в
ЕСТНИК Дзгвева О. Л "УЗ
УНИВЕРСИТЕТА Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения |/J
имени o.e. кутафина(мгюА) медицинских работников (на основе судебной практики)
Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения медицинских работников (на основе судебной практики)1
Аннотация. Статья посвящена проявлению дифференциации в правовом регулировании социального обеспечения. Сделан вывод о необходимости более четкого определения критериев этой дифференциации в целях обоснованного и справедливого перераспределения благ с учетом особенностей конкретных групп населения. На основе анализа судебной практики выявлены наиболее типичные случаи отказа в досрочном пенсионном обеспечении по причине невключения отдельных периодов работы в специальный страховой («медицинский») стаж. На примере досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников показана некоторая непоследовательность правового регулирования предоставления данной пенсионной гарантии. Предлагается определить и более четко сформулировать цель досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников, а также внести изменения в Трудовой кодекс РФ с целью уточнения последствий установления неполного рабочего времени для целей досрочного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: всеобщность социального обеспечения, дифференциация правового регулирования, пенсионное обеспечение, медицинские работники, досрочные пенсии по старости, специальный страховой стаж, особые условия труда, функции социального обеспечения, вредные условия труда, опасные условия труда, специальная оценка условий труда.
Фатима Олеговна ДЗГОЕВА,
доцент Департамента публичного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
кандидат юридических наук [email protected]
123022, Россия, г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.114.2.173-183
Fatima O. DZGOEVA, Associate Professor of the Department of Public Law Faculty of Law of the National research university "High School of Economics" Cand. Sci. (Law) [email protected] 3, per. B. Trekhsvyatelsky, Moscow, Russia, 123022 Fairness of Differentiation of Pension Provision for Medical Workers (Based on Judicial Practice) Abstract. The article is devoted to the manifestation of differentiation in social security law. It is concluded that it is necessary to more clearly define the criteria for this differentiation in order to justify and equitably redistribute benefits, taking into account the characteristics of specific population groups.
1 Подготовлено при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс». © Дзг°ева Ф. О.,
2/2024
174
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Based on an analysis of judicial practice, the most typical cases of refusal of early pension provision due to the failure to include certain periods of work in the special insurance ("medical") period of service have been identified. The example of early pension provision for medical workers shows some inconsistency in the legal regulation of the provision of this pension guarantee. It is proposed to determine and formulate the goal of early retirement provision for medical workers; to amend the Labor Code of the Russian Federation in order to clarify the consequences of establishing part-time work for the purposes of early pension provision.
Keywords: universality of social security, differentiation, pensions, medical workers, special insurance experience, early old age pensions, differentiation of social security, special assessment of working conditions, special working conditions, social security functions, harmful working conditions, dangerous working conditions.
осударствам необходимо гарантировать всеобщую социальную защиту от
рождения до старости. К таким выводам пришли авторы юбилейного до-
клада к 100-летию создания Международной организации труда «Работать ради лучшего будущего»2.
О всеобщности социальной защиты, социального обеспечения говорится и в ст. 39 Конституции России: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»3.
Но всеобщность не исключает дифференциацию в объеме и порядке предоставления гарантированных благ. Учет специфики получателей и определенных групп отношений позволяет повысить эффективность государственной социальной политики.
Как отмечали Р И. Иванова и В. А. Тарасова, именно принцип единства и дифференциации «корректирует индивидуальную меру потребления с учетом пола, возраста, семейного и имущественного положения, состояния здоровья, условий труда и прочего, и тем самым делает ее в каждом отдельном случае более справедливой, чем если бы такая дифференциация отсутствовала»4.
По справедливому замечанию Н. В. Антипьевой, дифференциация необходима для «достижения общей цели — обеспечения справедливости при преодолении возникающих социально-рисковых ситуаций»5.
2 Работать ради лучшего будущего / Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. Международное бюро труда. Женева : МБТ, 2019.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
4 Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М. : Изд-во МГУ, 1983. С. 166—167.
5 Антипьева Н. В. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография. М. : Проспект, 2017. С. 147.
2/2024
в
ЕСТНИК Дзгвева О.
УНИВЕРСИТЕТА Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения |/д
имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников (на основе судебной практики]
Одним из проявлений дифференциации является институт досрочного пенсионного обеспечения по старости. Основаниями предоставления данного вида обеспечения могут быть как особые условиями труда, в том числе климатические условия Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и особенности личности застрахованного (заболевание, наличие детей и т.д.).
