Научная статья на тему 'Конституционные ценности на новом этапе развития Основного закона Российской Федерации'

Конституционные ценности на новом этапе развития Основного закона Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1056
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European and Asian Law Review
Область наук
Ключевые слова
правовые ценности / конституционные ценности / конституционная реформа в России / основы конституционного строя / конституционные принципы / legal values / constitutional values / constitutional reform in Russia / foundations of the constitutional system / constitutional principles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марат Сабирьянович Саликов, Максим Владимирович Гончаров

Введение: в статье исследуются происходящие в Российской Федерации изменения Основного закона и их влияние на правовую регламентацию конституционных ценностей Российского государства. Методы: в исследовании применены методы правового моделирования, системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Анализ: в работе выявлены основания для правовой охраны ценностей, представляющих для общества и государства особую значимость; определены цели закрепления ценностей на конституционном уровне; проанализированы последствия придания конституционным ценностям высшей юридической силы. Результаты: 1) на основе анализа конституционно-судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации выявлен перечень конституционных ценностей, охрана которых позволяет вводить особые правовые режимы статуса субъектов Российской Федерации; 2) определено место категории «достояние» как специальной юридической конструкции, используемой правотворческими органами для установления режима охраны и защиты отдельных правовых ценностей; 3) проведен анализ осуществляемой в настоящее время конституционной реформы в России и выявлен перечень новых конституционных ценностей, получающих конституционную охрану; 4) определены направления юридически значимых действий в деятельности государства в соответствии с представленной классификацией новых конституционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марат Сабирьянович Саликов, Максим Владимирович Гончаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL VALUES AT A NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF THE BASIC LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: the article examines the changes in the Basic Law taking place in the Russian Federation and their impact on the legal regulation of the constitutional values of the Russian state. Methods: the study applied the methods of legal modeling, system analysis, formal legal and comparative legal methods. Analysis: the paper reveals the grounds for the legal protection of values representing special significance for society and the state; the goals of securing values at the constitutional level are defined; the consequences of giving constitutional values a higher legal force are analyzed. Results: 1) on the basis of the analysis of constitutional and judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation, a list of constitutional values has been identified, the protection of which allows introducing special legal regimes of the status of constituent entities of the Russian Federation; 2) the place of the category «property» is determined, as a specially legal structure used by law-making bodies to establish a regime of security and protection of certain legal values; 3) an analysis of the current constitutional reform in Russia is carried out and a list of new constitutional values receiving constitutional protection has been identified; 4) the directions of legally significant actions in the activities of the state are determined in accordance with the presented classification of the new constitutional values.

Текст научной работы на тему «Конституционные ценности на новом этапе развития Основного закона Российской Федерации»

Информация для цитирования:

Саликов М. С., Гончаров М. В. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 60-68.

Salikov M. S., Goncharov M. V. CONSTITUTIONAL VALUES AT A NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF THE BASIC LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION. Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. Is. 1. Pp. 60-68.

УДК 342.41

BISAC LAW018000 LAW / Constitutional DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-60-68

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

МАРАТ САБИРЬЯНОВИЧ САЛИКОВ, МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОНЧАРОВ,

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург, Россия)

Введение: в статье исследуются происходящие в Российской Федерации изменения Основного закона и их влияние на правовую регламентацию конституционных ценностей Российского государства.

Методы: в исследовании применены методы правового моделирования, системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Анализ: в работе выявлены основания для правовой охраны ценностей, представляющих для общества и государства особую значимость; определены цели закрепления ценностей на конституционном уровне; проанализированы последствия придания конституционным ценностям высшей юридической силы.

Результаты: 1) на основе анализа конституционно-судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации выявлен перечень конституционных ценностей, охрана которых позволяет вводить особые правовые режимы статуса субъектов Российской Федерации; 2) определено место категории «достояние» как специальной юридической конструкции, используемой правотворческими органами для установления режима охраны и защиты отдельных правовых ценностей; 3) проведен анализ осуществляемой в настоящее время конституционной реформы в России и выявлен перечень новых конституционных ценностей, получающих конституционную охрану; 4) определены направления юридически значимых действий в деятельности государства в соответствии с представленной классификацией новых конституционных ценностей.

Ключевые слова: правовые ценности, конституционные ценности, конституционная реформа в России, основы конституционного строя, конституционные принципы

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00697 «Верховенство права, федерализм и защита прав человека: сравнительное исследование».

