та на клиническом и даже этиологическом у ровне (В.А.Гиляровский. 1946; Е.К.Краснушкин, 1948), в целом правильней говорить о едином психосоматическом характере воздействия (Н.И.Фелинская, 1979).
В последнее время все большее значение начинают придавать роли постстрессового окружения. Особое внимание уделяется этой проблеме в работах. посвященных ветеранам боевых действий, однако имеются отдельные исследования и среди других групп жертв экстраординарных стрессовых событий. Переход от войны к миру, "стресс возвращения" (C.F.Shatan, 1985), "синдром демобилизации" (В.А.Гиляровский. 1948) могут быть не менее травматичными, чем само участие в боевых действиях.
Для возникновения и развития постстрессовых состояний большое значение имеют повторные психотравмирующис ситуации, как напоминающие о событии, так и отличные от него (В.Н.Мясищев и соавт.. 1945: О.В.Кербиков. 1947). По мнению D.K.Kentsmith (1980), отсутствие мер социально-психологической поддержки пережившим стрессовое событие — это один из факторов, способствующих развитию ПТСР и приобретению им затяжного характера. Большинство американских авторов единодушно подчеркивают значение, которое сыграли для развития ПТСР у ветеранов войн отсутствие поддержки общества и в целом негативное отношение населения к войне (S.M.Silver, W.E.Kelly. 1985: C.R.Figley. 1985, 1986,1988; J.R.Smith. 1981: J.D.Lindy. 1985).
Все перечисленное обусловливает необходимость комплексной терапии лиц, пребывавших в зонах вооруженных конфликтов, и членов их семей, включающей в себя коррекцию соматического состояния. психофармакотерапию и психотерапию.
С \ четом необходимости проведения реабилитационных мероприятий как участников воору женных конфликтов, пребывавших в экстремальных ситуациях, так и членов семей нам представляется весьма актуальным создание реабилитационной слу жбы дтя оказания специализированной психиатрической. психотерапевтической и психологической помощи с привлечением специалистов — психиатров. психотерапевтов, психологов и социальных работников, что позволит оказывать медико-психологическую помощь в требуемом объеме.
РАБОТА С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Канд. пед. наук, доцент А.Ф.Караваев, нач.Учебного центра УИН ГУИН Минюста России В.А.Савенков, преподаватели В.А.Блинов, Н .Д.Ленберг
Учет типологии профилей акценту аций характеров необходим для решения многих проблем в профессиональной подготовке выпускников и молодых специалистов: при их адаптации к профессиональной деятельности; разрешении неизбежных конфликтов: формировании моделируемого повеления: прогнозировании посту пков и т.д. Например, на процесс профессионального становления, адаптации и формирования моделируемого поведения выпускников к учебе и служебной деятельности в образовательных учреждениях МВД. а молодых сотрудников — к профессиональной деятельности в ОВД большое влияние оказывают социально-психологический климат в коллективе, а также социально-экономические. политические, культурные аспекты нашего общества и др. Психические и психологические особенности самого субъекта также формируют его изнутри и являются внутренним его содержанием. Это говорит о необходимости и важности использования как внешних, так и. особенно, внутренних, психических факторов при разрешении конфликтов, прогнозировании и формировании моделирующего поведения у молодых специалистов. в частности, в период профессионального становления и адаптации их к деятельности. В психологии под характером понимается совокупность свойств личности, определяющих наиболее существенные аспекты социального поведения человека. Именно в этом смысле говорят, что у человека плохой или хороший, благородный или подлый характер. Эти свойства являются постоянными для данного человека, и поэтому, зная их, можно заранее прогнозировать его посту пки в конкретных ситуациях. Когда у человек;] отсутствует такой внутренний стержень, который определяет его поведение. говорят о бесхарактерности, отсутствии или слабости характера. Бесхарактерный человек — это человек, чье поведение зависит не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств Человек с характером, наоборот, отличается постоянством, определенностью поведения, хорошей адаптирован-ностью и меньшей личностной деформацией.
