Научная статья на тему 'Способы выражения психического состояния'

Способы выражения психического состояния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / психика / психическое состояние / выражение психического состояния / способы выражения психического состояния / половые особенности / индивидуальные особенности / юношеский возраст

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова И. С.

В статье рассматривается классификация способов выражения психического состояния, их использование в зависимости от половых и индивидуальных особенностей в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the classification of ways of expressing mental condition and features of their use depending on sexual and individual distinctions among adolescents.

Текст научной работы на тему «Способы выражения психического состояния»

И. С. Осипова

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Работа представлена кафедрой психологии Историко-социологического института Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор - К. М. Романов

В статье рассматривается классификация способов выражения психического состояния, их использование в зависимости от половых и индивидуальных особенностей в юношеском возрасте.

The article presents the classification of ways of expressing mental condition and features of their use depending on sexual and individual distinctions among adolescents.

Проблема выражения психического состояния в процессе общения является одной из актуальных и недостаточно хорошо разработанных в современной психологии. Надо сказать, что она не нова для человечества, поскольку является бытийной. Ф. И. Тютчев писал: «Как сердцу выразить себя, другому как понять тебя...»1. Еще более определенно эту мысль выразил русский философ И. А. Ильин: «Каждый из нас, несмотря на постоянное, повседневное, сознательное и бессознательное общение, совершает свою жизнь и осуществляет свой земной путь от рождения до смерти в глубоком и неизбежном одиночестве. Это одиночество, одинаково присуще всем и каждому, выражается в том, что индивидуальная душевная жизнь протекает у каждого из нас в своеобразной изолированности. Никто никого не может «впустить» в свою душу или «вывернуть» ее другому, и в часы взаимного недоверия или большого горя -люди очень страдают от этого»2.

Потребность в выражении психического состояния относится к числу ведущих личностных потребностей. Ее обострение происходит в личностно-значимых жизненных ситуациях. Ф. Е. Василюк называет их критическими ситуациями и подразделяет на две группы: ситуации невозможности («невозможности жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни»3) и ситуации сверхвозможности («в ней избыток возможностей, избыток осмысленности, переполняющий душу героя и не могущий уместиться в конкретной цели и излиться в конкретном действии»4). А. О. Прохоров, основываясь на идеях И. Р. Пригожина, называет состояния, рожда-ющиеся в таких ситуациях, неравновесными, возникающими в особых условиях жизнедеятельности, «.в критические, напряженные, сложные или трудные периоды жизни»5. Главная задача человека, находящегося в таком состоянии, - это возвращение себя к нормальному, привычному состоянию. Один из путей возвращения - это его выражение другому человеку.

Однако процесс выражения далеко не всегда может происходить легко и беспрепятственно. Существуют две основные трудности. Первая связана с наличием страха перед другими (внутриличностные барьеры), а вторая - с низким уровнем владения техникой выражения душевного состояния (технические барьеры). Для профилактики трудностей в общении важным становится специальное обучение адекватному выражению психического состояния, которое невозможно без глубокого и всесторон-него изучения технической стороны этого явления. Все это определяет актуальность разработки проблемы выражения психического состояния.

Процесс выражения психического состояния, на наш взгляд, имеет сложное строение и включает в себя две фазы: подготовительную и основную. На подготовительной фазе осуществляется поиск предпочтительного «Другого», привлечение его внимания и переключение на свою («субъекта») проблему. На основной фазе происходит собственно речевое выражение актуаль -ного для субъекта состояния. Реализация процесса предполагает решение множества интеллектуальных и личностных задач с использованием соответствующих приемов общения, репертуар которых зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Для выявления основных приемов привлечения внимания и переключения на свою («субъекта») проблему мы прибегли к психологическому анализу художественных произведений А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина и др.

Мы выделили две группы таких приемов: простые (прямые) и сложные (опосредованные). К простым приемам мы отнесли устные или письменные высказывания, в которых субъект прямо заявляет о желании высказаться другому человеку. Например, в процессе привлечения внимания другого субъект может прибегать к следующим высказываниям: «Я не видел вас целую неделю. а если бы вы знали, какое это стра-

дание. Сядемте. Выслушайте меня» (А. П. Чехов. Ионыч); «Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя» (А. П. Чехов. Три сестры). К сложным приемам мы относим устные или письменные высказывания, которые только косвенно свидетельствуют о намерениях субъекта. Можно сказать, что они представляют собой психологические манипуляции. С их помощью субъект маскирует и защищает свое «Я» от возможных нежелательных воздействий «Другого». По этой же причине субъект также может пользоваться сложными приемами и на этапе речевого выражения. Одним из таких приемов является выражение от третьего лица. Его целью является опосредованное выражение психического состояния по причине неполного доверия собеседнику, стыда или страха: «В этот час и наш герой, - потому уж позвольте мне, Настенька, рассказывать в третьем лице, все это ужасно стыдно рассказывать.» (Ф. М. Достоевский. Белые ночи).

Нами были выделены и описаны тринадцать сложных приемов, используемых субъектом выражения на подготовительной фазе. Это самобичевание (самоуничижение), шантаж, смысловая манипуляция, интрига, «вопрос-бумеранг», «ты - мне, я -тебе» и др.

