Данные способы минимизации рисков вполне применимы и к снижению рисков, связанных с инвестиционно-инновационной деятельностью организации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, необходимо отметить, что инвестиционно-инновационная деятельность сопряжена с множеством различных рисков, требующих особых знаний, позволяющих своевременно их выявлять и минимизировать. Однако, несмотря на это, в настоящее время, характеризующееся эпохой научно-технического прогресса, каждая организация с целью долгосрочного функционирования должна ориентироваться на инвестиционно-инновационное развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2002. - 480 с.
2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 542 с.
3. Иода Е. В., Иода Ю. В., Мешкова Л. Л., Болотина Е. Н. Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд., испр. и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 212 с.
4. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 208 с.
5. Коршунова Л.Н. Оценка и анализ рисков / Л.Н.
Коршунова, Н.А. Проданова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 96 с. (Высшее образование).
6. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 536 с.
7. Методология и инструментарий управленческого учета, анализа и аудита инвестиционной деятельности коммерческих организаций: монография / под общ. Ред. А.И. Кривцова. - Самара: Самарский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. - 400 с.
8. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
9. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. - Мн.: Новое знание, 2004. - 5-е изд., стереотип. - 635 с.
10. Помелов Д.В. Понятие риска. Сущность и способы управления рисками предприятий производственной сферы. Хеджирование как эффективный механизм защиты // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 27-29.
11. Латанова Е.В., Курилова А.А. Понятие финансовой стратегии и этапы ее формирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 16-18.
12. Шнайдер В.В. Учёт и анализ инвестиций коммерческих организаций. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Самара, 2010.
ESSENCE, TYPES AND WAYS OF DECREASE IN RISKS CONNECTED WITH INVESTMENT AND INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION
© 2013
L.F. Berdnikova, candidate of economical science, assistant professor of «Accounting, the analysis and audit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: In article the concept "risk" is investigated. Types of the risks connected with investment and innovative activity of the organization are opened. Ways of decrease in the risks connected with investment and innovative activity of the organization are allocated.
Keywords: risk, innovative and investment activity of the organization, types of risks, ways of decrease in risks.
УДК 336.14.01
СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
© 2013
Н.Н. Быкова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Важной особенностью современной стадии развития бюджетной и налоговой системы Российской Федерации является потребность укрепления финансовой независимости местных властей, во-первых, для обеспечения муниципальных обязательств и, во-вторых, для экономического развития собственных территорий. Местный орган власти должен быть основан на сильной финансовой и экономической базе, в основе которой есть налоговые поступления.
Ключевые слова: бюджетная система, местный бюджет, консолидированный бюджет, доходы бюджетов, налоговые доходы, налоги, бюджетная политика, налоговая политика, бюджетный дефицит, бюджетные полномочия, налоговые полномочия, местное самоуправление.
Налоговая политика на местном уровне - часть общей социально-экономической политики муниципалитета и она должна быть напрямую связана с общей стратегией развития территории и отвечать идее претворения в жизнь мероприятий по увеличению налоговых доходов местных бюджетов без подавления деловой активности [4, с.25].
Необходимым условием для осуществления эффективной налоговой политики местного уровня власти является наделение органов местного самоуправления необходимыми налоговыми полномочиями. Современное местное самоуправление должно стать уровнем власти, который располагает правовыми, административными и финансовыми возможностями для самостоятельного развития муниципальных образований, для выстраивания собственных приоритетов, постановки задач по их
достижению и реализации.
Вместе с тем развитие налогового потенциала и расширение собственной налоговой базы городского округа, невозможно без изменения системы формирования бюджета городского округа. Основные направления должны быть связаны:
- с созданием условий для изменения соотношения налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов в доходах муниципальных бюджетов;
- с возможностями расширения налоговых доходов местного самоуправления;
- с изменением отношения на федеральном и региональном уровне к трансфертам, как важнейшим источникам доходов бюджетов городских округов;
- с выведением из теневого бизнеса ряда предприятий;
- с усилением налоговой дисциплины на территории городского округа Тольятти.
В течение всего периода развития местного самоуправления в России постоянно возникал вопрос о необходимости повышении доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходной части бюджетов и снижения доли финансовой помощи. В 2006 году эта проблема была решена, но не через изменение структуры доходов бюджетов, а путем изменения самого понятия «собственные доходы бюджетов». Если прежде в собственные доходы включались только налоговых и неналоговые доходы, а все остальные доходы составляли финансовую помощь, то с 2006 года все доходы - и налоговые, и неналоговые, и дотации с субсидиями стали собственными доходами бюджетов.