Большое количество досрочных пенсий по старости — особенность российской пенсионной системы. Не вызывает сомнений необходимость улучшения условий труда и в перспективе ухода от такого количества «досрочников», но это процесс долгий, и без досрочного пенсионного обеспечения в ближайшие годы не обойтись. К тому же часть досрочных пенсий вообще не связана с условиями выполнения работы.
Система досрочных пенсий формировалась в 30—70 гг. XX в. и отвечала на тот момент социалистическим отношениям, финансово полностью обеспечивалась государством и изначально выполняла, как указывал В. Д. Роик, помимо компенсирующей функции, еще и функции воспроизводственную и стимулирующую (привлечение к работе в определенные сферы производства)6.
Как и при любой дифференциации в распределении благ для справедливого и эффективного регулирования необходимо ответить на два вопроса: 1) насколько обоснованы критерии дифференциации (в данном случае предоставления пенсии ранее общего пенсионного возраста); 2) за чей счет происходит предоставление такой гарантии7.
Критическим является как необоснованное ограничение круга получателей гарантии (например, по формальным причинам), так и излишнее его расширение. Средства, аккумулируемые в Социальном фонде России для целей пенсионного обеспечения, целевые и ограничены. Неразумное излишнее обеспечение одних получателей неизбежно приводит к ограничениям средств для других.
Несправедливость установленного регулирования порой выявляется только в ходе правоприменения. Судебная практика помогает определить несовершенство существующих норм, необходимость их изменения или правильного толкования.
На примере споров об отказе в предоставлении досрочного пенсионного обеспечения медицинским работникам (в частности, об отказе включить определенные периоды в специальный страховой стаж) постараемся выявить недостатки регулирования и правоприменения с целью их совершенствования. □
Труд медицинских работников связан с высоким уровнем напряжения, как эмоционального, интеллектуального, так и физического, а часто это работа предполагает вредные и (или) опасные условия труда. Е. В. Астраханцева определи- С ла цель дифференциации их труда и социального обеспечения в поддержании заинтересованности в труде по избранной специальности, предоставлении надлежащего социального обеспечения с учетом важности и ответственности выпол- Л m няемой ими социальной функции. При этом отмечала, что в большей степени это требуется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, ОЕ
□ С
6 Роик В. Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. М. : Проспект, Б П 2017. С. 212.
7 См.: Сулейманова Ф. О. Дистрибутивная справедливость и правовое регулирование
социального обеспечения // Lex russica. 2022. № 75 (3). С. 76—87. ЧЕНИЯ
А
ВТ > m
Р
>
2/2024
176
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
которые в силу предписаний ст. 41 Конституции РФ оказывают медицинскую помощь гражданам бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования8.
В связи с этим законодатель предусмотрел при определенных условиях возможность выхода на пенсию раньше общего пенсионного возраста.
В каких же случаях медицинские работники могут выйти на пенсию досрочно?
1. Наличие особого (специального) «медицинского» стажа. Это самый распространенный случай досрочного выхода на пенсию. Так, страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена ранее общего пенсионного возраста (досрочно) при наличии специального «медицинского» стажа не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах9.
Закон указывает на ее назначении независимо от возраста, однако после повышения пенсионного возраста эта норма не совсем корректна. И на сегодняшний день действует оговорка: пенсия назначается не с того момента, когда необходимый специальный стаж выработан, а через пять лет. Эти пять лет (период отсрочки) застрахованный может продолжать работать на прежней должности, в другой сфере или вообще прекратить трудовую деятельность. При этом в стаж для досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников (специальный стаж) включается только работа на должностях и в учреждениях, которые содержатся в соответствующих списках10.
2. Работа с вредными условиями труда. Если при общем страховом стаже у мужчины в 20 лет, а у женщины в 15 лет половина указанных периодов работы приходится на работы с вредными условиями труда (т.е. не менее 10 лет и 7,5 лет соответственно), мужчина сможет выйти на пенсию в 50 лет, а женщина в 45 лет (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Если необходимого стажа во вредных условиях труда недостаточно, но он составляет не менее половины установленного срока (т.е. не менее 5 лет и 3 лет 9 месяцев, соответственно) и имеется необходимый общий страховой стаж (20 и 15 лет), страховая пенсия
8 Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05. М., 2008. С. 4.
9 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях». П. 20 ст. 30 // СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. II).
10 Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4393 ; постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. II). Ст. 4306.
