Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 1. С. 31-37 North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(1):31-37
Проблемы теории и истории права и государства
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-1-31-37
EDN YGIWGH
Справедливость как основа возрождения России
Наталья Николаевна Апостолова
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
Аннотация. Чем выше уровень развития правовой культуры общества, тем сильнее проявляется потребность граждан в правовом регулировании, обеспечивающем более справедливое распределение материальных, социальных, культурных и иных благ. Для этого необходимо, чтобы наиболее жизненно важные для большинства российских граждан вопросы решались путем проведения референдумов в соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции РФ. Справедливость в России является объединяющим большинство россиян началом и должна стать главным назначением не только правосудия, но и деятельности законодательной и исполнительной власти. Все усилия должны быть направлены на построение основанного на наших исконных ценностях справедливо организованного правового высокотехнологичного государства и общества духовно, интеллектуально и физически развитых людей. Ключевые слова: право, справедливость, Конституция РФ, общенародное голосование, справедливо организованное правовое государство и общество
Для цитирования: Апостолова Н. Н. Справедливость как основа возрождения России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2024. № 1. С. 31-37. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-1-31-37. EDN УИШСИ
Justice as the basis for the revival of Russia Natalia N. Apostolova
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]
Abstract. The higher the level of development of the legal culture of a society, the stronger the need of citizens for legal regulation that ensures a more equitable distribution of material, social, cultural and other benefits. To do this, it is necessary that the most vital issues for the majority of Russian citizens be resolved by holding referendums in accordance with part 3 of Article 3 of the Constitution of the Russian Federation. Justice in Russia is the beginning that unites the majority of Russians and should become the main purpose not only of justice, but also of the activities of the legislative and executive authorities. All efforts should be directed at building a fairly organized, legal, high-tech state based on our ancestral values and a society of spiritually, intellectually and physically developed people. Keywords: law, justice, the Constitution of the Russian Federation, popular vote, a fairly organized rule of law state and society
For citation: Apostolova N. N. Justice as the basis for the revival of Russia. North Caucasus Legal Vestnik. 2024;(1]:31-37. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2024-1-1-31-37. EDN YGIWGH
© Апостолова H. H., 2024
Problems of the Theory and History of Law and State
Original article
Со времен древнеримского права известно изречение Цельса: «Jus est ars boni et aequi», обычно переводимое как: "Право есть искусство добра и справедливости". Однако есть мнение, что "Древнем Риме слово «ars» обозначало как «науку», так и «искусство»" и поскольку в наше время искусство и наука - разные понятия, то право надлежит понимать именно как науку "о том, как воздавать каждому по его поступкам, оцениваемым с точки зрения единых законо-
II л
дательно установленных критериев 1.
Смысл и значение данного изречения является предметом исследования многих зарубежных и отечественных юристов еще с древности и до наших дней, и практически всеми отмечается, что если право несправедливо, то оно и не может считаться правом вообще.
В российской науке исследованию права как искусства добра и справедливости уделено внимание в работах Алексеева С. С., Марченко М. Н., Нерсесянца В. С., Радько Т. Н., Соловьева В. С., Шапсугова Д. Ю. и многих других теоретиков права. Общий знаменатель их суждений заключается в том, что в исконно российском понимании право есть воплощение правды и справедливости [1-6], рассматриваемое сквозь призму меры "свободы, справедливости, равенства и ответственности" [7, с. 100-101]. Из чего следует, что справедливость - неотъемлемый элемент права независимо от эпохи, уровня правовой культуры и других особенностей.
Будучи нравственно-правовой категорией [8, с. 26], "справедливость выступала и выступает для права идеалом и предназначением" [9, с. 26]. Без справедливости право перестает быть эффективным регулятором жизни людей, обеспечивающим благополучное и поступательное развитие общества и государства, и соответственно утрачивает свою сущность и назначение.