ностью и меньшей личностной деформацией.
От Аристотеля идет отождествление характера с волевыми чертами личности и деление характеров на сильные и слабые в зависимости от степени выраженности волевых черт. Характеры делят на интеллектуальные, эмоциональные, волевые, гуманистические и др. Классификация типов характеров помогает глубже понять их сущность и формирование. служит хорошим подспорьем в профессиональной подготовке выпускников и молодых специалистов.
Типы характеров подразделяются на две основные группы: гармонические и дисгармонические. Гармонический характер предполагает его совершенство, исключает однобокость, односторонность развития. Дисгармоническим называется характер, черты которого развиты неравномерно, отчего обнаруживается избирательная чувствительность и уязвимость в отношении одних социальных обстоятельств и. наоборот, повышенная устойчивость к другим. Поэтом}7 в людях с дисгармоническим характером потенциально заложена возможность как больших социальных достижений, так и глубокой социальной дезадаптации и деформации. Тот или иной вариант их жизненной судьбы значительно в большей степени, чем у гармонических личностей, зависит от жизненных обстоятельств, превратностей судьбы. Когда эти обстоятельства не благоприятствуют дисгармоническим личностям, они предстают как неудачники или социально отрицательные лица, но при других условиях могут достигнуть значительных успехов. Некоторые специалисты называют дисгармонический характер также акцентуированным, подчеркивая этим, что их отдельные черты приобретают необычно высокую степень выраженности.
В отечественной (О.В.Кебриков, П.Б.Ганнуш-кин, В.В.Ковалев, А.Е.Личко) и зарубежной (М.Тро-мер, Э.Кречмер, К.Леонгард) литературе по психиатрии уделялось довольно большое внимание изучению акцентуаций характера. В большинстве своем психиатры пришли к выводу, что акцентуации характера — это крайние варианты его норм, при которых одни черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.
Таким образом, актуальной становится проблема изучения акцентуаций характера личности выпускников и молодых сотрудников в период их адаптации к профессиональной деятельности.
Профессиональное становление и формирование молодого специалиста в ОВД, адаптация к деятельности, моделирование его правильного поведения не протекают без сложностей и противоре-
чий. У разносторонней, подготовленной личности труднее путь развития. В поисках себя, в преодолении трудностей, сомнениях и ошибках, в умении конструктивно выходить из кризисного состояния заключается нормальный путь психологического развития молодого специалиста.
Чтобы помочь молодому специалисту преодолеть возникающие отклонения в его поведении и профессио на льном развитии, нужно учитывать его индивидуальные особенности и типичные сложности этапа профессионального становления и адаптационного периода. Это не значит, что проявления раздражительности, конфликтности, агрессивности, несдержанности сотрудников можно оправдывать спецификой данного периода.
Особенности вузовского и послевузовского адаптационного периода, его трудности, а также личностные индивидуальные признаки молодых сотрудников нередко становятся причиной увольнения их по отрицательным мотивам. Часто именно в адаптационный период молодые сотрудники определяются как профессионалы или уходят из ОВД из-за несоответствия типологического склада личности, свойств характера требованиям избранной профессии. Это проблема и профессионального призвания к деятельности в правоохранительных органах. Именно адаптационный период (3-5 лет) является ступенькой в проверке на прочность молодого специалиста. Необходимо в процессе становления профессионала своевременно преодолевать возникающие психологические трудности субъективного и объективного плана, искать правильный подход к каждому сотруднику; устранять факторы, негативно влияющие на его формирование, учитывать индивидуально-психологические особенности, понимать противоречия, которые он сам не может снять.
Решению проблем характера молодого специалиста в адаптационный период во многом может помочь командир-наставник, если он будет учитывать в работе акценту ации личности сотрудника. Это позволит командиру строить отношения с подчиненными, сообразуя свои действия с характерологическими особенностями их личности, что даст возможность глубже понять сотрудников, прогнозировать их поступки, моделировать поведение и управлять состоянием выпускников и молодых специалистов в адаптационный период.
