ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 338.45 ]Е1_ 1Л1
СПРАВЕДЛИВАЯ СТОИМОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
БАКУЛИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, заместитель декана по научной работе и магистратуре факультета анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет, Москва, Россия abakulina@fa.ru
ТОПЧИЙ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ,
аспирант, Финансовый университет, заместитель генерального директора по стратегическому
развитию ООО «Центр оценки собственности „МОРФ"», Москва, Россия
PaulTop4i@yandex.ru
Предприятия оборонно-промышленного комплекса сталкиваются с необходимостью подготовки отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и проведения оценки активов и бизнеса по справедливой стоимости в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», что крайне затруднительно ввиду отсутствия нормативного регулирования по подготовке отчетности. Необходимость определения справедливой стоимости связана с тем, что некоторые существенные для отчетности активы и обязательства в РСБУ отражаются по исторической стоимости, которая не показывает текущую (рыночную) стоимость активов, как результат - зарубежные банки и инвесторы не могут судить о платежеспособности кредитора. Определение справедливой стоимости позволяет инвестору или потенциальному кредитору более точно определять текущую рыночную стоимость имеющихся активов, что, в свою очередь, дает инвесторам и кредиторам реальное представление о текущем положении предприятия.
В статье изучены основные плюсы сближения отечественного учета и оценки для предприятий оборонно-промышленного комплекса, сформированы основные уровни влияния такого сближения. Российской системе бухгалтерского учета требуется вобрать в себя наиболее эффективные правила и традиции зарубежной практики учета, не утрачивая при этом сложившуюся специфику функционирования бухгалтерского учета на отечественных оборонных предприятиях.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; оптимизация затрат; оценка стоимости; бухгалтерский учет; МСФО; справедливая стоимость.
АННОТАЦИЯ
THE FAIR VALUE AND ITS IMPACT ON THE DEFENSE INDUSTRY COMPLEX
BAKULINA A.A.
PhD (Economics), associate professor of the Property Valuation and Management Department, Deputy Dean for R&D and MD Programs of the Risk Analysis and Economic Security Faculty, Financial University, Moscow, Russia abakulina@fa.ru
TOPCHIY P.P.
PhD student at Financial University, Deputy General Director for Strategic Development of the "MORF"
Center for Property Valuation LLD, Moscow, Russia
PaulTop4i@yandex.ru
ABSTRACT
Enterprises of the Defense Industry Complex are often faced with difficulties in making their reports in compliance with international standards for financial reporting and evaluation of assets and businesses at fair value, namely with IFRS Standard 13 "Fair Value Measurements", for the lack of statutory regulation of reporting. The need to determine the fair value is because some of assets and liabilities essential for reporting are stated in the Russian Accounting Standards (RAS) at their historical value, which does not show the current (market) value of assets. As a result, foreign banks and investors are unable to judge the solvency of the lender. Determining the fair value allows the investor or the prospective lender to determine the current market value of available assets more accurately, which in turn gives the investors and lenders the real picture of the current state of an enterprise. The paper studies the main advantages of the harmonization of the national accounting and valuation for defense industry companies with international standards and defines the main levels of the impact of this harmonization. The Russian accounting system needs to absorb the most effective rules and traditions of foreign accounting practices, without losing the specifics of accounting at domestic defense enterprises. Keywords: defense industry complex; cost optimization; cost valuation; accounting; IFRS; fair value.
В настоящее время ввиду сближения МСФО и Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), Федеральных стандартов оценки (ФСО) и Международных стандартов оценки (МСО) важной становится проблема определения справедливой стоимости как категории, не имеющей однозначного толкования в отечественной нормативно-правовой базе. Определение и управление справедливой стоимостью представляет наибольший интерес для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), существенная доля выручки которых формируется за счет экспортоориентиро-ванной продукции.
Активный переход предприятий на МСФО начался с 2000 г. План Министерства финансов Российской Федерации по развитию бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО на 2012-2015 гг. от 30 ноября 2011 г. № 440 включал задачу расширения сферы применения МСФО в
Российской Федерации. 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа № 320 «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в рамках ко -торой в настоящее время продолжается работа по развитию правовой базы бухгалтерского учета и обеспечения применения МСФО на территории Российской Федерации.
Главной задачей проводимых изменений является формирование прозрачной отчетности, соответствующей требованиям рыночной экономики, доступной для понимания иностранными партнерами, что, в свою очередь, позволит наладить отношения со стратегическими партнерами и усилить свою роль на мировом рынке. Кроме того, такое сближение позволит провести оценку привлекательности инвестирования в российские предприятия со стороны зарубежных инвесторов, аналитических агентств и других заинтересованных пользователей информации.
