Научная статья на тему 'ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные духовно-нравственные ценности / правовые ценности / конституционализация / конституционная юстиция / правовая аксиология / конституционный контроль / traditional spiritual and moral values / legal values / constitutionalization / constitutional justice / legal axiology / constitutional control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич, Багдасаров Владимир Юрьевич, Чухутова Надежда Александровна

Статья посвящена анализу некоторых направлений корректировки законодательства с позиции защиты и приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей. Современные вызовы национальной безопасности Российской Федерации приводят отечественных ученых к проблеме правовой защиты традиционных ценностей, их закрепления и формализации, а также конституционализации. В статье анализируется также правовая характеристика деятельности Конституционного Суда РФ и нормативная сила его решений в сфере сбережения традиционных ценностей, в связи с чем делается вывод о потенциале данного органа конституционной юстиции в сфере сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич, Багдасаров Владимир Юрьевич, Чухутова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW-MAKING AND LAW ENFORCEMENT POLICY IN THE FIELD OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES

The article is devoted to the analysis of some areas of legislative adjustment from the position of protection and priority of traditional spiritual and moral values. Modern challenges to the national security of the Russian Federation lead domestic scientists to the problem of legal protection of traditional values, their consolidation and formalization, as well as constitutionalization. The article also analyzes the legal characteristics of the activities of the Constitutional Court of the Russian Federation and the normative force of its decisions in the field of preserving traditional values, in connection with which it concludes about the potential of this body of constitutional justice in the field of preserving traditional spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-2

Овчинников Алексей Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, юридический факультет, Южный федеральный университет, проректор по научной работе Донской духовной семинарии, иерей, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: k_fp3@mail.ru

Багдасаров Владимир Юрьевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Ставропольский институт кооперации (филиал) Автономной Некоммерческой организации высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 355008, г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 36, email: stavlc@gmail.com

Чухутова Надежда Александровна,

студент, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: nchuhutova@yandex.ru

Ovchinnikov, Alexey I.,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department

of Theory and History of State and Law,

Law Faculty, Southern Federal University,

Vice-rector for Scientific Work

of the Don Theological Seminary, Priest,

88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation,

email: k_fp3@mail.ru

Bagdasarov, Vladimir Yu.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Public Law Disciplines, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 36 Goleneva Str., Stavropol, 355008, Russian Federation, email: stavlc@gmail.com

Chukhutova, Nadezhda A.,

Student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: nchuhutova@yandex.ru

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ*

LAW-MAKING AND LAW ENFORCEMENT POLICY IN THE FIELD OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES**

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу некоторых направлений корректировки законодательства с позиции защиты и приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей. Современные вызовы национальной безопасности Российской Федерации приводят отечественных ученых к проблеме правовой защиты традиционных ценностей, их закрепления и формализации, а также конституцио-

ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of some areas of legislative adjustment from the position of protection and priority of traditional spiritual and moral values. Modern challenges to the national security of the Russian Federation lead domestic scientists to the problem of legal protection of traditional values, their consolidation and formalization, as well as constitutionalization. The article also analyzes the legal characteristics of the activities

* Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ ** The article was prepared with the support of the

№ 24-28-00225, выполняемого в ФГАОУ ВО «Южный фе- RGNF grant No. 24-28-00225, carried out at the Federal деральный университет». State Educational Institution of Higher Education "Southern

Federal University".

© А. И. Овчинников, В. Ю. Багдасаров, Н. А. Чухутова, 2024

нализации. В статье анализируется также правовая характеристика деятельности Конституционного Суда РФ и нормативная сила его решений в сфере сбережения традиционных ценностей, в связи с чем делается вывод о потенциале данного органа конституционной юстиции в сфере сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиционные духовно-нравственные ценности; правовые ценности; конституцио-нализация; конституционная юстиция; правовая аксиология; конституционный контроль.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Овчинников, А. И. Правотворческая и правоприменительная политика в сфере традиционных духовно-нравственных ценностей / А. И. Овчинников,

B. Ю. Багдасаров, Н. А. Чухутова. Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2024. - Т. 11, № 2. -

C. 16-28. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-2

of the Constitutional Court of the Russian Federation and the normative force of its decisions in the field of preserving traditional values, in connection with which it concludes about the potential of this body of constitutional justice in the field of preserving traditional spiritual and moral values.

KEYWORDS: traditional spiritual and moral values; legal values; constitutionalization; constitutional justice; legal axiology; constitutional control.

FOR CITATION:

Ovchinnikov, A. I., Bagdasarov, V. Yu., Chukhuto-va, N. A. (2024) Law-making and Law Enforcement Policy in the Field of Traditional Spiritual and Moral Values. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 11(2): 16-28 [in Russ.]. DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-2

Введение. Принятие Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [29] является важным этапом развития российской государственности и правовой системы с учетом ее социокультурной, цивилизационной самобытности. Думается, его принятие может считаться началом формирования новой правовой идеологии, в основе которой будут лежать не только ценности и идеи верховенства прав и свобод человека и гражданина, но и иные ценности. Несмотря на то, что Конституция РФ однозначно запрещает установление государственной или обязательной идеологии, преград для наличия в государстве общественной, а не государственной, идеологии нет. Более того, существование такой идеологии вполне укладывается в концепцию «общественного договора», так как каждый договор предполагает согласие относительно базовых ценностей, тем более общественный договор не может не основываться на них.