При формировании моделирующего поведения у будущих и молодых специалистов в адаптационный период важно знать и учитывать наиболее типичные профили акцентуаций характера: гипер-тимный, гипотимный, циклоидный, лабильный, ас-теноневрический, тревожно-мнительный, демонстративный, возбудимый, неустойчивый, застревающий, самодостаточный, сенситивный, психастени-
ческий, шизоидный, эпилспгоидный, истероидный, конформный, интравертный и смешанные их типы. Например, лабильно-истероидный, эпилептоидно-истероидный, лабильно-сенситивный.
Особенности проявления акцентуаций характера у начинающих и молодых специалистов получены на основе теоретических разработок многих авторов исследований и наблюдений.
Гипертимный гип характера. Для лиц данного типа характерно приподнятое настроение вне зависимости от обстоятельств. Они всегда активно деятельны, энергичны и жизнерадостны. Свойственны им энтузиазм, предприимчивость, склонность к риску и острым ощущениям. Они любят работу с частыми переменами, тяготятся однообразием и постоянными обязанностями. Они охотно контактируют с разными людьми, у них высокая гютребность в общении. Однако их межличностные отношения неустойчивы, легко переходят от горячей привязанности к полному равнодушию и новым увлечениям. В связи с повышенной общительностью эти люди неразборчивы в выборе знакомств и поэтому нередко оказываются в сомнительном окружении. В отношении с людьми они стремятся к лидерству, причем не формальному, а фактическому — непременно желают всеми руководить и во все вмешиваться. Они двигательно одарены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хорошая координация движений. Они обладают разносторонними способностями, хорошей памятью, сообразительностью. но для больших достижений им не хватает настойчивости и упорства. Лица с гипер-тимным типом характера быстро приспосабливаются к любой обстановке, никогда не падают духом и заражают своим оптимизмом других. Однако следует помнить, что они часто оказываются инициаторами нарушения режима и дисциплины, не отличаются аккуратностью в выполнении как добровольно взятых на себя обязательств, так и необходимых требований.
Первые трудности могут выявиться при поступлении в образовательное учреждение или на практическую работу в ОВД. При хороших способностях. "живом" уме, умении "все схватывать на лету' обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, поэтому учатся очень неровно.
Главная черта — почти всегда хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта "солнечность" заменяется вспышками раздражения. гнева, агрессии.
Необходимо помнить, что вспышки раздражения и гнева у данного типа учащаются и усиливаются в ситуации строгого контроля.
Мелочный контроль, навязчивая опека, непрестанные нравоучения и наставления, ''проработка" часто ведут к конфликтам. Как правило, у них обна-
руживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным.
Очень сильно проявляется стремление к лидерству. "Заводной парень1' — в любых чрезвычайных ситу ациях, где требуются быстрота, смелость и находчивость, и в развлечениях, и в обстановке трудового подъема, "аврала", "штурма" — всего, что создает благоприятную возможность для раскрытия положительной стороны их характера.
Однако в вузе МВД или в ОВД со строгим режимом, ограничением новых контактов и необходимостью замкнутого длительного, почти непрерывного общения слишком бурная энергия гипер-тимов, их постоянное желание всюду успевать и всеми командовать начинают тяготить сверстников, которые утрачивают симпатии к ним. Устремляясь туда, где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.
Гипергимы нередко сами становятся вдохновителями групповых правонарушений, на которые их толкают не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий.
Алкоголь для гипертимов представляет серьезную опасность, они легко становятся на путь частых и даже регулярных выпивок.
Для увлечений характерно крайнее непостоянство. Не отличаются они обязательностью ни в занятиях, ни в выполнении обещаний. Рассчитывать в средствах не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону мысль о необходимости платить. Любят "шиковать", легко пускаются в сомнительные авантюры. Незаконная сделка, мелкая кража в их глазах нередко не носят характера серьезного проступка.
Реакции, связанные с сексуальным влечением, проявляются очень ярко. Половое чувство бывает довольно сильным. Это, а также отсу тствие застенчивости и легкость контактов толкают их к сексуальным связям — романтическая влюбленность обычно бывает непродолжительной. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает показать себя, предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть.
