10.2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-248-252
©Юдина Е. В.
Администрация Президента РФ, г. Москва, Российская Федерация e-mail: yudina.pol2016@yandeх.ru
Аннотация. Система досрочных пенсий досталась в наследство от СССР и получает льготную пенсию каждый третий российский пенсионер. Их назначают металлургам, нефтяникам, угольщикам, балеринам, водителям троллейбусов, учителям - списки до-срочников огромные. Проведение пенсионной реформы предполагало поиск ресурсов внутри самой системы. Для решения проблемы финансирования льготных пенсий, создана система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, реализуемая посредством негосударственных пенсионных фондов. Однако, имеющее законодательное регулирование не стимулирует работодателей вредных и опасных производств к созданию корпоративных пенсионных программ по причине того, что они не освободят работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в пользу работников льготных списков. В результате, в стране не находятся работодатели, которые не просто вовремя выплатят заработную плату, своевременно переведут страховые взносы, а за данную категорию в повышенном размере, но еще за этих же работников сформируют дополнительные взносы по системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственная пенсия, выплачиваемая в рамках этой системы, не заменяет досрочную страховую пенсию по старости, то есть не влечет за собой уменьшение затрат федерального бюджета. Цель данного исследования - рассмотреть основные правовые акты и процесс развития законодательства о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении. Результатом исследования является практические предложения по доработке правового поля системы досрочных пенсий.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды; досрочное пенсионное обеспечение; специальная оценка условий труда; вредные и опасные условия труда; правовое регулирование.
Для цитирования: Юдина Е. В. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области досрочного негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 248-252. DOI: 10.33693/2541-80252020-16-5-248-252
Activities of non-state pension funds in the field of early non-state pension provision
DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-248-252
©E. V. Yudina
Presidential Administration, Moscow, Russian Federation e-mail: yudina.pol2016@yande\.ru
Abstract. The system of early retirement pensions was inherited from the USSR and every third Russian pensioner receives a preferential pension. It is assigned to metallurgists, oil workers, coal miners, ballerinas, trolleybus drivers, teachers - the lists of early retired pensioners are huge. The conduction of pension reform involved seeking resources within the system itself. To solve the problem of financing preferential pensions, a system of early non-state pension provision was created, implemented through non-state pension funds. However, the existing legislative regulation does not stimulate employers of hazardous and dangerous industries to create corporate pension programs due to the fact that they will not exempt employers from paying additional insurance premiums in favor of employees on preferential lists. As a result, there are no employers in the country who will not only pay wages on time, transfer insurance premiums in a timely manner, but for this category in an increased amount, but will also form additional contributions for the same employees under the early non-state pension system. The non-state pension paid in the frame of this system does not replace the early insurance old-age pension, that is, it does not entail a decrease in federal budget costs. The purpose of this study is to consider the main legal acts and the process of development of legislation on early non-state pension provision. The result of the study is practical proposals for improving the legal framework of the early retirement pension system.
Юдина Е. В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ОБЛАСТИ ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Keywords: non-state pension funds; early retirement benefits; special assessment of working conditions; harmful and dangerous working conditions; legal regulation.
For citation: Yudina E. V. Activities of non-state pension funds in the field of early non-state pension provision // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 248-252. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-248-252
ВВЕДЕНИЕ
Стимулирование трудовых ресурсов, занятых тяжелой, опасной и грязной работой, исторически осуществлялось с помощью досрочного пенсионного обеспечения. Вредные и опасные условия труда имеют сегодня представители порядка 1700 профессий [3].
Впервые, законодательно, списки получателей таких пенсий были утверждены в СССР в 1956 году1. И в наши дни, работники таких профессий выходят на пенсию раньше общеустановленного возраста, при наличии необходимого страхового стажа и условии отработки не менее половины специального стажа во вредных и опасных условиях труда. ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ2 внесено еще одно требование - нужно набрать не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов.
