- выдержка (терпение и стрессоустой-чивость) и самообладание (контроль своего поведения в социуме) (рис. 9).

Как видно из рис. 9, между успешными спортсменами и менее успешными коллегами по спортивному цеху у теннисистов есть определенные различия.

15,00

10,00

5,00

У

0,00 ¥—-

л<?

/

■ Успешные □ Неуспешные

с/

Рис. 9. Волевые качества теннисистов (в баллах)

Если рассматривать командный вид деятельности играют важнейшую роль в

спорта - футбол, то для атлетов характер- завоевании высоких мест на пьедестале

ны схожие показатели. Настойчивость (рис. 10). спортсменов и их упорство в спортивной

Рис. 10. Волевые качества футболистов (в баллах)

Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС) В. Зунга и опросник тревожности Тейлора

Данные методы были использованы для исследования эмоциональной составляющей спортсменов. Тревожность и субдепрессия - главные показатели проведенного исследования.

Эмоции - это большой спектр психологических и социальных отношений к различным ситуациям. В жизнедеятельности

спортсмена такая сфера играет зачастую решающую роль. У спортсменов-индивидуалов на уровне средних показателей были выявлены значительные расхождения (рис. 11): у успешных - низкий уровень субдепрессии и тревожности, что свидетельствует о том, что спортсмены эмоционально подкованы и легче справляются с внешними факторами, нежели их менее успешные коллеги.

Рис. 11. Эмоциональная сфера теннисистов (в баллах)

Из рис. 12 видно, что показатели тре- листов обеих социальных групп находятся вожности и сниженного настроения, кото- в одинаковой плоскости. рые имеют схожие индикаторы, у футбо-

Рис. 12. Эмоциональная сфера футболистов (в баллах)

Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчиновой

Для успешных теннисистов в их сфере эмоций на уровне индивидуально-лич-

ностных характеристик спортивной карьеры выявлены различия на уровнях нервно-психического напряжения и уравновешенности (рис. 13). Неуспешные спортс-

мены в данном виде спорта характеризуются наличием высоких показателей по нервно-психическому напряжению и при этом низких показателей уравновешенности атлетов. Данные, которые были получены при использовании метода НПН, по-

казывают, что успешность спортивной карьеры у спортсменов создается и поддерживается на фоне эмоциональной сферы в общей структуре социокультурных и индивидуально-личностных качеств.

Рис. 13. Эмоциональная сфера теннисистов (в баллах)

У футболистов эмоции на уровне индивидуальных и личностных качеств имеют различия по таким показателям, как нервно-психическое напряжение и уравновешенность (рис. 14). Успешные футболисты,

наряду с неуспешными коллегами, характеризуются высокими показателями в нервно-психическом напряжении, и у обоих классов спортсменов заметны низкие показатели их уравновешенности.

Рис. 14. Эмоциональная сфера футболистов (в баллах)

Результаты исследования уравновешенности и нервно-психического напряжения футболистов показывают, что данные процессы не сильно задействованы или

вовсе не включены как в тренировочный, так и в соревновательный процесс их карьеры.

Проведенное исследование показало, что для спортсменов-футболистов (командный вид спорта) в первую очередь характерны психологические и педагогические факторы, в отличие от теннисистов.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса

Мотивация к достижению поставленных целей у индивидуалов находится на высоком уровне. В то же время у теннисистов невысокий уровень преодоления личных неудач, которые встречаются на пути их спортивной карьеры. Отсюда следует, что у них высокий уровень потребности добиваться высоких достижений не только на уровне спортивной деятельности (но в спорте - приоритет), но и в повседневной среде. У таких спортсменов сосредоточенность и реализация поставленных целей стоят на первом плане при полной мобилизации своих внутренних ресурсов.

Для футболистов также характерен высокий уровень их спортивной мотивации к достижению высоких результатов и завоеванию наград высшей пробы, а мотивация на избегание своих спортивных неудач, как и у индивидуалов, находится на низком уровне. Такая ситуация свидетельствует о том, что наличие потребности реали-зовывать свой потенциал и добиваться высоких достижений присуще всем спортсменам и занимает важное место.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой

Данная методика позволяет исследовать регуляторную сферу у спортсменов и ее главные особенности.

Исследуя регуляторную часть структуры социокультурных и личностных качеств теннисистов, которые играют важную роль в успешности спортивной карьеры на протяжении всего времени, можно отметить отличия по ряду шкал (рис. 15).

Рис. 15. Регуляторная сфера теннисистов (в баллах)

Как видно из рис. 15, по всем параметрам успешные спортсмены превосходят своих коллег. Отсюда следует вывод, что потребность в данных процессах играет важную роль в становлении спортсмена, его спортивной карьеры и ячейки общества. Это связано с тем, что спортсмен на

протяжении всей карьеры рассчитывает только на себя. Он сам планирует и выстраивает свои тренировочные процессы и саму игру, переживает трудности и неприятные моменты, не прибегая к сторонней помощи [2. - С. 114].

На рис. 16 показаны значительные различия в социальных группах успешных и менее успешных атлетов.