UDC 342.4 BISG LAW018000

CONSTITUTIONAL VALUES AT A NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF THE BASIC LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

MARAT S. SALIKOV, MAXIM V. GONCHAROV,

Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia)

Introduction: the article examines the changes in the Basic Law taking place in the Russian Federation and their impact on the legal regulation of the constitutional values of the Russian state.

Methods: the study applied the methods of legal modeling, system analysis, formal legal and comparative legal methods.

Analysis: the paper reveals the grounds for the legal protection of values representing special significance for society and the state; the goals of securing values at the constitutional level are defined; the consequences of giving constitutional values a higher legal force are analyzed.

Results: 1) on the basis of the analysis of constitutional and judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation, a list of constitutional values has been identified, the protection of which allows introducing special legal regimes of the status of constituent entities of the Russian Federation; 2) the place of the category «property» is determined, as a specially legal structure used by law-making bodies to establish a regime of security and protection of certain legal values; 3) an analysis of the current constitutional reform in Russia is carried out and a list of new constitutional values receiving constitutional protection has been identified; 4) the directions of legally significant actions in the activities of the state are determined in accordance with the presented classification of the new constitutional values.

Keywords: legal values, constitutional values, constitutional reform in Russia, foundations of the constitutional system, constitutional principles

Введение

Развитие правовой системы государства вряд ли возможно в отсутствие признанной обществом некоторой совокупности идей, явлений, объектов целеполагания, занимающих место ключевых и служащих основой для организации правового порядка в обществе, включая систему взаимоотношений между членами гражданского общества и институтами публичной власти. Обычно они получают ценностную характеристику для гражданского общества и государства, и при должном правовом закреплении - характеристику правовых ценностей.

В юридической сфере ценности представляют собой не просто благо, а благо, требу-

ющее правовой охраны, защиты и, конечно же, нормативной регламентации отношений, возникающих у субъектов в связи с принадлежностью такого блага.

Целью настоящего исследования является анализ конституционных ценностей Российского государства как важнейшей конституционно-правовой конструкции в правовой системе страны. При этом верная характеристика происходящих в России конституционных изменений, связанных с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации, становится не только целью, но и основанием для формирования разумных задач для всех правотворческих, исполнительных и судебных органов на ближайшую перспективу.

Материалы и методы

Исследование конституционной реформы 2020 г. возможно лишь при обязательном использовании не только методов системного анализа, формально-логического метода, но и метода правового моделирования, поскольку обязывает исследователей создавать с учетом производимых изменений модели будущего правового регулирования. Для эффективного использования такого методологического инструментария необходимым становится привлечение конституционно-судебной [Та-таринов 2018; Саликов, Либанова, Остапович 2019] и правотворческой практики в сфере правовых ценностей вообще и конституционных в особенности.

Государство обращает внимание на ценности, делает их объектом своего регулирования в различных случаях. Их можно обобщить следующим образом:

1) ценности нуждаются в правовой охране в связи с реальной угрозой причинения вреда определенным общественным отношениям и их участникам;

2) ценности становятся объектом пристального внимания и обсуждения в обществе [Хвыля-Олинтер 2016], что порождает общественный гражданский процесс, разные группы общества приходят к консенсусу относительно значимости конкретной ценности для общества, государства и личности (например, ценность «исторической правды», которая стала предметом урегулирования в Законе о конституционной поправке от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ);

3) в обществе возникают новые общественные отношения в связи с развитием экономики, научно-техническим прогрессом, появлением новых технологий, которые заставляют общество и государство по-иному взглянуть на сложившиеся модели урегулирования определенных прав и свобод личности, отдельные из которых приобретают особую значимость и ценность (благоприятная окружающая среда, тайна электронных переговоров и сообщений и пр.);

4) международное сообщество [Геймбух 2017] приходит в выводу о необходимости возведение в ранг ценности каких-либо благ

и интересов человечества. Среди них качество жизни людей, справедливая и сбалансированная структура экономических отношений, религиозное наследие (Ванкуверская декларация о населенных пунктах 1976 г.); устойчивое развитие населенных пунктов, чувство гражданственности и самобытности, солидарность между народами, многообразие малых городов, децентрализация на местном уровне власти (Стамбульская декларация 1996 г.); свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе (Декларация тысячелетия ООН 2000 г.); конструктивная роль семьи, эффективная децентрализация, безопасная питьевая вода (Декларация ООН о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии 2001 г.); здоровый образ жизни в гармонии с природой (Декларация Кито об экологически устойчивых населенных пунктах 2016 г.);