Для дальнейших мер в направлении защиты и сбережения традиционных духовно-нравственных ценностей необходима встречная реакция общества. Государство в лице Президента РФ В. В. Путина сделало первый шаг, ожидая положительной реакции общества. Последнее одобрительно восприняло инициа-

тиву: во многих субъектах Российской Федерации осуществляется работа по политическому и правовому обеспечению и сбережению традиционных ценностей. Это не только «Советы по традиционным ценностям при губернаторах» [27], но и некоторые законодательные инициативы, направленные на защиту этих ценностей [28; 31]. Создана даже экспертная группа в законодательном органе власти: в Государственной думе РФ создали группу по сохранению традиционных ценностей [6]. Этому вопросу хотелось бы уделить особое внимание, так как «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» представляют собой доктринальный документ и для его реализации необходимы нормативно-правовые акты в данной сфере. Особенно если учесть, что последние годы право и законодательство закрепляло, сберегало и защищало, в основном, ценности либерализма.

Обзор литературы. Понимание вышеуказанного обстоятельства, а именно - необходимости корректировки законодательства с позиции защиты и приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, приводит отечественных ученых к проблеме правовой защиты традиционных ценностей, их закрепления и формализации. Отечественная юридическая доктрина не стала разделять ценностный релятивизм правопонимания постмодерна. Среди ее видных представителей практиче-

ски не нашлось сторонников неолиберального курса. На это обратил внимание В. Д. Зорькин, который в рамках Петербургского форума в докладе «Приверженность верной философии права позволяет творить добро» отметил начало формирования новой парадигмы правового мышления: парадигмы метамодерна [10]. Именно в рамках данной парадигмы предлагается, на наш взгляд, идея включения в качестве базового принципа традиционных духовно-нравственных ценностей в антропологическое правопонимание профессором В. И. Павловым [19]. По его мнению, соответствие нормативной системы права социокультурным, в том числе традиционным, духовно-нравственным ценностям, присущим определенному социуму, обеспечивает социальное признание системы права и ее идентичность с позиции социальной динамики.

Для современных теоретиков права вообще характерно идейно-мировоззренческое, фило-софско-правовое измерение правовых явлений в качестве магистрального исследовательского направления. Это объясняется исчерпанием формально-догматического метода: формальные аспекты права ограничены. Одним из важных признаков философско-правового мышления принято считать ценностное измерение права. «В мире широко утверждается "ценностное" правопонимание, на смену иерархическому соотношению универсального и национального в праве приходит иное их сочетание, предполагающее "равноправие" и даже приоритет национального компонента» [32, с. 16].

В отраслевой российской юридической литературе традиционным духовно-нравственным ценностям уделяется большое внимание. Прежде всего, стоит обратить взор на конституционно-правовые исследования [2; 13; 14; 17; 33]. Авторы чаще всего анализируют традиционные ценности с позиции конституционной аксиологии. Например, традиционные российские духовно-нравственные ценности соотносятся с российскими конституционными ценностями. При этом предлагаются неожиданные в условиях либерального происхождения российского Основного закона выводы о том, что основу содержания конституционных ценностей образуют традиционные российские духовно-нравственные ценности [20]. Впрочем, толкование Основного закона позволяет осу-

ществлять расширение ценностного спектра норм Конституции РФ либерального происхождения.

Вполне уместным представляется предложение официально включить конституционный контроль в систему защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей для адаптации законодательства и правоприменения к возникающим гибридным угрозам [20]. Рассматривают проблемы правового регулирования в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей и представители иных отраслей права [1; 8; 15]. Лидером здесь являются представители уголовного и административного права.

Наименьшим количеством публикаций по проблемам традиционных ценностей отличается международно-правовое направление их исследований. Между тем, в международно-правовой сфере также происходит процесс закрепления и защиты традиционных ценностей. Так, 27 сентября 2012 года Совет ООН по правам человека абсолютным большинством голосов принял представленную Российской Федерацией резолюцию «Поощрение прав человека и основных свобод человека посредством более глубокого понимания традиционных ценностей человечества: передовой опыт». Помимо Российской Федерации инициаторами данного проекта являются 60 стран, в число которых входят и члены Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских государств.

Методологические принципы исследования традиционных духовно-нравственных ценностей. Для осуществления исследований традиционных духовно-нравственных оснований права и разработки методов и способов анализа форм и способов закрепления традиционных ценностей в правовой системе требуется использование цивилизационного подхода к праву, в основе которого лежит признание значимости правовых традиций и национально-культурной самобытности правовой системы каждого государства. Этот подход порождает историко-консервативное понимание права и этноконфессиональное истолкование сущности правосознания и правовой культуры. Среди наиболее важных и значимых исследовательских установок такого историко-консервативного метода следует выделить: сохранение и изучение исторического правово-

го наследия; признание этнических обычаев важным элементом национальной правовой традиции и их изучение; учет основных признаков и элементов социокультурной самобытности этнического понимания права разных народов; изучение духовно-нравственных оснований права, механизмов социокультурного действия права и других характеристик права; воздействие духовно-нравственных и религиозных идеалов, ценностей, архетипов на развитие юридической деятельности (правоприменительной, правотворческой, судебной, контрольно-надзорной). Важным следует признать привлечение методов анализа влияния этнокультурных традиций на правовое мышление и понимание правовых норм. Изучение национального правосознания и юридических архетипов базируется на признании решающей роли этнокультурных правовых ценностей, юридических символов и образов в контексте национального правосознания, этнической правовой культуры.