При всем различии суждений и подходов следует признать, что справедливость является главной неотъемлемой и универсальной характеристикой права, внутренним свойством и качеством права [2, с. 31] и, в то же время, неизменно желательным результатом его применения.
В современной российской юриспруденции справедливость трактуется достаточно многогранно. В качестве исходного положения практически все отталкиваются от аристотелевской трактовки, уравнивающей (формальное равенство, пропорциональность) и распределяющей (воздаяние за деяние, добром за добро, злом за зло) справедливости [10].
"Равенство в должном" в его христианском понимании, как самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав - считал справедливостью В. С. Соловьев [4, с. 10]. В современной российской доктрине права юридическая справедливость понимается как право, не допускающее произвола, злоупотреблений, получения незаслуженного, определяющее ответственность в соответствии с содеянным [8, с. 264-265].
Большое значение категория справедливости играет и в судебной практике, особенно в решениях Конституционного Суда России и Верховного Суда РФ. Практически в каждом постановлении высших судебных инстанций толкование норм права дается с точки зрения соответствия или несоответствия справедливости, находящей свое воплощение в обеспечении равенства, правовой определенности, соразмерности, разумности, добросовестности, сбалансированности интересов, прав и обязанностей.
Как известно, справедливость изначально категория нравственная, как и весь нравственный закон выступает в качестве фундаментальной основы человеческой жизни. Собственно, право и необходимо людям в качестве основного и главного инструмента установления и поддержания справедливого правопорядка в обществе.
Представления людей о должном, о справедливом зависят от уклада и условий их жизни на определенном этапе исторического развития. И чем выше уровень развития правовой
1 Комиссаров Г. О смысле известного изречения: "право - это искусство добра и справедливости". [Электронный ресурс] / https://zakon.ru/blog/2020/03/26/o_smysle_izvestnogo_izrecheniya_pravo__eto_iskusstvo_dobra_i_spravedlivosti (дата обращения 15.10.23 г.)
культуры общества, тем сильнее проявляется потребность в правовом регулировании, обеспечивающем более справедливое распределение материальных, социальных, культурных и иных благ, созданных трудом и усилиями всего народа.
По данным Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН с 1995 г. по 2023 г. рейтинг понятий, которые могли бы быть положены в основу возрождения России, неизменно возглавляет именно справедливость. Чем и объясняется тот факт, что за изменение политической системы нашего общества в 2023 г. высказалось 66 % россиян, еще 14 % - затруднились ответить и только 20 % российских граждан полностью все устраивает [11, с. 12, 47].
Справедливость в России должна стать главным назначением не только российского правосудия, но и деятельности законодательной и исполнительной власти нашего государства. Для подавляющего большинства россиян социальная справедливость является объединяющим их стремления началом независимо от каких бы то ни было особенностей, дающая возможность сплотиться, преодолеть все трудности и возродиться России в виде по-настоящему правового социального государства.
Установление социальной справедливости должно начинаться с законодательной (законотворческой) деятельности, поскольку изначально заложенную в нормах права несправедливость на уровне правоприменения исправить бывает весьма сложно. Необходимо отказаться от принятия норм и законов, защищающих интересы очень небольших групп нашего общества в ущерб интересам подавляющего большинства народа России.
На вопрос «Чьи интересы, по Вашему мнению, выражает и защищает сегодня российское государство?» - только 38 % россиян считает, что наше государство защищает интересы всех граждан России, а 59 % опрошенных ответили, что оно защищает интересы богатых и государственной бюрократии (данные 2023 г.) [11, с. 16]. А ведь в правовом социальном государстве все должно быть ровно наоборот.
Талантом, способностями и личным вкладом каждого в развитие и в повышение благосостояния страны и народа должно определяться должностное, материальное, социальное положение российских граждан, а не иными соображениями. Не столько важен размер материального состояния, сколько то, каким путем (праведным или нет) человек его получил, и как он ним распоряжается - по правде и по справедливости или нет. Именно не честно нажитое имущество, да еще и используемое не на благо нашей страны и народа, вызывает резкое неприятие и раздражение у российских граждан.