По сообщениям Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) [2], досрочники составляют более 11 миллионов граждан. Работодатели постепенно сокращают рабочие места с вредными и опасными условиями труда, тем не менее, треть всех получателей страховой пенсии по старости, именно она назначается досрочно, это пенсионеры таких производств. Посредством досрочных пенсий работникам компенсируются неблагоприятные условия труда, ответственность за которые, в первую очередь, должны нести работодатели. Получается, что за счет средств федерального бюджета, субсидирующего бюджет ПФР, работодатели успешно решали проблему привлечения кадров на рабочие места с вредными и опасными условиями труда.
Самостоятельный источник финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, а также занятостью на отдельных видах работ, был введен только 1 января 2013 г. С этой даты, впервые установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой пенсии для работодателей, чьи застрахованные лица заняты на вредных и опасных производствах3.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ от 28.12.2013г. №426-ФЗ4, который обязал работодателей вредных и опасных производств провести специальную оценку условий труда (далее - СОУТ), по аналогии с ранее действующей аттестацией рабочих мест. Цель СОУТ - выявление и оценка уровней
1 Закон СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2020).
2 Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020).
3 Федеральный закон от 03.12.2012г. №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020).
4 Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке
условий труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консуль-
тант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения:
01.09.2020).
опасных и вредных производственных факторов для определения класса (подкласса) условий труда на рабочих местах.
В зависимости от результатов СОУТ, страхователи уплачивают дополнительные страховые взносы в ПФР на финансирование страховой пенсии, порядок уплаты которых регламентируется законом об обязательном пенсионном страховании (далее - ОПС)5.
Параллельно, законодатель начал разрабатывать правовое поле для Досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее - ДНПО) на базе негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), которое должно было стать альтернативой повышенным страховым взносам. К большому сожалению, ДНПО системно не работает, потому что оно стало не альтернативой, а повышенной финансовой нагрузкой на работодателя.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДНПО
Сами работники вредных и опасных производств, кроме досрочного назначения пенсий, ничего не получают. Повышенные страховые взносы их работодатели перечисляют в ПФР, в «общий котел», право на получение этих пенсий предоставляется независимо от ожидаемого дожития, показателей здоровья и сохранения трудоспособности. В результате, досрочное назначение страховых пенсий отражается на балансе всего солидарного «общего котла» и издержки, связанные с такой категорий работников, несут в итоге все страхователи.
Отдельный источник финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и занятостью на отдельных видах работ, как было отмечено выше, был введен с 1 января 2013 года. Однако его введение положило начало решению только части проблем института досрочных пенсий. Очевидно, что дополнительные взносы, из-за огромного перечня оснований, дающих право на досрочную пенсию, не послужат сбалансированию системы ОПС [1].
1 января 2017г. вступили в силу нормы законодательства, устанавливающие правовое регулирование деятельности по ДНПО. Распространяются они на работников, чьи рабочие места, по результатам СОУТ признаны вредными или опасными. Такие работники должны выразить письменное согласие на осуществление в его пользу работодателем ДНПО, через трудовой договор и заключением работодателем с работником отдельного соглашения о ДНПО.
Уплата пенсионных взносов в рамках ДНПО и, соответственно, выплата досрочных пенсий будет осуществляться посредством НПФ6.
5 Федеральный Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.07.2020).
6 Федеральный закон от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020). Федеральный закон РФ от 07.05.1998 №75-ФЗ
Действие Главы Х.2. ФЗ №757 распространяется на:
1. Физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся застрахованными в системе ОПС, и занятые на рабочих местах, определенных по результатам СОУТ, тяжелыми и опасными;
2. Работодателей всех форм собственности, создающих системы ДНПО;
3. НПФ, получившие лицензии на осуществление деятельности по ДНПО;
4. Государственные органы и организации, осуществляющие надзор и контроль за деятельностью участников ДНПО;
5. Профессиональные союзы, защищающие интересы работников при создании и реализации системы ДНПО.