2/2024
в
ЕСТНИК Дзгоева ф. °
УНИВЕРСИТЕТА Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения I//
имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников (на основе судебной практики]
назначается с уменьшением общего возраста выхода на пенсию на 31.12.2018 (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам.
При этом важно, что включение периодов в специальный стаж происходит только в случае работы на должностях и в учреждениях, предусмотренных в соответствующих списках11.
3. Работа с тяжелыми условиями труда. Работа при наличии страхового стажа не менее 25 лет и 20 лет (мужчин и женщин), из которых с тяжелыми условиями труда — не менее половины, т.е. 12 лет 6 месяцев и 10 лет, соответственно (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях), право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется мужчинам в 55 лет и женщинам в 50 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах меньше требуемого, но не менее половины установленного срока (т.е. не менее 6 лет 3 месяцев и 5 лет, соответственно) и имеют требуемый страховой стаж, страховая пенсия им назначается с уменьшением общего возраста выхода на страховую пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Соответствующий список № 2 также утвержден вышеназванным постановлением Кабинета Министров СССР № 1012.
Принципиальным для включения в стаж является работа полный рабочий день, в данном случае — не менее 80 % рабочего времени13.
Несмотря на достаточно подробную регламентацию льготного пенсионного обеспечения судебные споры по данной категории дел весьма частое явление. На основе анализа судебной практики можно прийти к выводу, что самыми распространенными и, соответственно, предметом спора выступают следующие случаи отказа в досрочном пенсионном обеспечении.
Работа не в «учреждении». Медицинский работник может претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если профессиональная деятельность осуществлялась им именно в тех учреждениях, которые предусмотрены списками. Гражданский кодекс РФ определяет учреждение как некоммерческую организацию, при этом учреждение может быть государственным, муниципальным или частным (ст. 123.21).
Одним из самых частых предметов судебных споров остается вопрос работы □
врачей и иных медицинских работников в медицинских организациях иной формы, а не в медицинском учреждении.
ВТ
Ое
Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков
производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное
12
АЧ
пенсионное обеспечение» // Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению. Ь С М. : Экономика, 1992.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Г т
Федерации от 06.05.2019 № 16-КГ19-6. О С
13 Указание Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела Б П XXIV списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих
право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении ра- Е IX
ботников, занятых в производстве синтетических моющих средств». ЧЕНИЯ
>
2/2024
178
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
По мнению Конституционного Суда РФ, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение14. То есть работа в коммерческих медицинских организациях по общему правилу не образует льготного пенсионного стажа15. Аналогичных позиций придерживаются и арбитражные суды16. Отступление от этой установки (о работе исключительно в медицинских учреждениях) допускается при работе в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях некоторых организаций, например, при работе в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций и др.17 Вместе с тем в таком жестком регулировании есть еще одно исключение, когда работа в медицинской организации в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества также будет включаться в специальный страховой стаж: если организационно-правовая форма учреждения здравоохранения была изменена, но при этом в нем сохранен прежний характер профессиональной деятельности работников и судом установлена тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии, тем должностям, которые установлены после такого изменения18.
14 Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 1920-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Непотачевой Марины Николаевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» ; определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 № 44-КГ18-1.
15 Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4 ; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2019 по делу № А56-96770/2018 ; письмо ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области от 21.12.2004 № 06/33516 «О применении постановления Конституционного Суда от 03.06.2004 № 11-П» ; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 67-КГ17-25.
16 Апелляционное определение Омского областного суда от 25.09.2019 № 33-6117/2019.
17 Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.03.2017 № 16-КГ16-54.
18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30. Абз. 2 п. 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 2. См. также: Федеральный закон «О страховых пенсиях». П. 5 ст. 30.
2/2024
"7^ЕСТНИК Дзгоева Ф. О. Л~70
У) УНИВЕРСИТЕТА Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения 1/^Э
имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников (на основе судебной практики]
Например, суд указал: ввиду того, что лечебную деятельность истица осуществляла в учреждении здравоохранения, работа в котором подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, впоследствии в связи с ликвидацией муниципального учреждения была уволена и вновь принята на должность врача-стоматолога ЗАО, при этом в ЗАО были сохранены прежние характер и условия профессиональной деятельности истицы, данная организация может считаться учреждением здравоохранения, работа в котором подлежит включению в специальный стаж. В связи с этим суд удовлетворил требования о включении в специальный стаж период работы истицы в должности врача-стоматолога в ЗАО19.