5) юрисдикционные структуры и органы принимают решения, в которых выявляют новые, нуждающиеся в правовой охране, явления и требуют от правотворческих органов принятия необходимых правовых актов по регулированию и защите таких ценностей. Пример - решение Конституционного Суда РФ о необходимости поддержания и защиты доверия общества к действиям законодателя, в котором Суд предписал, что любые изменения законодателем ранее установленных условий должны предприниматься с тем, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства; должны предусматриваться сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость произвольных изменений, введение временного порядка регулирования, в рамках которого необходимо устанавливать разумный переходный период в целях адаптации к изменениям (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П);

6) депутатский корпус в парламенте приходит к необходимости включить в предмет правового регулирования и защиты определенные объекты, которые, по его мнению, на современном этапе могут потенциально или даже реально стать объектами посягательства различных участников и их групп (например, 18 марта 2019 г. российским парламентом

приняты два Федеральных закона (№ 28-ФЗ и 30-Ф3), установивших механизм ответственности за явное неуважение Конституции;

7) в практике применения норм, регулирующих отдельные права и свободы, со временем происходит развитие, трансформация и выявление дополнительных целей правовой регламентации с учетом изменения законодательства и развития доктрины, в результате чего отдельные цели приобретают характер ценностей. Например, в деле об организаторах публичных мероприятий Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что основной целью ряда публичных мероприятий является реально обеспеченная возможность оказания гражданами воздействия на выполнение органами публичной власти своих полномочий посредством мирного цивилизованного диалога между институтами государства и гражданского общества; такое взаимодействие приобретает значение конституционной ценности в государстве, признающем народовластие (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июня 2019 г. № 24-П).

Результаты

Большую фундаментальную роль в праве играют, конечно же, конституционные ценности, которые, получив конституционное закрепление, приобретают характер конституционно охраняемых правовых ценностей. Такие конституционные ценности, кроме прочего, позволяют:

1) заложить целевые установки для развития всей правовой системы государства (к таким можно, например, отнести социальное государство, цель и задачи которого - обеспечение достойной жизни, свободного развития личности (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ);

2) установить функциональные и компе-тенционные рамки осуществления деятельности всех органов государства и его должностных лиц (например, положения ст. 2 и 18 Конституции России фиксируют императивным образом, что человек и права и свободы личности признаются ценностью высшего порядка, что обязывает все органы публичной власти единственной целью всей своей деятельности определять создание мак-

симальных условий для реализации человеком всего комплекса своих прав вне зависимости от сферы реализации);

3) определить границу правовых возможностей субъективных юридических прав человека и его свобод (например, в ст. 8 Конституции РФ закрепляется такая конституционная ценность, как «свобода экономической деятельности», и в этой же норме указывается, что в России гарантированы единство экономического пространства, свобода в перемещении любых товаров, работ, услуг, финансов, обеспечивается поддержка конкуренции во всех сферах);

4) закрепить основные юридические принципы организации, деятельности и ответственности органов публичной власти (разделение властей, самостоятельность органов публичной власти (ст. 10 Основного закона), разграничение компетенции между органами государственной власти (ст. 11 Основного закона), самостоятельность муниципального уровня власти (ст. 12 Основного закона); ст. 80 и 85 Основного закона России закрепляют необходимость обеспечения согласованности функционирования и взаимоотношений государственных органов федерального регионального уровня публичной власти.

Безусловно, конституционная регламентация правовых ценностей придает им не только определяющее и главенствующее место в системе всех правовых ценностей государства, но и высшую юридическую силу, которой обладают все нормы Конституции [Гаджиев 2012; Кравец 2019]. На практике это должно приводить:

к приоритетной (первоочередной) регламентации конституционных ценностей законодателем, созданию механизмов их защиты и охраны;

использованию конституционных ценностей в правореализационном процессе для определения первостепенных задач и целей, которые необходимо решить и достигнуть правоприменителю;

применению конституционных ценностей в процедуре абстрактного и казуального толкования не только положений самой Конституции, но и правовых актов и норм, проверяемых на соответствие Конституции;

определению функционального предназначения деятельности всей совокупности органов публичной власти;

использованию конституционных ценностей как необходимых элементов коллизионного механизма разрешения противоречия (конфликта) между нормами отраслевого характера.

