Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
704
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / РОССИЙСКИЙ НАРОД / ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апостолова Наталья Николаевна

В статье анализируются важность и значение возрождения духовно-нравственных основ России и предлагаются пути их укрепления. Нравственная деградация человека приводит к его интеллектуальной деградации. Нравственный кодекс гражданина России должен быть квинтэссенцией национального духа (идеи) всего многонационального и многоконфессионального российского народа и быть привлекательным для народов других стран. Пренебрежение нравственными правилами и их нарушение следует расценивать как противопоставление себя народу, обществу и государству. Высокий уровень сознания человека должен определять его бытие даже в цифровую эпоху. Через соблюдение нравственного закона, прежде всего, должностными лицами государства, право получит возможность стать действительно искусством добра и справедливости. Соответствие духовно-нравственным ценностям имеет особое значение для судей и должностных лиц органов уголовной юстиции, осуществляющих борьбу с самым опасным злом и несправедливостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES ARE THE BASIS OF THE RUSSIAN STATE AND LAW

The article analyzes the importance and significance of the revival of the spiritual and moral foundations of Russia and suggests ways to strengthen them. Moral degradation of a person leads to his intellectual degradation. The moral code of a citizen of Russia should be the quintessence of the national spirit (idea) of the entire multinational and multi-confessional Russian people and be attractive to the peoples of other countries. Disregard for moral rules and their violation should be regarded as opposing oneself to the people, society and the state. A high level of human consciousness should determine his existence even in the digital age. Through the observance of the moral law, first of all, by state officials, the right will have the opportunity to truly become the art of goodness and justice. Compliance with spiritual and moral values is of particular importance for judges and officials of criminal justice bodies engaged in the fight against the most dangerous evil and injustice.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Северо-Кавказский юридический вестник. 202 3. № 1. С. 7-13 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):7-13

Проблемы теории и истории права и государства

Научная статья УДК 342

doi: 10.22394/2074-7306-2023-1-1-7-13

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ -ОСНОВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА* Наталья Николаевна Апостолова

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье анализируются важность и значение возрождения духовно-нравственных основ России и предлагаются пути их укрепления. Нравственная деградация человека приводит к его интеллектуальной деградации. Нравственный кодекс гражданина России должен быть квинтэссенцией национального духа (идеи) всего многонационального и многоконфессионального российского народа и быть привлекательным для народов других стран. Пренебрежение нравственными правилами и их нарушение следует расценивать как противопоставление себя народу, обществу и государству. Высокий уровень сознания человека должен определять его бытие даже в цифровую эпоху. Через соблюдение нравственного закона, прежде всего, должностными лицами государства, право получит возможность стать действительно искусством добра и справедливости. Соответствие духовно-нравственным ценностям имеет особое значение для судей и должностных лиц органов уголовной юстиции, осуществляющих борьбу с самым опасным злом и несправедливостью.

Ключевые слова: духовно-нравственные основы, российский народ, вечные истины, гражданский долг, право, справедливость

Для цитирования: Апостолова Н. Н. Духовно-нравственные ценности - основа российского государства и права // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 7-13. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-1-7-13

Problems of the Theory and History of Law and State

Original article

SPIRITUAL AND MORAL VALUES ARE THE BASIS OF THE RUSSIAN STATE AND LAW Natalia N. Apostolova

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]

Abstract. The article analyzes the importance and significance of the revival of the spiritual and moral foundations of Russia and suggests ways to strengthen them. Moral degradation of a person leads to his intellectual degradation. The moral code of a citizen of Russia should be the quintessence of the national spirit (idea) of the entire multinational and multi-confessional Russian people and be attractive to the peoples of other countries. Disregard for moral rules and their violation should be regarded as opposing oneself to the people, society and the state. A high level of human consciousness should determine his existence even in the digital age. Through the observance of the moral law, first of all, by state officials, the right will have the opportunity to truly become the art of goodness and justice. Compliance with spiritual and moral values is of particular importance for judges and officials of criminal justice bodies engaged in the fight against the most dangerous evil and injustice.