В данной позиции прослеживается непоследовательность законодателя и, как следствие, судебной практики. С одной стороны, как указывал Конституционный Суд РФ, законодатель учитывает не только специфику профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Но предположение, что работа в медицинских учреждениях менее комфортна и более напряженная, ни на чем не основано. С другой стороны, допускается (при изменении организационно-правовой формы), что «характер профессиональной деятельности работников» в организациях и учреждениях может быть идентичным.
В этой связи с целью выработки более обоснованной и справедливой по отношению к застрахованным законодательной позиции, по нашему мнению, необходимо либо распространить возможность досрочного пенсионного обеспечения на всех медицинских работников независимо от организационно-правовой формы работодателя, либо более четко обозначить, что одной из целей досрочного пенсионного обеспечения является привлечение к работе в медицинские учреждения (в социальную, бюджетную сферы здравоохранения) большего количества специалистов, что вполне оправдывало бы подобную дифференциацию пенсионного обеспечения и не воспринималось в качестве дискриминации.
Работа в «иных должностях». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 указывает, что «вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий В осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.20
□ Р
' Ч ^ гп ЬС
При этом в некоторых случаях Минтруд специально разъяснял тождественность отдельных должностей в целях льготного пенсионного обеспечения21. О И
Г т
19 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от
05.02.2018 № 67-КГ17-25. Б И
20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». П. 16. ЕЫ
21 Письмо Минтруда РФ от 20.10.1992 № 2010-РБ «О льготном пенсионном обеспечении». ЧЕНИЯ
>
2/2024
180
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Специальная оценка условий труда (СОУТ). Результаты СОУТ не имеют никакого значения при назначении досрочной пенсии при наличии специального медицинского стажа, так как он не предполагает уплаты дополнительных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Данная льгота финансируется за счет общих взносов.
Но для права на досрочную пенсию по старости в связи с вредными или тяжелыми условиями труда (т.е. по спискам № 1 и № 2), имевшими место после 01.01.2013, в специальный стаж засчитываются периоды работы при условии начисления работодателем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам (ст. 428 НК РФ). При этом на рабочих местах должен быть установлен вредный или опасный класс условий труда по результатам СОУТ.
Все вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно22.
Поэтому, например, в ООО уплата организацией по результатам СОУТ взносов по дополнительным тарифам не гарантирует работникам права пенсионное обеспечение досрочно, так как общество с ограниченной ответственностью не соответствует необходимому виду работодателя.
Вместе с тем в арбитражной практике суды иногда придерживаются иной позиции при рассмотрении дел об уплате коммерческими клиниками страховых взносов по дополнительным тарифам за своих работников в соответствии со списками № 1 и № 223.
С порядком проведения СОУТ связано недавнее постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 № 40-П24, в котором речь шла о несовершенстве самой процедуры СОУТ.
В Конституционный Суд РФ обратилась И. В. Глущенко, которая работала с 2011 по 2013 г. в ФКУ «Исправительная колония» в должности медицинской сестры. В 2014 г. ее перевели в ФКУЗ «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» также на должность медицинской сестры, в обязанности которой входило оказание на территории исправительной колонии медицинской помощи больным осужденным к лишению свободы.
В 2014 и 2019 гг. были проведены специальные оценки условий труда. По результатам СОУТ 2014 г. условия труда признаны допустимыми, и работодатель был освобожден от уплаты дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (класс 2). В 2019 г. условия труда были признаны вредными в связи с действием на рабочем месте вредных биологических факторов (подкласс 3.1).
И. В. Глущенко обратилась в ПФР за назначением досрочной пенсии, Фонд ей отказал во включении в страховой стаж периода с 2014 по 2019 г. в связи с тем, что работодателем не отчислялись взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. В результате она обратилась в суд
22 Налоговый кодекс РФ. Ст. 428 ; письмо Минфина РФ от 16.10.2019 № 03-15-05/79238.
23 См., например: решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019 по делу № А56-7302/2019.
24 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 № 40-П «По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И. В. Глущенко» // СЗ РФ. 2022. № 42. Ст. 7260.
2/2024
"7^ЕСТНИК Дзгоева Ф. О. СЭЛ
У) УНИВЕРСИТЕТА Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения 1^5 1
имени o.e. кугафина(мгюА) медицинских работников (на основе судебной практики]
с иском к медсанчасти и компании, проводившей СОУТ. Истица оспаривала результаты СОУТ, требовала возложения обязанности начислить и уплатить страховые взносы в ПФР.