Но им присуща искренность задора, действенная уверенность в своих силах, а не натянутое стремление "показать" себя больше, чем есть на самом деле.
Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить надолго из колеи.
Таким образом, социально положительными особенностями людей с гипертимным типом характера являются жизнерадостность, оптимизм, активность, отрицательными— изменчивость интересов.
слабость самоконтроля и другие трудности управления поведением.
Рекомендации. Субъектам данного типа желательно подбирать работу, где требуется проявить находчивость, уверенность, смелость, разумный риск, фантазию, творчество и т. п.
Не планировать работу монотонную и однообразную. Ее могут выполнить с большим успехом другие субъекты. Необходимо учить их управлять собой и контролировать свои поступки, в общении с ними использовать юмор. Оптимальное воспитание по типу гиперопеки.
Гипотимный тип характера. Для лиц гипотим-ного типа свойственны постоянно сниженные настроение и активность. Всегда унылые, заторможенные, погруженные в собственные переживания. Их могут считать заносчивыми, недоброжелательными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним отчуждением и мрачностью скрываются чуткость, отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В кругу близких друзей теряется скованность и отгороженность, они становятся веселыми и разговорчивыми. В делах их характеризуют старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособность принять ответственные решения без колебаний и сомнений. Их отличает повышенная чувствительность к эмоциональным нагрузкам, они плохо переносят длительное психическое напряжение. Быстро утомляясь, теряют произвольность управления психическими процессами, остро переживают чувство собственной слабости и бессилия. При неудачах легко впадают в отчаяние. В сделанном видят только промахи и ошибки, а в предстоящем — непреодолимые трудности. Особенно болезненно они переживают текущие неприятности, не могут выбросить их из головы, обвиняют себя в допущенных промахах и ошибках. Адаптация к новым условиям у них происходит медленно, они тяготеют к постоянному регламентируемому образу жизни. В привычной деятельности они могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности. Таким образом. социально привлекательными особенностями гипотимного характера являются надежность, добросовестность, устойчивость к соблазнам, а социально нежелательными — пессимизм, недостаточная активность, отсутствие уверенности в своих силах.
Рекомендации. Данным субъектам нежелательно давать ответственные участки работы, требующие большого психического напряжения. Регулярно внушать им уверенность, не подчеркивать слабые стороны характера. Желательно подобрать работу с четким распорядком дня, регламентирующим их образ жизни. Учить их приемам психорегу-
ляции. Поддерживать у них оптимизм и ответственность. Использовать юмор.
Цнклопдный тип характера. Отличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или внутренних причин. В благоприятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных, когда обстоятельства расходятся с ожиданиями,— гипогимному. В каждый конкретный момент времени положительные и негативные возможности такого человека зависят от того, в какой фазе он находится: гипотимной или гипертимной.
В состоянии депрессии, которое длится I -2 недели, лкщекое общество тяготит их. Приключения и риск теряют привлекательность. Прежде бойкие, они становятся унылыми. Падает аппетит Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно возникают из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело.
На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от этого впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить депрессивное состояние.
Выпускники и молодые специалисты рассматриваемого типа характера действуют чаще всего по линии ''наименьшего сопротивления"'. Они различны в период депрессий и подъема.
В период подъема отмечаются переносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, возникают неразборчивость в знакомствах и т. д.
В период депрессий наблюдается коренная ломка жизненного стереотипа. Проявляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.
У циклоидов увлечения отличаются неустойчивостью. В период депрессий сложившиеся связи забрасывают, в период подъема возвращаются к ним или находят новые.
Выраженные нарушения поведения циклоидам не свойственны. Но в период подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.
Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субде-прессивной фазе, если в это время молодой сотрудник подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.
Рекомендации. Ни в коем случае их не укорять, не унижать, не делать замечаний в период падения работоспособности. Важно их понять и внушать им
жизнерадостность, уверенность, способность. Подчеркивать их деловые качества, важность ilk в работе. Учить методам психорегуляции. Использовать юмор.
