В. В. Руденко
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург)
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»*
Цель статьи - выработка методологических подходов к рассмотрению вопроса о традиционных ценностях при преподавании конституционного права России. По мнению автора, наиболее уместным для достижения данной цели является аксиологический подход, который позволяет показать место традиционных ценностей в системе конституционных ценностей в целом, сбалансировать традиционные ценности с другими конституционными ценностями, объяснить конституционно-правовые основы механизмов формирования и сохранения традиционных ценностей.
Изучены корреляция традиционных ценностей с основами конституционного строя, конституционным статусом личности, соотношение ценности «служение Отечеству» и конституционного термина «защита Отечества». Показана связь традиционных ценностей с концепцией солидарности и характеристикой Российского государства в качестве социального государства. Сделан вывод о том, что традиционные ценности комплексно и системно встраиваются в конституционно-правовую материю, что оказывает воздействие на российскую правовую систему в целом.
Ключевые слова: традиционные ценности, конституционные ценности, солидарность, идентичность, конституционная реформа
Для цитирования
Руденко В. В. Традиционные ценности в дисциплине «Конституционное право России» // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 5. С. 95-101. DOI: 10.3 4076/2410_2709_2023_5_95.
УДК 342 DOI: 10.34076/2410_2709_2023_5_95
9 ноября 2022 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1. Это стало логичным продолжением современной идентитарной политики Российского государства, условной точкой отсчета которой можно считать 2012 г., когда была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до
* Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда «Социальная консолидация российского общества: механизмы ценностно-институционального обеспечения» № 23-18-00427.
1 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2025 года2 и вышла в свет статья В. В. Путина «Россия: национальный вопрос»3. В ходе конституционной реформы 2020 г. идеологе-мы, составляющие основу общероссийской гражданской идентичности, получили дополнительную фиксацию на конституционном уровне. Среди них - собственно традиционные духовно-нравственные ценности: семья (п. «ж.1» ч. 1 ст. 72), патриотизм, гражданственность - в контексте воспитания детей (ч. 4 ст. 67.1), память защитников Отечества (ч. 3 ст. 67.1) и др. В одном ряду с укреплением и поддержкой семьи закреплено сохра-
2 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
3 Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 янв.
нение традиционных семейных ценностей (п. «в» ч. 1 ст. 114).
По сути традиционные ценности выступают комплексным правовым институтом, но именно конституционному праву отводится ключевая роль в качестве механизма, способного задавать векторы государственного и общественного развития и определять ценности, влияющие на это развитие. Более того, система образования призвана и способна непосредственно воздействовать на формирование традиционных ценностей и в целом на сознание (правосознание) обучающихся. При преподавании конституционного права
Использование аксиологического подхода в учебной дисциплине конституционного права вполне оправданно, поскольку такой подход отражает тенденции развития современного конституционного права как отрасли
такого рода воздействие также может быть оказано. Оно необходимо для формирования гражданского самосознания, под которым в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года понимается осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.
Конституционное право России за последнее десятилетие все больше наполняется ценностными понятиями и векторами. Появилось значительное количество научно-исследовательских работ по вопросам конституционных ценностей [Авдеев 2020; Комарова 2015; Саликов, Гончаров 2020]. Данная тенденция влияет и на учебную дисциплину.
Так, в рабочей программе учебной дисциплины (модуля) «Конституционное право» для бакалавриата на базе Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) в качестве профессиональных задач, к выполнению которых готовится обучающийся в рамках данного курса, указаны уважение конституционных ценностей и формирование актив-
ной жизненной позиции в области их охраны, а в качестве одного из планируемых результатов - способность руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности1.
В Уральском государственном юридическом университете им. В. Ф. Яковлева во всех курсах конституционного права в рамках темы «Конституционное право как отрасль права» модуля «Общее конституционное право» изучается вопрос «Конституционные ценности как объекты конституционно-правового регулирования»2. Представляется также целесообразным выделять документы стратегического планирования как отдельный источник конституционного права. Несмотря на то что данные документы утверждаются актами, которые отражены в иерархии источников конституционного права, они имеют особое влияние на развитие конституционного права на ценностном уровне.