Так, по городу Тольятти удельный вес безвозмездных поступлений составил от 30 до 38 процентов. Высокая доля безвозмездных поступлений порождает иждивенчество органов местного самоуправления, культивирует пассивную среду, инертность, не стимулирует активность и инициативу. Поэтому стратегической задачей финансовой политики в отношении местного самоуправления должно стать снижение доли безвозмездных перечислений в структуре доходов местных бюджетов и замена их на налоговые источники.
Для создания законодательных условий по формированию налоговой базы муниципальных образований, позволяющей обеспечить эффективное выполнение возложенных на органы местного самоуправления полномочий, необходимо закрепить за местными бюджетами такие же, как и на других уровнях, надежные налоговые источники.
Анализ налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти выявил, что максимальную долю в структуре налоговых доходов бюджета городского округа занимает налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ): от 64 до 72 процентов. Исходя из этого, с точки зрения поиска наиболее эффективных путей увеличения налоговых доходов бюджета, именно этот налог является наиболее перспективным. Являясь налогом с доходов граждан, этот источник формирования местных бюджетов должен, прежде всего, использоваться для реализации социальных гарантий населения.
По опыту зарубежных стран подоходный налог в отличие от Российской Федерации (далее - РФ), где он отнесен к категории федеральных, является местным и формирует доходы бюджетов именно муниципальных образований, то есть уровня, который находится ближе всего к населению.
Таким образом, увеличение доли НДФЛ, закрепленной за местными бюджетами, до 100 процентов и преобразование его в местный налог с зачислением по месту жительства, будет наглядным отражением зависимости социально-экономического положения городского округа от экономического вклада населения данной территории. Изменение роли НДФЛ в формировании доходов местных бюджетов позволит радикально решить стратегическую задачу местного самоуправления по созданию собственной надежной доходной базы, увязать проблему налогов, которые платит население, с проблемой качества и количества услуг, которые население получает.
Закрепление его полностью за местными бюджетами или хотя бы увеличение доли по нему от регионального бюджета, способствует увеличению собственных доходов бюджета городского округа Тольятти, активизирует деятельность органов местного самоуправления в направлении его увеличения и повышения собираемости.
Одной из мер, способствующей увеличению налоговых доходов является введении прогрессивной шкалы по НДФЛ. При этом снизится налоговая нагрузка для тех категорий граждан, доходы которых не превышают 100,0 тыс. руб. в год. В основном, это работники бюджетной сферы: учителя, врачи, деятели науки и культуры. В тоже время предлагается увеличить ставку налога 14
для категорий граждан с доходами свыше 1,0 млн. руб. в год. В ситуации, когда имеет место резкое расслоение населения по уровню доходов, применение единой ставки подоходного налога, по меньшей мере, нелогично. Ссылка на то, что люди с высокими доходами будут их скрывать, не основательна. Органы финансового контроля должны работать эффективно при любой шкале налога на доходы физических лиц. Однако, увеличивая налоговую ставку, не стоит забывать о теореме, доказанной американским экономистом Артуром Лаффером. Он установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Зависимость налоговых поступлений от ставки налога имеет вид перевернутой параболы и носит название кривой Лаффера (изображена на рисунке 1).
Натл оеые поступления
А
А
^ Ставка
О гА = 50 гд 100 налога
Рис. 1. Кривая Лаффера Исходя из вышесказанного, поиск оптимальных налоговых ставок - важное условие улучшения социального положения населения. Дифференцированная шкала налогообложения позволила бы более равномерно перераспределить налоговую нагрузку, имея целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работу, а также обеспечила бы гарантированное перекрытие выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан.
Между тем, основным местным доходным источником для бюджета городского округа Тольятти является земельный налог. Этот налог в доходах бюджета занимает от 21 до 23 процентов.
Считаем, что было бы целесообразно усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли, а также предоставить право органам местного самоуправления устанавливать ставки земельного налога и индексировать налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Далее рассмотрим налог на имущество физических лиц. В настоящее время в большинстве городских округов размеры ставок налога на имущество с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне или ниже. В результате местные бюджеты несут значительные потери. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления в настоящее время уже запланировали проведение полной инвентаризации всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей) с целью создания реестра объектов налогообложения, определения их собственников, установления конкретных ставок в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов
налогообложения.
Анализ налоговых поступлений по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) выявил низкую долю доходов от данного налогового режима. С целью увеличения налогооблагаемой базы необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. В первую очередь следует включить такие виды деятельности, по которым субъекты предпринимательства представляют недостоверные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности.
Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения налогоплательщиком своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанный на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Негативное влияние уклонения от уплаты налогов выражается в том, что ставит законопослушных налогоплательщиков в невыгодное положение по сравнению с лицами, уклоняющимися от уплаты налогов. Использования уклонения от уплаты налогов становится очевидным фактором для победы в конкурентной борьбе. Кроме того, недопоступление части налогов делает невозможным финансирование из бюджета ряда программ и проектов.