Традиционные ценности и законодательство о культуре. В последние годы подавляющее большинство ученых, общественных деятелей и политиков признают, что государство и общество нуждаются в идеологии и идеалах, как человек - в нравственных ориентирах. Духовно-нравственный, а вслед за ним и государственный идеал, основанный на традиционных ценностях, способен служить критерием общественной нравственности, защищенной ст. 55 Конституции РФ. Таким образом, общественная идеология, под которой следует понимать систему мотивирующих ценностей и норм, легитимирующих социальное единство и организацию верховной власти, крайне необходима на современном этапе развития государства и должна быть защищена законодательством. При этом защита общественного духовно-нравственного идеала со стороны государства должна осуществляться ненасильственным, органичным образом через систему воспитания и образования, культуры и средств массовой информации, а также посредством мер государственной поддержки духовно-просветительской деятельности традиционных для России религиозных организаций: в этом наше глубокое убеждение. Для этих целей необходимо устранить препятствия для защиты традиционных ценностей в сфере культуры, возник-

шие в прошлые годы благодаря верховенству либерально-индивидуалистических ценностей по отношению к интересам общества и государства. Одним из таких препятствий является норма ст. 9 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», устанавливающая приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессио-нальных групп и религиозных организаций [18]. Это означает, что права человека в области культурной деятельности являются приоритетными по отношению к правам в этой области религиозных организаций, гражданского общества, этнических групп. Оказывается, свобода самовыражения и творчества выше права на духовно-нравственную безопасность человека и гражданина, права жить в соответствии с благочестивыми традициями предков. Невооруженным взглядом видно, что этот старый закон противоречит новым основам государственной политики в сфере сохранения традиционных ценностей. Требуется пересмотр данной нормы, так как права человека в области культурной деятельности могут и должны быть ограничены в той степени, в которой это необходимо в целях защиты и сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Право на самовыражение и свободу творчества не должно нарушать прав и интересов духовно-нравственного характера человека и гражданина, тем более оно не должно угрожать общественной морали и нравственности, религиозным чувствам, традиционным духовно-нравственным ценностям. Думается, содержание ст. 9 «Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп» требует изменения в следующем формате: «Права человека в области культурной деятельности могут быть ограничены в той мере, в которой это необходимо для защиты и сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Реализация этих прав должна учитывать права в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессио-нальных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений».

Традиционные духовно-нравственные ценности нуждаются в защите государства. Совсем недавно мы наблюдали провокационную попытку поставить под сомнение ценность такого традиционного священного символа как Крест Христов. Разве изображение Креста Христова не является традиционной ценностью, частью этнокультурного наследия нашего народа, которое должно быть защищено федеральным законом о нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации [30]? Между тем, время от времени предпринимаются информационные атаки об уместности крестов на гербе Российской Федерации [16; 25]. Тем самым создается ложное впечатление, что будто возможно разделить историю государства Российского и церковную историю, тогда как само рождение и становление государства и народа происходило именно в лоне Церкви.

Поэтому для законодательства важно определить обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека, которые неотъемлемы от прав коллективных, в качестве приоритетной задачи государства. Тогда и будут правовые основания не допускать таких акций культурного самовыражения, которые идут вразрез с общественной нравственностью. Еще раз повторим - право на свободу творческого самовыражения не должно быть превыше права на защиту общества и личности от морального разложения, религиозных чувств, традиционных ценностей, патриотизма и в итоге - интересов национальной безопасности.

Право и семейные ценности в контексте демографической безопасности. Другой, важнейшей проблемой, требующей принятия срочных мер со стороны государства, является, как известно, демографическая ситуация в России, носящая характер надвигающейся катастрофы. Основные угрозы демографической безопасности следующие: деградация института семьи; депопуляция; старение населения; нерегулируемые миграционные процессы. Но на первом месте - именно деградация института семьи, кризис которого напрямую связан с девальвацией традиционных ценностей, нравственным релятивизмом, превращением греха прелюбодеяния в норму жизни. Таким образом, невооруженным взглядом видно, что основные угрозы демографической безопасности

исходят из патологий духовно-нравственной сферы общества, где наблюдается кризис традиционных ценностей. Молодые люди не хотят обременять себя семейными обязанностями в силу культа эгоизма современного общества потребления и половой распущенности. Выход здесь видится в целом комплексе мер, частью которых может стать и пакет законодательный новелл, направленных на защиту и поддержание в обществе тех идей и ценностей, на которых основываются понятия супружеской верности и святости брака. Другой законодательной мерой должно стать установление мер юридической ответственности за пропаганду, склонение и убеждение в допустимости аборта при отсутствии критических, подтвержденных коллегиально, рисков для жизни роженицы.

Итак, Указ Президента «Об Утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» призван стать основой как для пересмотра пока еще действующей, но устаревшей в текущем общественно-политическом контексте нормативно-правовой базы, и, если хотите, - своеобразным фильтром принимаемых властью решений, причем не только в сфере образования и культуры, но и во всех сферах нашей жизни. Причем, учитывая опасную стремительность появления новых экзистенциальных угроз самому суверенитету и выживанию России, принимаемые меры должны носить не догоняющий, а опережающий характер. Пора привести законодательство нашей страны в соответствие с главным положением вышеназванного Указа -приоритетом духовных ценностей над материальными. Нельзя не обратить внимание на то, что наиболее естественно и логично эта максима раскрывается в религиозном мировоззрении, выраженном в известном изречении Христа: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8, 36).