© Апостолова Н. Н., 2023

* Статья публикуется в авторской редакции (в качестве дискуссионной).

Keywords: spiritual and moral foundations, the Russian people, eternal truths, duties of a citizen, law, justice

For citation: Apostolova N. N. Spiritual and moral values are the basis of the Russian state and law. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):7-13. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-l-l-7-13

В ноябре 2022 г. Указом Президента РФ были утверждены "Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"1, имеющие стратегическое значение в сфере обеспечения национальной безопасности России. Данные Основы определяют цели, задачи и инструментарий защиты российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. С опорой на эти нравственные ориентиры должно осуществляться формирование мировоззрения российских граждан и духовно-нравственное единство народа России.

В пятом пункте данных Основ содержится лаконичный перечень традиционных ценностей, отражающий сложный путь развития российского общества и государства. Все остальные положения основного документа государственной политики в этой сфере нашей жизни посвящены формированию механизма их сохранения и укрепления. Правда, сделать это будет весьма непросто.

Дело в том, что тлетворное (разлагающее душу, нравственные устои и разум) влияние модных западных идей сделало свое черное дело. Даже родившиеся, выросшие и получившие свое благосостояние за счет и благодаря России люди, пустившись во все тяжкие, предают, очерняют и иным образом злодействуют в отношении своей страны, продолжая пользоваться ее благами.

Подменяя правду - ложью, добро - злом, справедливость - успешностью, без тени сомнения, многие из них считают себя «лучшей» частью человечества: «Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами себя»2.

Нравственная деградация приводит к извращенному восприятию действительности, неадекватности суждений и поступков. Становится все более очевидным, что между нравственным состоянием и разумом человека существует прямая неразрывная взаимосвязь.

Чем более нравственен человек, тем более разумны его суждения, устойчива психика и полноценна жизнь. И наоборот, отсутствие нравственных ограничений приводит к потере человеческой сущности и к маргинализации.

Такими людьми легко управлять и манипулировать, но полагаться на них в трудный и ответственный момент - невозможно. Это хорошо знают и понимают даже за рубежом, поскольку все отчетливей проявляется презрительно-снисходительное отношение к ним.

У таких лиц выработался только один рефлекс - требовать реализации своих собственных прав и свобод, не утруждая себя обязанностями. Однако государство и общество, в котором граждане не исполняют своих обязанностей, обречено. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»3.

Предательство и ложь не раз ставили Россию на грань краха и разрушения. Нельзя допускать, чтобы такие представители народа превалировали в нашем обществе и государстве, тем более, в органах власти и управления.

В Преамбуле Конституции РФ говорится о необходимости сохранения нашей Родины для будущих поколений. А будет ли нужна Россия будущим поколениям, которых не научили чтить память своих героических предков и нести ответственность за свою Родину, не привили любовь и уважение к Отечеству, стремление к правде, добру и справедливости? Вопрос, как говорится, риторический.

1 URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html (дата обращения 12.01.23 г.)

2 Пушкин А.С. Евгений Онегин. / URL:http://www.poetry-dassic.ru/2-14.html (дата обращения 1.02.23 г.)

3 Некрасов Н.А. Поэт и гражданин. / URL: https://rupoem.ru/nekrasov/opyat-odin-opyat.aspx

Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей станет успешным, если их удастся сформулировать по аналогии с 10 Заповедями из Библии1 или "Моральным кодексом строителя коммунизма"2. В этом суть решения данной проблемы.

Система российских духовно-нравственных ценностей должна быть не просто краткой, но и близкой и понятной для всех и каждого. Во-вторых, она должна быть общей и объединяющей для граждан, народов и конфессий России. В-третьих, желательна ее универсальность и привлекательность и для других народов мира.