Использование аксиологического подхода в учебной дисциплине конституционного права вполне оправданно, поскольку такой подход отражает тенденции развития современного конституционного права как отрасли: российское правовое поле наполняется конституционными ценностями, определяющими векторами дальнейшего развития, а Конституция Российской Федерации развивается по ценностной модели [Хабриева 2020: 405]. Таким образом, дисциплина «Конституционное право России» прививает знания о Конституции Российской Федерации как документе, задающем ценностную направленность определенным принципам, понятиям, об общем понятии конституционных ценностей, являющемся родовым по отношению к понятию традиционных ценностей, о видах конституционных ценностей, об особен-
1 Конституционное право: рабочая программа. 2019 // URL: https://www.msal.ru/upload/medialibrary/791/ B1.B08-Konstitutsionnoe-pravo-_1_.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
2 Рабочая программа дисциплины «Конституционное право». Основная профессиональная образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (профиль: Практическая юриспруденция). Заочная форма обучения. УрГЮУ 2023 // URL: https://usla.ru/vikon/sveden/files/Konstitucionnoe_pravo_ dlya_2021_2022_goda_nabora_uskorennaya_na_baze_ SPO(2).pdf (дата обращения: 01.11.2023).
ностях поправок 2020 г. и о конституционном развитии в современный период.
Особое значение в контексте классификации традиционных ценностей приобретает классификация конституционных ценностей по способу закрепления на непосредственно закрепленные в Конституции Российской Федерации и на вытекающие из конституционного текста. Так, к первой категории можно отнести жизнь, достоинство, права и свободы человека, а ко второй - гуманизм, созидательный труд, историческую память и преемственность поколений, единство народов Российской Федерации.
Традиционные ценности встраиваются в систему ценностей, закрепленных конституционным законодательством Российской Федерации, поэтому их содержание и механизмы формирования могут быть раскрыты при преподавании учебной дисциплины «Конституционное право России».
Прежде всего важно показать корреляцию традиционных ценностей с основами конституционного строя - характеристикой Российского государства в качестве суверенного и принципа целостности и неприкосновенности его территории; характеристиками России в качестве правового и демократического государства; федеративной формой государственного устройства и принципами государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; характеристикой России в качестве социального государства и принципами охраны труда и здоровья людей, а также принципом идеологического многообразия. В этой части целесообразно включить в число оценочных средств ситуативные задачи на выявление деструктивного поведения.
Российский федерализм обладает весомым интеграционным потенциалом. В связи с этим стоит показать роль субъектов Российской Федерации в формировании традиционных ценностей на основе анализа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации с учетом поправок, внесенных в главу 3 Конституции Российской Федерации в 2020 г.
Категории «жизнь», «достоинство», «права и свободы человека» составляют аксиологическую основу для конституционного статуса личности. Вместе с тем в контексте традиционных ценностей важно рассматривать данные категории как определенные ориентиры для мировосприятия граждан Российской Федерации, т. е. не с позиции механизмов гарантирования со стороны государства. В таком понимании достоинство связано с самоуважением и самоценностью [Кравец 2020], жизнь, права и свободы как ценности задают отношение гражданина к другим лицам. Традиционные ценности влияют на содержание всех прав человека (а также на механизмы их гарантирования): личные права (например, право на жизнь (ст. 20), право на достоинство (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), социально-экономические права (например, право на социальное обеспечение (ст. 39), право на труд (ст. 37), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), духовно-культурные права (право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44), право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26).
Понятие «служение Отечеству» нужно отличать от употребляющегося в Конституции Российской Федерации понятия «защита Отечества», исходя из лингвистического толкования ст. 58 Конституции и Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Неслучайно в последнем документе служение Отечеству сопряжено с такими ценностями, как ответственность за судьбу Отечества, патриотизм и гражданственность. Служение Отечеству предполагает работу во благо кого-либо или чего-либо. В этой категории заложены особый нравственный смысл и особое отношение к Родине [Иванова, Резепова 2023]. Защита Отечества лишь одно из проявлений служения Отечеству. В области конституционного права данная ценность отражена в конституционно-правовых основах организации публичной власти и гражданского общества в России.
Преемственность поколений стоит в одном ряду с правопреемством в отношении СССР, преемственностью в развитии Российского государства и правовой правопреемственностью в более широком смысле. В ходе конституционной реформы 2020 г. эти принципы получили содержательное наполнение во всех областях - формально-юридической, исторической и духовной [Ха-бриева 2020: 409]. В свою очередь принцип правопреемственности лежит в основе формирования общероссийской гражданской идентичности, которая зиждется также на русской культурной доминанте, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию, и идеологемами которой собственно и выступают традиционные ценности (патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм) (пп. 11 и 11.1 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года). По сути, традиционные ценности выступают в качестве «стержня, обеспечивающего транспоколенческое и социальное единство многонационального и многоконфессионального российского народа» [Панкевич, Руденко 2021: 131].
