УДК 332
Кузько Оксана Владимировна
аспирант. Государственный университет управления. [email protected]
Основные направления
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Oksana V. Kuzko
Graduate student.
State university of management [email protected]
The main directions of
DEVELOPMENT OF NON-STATE PENSION FUNDS
Аннотация. В статье рассматриваются такие направления развития деятельности негосударственных пенсионных фондов, как негосударственное пенсионное обеспечение и досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. Автором обоснована необходимость и возможные пути развития негосударственного пенсионного обеспечения, раскрыты возможные источники финансирования расходов на реализацию развития негосударственного пенсионного обеспечения. Также, автором рассмотрены цели и идеи досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, обозначены требования к указанной системе. Кроме того, автор указывает на необходимость реформирования законодательства в сфере ДНПО с предложением по созданию ряда законопроектов, которые позволят системе функционировать по принципам, выгодным всем участникам процесса.
Ключевые слова: пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение, досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионные резервы, активы, страховые взносы.
Annotation. The article deals with such areas of activity of non-state pension funds, as a pension insurance and early pension insurance. The author substantiates the necessity and possible ways of development of pension insurance, disclosed the possible sources of funding for the costs of implementing the development of pension insurance. The author also discussed the goals and ideas of the early pension insurance and defined requirements for this system. In addition, the author points to the need for law reform in the area of early pension insurance with a proposal to create a number of bills that would allow the system to operate according to the principles, beneficial to all participants of the process.
Keywords: pension system, non-state pension funds, pension insurance, early pension insurance, pension reserves, assets, insurance payment.
Одним из важнейших направлений деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение [5]. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения при условии поддержки государства позволит достичь высокого коэффициента пенсионного замещения на уровне 60-70 %. Реализация основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации возможна в три этапа.
На первом этапе должны быть реализованы меры по обеспечению долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. В частности, реализация первоочередных мер, направленных на противодействие негативному влиянию мирового финансового кризиса, будет реализовываться в оперативном режиме в рамках соответствующих решений Правительства Российской Федерации. Реализация этих мер должна не только способствовать укреплению финансовой стабильности системы негосударствен-
ного пенсионного, но и создать прочную основу для дальнейшего совершенствования всей пенсионной системы в последующие периоды реализации основных направлений.
На втором этапе должны быть реализованы меры, направленные на дополнительное стимулирование работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий и развитию инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения. На втором этапе в субъектах Российской Федерации должны быть также разработаны региональные программы, направленные на развитие негосударственного пенсионного обеспечения в регионах. При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе наиболее полному его использованию для целей повышения уровня пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным со-
58
провождением. В результате реализации мероприятий второго этапа предполагается создать базовые условия для роста благосостояния работников сверх уровня государственных гарантий по обязательному пенсионному страхованию.
На третьем этапе необходимо продолжить осуществление мероприятий по развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Основной акцент на решении задач по усилению требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения. Так, должны применяться меры по изменению правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, осуществлен переход к размещению пенсионных резервов на принципах «разумного инвестора». После реализации второго этапа ожидается выполнение всех целевых ориентиров, предусмотренных основными направлениями развития. Для решения задач, поставленных в основных направлениях развития, необходимо обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе, в рамках реализации антикризисных мероприятий, а также создание условий для большей инвестиционной привлекательности сектора НПФ.
Источниками финансирования расходов являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, работодателей всех форм собственности, граждан, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Также, в связи с утверждением в 2013 году Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в Правительстве активно обсуждается вопрос о реализации системы досрочного пенсионного обеспечения [2].
Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы предусмотрена поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также, создание условий по предоставлению работникам гарантий и компенсаций в соответствии с их интересами в рамках трудовых и (или) коллективных договоров. Основная идея досрочного НПО - регламентация осуществления досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в особых условиях труда, до достижения общеустановленного пенсионного возраста на базе НПО. Цель досрочного НПО - создание системы ответственности и стимулов для всех субъектов системы досрочного пенсионного обеспечения лиц, работающих в особых условиях труда [3].
Основные требования к системе ДНО:
1. ДНПО осуществляется работодателем.
2. В случае создания системы ДНПО работодатель не освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР.
3. Досрочная негосударственная пенсия не заменяет досрочную трудовую пенсию по старости.
4. Согласие работника на осуществление в его пользу ДНПО выражается путем включения соответствующего условия в трудовой договор, а также заключения с работником отдельного соглашения.
5. Пенсионная программа утверждается в порядке, предусмотренном для заключения коллективного договора.
6. Работодатель уплачивает взносы не менее:
• 2 % за Список № 2 и «малые» списки;
• 4 % за Список № 1;
7. Пенсионной программой работодателя может устанавливаться добровольная уплата работниками дополнительных взносов в систему ДНПО.