Согласно статье 9 Конституции России земля и другие природные ресурсы должны использоваться в качестве основы жизни и деятельности проживающих на нашей территории народов. Потому-то в стране с такими природными богатствами и таким очень небольшим населением не должно быть бедных, тем более, работающих бедных. В 2023 г. 63 % россиян самыми значительными противоречиями назвали противоречия, существующие между бедными и богатыми [11, с. 32].
И это вполне закономерно. В статье 36 Конституции РФ записано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами должно осуществляться без причинения ущерба окружающей среде и нарушения прав и законных интересов иных лиц, то есть без нарушения гарантированных всем российским гражданам статьей 7 Конституции РФ прав на достойную жизнь и свободное развитие.
Однако в 2023 г. лишь 35 % россиян согласились с тем, что наше государство обеспечивает достойную жизнь и всестороннее развитие граждан, а 48 % ответили, что нет. Меньше половины - 47 % граждан считает, что государство справляется с охраной природы и использованием ресурсов, а 37 % уверено, что нет [11, с. 41, 42].
Для надлежащей реализации закрепленных в статьях 7, 9 и 36 Конституции РФ положений всего-то и надо, чтобы 60-70 % всех доходов от продажи наших общенациональных природных богатств шло не на увеличение капиталов отдельных лиц (и обогащение иностранных государств), а в государственный бюджет на повышение благосостояния россиян,
охрану природы и финансирование развития страны (образования, науки, здравоохранения, экологии, промышленности, ЖКХ, культуры и других сфер).
Для принятия такого решения следует активировать предусмотренный частью 3 статьи 3 Конституции России механизм и наиболее жизненно важные для большинства российских граждан вопросы решать путем проведения референдума, являющегося помимо свободных выборов "высшим непосредственным выражением власти народа". Порядок его проведения давно уже определен ФКЗ №5 "О референдуме в Российской Федерации".
На основании результатов общенародного голосования Федеральное собрание РФ принимало бы законы, точно и правильно выражающие волю народа России (по крайней мере его большинства), обеспечивая, тем самым, единство и устойчивость государственной и общественной жизни. Как, собственно, это и делается в других странах мира.
В той же Польше, например, в октябре 2023 г. вместе с выборами в сейм проводился референдум по пенсионному возрасту, по приватизации государственной собственности, по приему нелегальных мигрантов из других стран ЕС1. Не говоря уже о Швейцарии, где власти по несколько раз в год «советуются» с народом по вопросам изменения Конституции и иных законов, подписания международных договоров и соглашений, по другим животрепещущим темам2.
Принятые на основе результатов общенародного голосования нормы закона отражают прямо и непосредственно выраженную волю большинства граждан страны (при отсутствии фальсификации результатов, конечно). В сознании россиян такие нормы права будут восприниматься как справедливые, будут лучше исполняться и государственному аппарату потребуется гораздо меньше усилий (и средств) для обеспечения их реализации.
Тем более, что заставить российский народ исполнять навязанные ему сверху, против его воли, несправедливые законы практически невозможно. Все что не соответствует его представлению о справедливости, - неизменно отвергается, из-за чего и возникают различные деструктивные негативные процессы в нашей государственной и общественной жизни.
Очень важное значение имеет правильное и адекватное определение целей и путей развития России. Движение в непонятном направлении, равно как и бездумное подражание другим странам и народам, как показывает наша история, смысла не имеет. Несмотря на титанические усилия народа - в очередной раз мы можем оказаться у "разбитого корыта".