Для исследования ведущих речевых приемов выражения психического состояния в юношеском возрасте нами был разработан опросник, включающий в себя шесть ведущих ситуаций, детерминирующих выражение психического состояния у юношей и девушек. Были предложены следующие ситуации: ситуация удачи (успеха); ситуация выбора; ситуация неадекватного поведения других людей; ситуация влюбленности; ситуация неудачи и ситуация большей информированности, чем другие. Испытуемым предлагалось задание: внимательно изучить предложенные ситуации и предложить свой вариант поведения в каждой из них. В результате обработки данных мы выделили четыре группы: прямое выражение (отсутствие приема), простые приемы, слож-

ные приемы, отказ от выражения состояния. К первой группе мы отнесли суждения, в которых прямо говорится о том состоянии, которое человек испытывает, например: «Я тебя люблю!» (в ситуации влюбленности ), «Я получил пятерку! Ура!» (в ситуации удачно сданного экзамена). К группе простых приемов можно отнести следующие суждения: «Мне нужно с тобой серьезно поговорить» (ситуация влюбленности), «Я тебя не обременю, если расскажу о своих проблемах. Мне нужно с кем-то поговорить» (ситуация неудачи) и т. п. К группе сложных приемов мы отнесли следующие суждения: прием самобичевания («У меня опять не так, как у людей» (ситуация неудачи)), интрига («У меня есть отличная новость» (ситуация успеха)), «выражение своего расположения к Другому» («Как я рада, что именно в трудную минуту ты оказался рядом (ситуация неудачи)), «Ты - мне, я -тебе» («Я в прошлый раз помог тебе, теперь мне нужна твоя помощь» (ситуация выбора)) ит. д. Четвертая группа (отказ от выражения состояния) представлена следующими суждениями: «Я не стала бы признаваться в любви» (ситуация влюбленности), «Со своими неудачами справлюсь сам (а), зачем кого-то впутывать» (ситуация неуда -чи) и т. д. Затем мы подсчитывали среднее арифметическое по каждой группе. После этого отдельно анализировали группу сложных приемов, выявляя ведущие приемы привлечения внимания. Психометрическая надежность предложенной нами методики обеспечивалась методом тест-ретест (повторный тест) на выборке 20 человек через два месяца после первого замера. Используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г-Спирмена), были получены следующие результаты: по группам приемов коэффициент составил г= 0,9, р < 0,05. В 90% случаев отмечено совпадение выборов приема в первом и последующем исследовании.

В результате эмпирического исследова-ния, в котором участвовали 70 человек (20 юношей, 50 девушек) в возрасте 15-20 лет,

30 1

были получены следующие данные: прямое выражение (отсутствие приема) - 122 суждения (29%); простые приемы - 84 суждения (20%); сложные приемы - 162 суждения (38,5%); отказ от выражения состояния - 52 суждения (12,5%). Они свидетельствуют о преобладании у представителей юношеского возраста сложных приемов выражения психического состояния на первой (подготовительной) фазе выражения. Данные по категории «отказ от выражения состояния» в некоторых случаях свидетельствуют о том, что люди не желают вступать в контакт с адресатом переживания из-за внут-риличностного сопротивления, поскольку предлагаемые способы поведения противоречат нравственным убеждениям и идеалам или «задевают» определенные аффективные комплексы. Например, девушке неэтично признаться в любви первой, или «Тайну нужно сохранить, а не болтать об этом с другими».

Половые различия по выбору приемов привлечения внимания на подготовительной фазе выражения психического состояния существуют по следующим параметрам: представительницы женского пола чаще используют сложные приемы, чем представители мужского пола (ч2 = 13,5; = 1,

р < 0,001); представители мужского пола отказываются от выражения чаще, чем представительницы женского пола (ч2 = 5,15; С = 1, р < 0,05) - во многом это связано

с тем, что в ситуации неудачи юноши чаще, чем девушки, выбирают категорию «Отказ от выражения», предпочитая решать свои проблемы самостоятельно. Существуют различия по использованию приемов привлечения внимания на подготовительной фазе в зависимости от адекватности самооценки субъекта выражения (методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан): люди с неадекватной самооценкой чаще используют простые приемы (ч2 = 31,99; df = 1, р < 0,001), а с адекватной самооценкой - сложные (ч2 = 25,3; ^ = 1, р < 0,001). Мы можем лишь предполагать, что люди с неадекватной самооценкой осуществляют деятельность, движимую в большинстве случаев мотивом избегание неудачи, поэтому они реже решаются экспериментировать со сложными приемами, в отличие от людей с адекватной самооценкой. Различия по уровню экстраверсии - интроверсии (опросник Айзенка в модификации А. Г. Шмелева) не обнаружены.

Ведущими сложными речевыми приемами привлечения внимания другого человека к душевному состоянию субъекта выра-жения в юношеском возрасте являются: интрига - 71 суждение (43,9%); «выражение расположения к Другому» - 43 суждения (26,8%). Остальные категории речевых приемов представлены очень слабо (в интервале от 12 до 1 суждения).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тютчев Ф. И. Стихотворения // Русская литература. XIX век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, И. Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др. М.: Дрофа, 2000. С. 302.

2 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТТО «РАРОГЪ», 1993. С. 43.

3 Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 7.

4 Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. С. 19.

5 Прохоров А. О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.