1 января 2017г. вошло в силу Постановление Правительства РФ №15538, которое определило порядок включения фондов в перечень уполномоченных НПФ для осуществления ДНПО, а также порядок исключения фондов из этого перечня. Выносит решение - Министерство труда и социальной защиты РФ. Основные причины отказа во включении НПФ в перечень, это его несоответствие законодательно заданным требованиям или недостоверность предоставленных документов.
За критериями, которым должны соответствовать НПФ для включения их в систему ДНПО, следит регулятор - Банк России:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по НПО и ОПС;
- наличие у НПФ собственного имущества, размер которого с 1 января 2020 года должен составлять не менее 200 млрд.руб.;
- отсутствие актуарного дефицита и недоимки;
- наличие аудиторского заключения
Учитывается опыт работы НПФ:
- осуществление деятельности по НПО не менее 10 лет;
- ведение не менее 50 тысяч именных пенсионных счетов (далее -ИПС) в течение не менее 5 лет.
- одновременной выплаты негосударственных пенсий не менее 2500 пенсионерам в течение не менее 5 лет.
Учитывается репутация НПФ:
- отсутствия фактов применения процедур банкротства
Если анализировать вопросы практической реализации данного закона, то необходимо отметить не готовность реализо-вывать программы по ДНПО крупными и надежными НПФ. Отдельные НПФ, при реорганизации/преобразовании в акционерные общества (например АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», выделенный из некоммерческого НПФ «ГАЗФОНД» и преобразованный в акционерное общество) в существующих условиях не сохранили правопреемство деятельности «материнского» НПФ для оценки соответствия фонда к требованиям в системе ДНПО.
«О негосударственных пенсионных фондах» Глава X.2. «Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению». Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020).
7 Федеральный закон РФ от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Глава X.2. «Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению». Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020).
8 Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1553 «Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2020).
Так например, на сайте АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления»9 можно найти следующую информацию: «АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления сообщает о завершении реорганизации, ставшей крупнейшей в отрасли по масштабу одновременно объединяемых активов: к фонду присоединены КИТФинанс НПФ - более 2 000 000 клиентов, НПФ Наследие - около 800 000 клиентов, и НПФ Промагрофонд -свыше 2 000 000 клиентов. Количество клиентов в объединенном фонде превысило 6 млн человек, объем пенсионных накоплений составил 425 млрд руб., пенсионных резервов - 16 млрд руб...».
Согласно статье 58 ГК РФ «Правопреемство при реорганизации юридических лиц» при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, опыт присоединяемого фонда в осуществлении каких-либо функций или операций не является объектом правопреемства при реорганизации фондов в форме присоединения, так как не может быть отнесен к правам или обязанностям, переходящим в результате реорганизации.
Не в пользу фондов также формулировка ст.3 п.2 Закона № 75-ФЗ, согласно которой деятельность по НПО осуществляется со следующего дня, после получения соответствующей лицензии.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 33 и 36.20 Закона № 75-ФЗ, при рассмотрении вопроса о регистрации правил ДНПО учитывается опыт фонда, к которому осуществляется присоединение.
Исходя из данной позиции, АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» только в 2024 году будет отвечать законодательным критериям (опыт работы по НПО в течение не менее 10 лет) поскольку фонд отделился от НПФ «ГАЗФОНД» с историей по ОПС в 2014 году.
Присоединенные к АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» - НПФ «Промагрофонд» и НПФ «НАСЛЕДИЕ» отвечают требованиям, но их опыт не учитывается поскольку они присоединяются, а учитывается опыт фонда, к которому осуществляется присоединение. Т.е., ни один из этих НПФ не может заниматься ДНПО.
В идентичной ситуации находится крупнейший игрок рынка НПФ «БУДУЩЕЕ», который был сформирован в части выделения деятельности по ОПС (НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»), и уже к себе присоединил НПФ «СТАЛЬФОНД», который до реорганизации соответствовал текущим требованиям по ДНПО.
10
Постановлением Правительства РФ N 1554 утверждена Типовая пенсионная программа. Работодатели не вправе самостоятельно разрабатывать программы по ДНПО, все регламентировано на уровне Постановлений Правительства.