Лабильный тип характера. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачасту ю непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд и т.п. От сиюминутного настроения этих людей зависит многое в их психологии и поведении. Такие люди, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех. кто мог бы их настроение направить, способен их отвлечь. приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
Приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно, к случаю надетый костюм могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина.
Маломотивированная смена насгроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле субъекты этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего прослеживается в отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость it частоту мимолетных ссор.
Им свойственна преданная дружба. В друге они неосознанно ищут психотерапевта. Они ищут дружбу с тем. кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить.
Лабильные слушатели и молодые специалисты весьма чу тки ко всякого рода знакам внимания, благодарности. к похвалам и поощрениям.
Порицания, осуждения, выговоры, нотации глу боко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние.
Действительные неприятности, утраты, несчастья переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживается склонность к острым и аффективным реакциям, депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь. тепло, уют. Эмансипированная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно трактуются как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более выраженной и устойчивой, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация, из такой семьи лабильные су бъ-
екты нередко хотят вырваться.
В группе они не претендуют на роль вожака, а чаще ищут эмоциональные контакты. Они охотно довольствуются положением любимца, которого опекают и защищают приятели.
Реакция увлечения обычно ограничивается хобби. Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Ни одно хобби не длится долго и скоро сменяется другим.
Лабильные слушатели и молодые специалисты хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — "люди настроения5" и что от настроения у них зависит все.
Отдавая себе отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрывать или затушевывать, а как бы предлагают окружающим принять их такими, какие они есть.
В том, как к ним относятся окружающие, они обнаруживают хорошую интуицию — при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен. а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.
Слабым местом данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними
Рекомендации. В общслгии с ними необходимо чувствовать их настроение, чаще делать комплименты и хвалить. Учить приемам психорегуляции. Оказывать помощь в организации служебной деятельности.
Астепопеврический тип характера. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы. Им свойственны нерешительность и сомнения, они недоверчивы к людям. На обещания реагируют скептически. а если встречаются с обманом, то глубоко переживают. Люди этого типа обладают узким полем внимания, и объем его невелик, но точен. Черты этих людей проявляются более отчетливо в период повышенной ответственности. В связи с этим они чаще всего перекладывают исполнение чего-либо на другого человека во избежание последствий. Физически люди этого склада слабо развиты, отмечаются бледность кожи и истощенность. Черты лица резкие и мелкие, с угловатым профилем. Этим людям свойственны плохой сон, чрезмерная усталость в конце дня либо в ситуации, когда события быстро меняются. Такие с трудом переключаются в сложных ситуациях, а если вынуждены пребывать в них. то стараются быстрее выйти из них.
Раздражительность у них более всего сходна с аффективными вспышками. Раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Аффективные вспышки связаны не с перепадами настроения, здесь отчетливо прослеживается нарастание раздражительности в процессе утомления.
Склонность к ипохондрии является яркой типичной чертой. Такие субъекты внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются обследованиям и осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у юношей, становится сердце. К товарищам тянутся, скучают без компании, но быстро устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близкими.
Рекомендации. Не давать ответственные участки работы, исключить перегрузки. Учить методам и приемам восстановления психической свежести, снятия усталости в процессе рабочего дня. Чаще применять микроаутотренинг. Учить не обращать особого внимания на усталость и слабость организма. Объяснять, что это естественно. Рекомендовать им занятия атлетической гимнастикой и др. Оказывать помощь в организации рабочего дня.