В результате проведенного анализа целесообразно использование МСФО в Российской Федерации для следующих целей:
• создания концепции бухгалтерского учета, способствующей сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой иностранными и российскими организациями;
• разработки отечественных положений по бухгалтерскому учету в качестве начальной точки, а также образца и критериев соответствия международной практике.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО — документы, имеющие различные подходы к ведению учета, составлению отчетности, оценке. Это обусловлено различиями в национальных традициях ведения учета, исторических особенностях в процессе формирования требований к учету и отчетности, обстоятельствами юридического и экономического характера. МСФО изначально были ориентированы на составление отчетности компаниями по всеми миру и из разных секторов экономики. Целью отчетности в соответствии с МСФО является возможность принятия экономических решений пользователями. Для возможности обеспечения полезности и информативности такой отчетности значительное количество активов и обязательств в соответствии с МСФО оценивается по справедливой стоимости.
По РСБУ главным способом оценки для большей части объектов продолжает оставаться учет по исторической стоимости, тогда как справедливая стоимость, применяемая в МСФО, отражает наиболее точную стоимость объектов учета, опираясь на рынок. Это дает толчок к проведению обоснованной и эффективной политики по управлению предприятием, позволяя тем самым оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка в целом. В противном случае незамедлительно последует реакция от внешних пользователей информации, и стоимость акционерного капитала будет подвержена снижению.
В свете сближения МСФО и РСБУ, а также при заинтересованности предприятий к хозяйственной деятельности на мировом рынке обостряется необходимость проведения переоценки активов и обязательств предприятий по справедливой стоимости. Следует отметить, что в ФСО понятие справедливой стоимости отсутствует. Основной причиной этого является прежде всего схожесть расчетов при определении справедливой и ры-
ночной стоимости. Так, для целей МСФО оценка справедливой стоимости проводится, опираясь на МСО, но расчеты в большинстве случаев дублируют оценку рыночной стоимости.
Принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О консолидированной финансовой отчетности» и внесение изменений и дополнений в него указывают на то, что с необходимостью определения справедливой стоимости в ближайшем будущем столкнутся практически все компании Российской Федерации. Определение справедливой стоимости — вспомогательный процесс в рамках подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Важным при этом для топ-менеджмента компании является понимание того, что оценка по справедливой стоимости дает большее понимание качества работы менеджеров предприятия. Как следствие, стоимость акционерного капитала на бирже будет изменяться в соответствии с динамикой стоимости предприятия.
В основе управления справедливой стоимостью лежит воздействие на качество объекта оценки. Так как справедливая стоимость опирается прежде всего на рыночные данные, важно отметить прямую зависимость качества (полезности) характеристик объекта и обратную зависимость величины рисков, связанных с ним, от оценочной величины справедливой стоимости, что побуждает предприятия ОПК производить продукцию с наилучшими тактико-техническими характеристиками.
В оценке бизнеса на справедливую стоимость влияют внутренние организационные процессы, клиентская база, способность эффективно управлять имущественным комплексом и другие неидентифицируемые активы, а также уровень технологичности и инновационности производственного комплекса, воздействуя на которые можно управлять справедливой стоимостью предприятия.
При определении справедливой стоимости в процессе выхода предприятий ОПК на мировой рынок необходимо дать ее однозначное толкование для управленческих нужд.
Справедливая стоимость [1, с. 1] — определенная на основе приоритета рыночных данных по сравнению со специфическими данными организации. По отношению к части активов и обязательств (к объектам, по которым есть возможность осуществить сбор информации) возможно
использовать рыночные данные о сделках или другую информацию. Однако по отношению к большему числу активов и обязательств такая информация может быть недоступна в силу неразвитости рынка, что опосредует необходимость их оценки на смежных рынках или посредством экспертных оценок.
Следует акцентировать внимание на том, что задачей определения справедливой стоимости является определение стоимости, по которой возможно было бы провести обычную сделку между участниками рынка по продаже актива или передачи обязательств на дату проведения оценки в текущих рыночных условиях.
Рассмотрим определение, которое приводится в МСФО. Справедливая стоимость [2, с. 1] — та, что могла быть получена при реализации актива или уплачена при передаче обязательства в условиях сделки, проводимой на организованном рынке, между игроками рынка на дату определения стоимости.
Определение ставит в качестве постулата необходимость осведомленности, независимости и заинтересованность сторон в сделке при определении справедливой стоимости с тем, чтобы отсеять сделки, проводимые на нерыночных условиях.
Необходимость определения справедливой стоимости, кроме того, связана с тем, что некоторые существенные для отчетности активы и обязательства в РСБУ отражаются по исторической стоимости, не дающей понимания о текущей (рыночной) стоимости активов, как следствие — зарубежные банки и инвесторы не могут судить о платежеспособности кредитора.