Наконец, в 2019 г. регулятор - Банк России утверждает Типовые правила и Типовые формы пенсионных договоров
для НПФ11.
9 www-gazfond-pn.ru (Дата обращения: 01.12.2019).
10 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1554 «Об утверждении типовой пенсионной программы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2020).
11 Указание Банка России от 23.08.2019 № 5238-У «Об утверждении типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2020). Указание Банка России от 23.08.2019 № 5237-У «Об утверждении типовой формы пенсионного договора досрочного негосудар-
Юдина Е. В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ОБЛАСТИ ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Объем статьи не позволяет продолжить перечислять перечень нормативных актов, регулирующих деятельность по ДНПО. Без продолжения очевидно, что программа, осуществляемая на базе негосударственных фондов, с учетом такого пошагового регулирования, имеет все признаки государственной программы, лишенной какого-либо финансирования на уровне государства.
ВЫБОР РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Как уже отмечалось неоднократно, с 1 января 2013 года, согласно статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ12 для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, введены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой пенсии. В 2020 году, за работников вредных производств дополнительный страховой взнос составляет от 2 до 7%, в зависимости от подкласса условий труда. За работников опасных производств - 8%.
Монетизируем эти проценты. Например, если мастер производственного участка на руднике с подземными работами, рабочее место которого, по результатам СОУТ признано опасным, имеет начисленный заработок в размере 100 тыс.руб., то его работодатель должен 22 тыс.руб. перевести в ПФР в качестве основного страхового взноса и 8 тыс. руб. в качестве дополнительного страхового взноса. Дополнительные взносы относятся, не на лицевой счет застрахованного лица, а на солидарную часть тарифа страхового взноса и, таким образом, не влияют на размер пенсионного капитала и страховой пенсии.
ФЗ от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ13, как было отмечено выше, предоставляет возможность работодателям, с 2017 года создать систему ДНПО и перечислять пенсионные взносы в пользу работников, занятых на вредных и опасных производствах, в НПФ. Порядок и размер таких взносов, подлежащих уплате работодателем также регламентирован ФЗ от 07.05.1998г. № 75-ФЗ и ФЗ от 28.12.2013г. № 410-ФЗ: 2% от всех выплат застрахованного лица, чье рабочее место с вредными условиями труда и 4% с опасными.
Значит, на пенсионное обеспечение нашего мастера производственного участка, работодатель, в случае внедрения программы ДНПО, должен выплачивать ежемесячно 22% страхового взноса в ПФР и еще 4%, т.е. 4 тыс.руб. на ИПС в НПФ. Экономия для работодателя была бы очевидной.
Для того, чтобы эти ежемесячные взносы в размере 4 тыс.руб. превратились в приличную сумму, необходимо, чтобы сами застрахованные лица, за счет личных средств также формировали пенсионный капитал, а государство, по примеру Государственной программы софинансирования пенсионных накоплений, удваивало его, выступая третей стороной отношений. Ежегодный инвестиционный доход НПФ, капитализа-
ственного пенсионного обеспечения» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.07.2020).
12 Федеральный Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.07.2020).
13 Федеральный закон от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2020).
ция, социальный налоговый вычет, все это послужит формированию ИПС, с которого можно будет выплачивать негосударственную пенсию в течение 5 лет. И только при достижении общероссийского пенсионного возраста, данная категория льготников, пойдет в ПФР за страховой пенсией. Все средства наследуются, как на этапе накопления, так и на этапе выплаты.
Но данные программы так и не стартовали, потому что не существует нормативного акта, устанавливающий порядок отмены уплаты повышенных страховых взамен пенсионных взносов в НПФ на ИПС. Нет даже информации о работе над ним профильным министерством - Министерством труда и социальной защиты РФ. Значит, работодатель должен оплатить 22% обязательных страховых взносов в ПФР + 8% дополнительных в ПФР +4% по системе ДНПО в НПФ. Система ДНПО оказалась не альтернативой, а дополнительной социальной нагрузкой на работодателя, именное поэтому она не работает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бремя источников финансирования льготных пенсий, государство частично переложило на работодателей, путем ввода повышенной ставки страховых взносов. Но при имеющейся системе досрочных пенсий, государство по-прежнему несет громадные обязательства по досрочным пенсиям застрахованных лиц вредных и опасных производств предприятий и организаций всех форм собственности. И продолжит нести, если кардинально не поменять финансирование досрочных льготных пенсий.