В результате Конституционный Суд РФ признал п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст. 12 и 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» «не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам СОУТ, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности».
Была признана необходимость совершенствовать порядок проведения СОУТ и предусмотреть возможность всестороннего «измерения» негативного воздействия условий труда на работников, занятых на рабочих местах в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работа на которых предполагает взаимодействие с осужденными.
Соответствующие изменения в 2023 г. были внесены в Закон «О специальной оценке условий труда». Была установлена обязанность при проведении специальной оценки условий труда, помимо исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в отношении рабочих мест организаций и предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, учитывать также условия осуществления (специфики) трудовой деятельности (новая редакция ч. 4 ст. 13).
Выполнение работы на условиях неполного рабочего дня, во время простоя, в иные периоды. Причиной отказа в льготном пенсионном обеспечении может стать требование работы полный рабочий день. Хотя ст. 93 Трудового кодекса РФ говорит о том, что «работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений... исчисления трудового □ стажа и других трудовых прав», на пенсионном обеспечение факт такой рабо- А ты сказывается. АЕ Так, в настоящее время работа засчитывается в период, дающий право на Пр досрочную пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» (специальный «медицинский» стаж), только в том случае, если она выполняется в объеме как минимум полной ставки25. Л Е
А учет работы по льготному стажу на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» (с вредными или тяжелыми условиями труда) ОЕ
О С
25 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение тру- Б П
довой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от ЕЫ 29.10.2002 № 781). П. 4. Ч ЕНИЯ
>
2/2024
182
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
осуществляется при условии занятости в течение полного рабочего дня, а именно не менее 80 % рабочего времени26.
И работники, и работодатели не всегда осознают последствия установления данного вида рабочего времени. В практике встречаются случаи работы на условиях 0,9 ставки, что не было для сторон трудовых отношений принципиальным. При этом ст. 93 Трудового кодекса РФ указывает, что «работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав». Несмотря на то, что статья подразумевает отсутствие ограничений при исчислении стажа в отношении трудовых прав (исчисление стажа для целей предоставления отпуска, например), она может вводить в заблуждение как работников, так и работодателей относительно будущего пенсионного обеспечения.
Представляется необходимым дополнить статью 93 Трудового кодекса РФ уточнением либо о том, что данная статья не регулирует социально-обеспечительные отношения, либо о том, что исчисление стажа для целей социального обеспечения имеет особенности и устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения.
Повышение квалификации. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Сохранение заработка предполагает отчисление страховых взносов с этого заработка. К тому же для медицинских работников повышение квалификации — обязательное условие выполнения работы.
Судебная практика подтверждает необходимость включения этих периодов в подсчет специального стажа истца в календарном исчислении27. При этом не включаются в периоды работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника)28. При разрешении спора в суде удается подтвердить необходимость включения в специальный страховой стаж периодов повышения квалификации, но не периодов простоя.
Представляется справедливым установить единообразие в подходах и предусмотреть включение в специальный стаж периодов простоя по вине работодателя. И в одном, и в другом случае происходит временное прекращение работы, в связи с которой предоставляется льготное пенсионное обеспечение, не по инициативе работника29.
26 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. П. 4 ; п. 5 постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29. П. 5 ; постановление Госкомтруда СССР от 28.02.1991 № 52. П. 3.
27 Апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2020 по делу № 3312614/2020.
28 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».
29 В данной работе использованы результаты проекта «Рубрикатор правовых позиций органов конституционного судебного контроля», реализуемого на факультете права НИУ ВШЭ в 2024—2026 гг.
2/2024
-ßECTHHK
Дзгоева Ф. О.
Справедливость дифференциации пенсионного обеспечения медицинских работников (на основе судебной практики)
183
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения : монография. — М. : Проспект, 2016. — 238 с.
2. Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05. — М., 2008. — 28 с.
3. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве) : монография. —М. : Проспект, 2014. — 309 с.
4. Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
5. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017. — 416 с.
6. Работать ради лучшего будущего / Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда ; Международное бюро труда. — Женева : МБТ, 2019.
7. Роик В. Д. Досрочные пенсии за работу во вредных условиях труда: от патерналистской к страховой модели. — М. : Проспект, 2017. — 319 с.
8. Роик В. Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. — М. : Проспект, 2017. — 256 с.
9. Сулейманова Ф. О. Дистрибутивная справедливость и правовое регулирование социального обеспечения // Lex russica. — 2022. — № 75 (3). — С. 76—87.
2/2024