В связи с данным фактом, в целях заинтересованности налогоплательщиков ЕНВД и выхода их из тени, предлагаем также снизить величину корректирующего коэффициента К2.
Кроме того, чтобы увеличить поступления от действующих налогов, необходимо усовершенствовать методику уведомления об уплате налогов. В настоящее время уведомления, отправляемые по почте, не всегда доходят до налогоплательщика. Это происходит по разным причинам, в частности из-за другого места проживания, неумышленной потери письма почтальоном.
Однако необходимо выстроить такую систему работы с налогоплательщиком, которая заставляла бы его первым проявлять инициативу по уплате своих налогов.
Например, во всех развитых странах администрирование налогов чрезвычайно просто. Ежегодно по адресу, указанному собственником, или просто на почтовый адрес объекта недвижимости направляется письмо налогового органа с указанием оценочной стоимости объекта, ставки налога и суммы к уплате. Если в течение, к примеру, двух месяцев налог не уплачен, то к его сумме добавляются штрафы и проценты. То же самое - и на второй год, а через три года объект просто арестуют и выставят на торги (причем приобрести его не возбраняется и его собственнику). После продажи из выручки погашаются все долги по налогам и расходам по продаже, а остаток средств перечисляется на счет бывшего собственника объекта (если счет не известен, то на счет нотариуса в пользу собственника на период до его появления).
Также в целях администрирования налогов предлагается ввести на законодательной основе в обязанность банковских структур проверять клиентов на наличие налоговых задолженностей. В настоящее время отмечается высокая доля обращений граждан к банковским специалистам с просьбой о предоставлении кредита. Было бы целесообразно при обращении физических и юридических лиц в банковские структуры для получения кредита, запрашивать информацию по данному лицу в налоговый орган с целью выявления неуплаченных налогов. Лицам, желающим взять кредит, но имеющим задолженности по налогам, отказать в предоставлении кредита. Такая процедура способствовала бы выявлению налоговых должников, стимулировала бы физических и юридических лиц к уплате налогов. При такой системе, банковский работник уже видел бы налоговую историю, обратившегося лица, что отражает степень его
ответственности по уплате кредита в будущем. Такие взаимоотношения Налоговых органов с банками укрепят их взаимодействие, помогут друг другу в работе, вычислят налоговых и кредитных неплательщиков.
Проведенное нами исследование налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти за 2001 - 2012 годы показало, что действующий в то время состав налоговых доходов отмечался множественностью налогов, особенно отчислениями от региональных и федеральных налогов и приносил местному бюджету до 95 процентов налоговых доходов. Сейчас же нет ни одного отчисления от региональных налогов, а от федеральных
- только НДФЛ и государственная пошлина, не оказывающая значительного влияния на доходы.
Для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, нами предлагается передать на местный уровень транспортный налог, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением дорог общего федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно городского округа.
Кроме того, эффективная реализация налоговой политики невозможна без достаточных информационных ресурсов. Являясь, по сути, одной из самых заинтересованных сторон в полной и достоверной информации о состоянии экономики муниципального образования, местные власти в большинстве своем не имеют прямого и полного доступа к таким сведениям. Существенным резервом увеличения поступлений данного налога также является активизация работы органов местного самоуправления совместно с районными инспекциями Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) по снижению недоимки.
В рамках организационной функции должны решаться вопросы выбора организационной структуры органа местного самоуправления, в частности, выделения отдельных подразделений или специалистов, занимающихся исключительно налоговыми отношениями. На практике всеми сторонами налоговых вопросов от планирования налоговых доходов до предоставления в налоговый орган отчетности органа местного самоуправления, занимается один человек. Говорить об эффективности такого подхода не приходится.
Немаловажную роль для формирования собственной нормативно-правовой базы в сфере налогообложения, играет информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками. Такая работа должна быть направлена на выработку позитивного отношения налогоплательщика к уплате налога в частности и формирование налоговой культуры [7-9]. В последнее время актуальным становится вопрос о недоверии граждан к государственным и местным властям. В сознании большинства людей налоги выступают «неизбежным злом», безвозмездно и безвозвратно переданными суммами на финансирование «ненужного» чиновничьего аппарата и затрат государства. Изменить ситуацию можно именно на уровне муниципального образования, например, доводя до сведения общественности сведения о фактически поступивших суммах налогов на территории и объеме предоставленных населению бюджетных услуг. Только в таком случае общественное мнение можно изменить.
Между тем, следует рассмотреть проект, осуществляющийся в настоящее время на территории городского округа Тольятти - Особая экономическая зона (далее
- ОЭЗ, зона) как в перспективе - основной источник увеличения налоговых доходов.