Нужна соответствующая надеждам и желаниям большинства россиян цель, предполагающая установление четких и понятных всем задач развития, на решение которых и будут сконцентрированы совместные усилия граждан, общества и государства, и в соответствии с которыми должны вырабатываться оптимальные пути их решения, стратегия, тактика, разумное распределение сил и средств. Как это и делалось в СССР, чьи научно-технологические достижения и по сей день позволяют России сохранять свое лидерство в военно-технической, энергетической, атомной, космической и других сферах.
Точно такой же подход реализует и Китай, демонстрирующий всему миру весьма успешное поступательное развитие экономики, технологий, социальной сферы. В 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в своей программной речи четко обозначил цель, вектор и пути развития страны, указав, что для достижения "китайской мечты" (гармонично развитого общества) обязательно нужно идти по пути социализма с китайской спецификой, жестко отказавшись "от формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительности, бороться с коррупцией и другими злоупотреблениями во всех их проявлениях". При этом китайский лидер отметил, что для достижения этой цели необходимо сильное государство и единый в своих стремлениях народ3.
1 РИА новости. В Польше начались выборы в парламент. [Электронный ресурс] / URL: https://ria.ru/20231015/polsha-1902856587.html (дата обращения 15.12. 23 г.)
2 Белорусцева А. На референдуме в Швейцарии решат судьбу наличных денег. [Электронный ресурс]. /URL:https://rg.ru/2023/02/08/s-keshem-po-zhizni.html (дата обращения 15.10.23 г.)
3 Остроухов О. Китай обещает миру мир, а себе "китайскую мечту". / [Электронный ресурс]. /https://ria.ru/20130317/927674730.html (дата обращения 10.12.23 г.)
Именно такое вот единство и твердая, неуклонная реализация задуманного, по данным Всемирного банка, и позволили Китаю с 2000 г. по 2019 г. свести уровень бедности половины огромного населения КНР к 0,6 %* и выйти на лидерские позиции не только в экономике, но и в 1Т-технологиях, в освоении космоса, в решении социальных и сложных экологических проблем.
По такому же пути идет сегодня и Индия. Выступая 31 октября 2023 г. в Нью-Дели, Премьер-министр Наредра Моди призвал граждан стремиться сделать Индию развитой страной к 2047 г. (к столетию ее независимости). В своей речи он предложил активизировать усилия, так как вклад каждого индийца важен для достижения данной цели2. И нельзя не признать, что, опираясь на традиционные индийские ценности и развивая самые передовые современные технологии, индийский народ уверенно движется к поставленной цели.
Да, сейчас и в нашей стране начался и успешно идет процесс развития многих сфер жизни, но качество преобразований оставляет желать лучшего, а дальнейшие их перспективы вызывают опасения. Только 32 % россиян в 2023 г. с уверенностью и надеждой смотрели в будущее нашей страны, 41 % - с надеждой и тревогой, 21 % - с тревогой и отчаянием, 6 % - затруднились ответить. 33 % российских граждан высказались за то, что проводимые сейчас экономические преобразования отвечают интересам большинства населения страны, 35 % - сказали, что не отвечают, 32 % - затруднились ответить [11, с. 40, 59].
И это одна из самых серьезных жизненно важных проблем современной России. Только отвечающая интересам всего российского народа цель нашего движения вперед устранит "разруху в головах" россиян (особенно молодежи), позволит обновить кадровый потенциал в соответствии с поставленной целью, и обеспечит динамичное успешное и устойчивое развитие страны.
Новые вызовы, стоящие сегодня перед Россией, требуют и качественно новых лидеров во власти, в науке, в экономике, в культурной жизни нашего государства и общества, которыми должны стать настоящие патриоты России, высокообразованные и способные вытащить нашу страну из кризиса.
Без соответствующего кадрового обновления нам не преодолеть технологическое отставание, культурную, духовно-нравственную деградацию народа, не стать современным высокоразвитым обществом и не сохраниться в числе ведущих держав мира. Серьезное кадровое обновление институтов власти (сверху до низу), равно как и многих других сфер является непременным условием дальнейшего успешного развития нашей страны.