Обсуждение

Необходимо отметить, что часто определенная совокупность конституционно закрепленных ценностей становится основанием для закрепления новых правовых институтов как конституционного, так и отраслевого свойства. Например, в 2002 г. Конституционный Суд РФ обосновал введение в российское законодательство института федерального воздействия на государственные органы российских регионов (вмешательства в дела субъектов Российской Федерации) необходимостью защиты ряда конституционных ценностей, в частности:

верховенства, прямого действия и высшей юридической силы Основного закона государства,

верховенства всех законов федерального уровня на территории государства,

обеспеченности во всем государстве правового состояния признанности и защиты прав человека,

обеспеченности единого статуса личности во всех регионах государства,

единства государственного суверенитета и обеспеченности государственной целостности России,

единства общегосударственной системы государственной власти,

разграниченности предметной компетенции и полномочий между всеми уровнями публичной государственной власти,

единства правового режима экономического пространства государства.

На основании и во исполнение конституционных предписаний федеральный законодатель на систематической основе предоставляет законодательную охрану ряду правовых ценностей, в частности, используя категорию «достояние», которую можно обозначить как специальную юридическую конструкцию,

применяемую правотворческими органами для установления режима охраны и защиты отдельных правовых ценностей. В настоящее время российское законодательство признает достоянием и охраняет следующие правовые ценности:

земля, недра, воды, растительный мир, животный мир как достояние (собственность) народов республик (п. 3 ст. III Федеративного договора с органами государственной власти республик Российской Федерации от 31 марта 1992 г.);

земли особо охраняемых природных территорий, сами особо охраняемые территории природного характера, лечебно-оздоровительные местности, природные лечебные ресурсы, курорты (ст. 95 Земельного кодекса, преамбулы Федеральных законов от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях, курортах»);

зерно (ст. 1 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне»);

животный мир (преамбула Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»);

культурное достояние, народные художественные промыслы (ст. 25 Основ законодательства РФ о культуре, преамбула Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»);

произведения науки, литературы или искусства (пп. 1 и 2 ст. 1282 ГК РФ);

сведения, составляющие государственную тайну (ст. 283 УК РФ);

документы (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»);

язык народов России (вводная часть Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»);

наука, научный потенциал (п. 6 Указа Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки»).

Интересно, но даже такие нематериальные ценности, как «могучая воля, великая слава» народа попали в предмет конструкции «достояние» на законодательном уровне (Федеральный конституционный закон от 25 де-

кабря 2000 г. № 3-ФК3 «О Государственном гимне Российской Федерации»). К таким же беспрецедентным решениям можно отнести и объявление Московского государственного университета геодезии и картографии особо ценным объектом культурного наследия народов России (Указ Президента РФ от 1 апреля 2020 г. № 236). Анализ приведенных новелл в российском праве вновь наталкивает на необходимость поставить задачу всем правотворческим органам при принятии решений о правовой охране определенных явлений, объектов и отношений руководствоваться в первую очередь разумностью такой охраны и признания защищаемого объекта ценностью [Калабрези 2016: 234].

Концепция формальной справедливости, правильного и беспристрастного использования публично-правовых норм является залогом обеспечения «правления закона» [Ролз 2017: 210] и правового государства в широком смысле. Отсюда и задача при любой конституционной реформе учитывать эти требования на формальном и содержательном уровне принятия решений.

Отдельно необходимо отметить появление и закрепление на конституционном уровне довольно значительного числа конституционных ценностей в рамках конституционной реформы января - апреля 2020 г. Закон о конституционной поправке от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ содержит 45 дополнительно включенных в текст Конституции конституционных ценностей:

тысячелетняя история, память предков (передавших нынешнему поколению веру в Бога и идеалы),

преемственность в развитии государства, государственное единство (сложившееся исторически),

память защитников Отечества,

историческая правда,

подвиг народа при защите Отечества;

дети,

патриотизм, гражданственность, уважение к старшим, семейное воспитание,

государственный язык Российской Федерации (язык государствообразующего народа),

многонациональность и равноправие всех народов России,

культура (уникальное наследие многонационального народа),

культурная самобытность народов и этнических общностей,

этнокультурное многообразие, языковое многообразие, общегосударственная культурная идентичность,

безопасность государства, общества, личности при использовании информационных технологий и обороте цифровых данных, общественное здоровье, здоровый образ жизни, институт брака как союза мужчины и женщины,

традиционные семейные ценности, труд граждан, солидарность поколений, устойчивый экономический рост страны, благосостояние граждан, взаимное доверие государства и общества, сбалансированность прав и обязанностей личности,

экономическая солидарность, социальная солидарность, политическая солидарность, социальное партнерство, международная безопасность и международный мир,

мирное сосуществование государств и мирное сосуществование народов мира,

невмешательство во внутренние дела любого государства,

гражданский мир и согласие в государстве, согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти, образующих единую систему,

научно-технологическое развитие государства,

научный потенциал,

доступная среда для инвалидов и улучшение качества жизни инвалидов,

участие в выработке и проведении государственной политики институтов гражданского общества,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

добровольческая (волонтерская) деятельность,

предпринимательство и частная инициатива,

уникальное природное и биологическое многообразие страны,

основы публичного правопорядка Российской Федерации,

доступная медицинская помощь, интересы населения, проживающего на соответствующей территории.