Это особенно важно для защиты семейных ценностей, сильно пострадавших от пропаганды сексуальной распущенности. Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», главной задачей государства сегодня является сбережение семьи и крепости брака как базовой

ценности общества и государства. Защищает семью и федеральное законодательство. Однако беспрецедентно высокий уровень разводов, слабая социальная защищенность, а зачастую и бедность многодетных семей показывает, что существующие законодательные меры недостаточны. Руководствуясь этим, следует признать, что семья как приоритетная ценность должна быть закреплена в специальном федеральном законе «О государственной защите семьи», предоставляющем этому государствообразую-щему институту особые гарантии реализации права на достойное существование, культурно-нравственную безопасность, воспитание и образование детей в традиционной нравственной среде.

Демография является той областью, в которой наиболее явственно проявляется зависимость от господствующего мировоззрения общества. Депопуляция является отражением современного феномена разрушения института семьи, пропаганды на телевидении, в кинематографе и сети Интернет «свободных отношений», так называемого «открытого брака», тесно связанных с деградацией духовно-нравственного состояния. Свидетельством этого служит высокий уровень рождаемости в обществах, сохранивших традиционные ценности в качестве доминанты религиозно-культурного кода нации. Таким образом, основные угрозы демографической безопасности исходят из духовно-нравственной сферы общества, где наблюдается девальвация традиционных семейных устоев, отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни.

Рассматривая проблему абортов, демографический кризис, вопрос сохранения суверенитета Российской Федерации и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, особое внимание необходимо уделить информационному полю и изменениям в мировоззрении современного российского общества. В российском обществе уже укрепилась установка, согласно которой аборт воспринимается как допустимый, а иногда и желательный, вариант поведения даже в ситуации, когда продолжение беременности не представляет непосредственную угрозу жизни женщины по медицинским показаниям. Требует

немедленного законодательного реагирования практика склонения к абортам в медицинских учреждениях по основаниям, не связанным с угрозой для жизни и здоровья матери. Склонение к искусственному прерыванию беременности должно признаваться угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства, влекущей за собой юридическую ответственность.

Традиционные духовно-нравственные ценности и понятие «нравственность». Законодательство Российской Федерации должно и далее развиваться по пути интеграции права и нравственности. Требуется определенная совокупность мер институционального закрепления государственной поддержки и защиты нравственных понятий и категорий. На сегодняшний день существует юридически значимый пробел в определении понятия «общественная нравственность». Как известно, согласно п. 3. ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако понимание «нравственности» пока не получило правового закрепления и может варьироваться в зависимости от усмотрения правоприменителя. Обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека необходимо законодательно определить в качестве приоритетной задачи государства.

Нравственные понятия в законодательстве используются достаточно часто. Их толкование всегда вызывает трудности в судебном правоприменении. Хотя именно нравственными категориями ограничивают правоприменители распространение разрушительных для общества «современных ценностей».

Будучи серьезным инструментом в борьбе с духовно-нравственной деградацией общества Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к сожалению, полноценно не ограждает российских детей от безнравственных реклам и порнографического контента, с которым дети бесконтрольно знакомятся и который распространяют среди сверстников уже в раннем школьном возрасте. До сих пор в сети

Интернет развращающие и уничтожающие целомудрие молодежи материалы находятся в свободном доступе. России крайне необходим национальный интернет, ограничивающий доступ к подобным материалам. Для этого имеются все технические и юридические возможности: примером может служить тот факт, что доступ к сайтам и порталам экстремистского содержания немедленно ограничивается Рос-комнадзором. Однако этого не происходит в отношении порнографии, запрещенной ст. 242 Уголовного кодекса РФ. Здесь необходимы дополнительные меры государственного контроля, вплоть до установления границ национального интернет-пространства, подобно тому, как это реализовано в КНР.

Традиционные ценности и гражданское право. В юридической литературе присутствует важный для обозначения базовых ценностей термин «публичный порядок», который используется для решения вопроса о применимости норм иностранного права на территории Российской Федерации. Предлагается включить в объем этого понятия и перечисленные в вышеназванном Указе, а также перечисленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации традиционные духовно-нравственные ценности. Представляется, что для правового регулирования оговорки о публичном порядке, а также в целях обеспечения национальной безопасности государства, в которой важнейшим элементом является, в том числе, и духовно-нравственная безопасность, крайне важно закрепить при использовании оговорки ссылку на традиционные духовно-нравственные ценности как элемент публичного порядка. Это важно еще и потому, что понятие «общественная нравственность», используемое в юридических документах, давно нуждается в относительной конкретизации. Статья 1193 «Оговорка о публичном порядке» ГК РФ может быть изложена в следующей редакции: «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы публичному порядку Российской Федерации, его традиционным духовно-нравственным ценностям с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при

необходимости применяется соответствующая норма российского права».

Традиционные ценности и этнокультурная безопасность. Еще одним направлением исследования традиционных ценностей можно считать их осмысление в контексте этнической культуры. Сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей народов нашего государства, которых более 200, признается многими авторами важнейшей проблемой национальной безопасности. Ведь этнические конфликты могут стать разрушительными для государства [23, с. 14].