Единство народов России, в основе которого лежит принцип «единство в многообразии», дополняет конституционные ценности - идеологемы идентичности российского народа, среди которых многонациональный союз равноправных народов (ч. 1 ст. 68), объединенность тысячелетней историей (ч. 2 ст. 67.1), исторически сложившееся государственное единство (преамбула), принципы равноправия и самоопределения народов (преамбула), этнокультурное и языковое многообразие (ч. 2 ст. 69), культура как уникальное наследие многонационального народа (ч. 4 ст. 68), русский язык как язык государ-ствообразующего народа (ч. 1 ст. 68). Содержание данного принципа может быть раскрыто в рамках теории суверенитета и теории федерализма, в частности при уяснении обу-ающимися материала, посвященного государственному суверенитету, соотношению народного, национального и государственного суверенитета, принципам федеративного устройства в Российской Федерации, соотношению понятий «нация», «многонациональ-
ный народ Российской Федерации», «народы России».
Традиционные ценности сопряжены с концепцией солидарности, которая имеет тесную взаимосвязь с теорией конституционализма в целом. Социальная солидарность рассматривается как парадигма конституционализма [Эбзеев 2013: 988]. В свою очередь конституционализм может выступать в качестве правового основания социальной солидарности [Алебастрова 2016]. Государство заитересо-вано в консолидации общества - это в определенной мере гарантирует территориальную целостность, обеспечивает лояльность государству. На уровне гражданского общества солидарность обеспечивает благоприятный «социальный климат», позволяет аккумулировать ресурсы в кризисных ситуациях [Ни-ковская 2017: 62]. Солидарность базируется на общих интересах, в качестве которых выступают в том числе традиционные ценности. Положения ст. 75.1 Конституции Российской Федерации, закрепляющие необходимость обеспечения социальной солидарности, нужно рассматривать в системной взаимосвязи со ст. 7 и ч. 3 ст. 17, а также чч. 5-7 ст. 75 данного документа, что нашло отражение в п. 3.2 Заключения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З1.
Реализация принципа социальной солидарности невозможна вне социального государства. Предоставление социальных прав по общему правилу сопряжено с включением лица в жизнь общества. Логика Конституции Российской Федерации такова: в качестве конституционной ценности провозглашается благополучие граждан (ст. 75.1), Российское государство обязуется его поддерживать, этому обязательству корреспондирует право и одновременно обязанность гражданина трудиться, в том числе на благо общества и государства. Не случайно достоинство граждан, уважение человека труда и социальное партнерство поставлены в один ряд
1 Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1,
2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации».
(ст. 75.1), а система пенсионного обеспечения должна формироваться на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений (ч. 6 ст. 75). За счет выполнения социальной функции государство пытается выровнять возможные противоречия в российском обществе.
Таким образом, роль конституционного права не сводится лишь к закреплению традиционных ценностей и тем самым к обеспечению повышенной конституционно-правовой
охраны данных ценностей. Традиционные ценности комплексно и системно встраиваются в конституционно-правовую материю, что оказывает воздействие на российскую правовую систему в целом. В связи с этим представляется необходимым формировать правосознание будущих юристов на основе понимания связи традиционных ценностей с ключевыми концептами и принципами современного российского конституционного права.
Список литературы
Авдеев Д. А. Конституционно-правовые ценности: понятие, виды и иерархия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 2. С. 73-91.
Алебастрова И. А. Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. М.: Проспект, 2016. 552 с.
Иванова М. Е., Резепова М. Е. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу - традиционная ценность многонационального народа России // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 2. С. 40-48.
Комарова В. В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории «конституционные ценности» (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 1385-1387.
Кравец И. А. Homo Dignus в философском и правовом дискурсе: человеческое достоинство и философия конституционализма // Вопросы философии. 2020. № 2. С. 26-37.
Никовская Л. И. Роль гражданского общества в формировании гражданской идентичности и консолидации российского общества: политико-управленческий аспект // Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. 2017. № 3. 62-67.
Панкевич Н. В., Руденко В. В. Отдельные проблемы идентичности в документах стратегического планирования Российской Федерации // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 4. С. 128-134.
Саликов М. С., Гончаров М. В. Конституционные ценности на новом этапе развития Основного закона Российской Федерации // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 60-68.
Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. 2020. № 5. С. 403-414.
Эбзеев Б. С. Государство и личность в России: социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6. С. 986-999.