В этой связи необходимо отменить уплату повышенных страховых взносов за такую категорию работников, заменив их на программу ДНПО через НПФ. Досрочник, при достижении льготного пенсионного возраста, должен идти в НПФ и там получать негосударственную пенсию весь льготный период. И только при достижении общероссийского пенсионного возраста, обращаться в ПФР за назначением страховой пенсии. На переходный срок, учитывая, что система ДНПО распространиться, в том числе, на предпенсионный возраст, без длительного периода накопления, получателям досрочных пенсий в НПФ, необходимо сохранить право на получение базовой части пенсии через ПФР.
Рекомендуется, разработчику правового поля о ДНПО - Министерству труда и социальной защиты РФ, доработать нормативное поле, внести изменения и согласовать их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внести его в Правительство РФ в части:
- о внесении изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
- о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС;
- об обязательном пенсионном страховании в РФ;
- о страховых пенсиях;
- Налоговый и Трудовой кодекс РФ.
Разрабатываемые законодательные конструкции должны стать интересными для всех участников пенсионного обеспечения: работников, работодателей, государства, НПФ, так как:
- должны предоставлять преференции для работников, такие как софинансирование за счет средств федерального бюджета, расширенный в размере социальный налоговый вычет, наследование пенсионных накоплений;
- снижение финансовых затрат работодателей, адресно перенаправив средства, уплачиваемые в соответствии с дополнительными тарифами страховых взносов, на персонифицированные счета собственных работников в НПФ;
- снижение затрат ПФР на финансирование досрочный страховых пенсий в условиях, когда порядка трех миллионов человек заняты на вредных производствах;
- НПФ, в условиях отсутствия новых взносов по ОПС, получат новый импульс своего развития.
Это позволит наконец практически внедрить систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Современное производство формирует иную систему рисков. Уже нет рисков остаться без пальцев, зато появилась онкология, аллергия и ряд других заболеваний с длительным
скрытым периодом развития. В результате общество через пару десятков лет получит очередную армию досрочников и льготников. И только система досрочного пенсионного обеспечения, выстроенная на взаимовыгодных для всех участников условиях, решит проблему государственного масштаба.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,05%.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор Козлова Н.В.
Список литературы:
1. Аксенов П. Пенсионным накоплениям добавят ответственности: ЦБ оценит инвестиции управляющих / П. Аксенов // Коммерсантъ. 2016. 18 июля. С. 8 [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kommersant.ru /doc/3041416 (дата обращения: 20.12.2019).
2. Антон Дроздов: «Каждый третий пенсионер - досрочник». Интервью главы ПФР (27 января 2017г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-01-27/4_6914_ pensioner.html (дата обращения: 01.07.2020).
3. Батаев В.В. Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения// Пенсионное обозрение.-2015. №1 (21) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pensionobserver.ru/obs-article-767 (Дата обращения: 01.07.2020).
4. Бурганов В. Конструктивное взаимодействие / В. Бурганов // Пенсионное обозрение.-2016 №2(26) [Электронное издание]. URL: www.pensionobserver.ru (дата обращения: 20.12.2019).
5. Волков И. А. Саморегулирование негосударственных пенсионных фондов - привычная работа или новый формат отношений / И. А. Волков // Пенсионное обозрение [Электронное издание]. 2016. № 3. URL: www.pensionobserver.ru (дата обращения: 20.12.2019).