Доминантой развития России должно стать построение общества правды, добра и справедливости, что прямо и закреплено в Преамбуле Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 г. Тогда, на сломе исторических эпох в ней было отражено то, к чему осознанно и неосознанно на протяжении многих веков стремится российский народ, и что отражает его самые глубинные и сокровенные чаяния и генетический код. Тот самый генетический код, в силу которого подавляющее большинство россиян так и не смогли принять западный тренд создания общества бесполых, бездумных, бездушных существ, управляемых искусственным интеллектом.
Приверженность указанным ценностям неизменно подтверждается результатами различных социологических опросов. Так, 43 % наших граждан на вопрос ВЦИОМ, что для них означает быть патриотом, ответили - «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она не была»3. Обман и ложь в любом деле пагубны, так как не позволяют знать истинное положение дел, адекватно определять оптимальные пути достижения необходимых результатов и ведут к деградации системы органов власти, бизнеса, институтов гражданского общества и других сфер жизни.
1 Джабраилов К. Си Дзиньпин заявил о победе над бедностью в Китае. / [Электронный ресурс]. /https://gorodovoy.ru/news/si-czinpin-zayavil-o-pobede-nad-bednostyu-v-kitae (дата обращения 15.11.23 г.)
2 ТН. [Электронный ресурс]:ULR:https://www.thehindu.com/news/national/pm-modi-urges-citizens-to-strive-and-make-india-a-developed-nation-by-2047/article67481370.ece
3 ВЦИОМ. Патриотизм: мониторинг. [Электронный ресурс].^А^:/^сют.ги/апа1уйса1-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-moшtormg (дата обращения 15.11. 23 г.)
Без правдивого и честного анализа существующих проблем не будет взаимного доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, не будет согласия и успешного развития страны. Не даром же фейковые (лживые) новости вкупе с приемами манипуляции массовым сознанием стали самым острым оружием в современном мире.
Наша сила - в правде. В той самой правде, в которой любовь и добро побеждает зло, справедливость торжествует над произволом и беззаконием, а разум и талант над глупостью и бездарностью. Сумеем жить по такой правде (причем, во всем: в изложении исторических событий, в текущих делах и относительно будущих перспектив) - сохранимся как народ и как уникальная русская цивилизация, способная объединять самые разные народы, конфессии, традиции.
Жизнь по-доброму, в свете наших ценностей, подразумевает: отказ от оголтелого эгоизма и гедонизма; ответственное участие в созидании материальных и (или) культурно-духовных благ, обеспечивающих достойное существование не только себя и своих близких, но и благополучие страны и всего российского народа. Взаимовыручка, взаимопомощь и стремление к справедливости всегда помогали России не только выстоять в любых испытаниях и катаклизмах, но и давали шанс на возрождение и новую жизнь.
Социальная справедливость, по мнению ВЦИОМ, - "это и ценность, и правовой механизм, и принцип, по которому должно существовать наше общество, на который должна опираться власть". Согласно проведенному в 2023 г. опросу, для 36 % россиян социальная справедливость заключалась в равенстве всех перед законом, для 20 % - в том, чтобы положение каждого определялось результатами его труда и 19 % россиян видят справедливость в примерно одинаковом уровне жизни всех1.
Из чего следует, что закрепленный в статье 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом требует неуклонного воплощения и соблюдения и в законотворческой, и в правоприменительной деятельности. Для всех должен быть одинаковый (при прочих равных условиях) доступ к получению благ и одинаковая мера ответственности за содеянное. Но, к сожалению, на сегодняшний день только 34 % опрошенных россиян считают, что данный принцип в нашей стране обеспечивается [11, с. 35].
Да, достижение закрепленных в Преамбуле Конституции РФ целей развития российского государства и общества выглядит трудноосуществим, но на самом деле другого пути у нас нет. Ведь именно за эти ценности мы и вступили в жестокое противостояние с Западом, именно за сохранение этих ценностей и отдают свои жизни наши воины, именно наши исконные ценности и сплотили россиян перед внешним и внутренним врагом.