Необходимо предложить человечеству такой вектор развития, в центре которого находится нравственно, интеллектуально, физически высокоразвитый и благоразумно пользующийся цифровыми технологиями человек, а не бездушный искусственный интеллект, манипулирующий человекоподобными существами, влачащими жалкое существование.

Свод духовно-нравственных начал россиян представляется как система долженствования (исполнения обязанностей) живущего в нашем социуме человека, соблюдение которых гарантирует достойную жизнь ему, всем и каждому. Сделай, что должен, а потом требуй реализации своих прав от других. Ну а хочешь большего - заслужи это большее честно.

Да и свобода у человека с точки зрения нравственного закона, в общем-то, одна - это свобода воли, свобода выбора между правдой и неправдой, добром и злом, справедливостью и несправедливостью и т.д.

И отрадно, что и сегодня большинство граждан России, вопреки десятилетиям безнравственного лихолетья, сделали свой выбор в пользу правды, добра и справедливости. И сделали это вопреки всем трудностям и проблемам.

Согласно данным ВЦИОМ на конец января 2023 г. 75,5 % опрошенных российских граждан одобряют деятельность Президента3. Как и прежде, достойные потомки Победителей «не признали наглой воли того, под кем дрожали»4 и дрожат клеветники России.

Ресурсный потенциал нашей страны и уровень развития современных технологий позволяет обеспечить людей необходимыми потребительскими условиями для их достойной жизни так, чтобы высоконравственное сознание человека определяло его бытие.

Только деятельное стремление каждого из нас к нравственной чистоте и красоте -сделает нашу жизнь лучше. Очевидно, следует согласиться с тем, что "конечное назначение человеческого рода состоит в наивысшем моральном совершенстве" [1, с 321].

Нравственный кодекс гражданина России (или духовно-нравственная конституция россиян) должен быть квинтэссенцией национального духа (идеи) всего российского народа и состоять из хорошо известных и вечных истин.

1. Любить свою Родину, быть преданным и верным своему Отечеству и народу, его истории, религиозным убеждениям, традициям, языку. Любить Родину (свое Отечество) -значит вносить свой вклад в ее развитие и благополучие, без всяких условий и оговорок, ничего не требуя взамен. «Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою"»5.

Верность религиозным убеждениям - приверженность Православию, Исламу, Буддизму, Иудаизму и другим традиционным религиозным верованиям народов России (включая возможность придерживаться и атеистических взглядов).

А знание подлинной истории своей страны и народа, следование его традициям, бережное и уважительное отношение к своему языку - свидетельствует о зрелости и полноценности

1 URL:http://uspeшe-kamisЫn.prihod.ru/tak_govorit_ЫЫija/view/idД153376 (дата обращения 25.01.2023 г.).

2 URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/250607 (дата обращения 25.01.23 г.).

3 Обзор ВЦИОМ./ URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reitingi-doverija-politikam-ocenki-raboty-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii-20230127 (дата обращения 2.02.23 г.)

4 Пушкин А. С. Клеветникам России / URL:https://www.culture.ru/poems/4966/klevetnikam-rossii (дата обращения 2.02.23 г.)

5 Есенин С. Гой ты, Русь, моя родная / URL:https://rupoem.ru/esenin/goj-ty-rus.aspx (дата обращения 2.02.23 г.).

нации, о ее праве на суверенное существование. «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы»1.

2. Защищать свою землю и российский народ от любых посягательств. «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой»2. Потому испокон веку на Руси защита Отечества была священным долгом каждого.

Готовность в любой момент встать на защиту своей Родины была, есть и будет неотъемлемой чертой русского, а теперь уже и всего российского народа, умеющего сплотиться в один мощный кулак и дать отпор любому врагу. «Много раз тебя пытали, быть Россией иль не быть, много раз в тебе пытались душу русскую убить, но нельзя тебя, я знаю, не сломить, не запугать»3.