Появление в Конституции такого широкого перечня новых ценностей - это, безусловно, следствие анализа инициаторами конституционных изменений системного характера глобальных вызовов в мире [Зорькин 2018: 7].

Выводы

Обилие новых конституционно закрепляемых ценностей потребует серьезных усилий со стороны государственных органов, институтов гражданского общества и научного сообщества в целях выявления полного содержания данных ценностей и определения наиболее сбалансированного и эффективного механизма их охраны.

Стоит, безусловно, признать, что появившиеся в Конституции правовые ценности не являются однородными и имеющими одинаковое правовое предназначение. Утилитарный подход к их формулированию и закреплению применить нельзя [Познер 2017: 108].

Попробуем представить предварительную классификацию данных конституционных ценностей с точки зрения возможности их использования:

1) ценности как объект правовой охраны - они нуждаются в создании правового обеспечительного и охранного механизма (безопасность личности, уникальное природное и биологическое многообразие страны, гражданский мир и согласие в стране и др.);

2) ценности как предмет правового регулирования - сферы общественных отношений, требующих обязательной правовой регламентации со стороны государства (добровольческая (волонтерская) деятельность, труд граждан, семейное воспитание и др.);

3) ценности как цель и предназначение деятельности органов публичной власти -они определяют и расставляют приоритеты в деятельности должностных лиц и органов публичной власти (доступная среда для лиц

с инвалидностью; улучшение качества жизни лиц с инвалидностью, устойчивый экономический рост страны, общественное здоровье и т. д.);

4) ценности как принципы функционирования общества и государства - они фиксируют исходные начала, на которых должны строиться система организации, деятельности и ответственности институтов гражданского общества, государства и взаимодействие человека с ними (культурная самобытность всех этнических групп, народов, народностей, этнокультурное и языковое многообразие, солидарность поколений, политическая солидарность, социальная солидарность, экономическая солидарность, сбалансированность прав личности и его обязанностей, участие в выработке и проведении государственной политики институтов гражданского общества, взаимное доверие государства и общества и т. д.).

Часть вновь закрепляемых конституционных ценностей можно отнести к основам конституционного строя с позиции их конкретизации и развития (например, недопущение вмешательства во внутренние дела государства как часть принципа государственного суверенитета (ст. 3 и 4 Конституции); многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации как характеристика федеративного устройства Российского государства (ст. 1 и 5 Конституции); социальное партнерство как проявление принципа социального государства (ст. 7 Конституции); безопасность государства, общества, личности при использовании информационных технологий и обороте цифровых данных, а также благосостояние граждан как конкретизация предназначения деятельности органов государственной власти (ст. 2 Конституции). Другую же часть можно отнести к сугубо самостоятельным конституционным ценностям, не имеющим «родовой» ценности в тексте Конституции. Такая классификация имеет и юридическое значение, поскольку юридическая сила основ конституционного строя на порядок выше, чем юридическая сила остальных положений Конституции, содержащихся за пределами главы первой Конституции.

Все это, конечно, потребует не только от законодателей различного уровня, но и от пра-

воприменителей, включая суды, уделить серьезное внимание согласованной и эффективной системе охраны и защиты конституционных ценностей, учитывая их в первую очередь морально-нравственную основу и стремление

установить настоящую tabula rasa [Мюллер 2017: 211]. Главным в таком процессе должно, безусловно, стать повышение качества уровня правовой системы и степени эффективности реализации гражданами своих прав и свобод.

Список литературы

Гаджиев Г. А. Конституционно-правовое концептуальное пространство и его ценности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 3-16.

Геймбух Н. Г. Конституционно-правовые ценности Европейского союза // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 26. С. 45-51.

Зорькин В. Д. Право против хаоса: моногр. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. 368 с.

Калабрези Г. Будущее права и экономики. Очерки о реформе и размышления / пер. с англ. И. В. Кушнаревой; под науч. ред. М. И. Одинцовой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 304 с.