6. Доклад для общественных консультаций «Саморегулирование на российском финансовом рынке. Анализ эффективности и вопросы совершенствования существующей модели» 25 октября 2019г. (URL:http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
7. Козлова Н.В. Некоторые проблемы гражданско-правового статуса некоммерческих организаций в Российской Федерации//Хозяйство и право. - 2017. - №9 - с.32-49.
8. Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплениях / Отв. ред. Ю. В. Воронин. - М.: Норма, 2015.
9. Кругляк Л.И., Фатхлисламова Г.Ф. Становление негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации //Вестник университета. - 2018. - № 9.
10. Лаптев Г.С. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» как источник права социального обеспечения/ Г.С. Лаптев// Вестник Омского университета: Серия «Право», 2010. №1(22) с.111-115.
11. Плыткевич И. В. Влияние социально-экономического аспекта на развитие основного закона о негосударственных пенсионных фондах / И. В. Плыткевич // Пенсионное обозрение [Электронное издание]. 2013. № 2. URL: www.pensionobserver.ru (дата обращения: 20.12.2019).
12. Роик В. Д. Превратить старость в радость: Основы жизнедеятельности населения в пожилом возрасте / В. Д. Роик. - М.: МИК, 2008. - 432 с.
Статья поступила в редакцию 12.09.2020, принята к публикации 05.10.2020 The article was received on 12.09.2020, accepted for publication 05.10.2020
Reference list:
1. Aksenov P. Pension savings will add responsibility: The Central Bank will evaluate the investment managers/P.Aksenov// Kommersant. July 18, 2016 [Electronic resource]. URL: http: //www. kommersant.ru /doc/3041416 (date of access: 01.07.2020).
2. Anton Drozdov: «Every third pensioner is a pre-term pensioner» Interview with the head of the Pension Fund of the Russian Federation (January 27, 2017) [Electronic resource] URL: http://www.ng.ru/economics/2017-01-27/4_6914_pensioner.html (date of access: 01.07.2020).
3. Bataev V. V. Concept of development of early non-state pension provision// Pension review.-2015. №1 (21) [Electronic resource] http://pensionobserver.ru/obs-article-767 (date of access: 01.07.2020).
4. Burganov V. Constructive interaction/ V. Burganov// Pension review .-2016 №2(26) [Electronic resource] URL: www.pensionobserver.ru (date of access: 01.07.2020).
5. Volkov I. A. Self-regulation of non-state pension funds - a familiar job or a new relationship format /I.A.Volkov// Pension review [Electronic resource]. 2016 №3 URL: www.pensionobserver.ru (date of access: 01.07.2020).
6. 6. Report for public consultation « Self-regulation in the Russian financial market. Efficiency analysis and improvement of the existing model» October 25, 2019 (URL:http://www.cbr.ru/ (date of access: 01.07.2020).
7. Kozlova N. V. Some problems of the civil status of non-profit organizations in the Russian Federation// Economy and law.-2017. - №9 - p.32-49.
8. Commentary on the legislation of the Russian Federation on pension savings/ Executive editor Yu. V. Voronin - NORMA publishing house, 2015.
9. Kruglyak l.I., Fatkhlislamova G. F. Formation of non-state pension funds in the pension system of the Russian Federation// Bulletin of the University. - 2018. - № 9.
10. Laptev G. S. The Convention of the International labour organization №102 « On minimum social security standards» as a source of social security law/ G.S.Laptev// Bulletin of Omsk University: series « Law», 2010. №1(22) p.111-115.
11. Plytkevich I. V. Impact of the socio-economic aspect on the development of the basic law on non-state pension funds/ I.V. Plytkevich // Pension review [Electronic resource]. 2013 №2 URL: www.pensionobserver.ru (date of access: 01.07.2020).
12. Roic V. D. To turn an old age in pleasure: Basics of life in the elderly population/V.D.Roic . - M.: MIC, 2008. - 432 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Юдина Екатерина Валерьевна, консультант контрольного управления Президента РФ, Администрация Президента РФ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: yudina.pol2016@yandeх.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ekaterina V. Yudina, Consultant to the Control Department of the President of the Russian Federation, Presidential Administration, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]