Традиционные духовно-нравственные ценности во многом совпадают у представителей разных народов России. Это и не удивительно, ведь три конфессии страны - христианство, ислам, иудаизм, исповедуют одни и те же заповеди Декалога библейского пророка Моисея. Общее корневая основа этих конфессий получила отражение в названии их авраамическими. В основных вопросах и высказываниях представители православия, ислама, иудаизма едины. Хотя в сфере семейного права существуют некоторые разногласия, связанные с полигамным браком у мусульман.

Неоднократно представители христиан и мусульман объединяли усилия для защиты традиционных ценностей. Например, в ходе совещания Межрелигиозного совета России было принято заявление «О защите жизни нерожденных детей». В этом документе, в разработке которого приняли участие десятки представителей конфессий России, высказывается общее мнение относительно абортов: «Мы, представители традиционных религиозных общин России, выражаем глубокую озабоченность в связи с массовой практикой абортов в нашей стране. Россия по числу абортов и в абсолютных, и в относительных показателях занимает одно из первых мест в мире - количество насильственно прерванных в лоне матери жизней, по разным оценкам, приближается к миллиону в год или даже превышает миллион. Эти страшные цифры отзываются болью в наших сердцах и побуждают нас сделать все возможное для защиты нерожденных младенцев... Те, кто отказывает в праве на жизнь неродившемуся ребенку, идут против Бога, совести и нравственных законов. Уничтожение беззащитной жизни, сокрытой в утробе

матери, является тяжким грехом. Никакие соображения собственного комфорта, выгоды и ложные опасения не могут оправдать грех ча-доубийства, который неизбежно приводит к негативным физиологическим, нравственным и духовным последствиям всех соучастников этого преступления» [9].

Еще один пример консолидации усилий можно признать «закон о домашнем насилии». Этот законопроект рассматривался в Государственной думе Российской Федерации в сентябре 2016 года как законопроект № 1 183 390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия». Резко против высказались представители мусульман. «В России есть попытки принять закон о домашнем насилии. Этим самым разрушается институт семьи», - сказал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, - подобные тенденции происходят в европейских странах, где «нет понимания обычаев, традиций, института семьи» [11]. И он, и другие политики и правоведы обратили внимание на то, что с насилием следует бороться иначе, через традиционные институты. Православные христиане тоже не остались в стороне: Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с критикой данного закона из-за расплывчатости формулировок [6]. Как видим, правосознание православных и мусульман совпало по данному вопросу.

Сразу после принятия Указа о традиционных ценностях в 2022 году 5 декабря Правовым отделом Всемирного русского народного собора было разработано Типовое положение «О Совете при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ по сохранению и укреплению традиционных ценностей». Благодаря активности региональных отделений было создано в субъектах Российской Федерации несколько Общественных Советов по сохранению и защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Их деятельность освещает сайт Всемирного русского народного собора.

Представляется важным и значимым закрепление понятия «традиционные духовно-нравственные ценности» в Федеральном законе от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Определение нематериального этнокультурного достояния Российской

Федерации необходимо дополнить словом «традиционные»: «нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации (далее - нематериальное этнокультурное достояние) - нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения».

Конституционализация традиционных духовно-нравственных ценностей. Вопрос соотнесения формы и содержания в юридическом мышлении является одним из самых важных, на наш взгляд. Проблема сопряжения этих начал заключена в библейском «ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17). Анализируя текст библейского стиха сквозь призму юридико-правового восприятия, видим: закон Моисея заключает в себе политическую волю законодателя, выражаемую в юридическом тексте, «благодать и истина», посеянные Иисусом Христом в сердца людей, составляют дух, глубинную сущность закона. Посредством второго оживает первое: аналогично и нормативные конструкции выступают внешней формой выражения духа конституции. В такой дихотомии находятся формально-юридическая и этическая, духовная составляющие конституционного текста, что нередко порождает коллизии и нарушает единство буквы и духа закона, нормативного и духовного содержания.

Особый сакральный характер конституции, ее идейный характер учредительного документа (от лат. сошШиНо - «установление») предопределяет специфику ее нормативных установлений, которые приобретают метаю-ридический смысл. Это дает особый статус и самому Конституционному суду РФ, который в реализации возложенных на него функций не ограничивается правоприменением, зачастую его деятельность приобретает нормативно-установительные черты. Отсюда и позиция о «квазиправотворческой» природе [4, с. 28] данного властного органа. Наиболее тесно взаимо-

действуя с текстом Конституции в силу своего статуса органа конституционного контроля, Конституционный суд в своей деятельности не может не перейти на более высокий, абстрактный уровень смысла и духа Конституции, который насыщен ценностной, нравственно-этической, социокультурной составляющей. Это дает Конституционному суду возможность не просто определять уже имеющиеся ценности, выстраивать их иерархию, но и формулировать новые, исходя, например, из конституционной практики. В этом заключена суть нормативного потенциала решений Конституционного суда, которые являются конституционными источниками права, обладающими нормативно-доктринальной природой и действующими в сопряжении с Конституцией РФ. Это означает, что при разрешении «вопросов права» Конституционный суд все равно оценивает ситуацию с точек зрения должного и сущего, опираясь при этом в том числе на конституционные ценности, тем самым переходя из плоскости de lege lata в плоскость de lege ferenda без вмешательства в текст Конституции, невозможность проверки которого на конституционность закреплена Определением КС РФ от 1 апреля 1996 года № 13-О.