Территория ОЭЗ расположена в северо-западной части Самарской области, на территории муниципального района Ставропольский, в непосредственной близости к производственной площадке ОАО «АвтоВАЗ».
В ближайшие 5 - 10 лет на территории ОЭЗ будут действовать льготы, уменьшающие или совсем отменяющие уплату налогов. Данный налоговый режим позво-
лит значительно повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ промышленно-производственного типа, и тем самым привлечь в указанную зону передовые высокотехнологичные производства, создать дополнительные высококвалифицированные рабочие места, а в дальнейшем - увеличить налоговые поступления.
Следует отметить, что общая площадь ОЭЗ - 660 гектар, что соразмерно с площадью градообразующего предприятия - ОАО «АвтоВАЗ», которая составляет 680 гектар. Напомним, что доля его отчислений по земельному налогу в бюджет города составляет в среднем 27 процентов всех поступлений земельного налога.
Перспективность особой экономической зоны объясняется обеспеченностью Тольятти высококвалифицированными трудовыми ресурсами, развитой транспортно-логистической инфраструктурой, большим рынком сбыта, особыми льготами и преференциями для резидентов.
Ввиду того, что ОЭЗ относится к Ставропольскому району Самарской области, следует, что налоги будут поступать в соответствующий бюджет. Однако ее расположение в непосредственной близи от города Тольятти и дешевая высококвалифицированная рабочая сила данной местности указывают на то, что задействованы в ней будут жители преимущественно Автозаводского района городского округа Тольятти. Тогда как действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление определенной доли НДФЛ по месту работы.
Между тем, анализ налоговых поступлений Тольятти определил, что среди зачисляемых в бюджеты городских округов доходных источников, наиболее объемным является НДФЛ, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти за 2012 год составил 66,4 процента.
В связи с этим местный бюджет недополучит значительные финансовые ресурсы для развития своей территории.
Трудоустроенное население городского округа, работающее на территории муниципального района Ставропольский, будут отчислять НДФЛ с заработной платы в бюджет Самарской области, тогда как всеми социальными услугами они будут пользоваться, по месту жительства (детские сады, школы, больницы и т.д.).
При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц будут производиться по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога будет производиться из бюджета, в который он не поступал. Мы считаем, что существуют два решения возникшего вопроса:
1. Изменить границу городского округа Тольятти, включив в ее состав Особую экономическую зону;
2. Внести поправку в Налоговый кодекс, предусма-
тривающую норму, устанавливающую порядок уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и развития социальной инфраструктуры городского округа.
Реализация высказанных предложений, на наш взгляд, способствовала бы наращиванию собственной доходной базы местных бюджетов и уменьшению их потребности в трансфертах. Хотя это скорее всего и не решит всех проблем финансовой обеспеченности органов местного самоуправления, однако может послужить важным стимулом к развитию экономического потенциала муниципалитетов и внесет определенный вклад в укрепление собственной доходной базы местных бюджетов посредством повышения эффективности в сфере собираемости налогов, сокращения неравенства в бюджетной обеспеченности территорий, поддержания сбалансированности различных уровней бюджетной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 07.05.2013)
2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»
3. Кузнецов, О некоторых проблемах формирования налоговых доходов муниципальных образований в Российской Федерации / Кузнецов С.П. // Вопросы государственного и муниципального управления - 2011. - № 4. - С. 63
4. Максимова, Пути увеличения доходов местных бюджетов: Финансовый сектор / Н.Максимова // Бюджет. - Июль 2009. - № 7. - С.25
5. www.tgl.ru - Портал мэрии городского округа Тольятти
6. minfin-samara.ru - Министерство управления финансами Самарской области
7. Викулина В.В. Теоретические аспекты налоговой политики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 37-40.
8. Васильева А.Г. Методологические аспекты оценки результативности налогового регулирования инновационного развития экономики России //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 8-14.
9. Кобелева И.В. Основные направления реализации концепции устойчивого развития экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 34-38.
WAYS OF STRENGTHENING OF THE TAX INCOME OF MUNICIPALITIES ON THE EXAMPLE OF THE BUDGET OF THE CITY DISTRICT OF TOLYATTI
© 2013
N.N. Bykova, Senior Lecturer, Department of «Finance and Credit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: Important feature of a modern stage of development of the budgetary and tax system of the Russian Federation is the requirement of strengthening of financial independence of local authorities, first, for providing municipal obligations and, secondly, for economic development of own territories. The local authority has to be based on strong financial and economic base at the heart of which there are tax revenues.
Keywords: the budgetary system, the local budget, the consolidated budget, income of budgets, tax income, taxes, the budgetary policy, tax policy, budget deficit, the budgetary powers, tax powers, local government.