Тревожно-мнительный тип характера. Основными чертами этого типа являются хроническое чувство тревоги, боязливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Возможные неудачи и опасность, существующие подчас только в их воображении, пугают их больше, чем происходящие в действительности. Повышенная тревожность сочетается с полным неверием в свои возможности, боязнью, что в нужный момент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудностями. Люди этого типа всегда и во всем сомневаются. Для них чрезвычайно трудно принять какое-либо решение, но если обстоятельства заставляют сделать это, возникает новое беспокойство — нетерпеливое стремление воплотить принятое решение в жизнь. Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни переносят с трудом. Как защита от постоянных тревог и мучительных сомнений у них формируются педантизм, чрезмерная пунктуальность и мелочная аккуратность. Опасаясь за будущее, они стараются все заранее предвидеть и предусмотреть, придумывают специальные правила и инструкции, выполнение которых должно предотвратить любые неожиданности. Их физическое развитие обычно оставляет желать лучшего, мускулатура и координация движений развиты слабо. Таким образом, отрицательной стороной этого типа характера являются тревожность, боязливость, склонность к сомнениям, а положительной — ос-
торожность, точность, аккуратность.
Рекомендации. Данному типу стараться не думать и не переживать о предстоящих мероприятиях. Снизить у них чрезмерное чувство ответственности. Не обращать внимания на их мелкие ошибки. Объяснить им, что "не ошибается тот, кто ничего не делает". Внушить им уверенность и научить проявлять решительность. Воспитывать волевые качества: смелость, настойчивость, решительность, целеустремленность, самообладание и т.п. Учить их чаще расслабляться и "не прокручивать" события. Не заниматься самоедством. Следить за тонусом и покоем мышц. Учить методам психорегуляции, в частности, приемам переключения, отвлечения. Организовывать занятия по психотехническим играм, гетеротренингу.
Возбудимый тип личности. Особенность этого типа характера — аффективная взрывчатость, безудержность, несдержанность поступков. Решающими для образа жизни и поведения таких людей являются не благоразумие, а влечения, инстинкты и импульсивные побуждения. Они часто вступают в конфликты, затевают споры и ссоры. Повод для этого бывает самым ничтожным, но особенно сильные приступы гнева возникают при ущемлении личных интересов. По малейшему поводу они дают агрессивные реакции, протекающие по типу короткого замыкания. Фаза обдумывания часто выпадает из их поведения. В аффекте высту пают безудержная ярость, агрессивность, безразличие к слабостям и беспомощности противника и, наоборот, неспособность учесть его превосходство.
Рекомендации. Научить их владеть собой в любой ситуации и особенно — в экстремальной. Не вступать в споры, избегать категоричных заявлений в их адрес. Проводить разъяснительную работу, тренинги общения. Объяснять, что необходимо руководствоваться разумом, а не эмоциями. Использовать юмор, разрядку.
Демонстративный тип характера. Особенностью лиц с демонстративным типом характера является стремление казаться значительнее, обратить на себя внимание во что бы то ни стало (так называемая жажда признания), им необходимо, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались. Данному типу' присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке — все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Демонстративной личности не хватает глубины и силы воли, чтобы стремиться к высоким достижениям ради дела, а не ради привлечения чьего-то внимания. Выполнение различных ролей составляет основной смысл их жизни. Однако умение "вживаться" в роль необходимо в профессиях педагога.
психотерапевта и др., где успех во многом зависит от произведенного впечатления. В коллективе они претендуют на лидерство или исключительное положение. Таким образом, отрицательной стороной демонстративной личности является чрезмерная "жажда признания", а положительной — артистичность, легкость "вхождения в роль".
Рекомендации. Не заострять внимания на позерстве данного типа. Проводить разъяснительную работу'. Снизить чрезмерный уровень самооценки и самопризнания.
Сенситивный тип характера. Сенсигивная психопатия формируется в период самостоятельного вступления в социальную жизнь. Они не любят чрезмерно подвижных и озорных игр. чувству ют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми.
Все это иногда производит впечатление замкнутости. отгороженности от окружающего.
К родным они обнаруживают большую привязанность даже при су ровом обращении с ними. Ву з и школа путают их большим числом учащихся, но. привыкнув к гру ппе, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов.
Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным. Реакция эмансипации выражена слабо. К опеке наставников относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются.
Подчеркнуто следу ют идеалам и образу жизни старших командиров.