Трудно не согласиться, что конституционализм находится в прямой зависимости от общественного правосознания, соответственно, на него оказывают глубокое влияние менталитет, сформированный духовно-нравственный опыт народа, традиции, существующие архетипы. Вспомним слова А. Н. Кокотова о том, что конституция заключает в себе генетический код национального права [12, с. 61]. Принципы конституционализма, по своей природе универсальные, наполняются смыслом, кон-кретизируясь культурным и историческим контекстом, социальными реалиями. Вместе с тем необходимо определить меру допустимой институционализации морально-этических императивов [7, с. 115]. Нравственная составляющая как бы «освящает» право, придавая ему, как замечал В. С. Соловьев, черты необходимой и минимальной нормы добра и порядка [26, с. 124]. Конечно, право не является нравственным минимумом, но оно по своей природе больше чем форма сохранения уже существующих в обществе ценностей, каким его делает чисто утилитарный прагматический

подход. Насаждение этического благонравия и благопристойности может привести к неоправданной бюрократизации, опасно устанавливать прямую зависимость между позитивным правом и нравственным состоянием общества.

Порожденные эпохой постмодернизма нравственный релятивизм, возведенный в абсолют индивидуализм, автономность человека нашли свое выражение в переоценке норм морали: стала допустима мысль о признании равноценности добра и зла, по сути несовместимых явлений [21]. Это дает повод говорить о кризисе конституционализма в его аксиологическом начале [3, с. 8], что по большому счету было неизбежно, поскольку сама Конституция РФ изначально была построена на взятых извне, чуждых нам западных идеалах общества потребления. Одновременно поднимается вопрос о традиционных духовно-нравственных ценностях как о возможном фундаменте, без которого состояние общественной нормативности невозможно поддерживать на высоком уровне. Именно традиционные ценности обеспечивают национальное единство, сохранение культурного кода, национальной идентичности и предопределяют «общую судьбу» народа.

Конституционный суд РФ, как уже отмечалось, обладает особым потенциалом в плоскости сохранения конституционных ценностей, данное положение касается также и традиционных духовно-нравственных ценностей, курс на защиту которых был взят Основным законом в настоящее время. Конституционный суд не раз в делах о защите нравственности апеллировал к необходимости при разрешении дела учитывать конкретные сформировавшиеся в обществе представления о ценности семьи, материнства, отцовства и детства, в целях их защиты и достижения баланса интересов членов общества на основании требований ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в их системной связи возможно ограничение свободы слова, свободного распространения информации [22]. Таким образом, Конституционный суд разрешает коллизию конституционный ценностей, находит баланс между ними, вставая при этом на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Закрепление семьи в ее традиционном прочтении (многопоколенная, многодетная, основанная на сплоченности, на уважении старшего младшим [24]) в качестве базовой ценности

российского общества также является неотъемлемой составляющей процесса конституциона-лизации традиционных духовно-нравственных ценностей, обеспечиваемого деятельностью Конституционного суда РФ. Так, в Определении от 19 января 2010 г. № 151-О-О Конституционным судом РФ была сформулирована позиция о необходимости защиты семьи, материнства и детства в «традиционном, воспринятом от предков понимании», так как именно эти ценности обеспечивают «непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации». Конституционный суд сформулировал также немаловажный тезис о социальной неравнозначности нетрадиционных и традиционных брачных отношений, что по сути означает закрепление преимущества последних в ценностной иерархии нашего общества. Данная правовая позиция получила последующее развитие в Постановлении КС РФ от 23.09.2014 № 24-П, в котором отмечается, что одним из важнейших предназначений семьи является рождение и воспитание детей. В системной связи с вышеназванными ценностями находится традиционное представление о браке. Конституционным судом РФ закрепляется традиционная духовно-нравственная ценность - брак как союз мужчины и женщины. Традиционное отношение к браку как к гетеросексуальному и моногамному союзу содержится в Определениях КС РФ от 16 ноября 2006 года № 496-О71 и от 18 декабря 2007 года № 851-О-О72. Данные решения Конституционного суда РФ, отражающие в целом его приверженность национальным традиционным ценностям, создали условия для конституционных изменений, произошедших в 2020 году и закрепивших многие традиционные ценности, конституционность которых была признана в Заключении КС РФ от 16 марта 2020 года № 1-З.

Данные примеры как нельзя лучше характеризуют роль Конституционного суда РФ по сохранению и защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Конституционный суд РФ больше чем суд. Нормативно-доктри-нальная природа решений данного органа конституционного контроля, особая специфика деятельности, которая нередко сопряжена с работой с метаюридическими смыслами, позволяет не просто извлекать из текста Консти-

туции ценностные конструкции и посредством их толкования и разъяснения вводить в плоскость российской правовой действительности, но и выявлять, генерировать новые. Разрешая коллизии между конституционными ценностями и тем самым устанавливая их иерархию при приоритете традиционных ценностей, Конституционный суд РФ поддерживает курс на их сохранение.

Список использованных источников

1. Апостолова Н. Н. Цифровые технологии и нравственный закон в российском уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2022. № 12. С. 2-5.

2. Бабурин С. Н. Конституционные принципы культуры России в современных условиях // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 2. С. 15-21.

3. Бондарь Н. С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия. М.: Юрист, 2013. 174 с.

4. Бондарь Н. С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3. C. 28-33.