3. Стремиться к правде, добру и справедливости. Именно в этих духовно-нравственных ценностях и заключается наша пассионарность, непобедимая, несокрушимая сила и мощь российского народа, так и оставшаяся загадкой, завернутой в тайну и помещенной внутрь головоломки4. Где-то на подсознательном уровне у россиян еще остается понимание того, что не «хлебом единым жив человек», что у него есть бессмертная душа, нуждающаяся в животворящей (духовной) пище. Сохраняется вера и в то, что «капля Правды перевесит греховный мир»5. «Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно, святое наше воинство... Посвяти ему свой краткий век»6.

4. Сохранять мир и согласие в обществе, единство и соборность России на основе взаимоуважения и взаимовыручки. В результате многовековой истории в России сложилась уникальная социокультурная среда, в которой каждый народ имеет возможность сохранять свою традиционную национальную самобытность и идентичность, являясь частью единого большого и сильного народа. В основе такого мирного сосуществования очень разных людей лежит уважительное и доброжелательное отношение друг к другу и готовность прийти на выручку.

5. Быть приверженным семейным и иным традиционным ценностям своего народа. Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, и каждый народ имеет свои собственные семейные традиции и уклад жизни, в которых, как в неисчерпаемом источнике жизненных сил и энергии, заключен главный потенциал дальнейшего развития России.

Да, под натиском постоянно меняющихся внешних условий неизбежно меняется и жизнь людей, неизменными (даже в цифровую эпоху) должны оставаться: любовь, верность, взаимоуважение, взаимопонимание, бескорыстное служение ближнему, взаимная поддержка и ответственность друг за друга.

6. Заботиться о детях, пожилых, инвалидах и других нуждающихся в помощи и участии. Забота о духовно-нравственном воспитании, интеллектуальном и физическом развитии детей, в том числе, и оставшихся без надлежащего попечения родителей должно стать всенародным делом (родителей, родных и близких, каждого гражданина). Деятельность всех органов власти и институтов гражданского общества должна быть нацелена на решение этой самой важной для будущего страны задачи.

1 Столыпин П. А. Цитата. /URL:https://ru.ritaty.net/tsitaty/620256-piotr-arkadevich-stolypin-narod-ne-imeiushchii-natsionalnogo-samosoznaniia-est/ (дата обращения 27.01.23 г.).

2 Суворов А. В. Цитата. /URL:https://multiurokru/pimnas/ffles/vyskazyvaniie-a-v-suvorova (дата обращения 31.01.23 г.).

3 Ножкин М. Я люблю тебя Россия./URL: https://www.chitalnya.ru/work/206951/ (дата обращения 28.01.23 г.).

4 Черчилль У. Цитата. /URL/ https://ru.citaty.net/tsitaty/649731-uinston-cherchill-ia-ne-mogu-predskazat-vam-deistviia-rossii-eto-zag/ (дата обращения 28.01.23 г.).

5 Матюшин А. (иеромонах Роман) Капля правды./URL: https://soulibre.ru/ (дата обращения 30.01.23 г.).

6 Окуджава Б. Святое воинство. /URL/http://www.bokudjava.ru/S_2.html (дата обращения 27.01.23 г.).

Не менее важна для нравственного здоровья нации забота и участие в жизни стариков (особенно одиноких) и инвалидов. И вовлекать в эту работу необходимо граждан всех возрастов (чем раньше, тем лучше) и социальных слоев, ибо этим важнейшим качеством определяется духовно-нравственная состоятельность и достоинство нашего народа. Подтверждением этому являются данные ВЦИОМ за декабрь 2022 г., согласно которым 76 % опрошенных россиян хотели бы видеть своих детей и внуков волонтерами1.