Валентина Викторовна Руденко - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 620108, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, д. 16. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0002-6641-691X
Traditional Values in Teaching Constitutional Law of Russia
The purpose of the article is to develop methodological approaches to considering the issue of traditional values when teaching Russian constitutional law. According to the author, the most appropriate way to achieve this goal is an axiological approach, which allows one to show the place
of traditional values in the system of constitutional values as a whole, to balance traditional values with other constitutional values, and to explain the constitutional and legal foundations of the mechanisms for the formation and preservation of traditional values.
The article examines the correlation of traditional values with the foundations of the constitutional system, the constitutional status of the individual, the relationship between the value of «service to the Fatherland» and the constitutional term «defense of the Fatherland». It shows the connection between traditional values and the concept of solidarity and the characteristics of the Russian state as a social state. The author concludes that traditional values are integrated into constitutional and legal matter in a comprehensive and systematic manner, which has an impact on the Russian legal system as a whole.
Keywords: traditional values, constitutional values, solidarity, identity, constitutional reform
Recommended citation
Rudenko V. V. Traditsionnye tsennosti v distsipline «Konstitutsionnoe pravo Rossii» [Traditional Values in Teaching Constitutional Law of Russia], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2023, no. 5, pp. 95-101, DOI: 10.34076/2410_2709_2023_5_95.
References
Alebastrova I. A. Konstitutsionalizm kak pravovoe osnovanie sotsial'noi solidarnosti [Constitutionalism as a Legal Basis for Social Solidarity], Moscow, Prospekt, 2016, 552 p.
Avdeev D. A. Konstitutsionno-pravovye tsennosti: ponyatie, vidy i ierarkhiya [Constitutional and Legal Values: Concept, Types and Hierarchy], Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya, 2020, vol. 6, no. 2, pp. 73-91.
Ebzeev B. S. Gosudarstvo i lichnost' v Rossii: sotsial'naya solidarnost' kak paradigma otechest-vennogo konstitutsionalizma [State and Personality in Russia: Social Solidarity as a Paradigm of Domestic Constitutionalism], Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravove-deniya, 2013, no. 6, pp. 986-999.
Ivanova M. E., Rezepova M. E. Sluzhenie Otechestvu i otvetstvennost' za ego sud'bu -traditsionnaya tsennost' mnogonatsional'nogo naroda Rossii [Service to the Fatherland and Responsibility for Its Fate Is the Traditional Value of the Multinational People of Russia], Etnoso-tsium i mezhnatsional'naya kul'tura, 2023, no. 2, pp. 40-48.
Khabrieva T. Ya. Konstitutsionnaya reforma v Rossii: v poiskakh natsional'noi identichno-sti [Constitutional Reform in Russia: in Search of National Identity], Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2020, no. 5, pp. 403-414.
Komarova V. V. Napolnenie i vidovoe mnogoobrazie pravovoi kategorii «konstitutsionnye tsennosti» (konstitutsionno-pravovoi aspekt) [Filling and Species Diversity of the Legal Category «Constitutional Values» (Constitutional and Legal Aspect)], Uspekhi sovremennogo estestvozna-niya, 2015, no. 1, pp. 1385-1387.
Kravets I. A. Homo Dignus v filosofskom i pravovom diskurse: chelovecheskoe dostoinstvo i filosofiya konstitutsionalizma [Homo Dignus in Philosophical and Legal Discourse: Human Dignity and Philosophy of Constitutionalism], Voprosy filosofii, 2020, no. 2, pp. 26-37.
Nikovskaya L. I. Rol' grazhdanskogo obshchestva v formirovanii grazhdanskoi identichnosti i konsolidatsii rossiiskogo obshchestva: politiko-upravlencheskii aspekt [The Role of Civil Society in the Formation of Civic Identity and Consolidation of Russian Society: Political and Managerial Aspect], Vestnik VGU. Ser. Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya, 2017, no. 3, pp. 62-67.
Pankevich N. V., Rudenko V. V. Otdel'nye problemy identichnosti v dokumentakh strategiches-kogo planirovaniya Rossiiskoi Federatsii [Separate Identity Problems in Strategic Planning Documents of the Russian Federation], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 4, pp. 128-134.
Salikov M. S., Goncharov M. V. Konstitutsionnye tsennosti na novom etape razvitiya Osnovnogo zakona Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Values at a New Stage of Development
of the Basic Law of the Russian Federation], Herald of the Euro-Asian Law Congress, 2020, no. 1, pp. 60-68.
Valentina Rudenko - candidate of juridical sciences, senior researcher of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 620108, Russian Federation, Ekaterinburg, S. Kovalevskaya str., 16. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0002-6641-691X
Дата поступления в редакцию / Received: 01.11.2023
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 20.11.2023