Определение справедливой стоимости позволяет инвестору или потенциальному кредитору более точно определять текущую рыночную стоимость имеющихся активов, что, в свою очередь, дает им реальное представление о текущем положении предприятия. В части привлечения заемного финансирования справедливая стоимость позволяет кредиторам оценить, с одной стороны, возможность возврата средств с установленным процентом в сроки и, с другой стороны, возможность возврата заемных средств в случае банкротства и вынужденной реализации имущества на открытом рынке.
Таким образом, определение справедливой стоимости для предприятий решает следующие задачи.
1. Позволяет оперативно отслеживать динамику изменения стоимости конкурентных товаров.
2. В случае превышения совокупной стоимости продукции уровня справедливой стоимости по аналогам на рынке последняя является индикатором для совершенствования методов управления и оптимизации затрат.
3. Составление отчетности в соответствии с МСФО и, как следствие, определение справедливой стоимости дают возможность привлекать более дешевое финансирование из-за рубежа и улучшают конкурентные позиции предприятия.
Снижение стоимости заемного капитала и увеличение доли иностранных инвестиций повышают стоимость предприятия посредством снижения средневзвешенной стоимости капитала, возможности эффективного использования финансового рычага и диверсификации рисков предприятия, в связи с чем предприятие получает конкурентное преимущество на внутреннем рынке и резервы для выхода на мировой рынок.
Также следует отметить, что определение справедливой стоимости показывает руководству организации реальную стоимость активов, опосредует необходимость выявления аналогов, сравнения их стоимостей и дает возможность, отслеживая изменение стоимости, принимать решение о наиболее выгодной замене оборудования на более совершенное. Своевременное обновление и модернизация имеющегося имущества (оборудование, технологии и др.) являются драйвером роста стоимости предприятия и положительно влияют на отношение инвесторов и кредиторов.
Следует подчеркнуть, что наибольший интерес перехода на составление отчетности в соответствии с МСФО наблюдается среди средних и крупных предприятий ОПК ввиду их ориентации на мировой рынок. Мировой рынок представляется наиболее платежеспособным и диверсифицированным с высокой концентрацией доли на крупнейших производителях и высокими барьерами для входа, а также тесно связанным с возможностью влияния на расстановку геополитических сил в регионе и мире. Кроме того, для возможности хозяйствования на мировом рынке, успешного взаимодействия с зарубежными партнерами, возможности интерпретации результатов деятельности зарубежными аналитиками предприятиям ОПК необходимо составлять отчетность в соответствии с МСФО.
В конечном итоге сближение систем учета позволит более ясно позиционировать предприятия и отрасль в целом на мировой арене и снизить неопределенность развития отрасли как экономической системы. В условиях неопределенности, по мнению А. С. Ложечко, именно государство способно наиболее адекватно реагировать на угрозы развитию экономических систем [3, с. 24], и именно государство инициирует сближение систем учета. В результате аппарат власти сможет совершенствовать программы развития промышленности, в том числе оборонной, имея при этом механизм сравнения с зарубежными конкурентами и осуществляя прогнозирование, ориентируясь на лидеров отрасли.
Однако необходимо отметить, что получение максимальной прибыли возможно в случае, если предприятие проводит эффективную политику в области снижения затрат на производство, при этом не снижая качество продукта. Наиболее сложной задачей это представляется именно для предприятий ОПК, ввиду, например, огромных мобилизационных мощностей, избыточных производственных фондов, необходимости обслуживания инфраструктуры производства и зачастую города. Переход на МСФО упростит для предприятия выход на новые рынки сбыта и увеличит возможность получения дешевого финансирования, а также включит в кооперацию международных поставщиков. Стоимость сырья, товаров и комплектующих у зарубежных производителей может быть ниже, чем у отечественных производителей, что не способствует укреплению политики самообеспечения продукцией. Выходом из этой ситуации является кооперация с зарубежными поставщиками для совместного производства и обмена технологиями.
Как следствие, становится реальной возможность снижения затрат при заданном качестве продукции, в том числе благодаря диверсификации базы поставщиков, которые применяют передовые технологии, снижающие ресурсоемкость производства. В свете политики импортозамеще-ния предприятиями ОПК возможно использовать опыт зарубежных поставщиков и интегрировать их в отечественное производство путем создания дочерних компаний.
Иностранные конкуренты имеют возможность расширять производственные мощности с упором на передовые технологии и их модернизацию.