Кравец И. А. «Господство права» и «благое управление» как конституционные ценности в публичной сфере и государственном управлении // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 38-58.

Мюллер Я.-В. Споры о демократии: Политические идеи в Европе XX века / пер. с англ. А. Яковлева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. 400 с.

Познер Р. А. Рубежи теории права / пер. с англ. И. В. Кушнаревой; под ред. М. И. Одинцовой. М.: Издат. дом Высш. шк. экономики, 2017. 480 с.

Ролз Д. Теория справедливости / пер. с англ., под науч. ред. и с предисл. В. В. Целищева. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2017. 536 с.

Саликов М. С., Либанова С. Э., Остапович И. Ю. Конституционно-контрольное нормотворчество в контексте доктрины живой Конституции // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 219-230.

Татаринов С. А. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в укреплении и развитии конституционных ценностей // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 224-230.

Хвыля-Олинтер Н. А. Общественное мнение и конституционные ценности в России: социологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2016. № 1. С. 99-110.

References

Calabrezi G. Budushcheye prava i ekonomiki. Ocherki o reforme i razmyshleniya [The future of law and economics. Essays on reform and reflections], Moscow, Publishing House of the Gaidar Institute, 2016, 304 p.

Gadzhiev G. A. Konstitutsionno-pravovoe kontseptual'noe prostranstvo i yego tsennosti [Constitutional and legal conceptual space and its values], Law. Journal of the Higher School of Economics, 2012, no. 2, pp. 3-16.

Geimbukh N. G. Konstitutsionno-pravovye tsennosti Yevropeiskogo soyuza [Constitutional and legal values of the European Union], Bulletin of Tomsk State University. Law, 2017, no. 26, pp. 45-51.

Khvylya-Olinter N. A. Obshchestvennoe mnenie i konstitutsionnye tsennosti v Rossii: sotsio-logicheskii analiz [Public opinion and constitutional values in Russia: a sociological analysis], Bulletin of Moscow University. Series 11: Law, 2016, no. 1, pp. 99-110.

Kravets I. A. «Gospodstvo prava» i «blagoe upravlenie» kak konstitutsionnye tsennosti v publichnoi sfere i gosudarstvennom upravlenii [«The rule of law» and «good governance» as constitutional values in the public sphere and public administration], Journal of Russian Law, 2019, no. 12, pp. 38-58.

Mueller J.-V. Spory o demokratii: politicheskie idei v Evrope XX veka [Disputes on democracy: political ideas in Europe of the twentieth century], Moscow, Publishing House of the Gaidar Institute, 2017, 400 p.

Pozner R. A. Rubezhi teorii prava [Frontiers of the theory of law], Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2017, 480 p.

Rawls D. Teoria spravedlivosti [Theory of justice], Moscow, URSS: LAND, 2017, 536 p.

Salikov M. S., Libanova S. E., Ostapovich I. Yu. Konstitutsionno-kontrol'noe normotvorchestvo v kontekste zhivoi Konstitutsii [Constitutional supervisory rulemaking in the context of the doctrine of the living Constitution], Bulletin of Tomsk State University, 2019, no. 440, pp. 219-230.

Tatarinov S. A. Rol' Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii v ukreplenii i razvitii konstitutsionnykh tsennostei [The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in strengthening and developing constitutional values], Bulletin of Tomsk State University, 2018, no. 432, pp. 224-230.

Zorkin V. D. Pravo protiv khaosa [Law against chaos], Moscow, Norma, INFRA-M, 2018, 368 p.

Информация об авторах

Марат Сабирьянович Саликов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права, Уральский государственный юридический университет (ул. Комсомольская, д. 21, Екатеринбург, Россия, 620137; e-mail: salikov.marat@list.ru).

Максим Владимирович Гончаров - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет (ул. Комсомольская, д. 21, Екатеринбург, Россия, 620137; e-mail: altmax81@mail.ru).

Information about the authors

Marat S. Salikov - doctor of juridical sciences, professor, head of the Department of constitutional law, Ural State Law University (21 Komsomol'skaya St., Yekaterinburg, Russia, 620137; e-mail: salikov.marat@list.ru).

Maxim V. Goncharov - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of constitutional law, Ural State Law University (21 Komsomol'skaya St., Yekaterinburg, Russia, 620137; e-mail: altmax81@mail.ru).

Дата поступления в редакцию / Received: 26.06.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 29.06.2020

© М. С. Саликов, 2020 © М. В. Гончаров, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.