5. В Госдуме создали группу по сохранению традиционных ценностей // Ведомости. 19.01.2023. URL: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/01/19/959601-sozdali-gruppu-po-realizatsii-gospolitiki (дата обращения: 19.05.2024).

6. В РПЦ назвали законопроект о домашнем насилии неприемлемым // РИА Новости. 12.04.2019. URL: https://ria.ru/20191204/1561952481.html (дата обращения: 19.05.2022).

7. Гаджиев Г. А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 320 с.

8. Горбунова Я. П. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности России в области культуры: проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2022. № 9. С. 63-67.

9. Заявление Межрелигиозного совета России о защите жизни нерожденных детей. URL: http://interreligious. ru/documents/statements/statements_4.html_(дата обращения: 30.04.2022).

10. Зорькин В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (Санкт-Петербург, 16 мая 2019 года) // Российская газета. 16.05.2019. URL: https:// rg.ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (дата обращения: 14.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кадыров назвал закон о домашнем насилии причиной разрушения семей // Лента.ру. 29.12.2019. URL: https://lenta.ru/news/2019/12/24/bad (дата обращения: 19.05.2024).

12. Кокотов А. Н. Конституция (конституционный закон): понятие, предназначение и состав. Конституци-

онное право России / отв. ред.: А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2001. 496 с.

13. Кокотов А. Н. Конституция России и идеология // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 12. С. 11-23. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.157.12.011-023.

14. Конева Н. С. Конституционализация традиционных ценностей: диалог общества и государства // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 12. С. 17-19.

15. Мохов А. А., Свирин Ю. А. Новый подход к пониманию института семьи // Современное право. 2024. № 1. С. 5-11.

16. Мусульмане требуют убрать крест с Герба России // Комсомольская Правда. 07.12.2005. URL: https://www.kp.ru/daily/23624/47600/https://www.kp.ru/ daily/23624/47600 (дата обращения:_19.05.2024).

17. Осавелюк А. М. Поправка к Конституции РФ об идеалах наших предков и вере в Бога как основа устойчивого развития России // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 10. С. 54-60.

18. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023) // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1870 (дата обращения:_19.05.2024).

19. Павлов В. И. Правопонимание в контексте идеи человекомерности права: антрополого-правовой подход // Журнал российского права. 2023. № 7. С. 21-34.

20. Пермиловский М. С. Традиционные российские духовно-нравственные ценности и российские конституционные ценности: догматическое соотношение // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 11. С. 20-24. DOI: 10.18572/1813-1247-2023-11-20-24

21. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 декабря.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н. А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169047 (дата обращения:_19.05.2024).

23. Раджабов М. О. Этническое оружие: правда или миф? // Троицкий вариант. Наука. 2022. 3 мая. URL: https://www.trv-science.ru/2022/05/etnicheskoe-oruzhie-pravda-ili-mif (дата обращения 14.08.2022).

24. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.

25. Ромбики и кружки вместо Креста: в России тайно подменяют православную символику // Infox.ru. 06.10.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZSAXsyQpoAgwOO71 (дата обращения:_19.05.2024).

26. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Собр. соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1.

27. Структуры по сохранению традиционных ценностей создали в 70 регионах // ТАСС. 28.11.2023. URL: https:// tass.ru/obschestvo/19400517 (дата обращения:_19.05.2024).

28. Указ Президента РФ от 05.09.2022 № 611 (ред. от 17.10.2022) «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_425946 (дата обращения: 19.05.2024).

29. Указ Президента РФ от 09.11.2022№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 430906 (дата обращения:_19.05.2024).

30. Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409 (дата обращения:_19.05.2024).

31. Федеральный закон от 25.12.2023 № 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_465629 (дата обращения:_19.05.2024).

32. Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. 240 с.

33. Хужин А. М., Хужина О. Н. Влияние миграционных процессов на ценности российского общества: теоретико-правовой аспект // Миграционное право. 2023. № 4. С. 8-11. DOI: 10.18572/2071-1182-2023-4-8-11.

References

1. Apostolova N. N. Digital technologies and moral law in Russian criminal proceedings. Russian judge. 2022. No. 12. P. 2-5 [in Russ.].

2. Baburin S. N. Constitutional principles of Russian culture in modern conditions. Constitutional and municipal law. 2023. No. 2. P. 15-21 [in Russ.].

3. Bondar N. S. The axiology of judicial constitutionalism: constitutional values in the theory and practice of constitutional justice. Moscow: Yurist Publ., 2013. 174 p. [in Russ.].

4. Bondar N. S. Constitutional Court of Russia: not a "quasi-court", but more than a court. Journal of Constitutional Justice. 2010. No. 3. P. 28-33 [in Russ.].

5. The State Duma has created a group for the preservation of traditional values. Vedomosti. 19 Jan. 2023. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2023/01/19/959601-sozdali-gruppu-po-realizatsii-gospolitiki (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

6. The ROC called the bill on domestic violence unacceptable. RIA Novosti. 12 April 2019. Available at: https:// ria.ru/20191204/1561952481.html (Accessed: May 19, 2022) [in Russ.].

7. Gadzhiev G. A. Ontology of law: a critical study of the legal concept of reality. Moscow: Norma; INFRA-M Publ., 2013. 320 p. [in Russ.].

8. Gorbunova Ya. P. Administrative and legal support of Russia's national security in the field of culture: problems of theory and practice. Administrative law and process. 2022. No. 9. P. 63-67 [in Russ.].