Отказ от своих корней, от своих духовно-цивилизационных основ ведет к тому, что целый народ превращается в расходный материал и инструмент достижения чужих геополитических целей с перспективой своего полного исчезновения.
Потому так важно всем нам стремиться к построению соответствующего нашему генетическому коду справедливо организованного правового высокотехнологичного государства и общества духовно, интеллектуально и физически развитых людей, гармонично сосуществующих с другими странами и народами.
Список источников
1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.
2. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Норма, 2000. 647 с.
3. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2018. 495 с.
4. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса. М., 1989. Т. 2. 415 с.
1 ВЦИОМ. Общество в поисках справедливости. [Электронный ресурс]^йр8:/^сют.ги/апа1у1лса1-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvo-v-poiskakh-spraved1ivosti (дата обращения 15.11.23 г.)
5. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: "Зерцало" / под ред. Марченко М.Н. 2004. 800 с.
6. Шапсугов Д. Ю. Становление научной критики в российской юриспруденции в XIX веке. Размышления о полемике Б.Н. Чечерина и В.С. Соловьева о праве, нравственности и их соотношении // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 15-26.
7. Шапсугов Д. Ю. Размышления о праве // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 2. С. 100-101.
8. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2010. 752 с.
9. Воробьев А. С. О соотношении права и справедливости // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11 (84). C. 23-28.
10. Аристотель. Никомахова этика. [Электронный ресурс].
URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel.Nikomakhova.pdf (дата обращения 15.11.23 г.)
11. Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 53 этап социологического мониторинга, июнь 2023 года: [бюллетень] / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 91 с.
References
1. Alekseev S. S. Law. The ABC. Theory. Philosophy: The experience of complex research. Moscow: Statute; 1999. 712 p. (In Russ.)
2. Nersesyants V. S. Philosophy of law. Moscow: Norm; 2000. 647 p. (In Russ.)
3. Radko T. N. Theory of state and law: textbook for bachelors. Moscow: Prospect; 2018. 495 p. (In
Russ.)
4. Solovyov V. S. Readings on God-manhood. In: Solovyov V. S. Writings: in 2 volumes. V. F. Asmus (ed.). Moscow; 1989. Vol. 2. 415 p. (In Russ.)
5. Theory of state and law: Textbook for universities. Marchenko M.N. (ed.). Moscow: "Mirror"; 2004. 800 p. (In Russ.)
6. Shapsugov D. Y. The formation of scientific criticism in Russian jurisprudence in the XIX century. Reflections on the polemic of B.N. Checherin and V.S. Solovyov on law, morality and their relationship. . North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(1):15-26. (In Russ.)
7. Shapsugov D. Y. Reflections on law. North Caucasus Legal Vestnik. 2012;(2):100-101. (In Russ.)
8. Radko T. N. Theory of state and law: textbook. 2nd ed. Moscow: Prospekt; 2010. 752 p. (In Russ.)
9. Vorobyov A. S. On the correlation of law and justice. Actual problems of Russian law. 2017;11(84):23-28. (In Russ.)
10. Aristotle. Nicomachean ethics. [electronic resource]. Available from: http://www.civ-isbook.ru/files/File/Aristotel.Nikomakhova.pdf [Accessed 15 November 2023]. (In Russ.)
11. How are you living, Russia? Express information. 53 stage of sociological monitoring, June 2023: [bulletin] / V. K. Levashov, N. M. Velikaya, I. S. Shushpanova [et al.] ; FNISTC RAS. Moscow: FNISTC RAS; 2023. 91 p. (In Russ.)
Информация об авторе
Н. Н. Апостолова - доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the author
N. N. Apostolova - Dr. Sci. (Law), Professor of the Department of Procedural Law of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 20.02.2024.
The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 20.02.2024.