Рано формируются чувство долга, ответственности. высокие моральные требования к себе и окружающим. У себя видят множество недостатков, особенно в области волевых и моральных качеств.
Они ищу т самоутверждения там. где чувствуют свою неполноценность.
Если у дается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют симпатию собеседника и поддержку (но это трудно), то за спавшей маской все нипочем" обнаруживаются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к себе. Однако самооценка отличается довольно высоким уровнем объективности. Ахиллесовой пятой является отношение к ним окружающих. Непереносима для них ситуация, когда они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, на их репу тацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.
Рекомендации. Данному субъекту можно сме-
ло доверять ответственные участки работы. Учить психологии отношений и методам психотренинга. Не допускать необъективности в их оценке. Развивать чувства собственной полноценности и значимости.
Психастенический тип характера. Важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях "повышенной'' ответственности, когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи на старших детей, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев или сестер.
Главными чертами являются нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность. любовь к самоанализу и. наконец, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений.
Тревожная мнительность психастеника отличается от сходной черты астеноневрического и сенситивных типов.
Если астеноневрическому типу присуще опасение за свое здоровье (мнительность и тревога), а сенситивному свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, насмешек, пересудов, го страхи психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем: как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ним самим, а еще страшнее — с теми близкими, к которым он обнаруживает ci рост пук), порою патологическую привязанность. Опасности реальные и уже случившиеся невзгоды пугают куда меньше.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы.
Рекомендации. Необходимо заняться воспитанием волевых качеств, главным образом, решительности. Научить методам самопсихорегуляции. Меньше заниматься самоанализом своих поступков и действий. Повысить психологическую подготовленность.
Шизоидный тип характера. Наиболее су щест-венными чертами данного типа считается замкну тость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
Сочетание противоположных черт в личности и поведении — холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированной антипатии, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннс-
го мира и бесцветности его внешних проявлений — все это заставляет говорить об отсутствии "внутреннего единства".
Главная черта характера — недостаток интуиции.
К недостаткам интуиции следует добавить связанную с ними неспособность к сопереживанию — неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда эту особенность обозначают как слабость эмоционального резонанса.
Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением "вчувствоваться" в страдания других, а не с желанием получить садистские наслаждения, как у эпилептиков.
Недостаток интуиции и неспособность сопереживать обусловливают, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов
Часто страдают они от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.
Ко всем этим недостаткам можно добавить неумение убеждать других.
Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт от посторонних взоров. Шизоид скорее раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными. Но он может навсегда остаться скрытой, непонятной вещью в себе для близких или для тех, кто знает его много лет.
Богатство внутреннего мира свойственно далеко не всем шизоидам и, конечно, связано с определенным интеллектом и талантом.
Однако во всех случаях внутренний мир шизоидов бывает заполнен увлечениями и фантазиями.
Фантазируют они про себя и для себя. Они вовсе не любят распространяться о своих грезах и мечтаниях перед окружающими.
Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других субъектов, иногда же, благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию.
Рекомендации. Данному типу необходимо освоить приемы самопсихорегуляции. В конфликтной ситуации с ними важно первым проявить инициативу, пойти на уступки, и они ответят тем же. Проводить беседы о милосердии, сострадании и т.п. Стараться не доводить споры до конфликтов. Целесообразно ориентировать их на развитие заинтересованности в духовной жизни окружающих, доброжелательном отношении к их проблемам.
Эиилсптоидныйтип характера. Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с нею аффективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сфе-
ры, иногда достигающая аномалии величия, а также вязкость, тугоподвижность. тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток от эмоциональности до мышления и личностных ценностей.
Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накапливающееся раздражение, поиск объекта, на котором можно "сорвать зло".
Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью — эпилептоид долго не может "остыть".
В учебе выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей и всего, что связано с учебой, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу.
Пишут они очень чисто, нередко "бисерным" почерком.
Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают.