8. Предусмотрена возможность государственной поддержки формирования средств по пенсионным договорам ДНПО.
Устойчивость системы ДНПО обеспечивается за счет параметров ДНПО (предусмотрено создание системы с установленными взносами (исчисление пенсий исключительно из накопленных средств); предусмотрено полное фондирование (нет рисков недостаточности средств); выплата пенсии в течение определенного срока (период выплаты досрочной негосударственной пенсии будет определен в момент ее назначения) и системы контроля за НПФ (наличие системы государственного, независимого, общественного и рыночного контроля (ЦБ РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, ПФР, Росфинмони-торинг, специализированные депозитарии, независимые актуарий и аудитор, попечительский совет НПФ); наличие дополнительных требований к НПФ для участия в системе ДНПО (опыт ведения не менее 20 тысяч счетов; опыт выплаты негосударственных пенсий не менее 500 пенсионерам в течение не менее 5 лет).
Однако, система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов не может быть реализована на сегодняшний день из-за проблем действующего законодательства. Основные проблемы действующего правового регулирования досрочных пенсий:
1. Введение с 1 января 2013 года дополнительного тарифа страховых взносов за лиц, занятых в особых условиях труда, не решило проблему источников финансирования досрочных пенсий, увеличив при этом финансовую нагрузку на крупных работодателей. Крупными социальноответственными работодателями в настоящее время уплачиваются существенные суммы страховых взносов, которые направляются в солидарную систему. Сложившаяся система несправедлива, не направлена на дифференциацию условий и размера пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности стажа работников, занятых в особых условиях труда.
59
2. Пенсионные средства не наследуются.
3. Нормы законодательства, вступающие в силу с 1 января 2017 года, не создают стимулов для работодателей к созданию систем ДНПО, т.к. не предусматривают освобождение от уплаты взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
4. Отсутствие самостоятельных выделенных источников финансирования досрочных пенсий, а также отдельной системы пенсионного обеспечения препятствует повышению общего уровня пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные фонды в современной пенсионной системе РФ являются важнейшим институтом, который может повысить коэффициент пенсионного замещения до общепринятых мировых норм, используемых в социальных государствах. Исходя из основных видов деятельности НПФ (обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение), учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране, в условиях которой
Литература:
1. Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998.
2. Федеральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013.
3. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. Утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.07.2012 № 21.
4. Аранжереев М.М. Негосударственные пенсионные фонды : учебное пособие / М.М. Аранжереев, И.Ю. Орлова. М. : Издательство Московского университета, 2012. 224 с.
5. Ахтямов Р.Э. Негосударственное пенсионное обеспечение: взгляд профессионалов /
Р.Э. Ахтямов, Л.М. Газдалетдинов, Э.Я. Каримов. Уфа : ДизайнПолиграфСервис, 2004. 122 с.
6. Сидоров Н.И. Негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование : монография / Н.И. Сидоров, И.Ю. Горюнов, В.Ю. Михальчук, С.Ю. Пономарев; Государственный университет управления. М. : ГУУ, 2011. 170 с.
развитие накопительных пенсий и системы обязательного пенсионного страхования затруднено, основным направлением усиления роли НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение. Для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения негосударственным пенсионным фондам необходима поддержка со стороны государства, включающая в себя как финансовые, так и правовые и информационные механизмы поддержки [6].
Не менее важным направлением усиления роли НПФ является реализация проекта системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Система направлена на повышение коэффициента замещения пенсионеров, имеющих льготы по досрочному выходу на пенсию в связи с особыми условиями труда и полезна для всех участников. Реализация системы, на мой взгляд, невозможна без привлечения опыта и ресурсов негосударственных пенсионных фондов, так как работодателям будет проблематично самостоятельно администрировать пенсионную систему.
Literature:
1. Federal law № 75-FZ «Of non-state pension funds» dated 07.05.1998.
2. Federal law № 410-FZ «On amending the Federal law «On non-state pension funds» and certain legislative acts of the Russian Federation» date 28.12.2013.
3. Strategy of development of pension system of the Russian Federation until 2030. Approved by order of the Ministry of labour and social protection of the RF from 12.07.2012 № 21.
4. Aranjereev M.M. Non-state pension funds: a tutorial / MM Aranjereev, I. Orlova. M. : Publishing of Moscow University, 2012. 224 p.
5. Ahtyamov R. Pension insurance: a view of professionals / R. Ahtyamov, L. Gazaletdinov, E. Karimov. Ufa : DesignPoligrafService, 2004. 122 p.
6. Sidorov N.I. Pension insurance and mandatory pension insurance : monograph / N. Sidorov,
I. Goryunov, V. Mikhalchuk, S. Ponomarev; State University of Management. M. : GUU, 2011. 170 p.
60