Общий уровень саморегуляции

¡Успешные

□ Неуспешные

Рис. 16. Общий уровень саморегуляции теннисистов (в баллах)

Представители футбола как самой популярной игры в мире также имеют ряд отличий в своих характеристиках социокультурных особенностей.

Гистограмма, представленная на рис. 17, показывает разницу между социальными группами футболистов, а также наиболее характерные качества успешных и неуспешных спортсменов.

Рис. 17. Регуляторная сфера футболистов (в баллах)

Общий уровень саморегуляции у представителей командного вида спорта также находится в разных плоскостях. Саморегуляция больше характерна для успешных атлетов (рис. 18).

Рис. 18. Общий уровень саморегуляции футболистов (в баллах)

Атлеты, которые за свою спортивную карьеру добились определенных успехов, отличаются высокими качествами по шкале гибкости, но такие показатели, как планирование, уходят на второй план, в отличие от менее успешных футболистов, которые чаще планируют, чем добиваются результата. В футбольной команде есть общий свод правил, который контролируется штабом команды, специалистами и лично главным тренером.

С учетом вышесказанного можно сделать ряд выводов.

На уровне индивидуального спорта (например тенниса) самыми важными характеристиками у атлетов оказались:

- целеустремленность, которая помогает спортсмену идти за своей целью до конца;

- настойчивость в преодолении ряда трудностей и невзгод на пути к поставленной цели;

- упорство, вера в свой успех;

- решительность (индивидуал полагается только на себя, поэтому все принятые им решения должны быть взвешены и обоснованы);

- смелость в принятии судьбоносных решений, которые смогут сломать соперника как морально, так и физически;

- хорошее эмоциональное состояние;

- уравновешенность (психическое состояние);

- планирование и моделирование тренировочных и игровых процессов.

Спортсменам командных видов спорта (например футбол) также присущ определенный набор характеристик, основными из которых являются:

- волевые качества;

- социальное и психологическое состояние;

- уравновешенность и спокойствие, которые помогают сконцентрироваться на определенном действии.

В отличие от индивидуальных видов спорта для командного вида характерен высокий уровень гибкости.

Таким образом, спорт - это первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ними, а также один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый.

Для правильной оценки спорта как социокультурного феномена нужно четко различать его культурный гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), т. е. декларативные ценности, и те ценности, на которые действительно ориентируются люди в своем реальном поведении, т. е. реальные ценности.

Список литературы

1. Ахмадеева Г. Р. Саморазвитие личности как социокультурная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 3. -С. 135-137.

2. Блонский П. П. Психология и педагогика : избранные труды. - М. : Юрайт, 2016.

3. Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 1 (18).

4. Кирсанов В. Е. Спорт как институт социализации молодежи. - М. : Власть, 2018.

5. Паначев В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности : дис. ... канд. соц. наук. - Пермь, 2000.

6. Столяров В. И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека : монография. - М. : Русайнс, 2017.

7. Чернышев А. С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика : избранные труды. - Курск, 2006.

8. Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005.

References

1. Akhmadeeva G. R. Samorazvitie lichnosti kak sotsiokulturnaya problema [Self-Development of Personality as a Sociocultural Problem]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo

universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], 2009, No. 3, pp. 135-137. (In Russ.).

2. Blonskiy P. P. Psikhologiya i Pedagogika [Psychology and pedagogy], Selected Works. Moscow, Yurayt, 2016. (In Russ.).

3. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of the Practical Psychology of Education], 2009, No. 1 (18). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kirsanov V. E. Sport kak institut sotsializatsii molodezhi [Sport as an Institution of Socialization of Youth]. Moscow, Vlast, 2018. (In Russ.).

5. Panachev V. D. Sport kak sotsialnyy institut v razvitii lichnosti. Diss. kand. sots. nauk [Sport as a Social Institution in Personality Development. PhD social sci. diss.]. Perm, 2000. (In Russ.).

6. Stolyarov V. I. Osnovy sotsiologii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti i telesnosti cheloveka, monografiya [Fundamentals of the Sociology of Physical Culture and Sports and Human Physicality, monograph]. Moscow, Rusayns, 2017. (In Russ.).

7. Chernyshev A. S. Organizovannost i liderstvo v molodezhnykh gruppakh: teoriya, eksperiment, praktika [Organization and Leadership in Youth Groups: Theory, Experiment, Practice], Selected Works. Kursk, 2006. (In Russ.).

8. Chernyshev A. S., Sarychev S. V., Lunev Yu. A. Apparaturnye metodiki psikhologicheskoy diagnostiki gruppy v sovmestnoy deyatelnosti [Hardware Methods of Psychological Diagnosis of a Group in a Joint Activity]. Moscow, In-t Psikhologii RAN, 2005. (In Russ.).

Сведения об авторе

Александр Сергеевич Кожемяко

аспирант кафедры социологии коммуникативных систем МГУ имени М. В. Ломоносова. Адрес: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: kozhemyako_alexandr@mail.ru

Information about the author

Aleksandr S. Kozhemyako

Post-Graduate Student of the Department for Sociology in Communicative Systems of the Lomonosov MSU. Address: Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie gory, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: kozhemyako_alexandr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.