9. Statement of the Interreligious Council of Russia on the protection of the lives of unborn children. Available at: http:// interreligious.ru/documents/statements/statements_4.html (Accessed: April 30, 2022) [in Russ.].

10. Zorkin V. D. Metamodern law: problem statement. Lecture at the IX St. Petersburg International Legal Forum (St. Petersburg, May 16, 2019). Rossiyskaya Gazeta. May 16, 2019. Available at: https://rg.ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (Accessed: Aug. 14, 2022) [in Russ.].

11. Kadyrov called the law on domestic violence the cause of the destruction of families. Lenta.ru. Dec. 29, 2019. Available at: https://lenta.ru/news/2019/12/24/bad (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

12. Kokotov A. N. Constitution (constitutional law): concept, purpose and composition. Constitutional law of Russia. Ed.: A. N. Kokotov, M. I. Kukushkin. Yekaterinburg, 2001. 496 p. [in Russ.].

13. Kokotov A. N. The Constitution of Russia and ideology. Current problems of Russian law. 2023. No. 12. P. 11-23. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.157.12.011-023 [in Russ.].

14. Koneva N. S. Constitutionalization of traditional values: dialogue between society and the state. Constitutional and municipal law. 2023. No. 12. P. 17-19 [in Russ.].

15. Mokhov A. A., Svirin Yu. A. A new approach to understanding the institution of the family. Modern law. 2024. No. 1. P. 5-11 [in Russ.].

16. Muslims demand to remove the cross from the Coat of Arms of Russia. Komsomolskaya Pravda. Dec. 07, 2005. Available at: https://www.kp.ru/daily/23624/47600/https://www.kp.ru/ daily/23624/47600 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

17. Osavelyuk A. M. Amendment to the Constitution of the Russian Federation on the ideals of our ancestors and faith in God as the basis for sustainable development of Russia. Actual problems of Russian law. 2023. Vol. 18. No. 10. P. 54-60 [in Russ.].

18. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (approved by the Supreme Council of the Russian Federation on October 09, 1992, No. 3612-1) (ed. from October 07, 2023) (with amendments and additions, introduction. effective from December 12, 2023) // Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

19. Pavlov V I. Legal understanding in the context of the idea of humanitarianism of law: anthropological and legal approach. Journal of Russian Law. 2023. No. 7. P. 21-34 [in Russ.].

20. Permilovsky M. S. Traditional Russian spiritual and moral values and Russian constitutional values: dogmatic correlation. State power and local self-government. 2023. No. 11. P. 20-24. DOI: 10.18572/1813-1247-2023-11-20-24 [in Russ.].

21. Message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly dated December 12, 2013. Rossiyskaya Gazeta. 2013. December 13 [in Russ.].

22. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated September 23, 2014, No. 24-P "In the case of checking the constitutionality of Part 1 of Article 6.21 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the complaint of citizens N. A. Alekseev, Ya. N. Yevtushenko and D. A. Isakov". Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_169047 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

23. Radjabov M. O. Ethnic weapons: truth or myth? The Trinity variant. Science. 2022. May 3. Available at: https:// www.trv-science.ru/2022/05/etnicheskoe-oruzhie-pravda-ili-mif (Accessed: Aug. 14, 2022) [in Russian].

24. Decree of the Government of the Russian Federation dated August 25, 2014, No. 1618-r "On approval of the Concept of State family policy in the Russian Federation for the period up to 2025". Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 35. Art. 4811 [in Russ.].

25. Lozenges and circles instead of a Cross: in Russia, Orthodox symbols are secretly substituted. Infox.ru. Oct. 16, 2023. Available at: https://dzen.ru/a/ZSAXsyQpoAgwOO71 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

26. Solovyov V. S. Justification of goodness. Moral philosophy. In: Solovyov V. S. Collected works: in 2 volumes. Moscow: Mysl Publ., 1988. Vol. 1 [in Russ.].

27. Structures for the preservation of traditional values have been created in 70 regions. TASS. Nov. 28, 2023. Available at: https://tass.ru/obschestvo/19400517 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

28. Decree of the President of the Russian Federation dated September 05, 2022, No. 611 (ed. dated October 17, 2022) "On approval of the Concept of Humanitarian Policy of the Russian Federation abroad". Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_425946 (Accessed: May 19, 2024) [in Russ.].

29. Decree of the President of the Russian Federation dated November 19, 2022, No. 809 "On approval of the Foundations of State policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906 (Accessed: 19.05.2024) [in Russ.].

30. Federal Law No. 402-FZ dated October 20, 2022 "On Intangible Ethnocultural Heritage of the Russian Federation". Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409 (Accessed: 19.05.2024) [in Russ.].

31. Federal Law No. 685-FZ dated December 25, 2023 "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Article 2 of the Federal Law

"On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation". Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_465629 (Accessed: 19 May 2024) [in Russ.].

32. Khabrieva T. Ya., Klishas A. A. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14,

2020, No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power". M.: Norma, INFRA-M Publ., 2020. 240 p. [in Russ.].

33. Khuzhin A. M., Khuzhina O. N. The influence of migration processes on the values of Russian society: theoretical and legal aspect. Migration law. 2023. No. 4. P. 8-11. DOI: 10.18572/2071-1182-2023-4-8-11 [in Russ.].

Поступила в редакцию 16.06.2024 Received June 16, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.