7. Ответственно и добросовестно исполнять свой гражданский долг. Каждый гражданин России с детства должен знать свои обязанности по соблюдению нравственного закона, осознавать и нести ответственность за его нарушение. Личностный рост - это стремление к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию ради собственного благополучия и процветания России. Целью образования, науки, культуры, искусства должно быть - совершенствование человеческой природы (а не деградация). Только "светом нравственного знанья человек есть "Человек"2.

8. Стремиться к потребительской умеренности и самоограничению. В современном обществе это требование приобретает все большее значение с точки зрения выживания человеческой цивилизации. Чрезмерное потребление (не всегда безвредных продуктов и товаров), погоня за бесконечным наращиванием производства, капиталов, ВВП любой ценой - с одной стороны, истощает наши природные ресурсы, а с другой - создает огромные объемы мусора и токсичных отходов человеческой жизнедеятельности. Все это губит природу и самих людей, приводит к ухудшению их ментального и физического здоровья и к вырождению. Неслучайно 93 % российских граждан беспокоит изменения климата, а 57 % из них отмечают влияние таких изменений на их жизнь3.

Мы всего лишь часть единой экосистемы нашей планеты. Причиняя вред окружающей среде - мы причиняем вред и самим себе. Необходимо категорически отказаться от идеологии бездумного потребления и перейти к более рациональному и соразмерному реальным человеческим потребностям образу жизни.

9. Беречь и приумножать благосостояние России, ее природные богатства, историческое и культурное наследие. Эта важная обязанность каждого российского гражданина прямо закреплена в Конституции РФ. Ни одна страна в мире не обладает такими ресурсами, такой героической и великой историей, такой уникальной культурой и талантами, как Россия. Нравственным долгом каждого поколения россиян является сохранение и приумножение всего этого достояния. «И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда»4.

10. Строить отношения со всеми народами и странами мира на основе доброжелательности, уважения и равноправия. Что всегда и было присуще россиянам с широкой, открытой и чистой душой, обращенной ко всем добрым людям. Современный мир в силу высокого уровня технологического развития глобален и взаимозависим. Потому власти и люди разных стран и народов должны научиться слушать и слышать друг друга, стремиться к взаимопониманию и нахождению взаимоприемлемых решений.

Благополучие и жизнь одних стран и народов за счет обмана, притеснения и разграбления других - должны уйти в прошлое, от этого придется отказаться. Люди и народы, живущие на нашей планете, очень разные, но каждый вправе и должен иметь достойную жизнь в соответствии со своим мировоззрением и возможностями.

1 Обзор ВЦИОМ / URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-volontery-ja-b-poshel (дата обращения 2.01.23 г.).

2 Бенедиктов В. Г. Воскресная школа /

URL:https://lukianpovorotov.ru/f_vin/vin_poet/b/benediktov_voskresnaya_shkola.html (дата обращения 31.01.23 г.).

3 Обзор ВЦИОМ./ URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/izmenenie-klimata-i-kak-s-nim-borotsya (дата обращения 2.02.23 г.).

4 Евтушенко Е. А. Идут белые снеги.../ URL/https://rupoem.ru/evtushenko/idut-belye-snegi.aspx (дата обращения 25.01.2023 г.).

Вышеизложенные положения можно корректировать и продолжить, но куда важнее -не забалтывать эти давно известные прописные истины, а начать по ним жить. В виде обязательного элемента воспитательной, образовательной, творческой и любой иной деятельности государственных и общественных структур вводить их необходимо здесь и сейчас, чтобы атмосфера общественной и государственной жизни нашей страны стала более здоровой и плодотворной, чтобы у россиян появилось больше жизненных перспектив и возможностей для личностного роста и благополучия. Тогда и не будет так остро стоять проблема оттока за рубеж креативных, талантливых и перспективных кадров (включая ученых), способных обеспечивать успешное развитие и защиту интересов России.

Принципиально важно добиться, чтобы именно должностные лица государства соблюдали и чтили духовно-нравственные основы нашей страны в первую очередь. Метод «делай, как я» - самый действенный, эффективный и убедительный. Это ключевой момент, никаких двойных стандартов.