Для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, финансирования и потенциальных инвестиций необходимо направлять денежные средства непосредственно на модернизацию производственных мощностей, что позволит увеличить конкурентоспособность, снизить издержки производства и обеспечить предприятию конкурентное положение на рынке.
Однако для привлечения инвестиций из-за рубежа необходимо предложить привлекательные условия для инвесторов, обеспечить их заинтересованность посредством успешной хозяйственной деятельности и роста предприятия. Как следствие, трансформация отчетности должна идти одновременно с эффективной маркетинговой политикой и успешной хозяйственной деятельностью, что позволит представить себя на мировом рынке наиболее перспективным объектом для инвестиций.
Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать ряд выводов о влиянии справедливой стоимости в рамках сближения с международными стандартами учета и оценки на ОПК:
1) на уровне предприятия появляется возможность оценить собственные ресурсы по стоимости, наиболее приближенной к рыночной, включая нематериальные активы, гудвилл, которые определяют эффективность менеджмента;
2) на уровне отрасли сближение с международными стандартами учета и оценки позволит предприятиям более активно привлекать зарубежное финансирование, находить инвесторов и партнеров, а также выходить на международные биржи, что в конечном итоге позволит снизить стоимость заемного финансирования, а также обеспечить технологическое развитие предприятий;
3) на уровне страны в целом появится возможность сравнения отечественных предприятий и зарубежных конкурентов, выбора направления развития в рамках отраслевых программных документов и, как следствие, усиления влияния отечественного ОПК на мировую экономику.
Однако данные направления следует доносить до каждого звена цепи с тем, чтобы каждое предприятие понимало необходимость и значимость сближения систем учета и было более заинтересовано в таких процессах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдийский В. И, Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. С. 6-13.
2. Балынин И.В. Оценка результативности инвестиционных проектов: правила, показатели и порядок их расчета // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 6 (453). С. 26-41.
3. Глазьев С. Ю. Прогрессивные формы международной экономической интеграции // Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (85). С 64-68.
4. Ложечко А. С. Проблемы управления в экономике в условиях неопределенности // European Research. 2015. № 7 (8). С. 21-24.
5. Пименов В. В., Быстрое А. В. Развитие промышленной политики России в условиях новых вызовов и обеспечения экономической безопасности / в сб. «Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития». М., 2016. С. 70-75.
6. Савина Е. О., Савина О.Н. Актуальные вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в целях стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 725-739.
7. Топчий П. П. Оборонно-промышленный комплекс как способ формирования инновационной экономики Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-7. С.137-142.
REFERENCES
1. Avdiysky V. I, Bezdenejnih V.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' sovremennoj Rossii: risk-orientirovannyj podhod k ee obespecheniju [The economic security of modern Russia: the risk-oriented approach to its maintenance]. Jekonomika. Nalogi. Pravo — Economy. Taxes. Right, 2016, no. 3, pp. 6-13 (in Russian).
2. Balynin I. V. Ocenka rezul'tativnosti investicionnyh proektov: pravila, pokazateli i porjadok ih rascheta [Evaluation of effectiveness of investment projects: rules, indicators and procedures for their calculation]. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika — The economic analysis: theory and practice, 2016, no. 6 (453), pp. 26-41 (in Russian).
3. Glazyev S. Y. Progressivnye formy mezhdunarodnoj jekonomicheskoj integracii [Progressive forms of international economic integration]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of the Financial University, 2015, no. 1 (85), pp. 64-68 (in Russian).
4. Lozhechko A. S. Problemy upravlenija v jekonomike v uslovijah neopredelennosti [Management problems in the economy in the face of uncertainty]. European Research, 2015, no. 7 (8), pp. 21-24 (in Russian).
5. Pimenov V. V., Bystrov A. V. Razvitie promyshlennoj politiki Rossii v uslovijah novyh vyzovov i obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti / v sb. "Rossija v XXI veke: global'nye vyzovy i perspektivy razvitija" [The development of Russia's industrial policy in the context of new challenges and economic security / Collection of Russia in XXI century: global challenges and prospects for the development]. Moscow, 2016, pp. 70-75 (in Russian).
6. Savina E. O., Savina O.N. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija normativno-pravovoj bazy v celjah stimulirovanija investicionnoj aktivnosti v Rossijskoj Federacii [Actual issues of improving the legal framework in order to stimulate investment activity in the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and Taxation, 2015, no. 9, pp. 725-739 (in Russian).
7. Topchiy P. P. Oboronno-promyshlennyj kompleks kak sposob formirovanija innovacionnoj jekonomiki Rossijskoj Federacii [Military-industrial complex as a way of formation of innovative economy of the Russian Federation]. Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij — Modern trends in the development of science and technology, 2016, no. 5-7, pp. 137-142 (in Russian).