Изощренная мстительность проявляется к объект}' влюбленности. Попытка самоубийства может произойти во время самой сцены ревности, "на глазах", испуг на лице объекта влюбленности доставляет немалое удовольствие. Обид они не прощают, а мщение отличается коварством и возможностью насладиться наблюдением за доставленными хлопотами.
Реакция группирования связана со стремлением к властвованию. Поэтому охотно выискивают компанию из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. Они чувствуют себя на высоте в условиях строгого режима, умея угодить начальству, добиться преимуществ, завладеть положением. дающим в их руки определенную власть над другими, установить над ними жесткий диктат и извлекать себе выгоду из своего положения.
Эпилептоидный тип один из весьма неблагоприятных для социальной адаптации. Воспитание в атмосфере жестких взаимоотношений может провоцировать усиление негативных черт.
Рекомендации. С субъектами подобного типа необходима тщательная индивидуальная психокор-рекционная работа психолога и психиатра. Не следует притеснять их и ущемлять их права, важен повседневный контроль. Занятия интенсивными физическими упражнениями дают положительный эффект.
Истероидныйтип характера. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасыщенная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.
Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны. Кажуща-
яся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии, театральности, склонности к рисовке и позерству.
Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или. во всяком случае, на исключительное положение в группе.
Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, назревающих в ней и порою еще неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателен. В порыве, в экстазе. воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются "вожаками на час" —■ перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Увлекает их лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими.
Самооценка их далека от объективности. Выделяются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.
Рекомендации. Необходимо снижать завышенный уровень самооценки и притязаний. Уличать во лжи. Регулярно поощрять, усиливать общественные нагрузки. Наказывать индивидуально.
Неустойчивый тип характера. При сходстве названий "лабильный и неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе — к поведению.
Их безволие отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество.
В поисках развлечений представители этого типа также не обнару живают большой напористости, скорее, плывут по течению, примыкают к более активным сотрудникам.
Все дурное словно липнет к ним. Поиск необычных впечатлений легко толкает на потребление спиртного, других дурманящих средств.
Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество. Они равнодушны к своему будущему, не строят планов, живут в настоящем. желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабоволие является одной из их основных черт. Самооценка нередко отличается тем, что они приписывают себе конформные либо ги-пертимные черты.
Рекомендации. За ними необходим непрерывный контроль, не позволяющий уклониться от работы. Когда им грозит наказание за безделие, они на время смиряются. Заняться воспитанием волевых качеств. В воспитательных мероприятиях должна учитываться потребность жесткого внешнего уп-
равления. использовать его самолюбие для изоляции от отрицательного воздействия внешней среды.
Конформный тип характера. Под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.
Представители конформного типа — это люди своей среды. Их главное жизненное правило — жить "как все", думать, поступать "как все", стараться, чтобы у них было "как у всех" — от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений.
Под "всеми" всегда подразумевается привычное непосредственное окружение, от него они не хотят нив чем отставать, но и не любят выделяться. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять.
Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, чго говорится в привычном для них окружении, все, что они получают через привычный канал информации. — это для них и есть истина. Они неинициативны.
Отсутствие индивидуальных черт говорит об "аморфности". Эти люди живут по течению, слепо подчиняются своей среде. Совершенствование у них ограничивается подражанием. За них думают и действуют коллектив, общество.
Основные черты этого типа — постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность. банальность, склонность к ходячей морали, благонравие, консерватизм.
Главная черта этого типа — постоянная чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению, с недоверием и настороженностью относятся к незнакомцам.
Рекомендации. Необходимо четко заранее спланировать объем работы, что и как надо делать в каждой ситуации. Для данного типа следует создавать окружение из хороших сослуживцев, ограждать их от плохой среды. Если попадут в дурную среду, они постепенно усвоят ее обычаи и привычки, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни.
Таким образом, учет профилей акцентуаций характера в адаптационный период на этапах профессионального становления важен для осуществления индивидуального подхода при управлении процессом формирования будущего молодого специалиста. выбора адекватных форм, средств и методов психологического консультирования при индивидуально-воспитательной работе в разрешении конфликтных ситуаций и др.