Если представитель государства, независимо от должности и звания, явно пренебрегает этими нравственными правилами и нарушает их - он должен уйти с государственной службы как не соответствующий занимаемой должности, как противопоставивший себя нашему народу, обществу и государству.

Соблюдение нравственного закона откроет возможность и праву стать действительно искусством добра и справедливости, если и принимаемые законы, и правоприменительная практика будут на это нацелены [2, с. 667-682; 3, с. 67-77; 4, с. 15-26]. Через исполнение нравственного закона мы придем к надлежащему соблюдению Конституции России, других законов и к более гармонично организованному обществу и государству. Российскому народу присущ правовой нигилизм, в том числе и потому, что он не считает наши законы и (или) практику их применения справедливыми.

Особенно важным соответствие требованиям нравственного кодекса является для судей и должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере уголовной юстиции, представляющую собой передний край борьбы со злом и несправедливостью, о чем уже неоднократно подчеркивалось в научной литературе [5-8]. Еще в самом начале XX века было отмечено, что в будущем нравственным началам будет принадлежать «первенствующая роль в исследовании условий и обстановки уголовного процесса» [9]. Надо полагать, что пришло время воплощать эти слова в жизнь.

Список источников

1. Кант И. Лекции по этике. М.: Наука. 2000. 431 с.

2. Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999. 712 с.

3. Краковский К. П. «Право появляется там, где есть добро и согласие...» (неопубликованные труды выдающегося правоведа М.М. Сперанского) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 67-77.

4. Шапсугов Д. Ю. Становление научной критики в российской юриспруденции в XIX в. Размышления о полемике Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева о праве, нравственности и их соотношении // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 15-26.

5. Кобликов А. С. Юридическая этика. М.: НОРМА. 1999. 168 с.

6. Дорошков В. В. Современный уголовный процесс через призму духовно-нравственных основ российского общества // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 12. С. 14-25.

7. Победкин А. В. Уголовный процесс: состояние вне права. М.: Юрлитинформ, 2013. 248 с.

8. Ярославцев В. Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. М.: Юстицинформ, 2007. 304 с.

9. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-nachala-v-ugolovnom-protsesse-obschie-cherty-sudebnoy-etiki/viewer (дата обращения 1.02.23 г.).

References

1. Kant I. Lectures on Ethics. Moscow: Nauka; 2000. 431 p. (In Russ.)

2. Alekseev S. S. Law. The experience of complex research. Moscow: "Statute"; 1999. 712 p. (In Russ.)

3. Krakovskiy К. P. "The right appears where there is good and consent..." (unpublished works of the outstanding jurist M.M. Speranskiy). North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(1):67-77. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-67-77

4. Shapsugov D. Yu. Genesis of scientific criticism in Russian jurisprudence in the XIX century. Reflections on the polemics B. N. Chicherin and V. S. Soloviev on law, morality and their relationship. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(1):15-26. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-15-26.

5. Koblikov A. S. Legal ethics. Moscow: NORM; 1999. 168 p. (In Russ.)

6. Doroshkov V. V. Modern criminal process through the prism of the spiritual and moral foundations of Russian society. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law. 2021.;25(12):14-25. (In Russ.)

7. Pobedkin A. V. Criminal procedure: a state outside the law. Moscow: Yurlitinform; 2013. 248 p. (In Russ.)

8. Yaroslavtsev V. G. Moral justice and judicial law-making. Moscow: Justicin-form; 2007. 304 p. (In Russ.)

9. Koni A. F. Moral principles in criminal proceedings. Available from: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/nravstvennye-nachala-v-ugolovnom-protsesse-obschie-cherty-sudebnoy-etiki/viewer (accessed 1.02.23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Н. Н. Апостолова - доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the author

N. N. Apostolova - Doctor of Law, Professor of the Department of Procedural Law of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.