ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ТАМБОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina@rambler.ru
ФЕДОРОВА АЛЕНА ЮРЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: Alena81_2004@mail.ru
В статье затронуты вопросы формирования налоговых доходов местных бюджетов на примере бюджета городского округа - город Тамбов. Изучена структура доходов местных бюджетов, рассмотрены факторы, влияющие на самостоятельность местных бюджетов. Затронута проблема обеспечения местного бюджета собственными доходными источниками, в результате которой встает вопрос о расширении самостоятельности бюджетов муниципальных образований, что предполагает наличие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести полную ответственность за их рациональное и эффективное использование. Проанализирована структура доходов местного бюджета городского округа - город Тамбов, и определено, что его структура совпадает с общероссийской по муниципальным образованиям. В структуре налоговых доходов большая часть принадлежит регулируемым федеральным налогам, и в частности, НДФЛ. Значение местных налогов в доходах бюджета Тамбова незначительно. Выявлены проблемы формирования налоговых доходов бюджета Тамбова, и предложены пути их решения. Предлагается пересмотреть систему налогового регулирования финансовой базы местных бюджетов.
Ключевые слова: налоговые доходы местных бюджетов, проблемы формирования налоговых доходов, самостоятельность местных бюджетов.
К доходам местных бюджетов относят налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Финансовая самостоятельность местного самоуправления определяется совокупностью полномочий его органов, осуществляющих мероприятия по решению вопросов местного значения в финансовой сфере на территории муниципального образования. Финансовая самостоятельность местных бюджетов зависит от ряда факторов:
- уровня налоговой составляющей в доходах бюджета;
- уровня доходов, закрепленных на постоянной основе;
- сокращения уровня дотационности;
- наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.
Очевидно, что самостоятельность бюджетов муниципальных образований предполагает нали-
чие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести полную ответственность за их рациональное и эффективное использование [1].
К налоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [2].
Город Тамбов имеет численность 278 000 человек и среднюю степень финансовой самостоятельности (то есть обеспечивает свои обязательства за счет имеющегося на территории налогового потенциала, доходов от использования муниципального имущества и около 40 % межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта федерации).
Городской округ - город Тамбов входит в десятку динамично развивающихся муниципалите-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
тов России со специализацией в сфере торговле, строительства и финансовых услуг (табл. 1). Основным источником доходов бюджетов выступают налоговые доходы (62,9 %), вторым по значимости - неналоговые доходы (18,8 %), на третьем месте - безвозмездные поступления (18,4 %).
Наибольший удельный вес в структуре доходов г. Тамбова занимает НДФЛ (табл. 2). На его долю приходится 1 003 539 тыс. руб. или 32,5 % от доходов г. Тамбова.
На втором месте в структуре доходов города располагается земельный налог и безвозмездные поступления. На долю земельного налога в 2012 г.
приходилось 18,4 % или 569 197,2 тыс. руб. На третьем месте располагаются доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В 2012 г. они составили 290 794,9 тыс. руб. или 9,4 % от общего объема доходов бюджета.
В структуре налоговых доходов большая часть принадлежит регулируемым федеральным налогам (табл. 3). Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц - 51,7 % от налоговых доходов, на втором месте земельный налог -569 197,2 тыс. руб. Его доля в налоговых доходах бюджета Тамбова составляет 29,3 %.
Структура поступлений доходов в городской бюджет за 2012 г., (тыс. руб.)
Таблица 1
Доходы Сумма, тыс. руб. Удел. вес, %
Налоговые доходы 1 941 248,3 62,9
Неналоговые доходы 579 834,8 18,8
Безвозмездные поступления 567 191,9 18,4
ИТОГО 3 088 275,0 100
Таблица 2 Доходная часть бюджета городского округа - город Тамбов на 2012 г., (тыс. руб.)
Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов Сумма Удел. вес, %
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 941 248,3 62,9
Налог на доходы физических лиц 1 003 539,0 32,5
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 273 272,4 8,8
Единый сельскохозяйственный налог 215,6 0,01
Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов 73 520,1 0,2
Земельный налог 569 197,2 18,4
Государственная пошлина 21 504,0 0,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 579 834,8 18,8
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (ДОТАЦИИ, СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ) 567 191,1 18,4
ИТОГО доходов 3 088 275,0 100
Таблица 3 Налоговые доходы бюджета городского округа - город Тамбов в 2012 г. (тыс. руб.)
Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов Сумма Удел. вес, %
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 941 248,3 100
Налог на доходы физических лиц 1 003 539,0 51,7
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 273 272,4 14,1
Единый сельскохозяйственный налог 215,6 0,01
Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов 73 520,1 3,8
Земельный налог 569 197,2 29,3
Государственная пошлина 21 504,0 1,1
На третьем месте среди налоговых источников доходов местного бюджета располагается единый налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности. Не его долю приходится 8,8 % от всех доходов бюджета или 14,1 % от налоговых доходов.
N. M. ТШВМЛ Л. т FEDOROVA
Значение местных налогов в доходах бюджета Тамбова незначительно. Так, из двух местных налогов наибольший удельный вес в доходах бюджета приходится на земельный налог. Общая доля от поступления местных налогов составляет 33,1 % от налоговых доходов бюджета Тамбова. В то время как в общей сумме доходов бюджета доля местных налогов составляет всего лишь 18,4 %.
Выявим проблемы формирования налоговых доходов бюджета Тамбова и предложим пути их решения. Перспективным источником расширения доходной базы может стать модернизация земельного налога. Необходимо совершенствование кадастровой оценки земель, инвентаризации льгот по налогу, установленных федеральным законодательством, внесения изменений в действующее законодательство по обеспечению обязательной регистрации собственности граждан [3].
Незначительные поступления налога на имущество физических лиц обусловлены низкой инвентаризационной стоимостью объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности. Необходимо на федеральном уровне принять нормативный правовой акт, который позволит муниципалитету провести переоценку имущества, введенного в эксплуатацию. А так же необходимо провести кадастровую оценку имущества, что будет способствовать введению налога на недвижимость.
Более весомым источником доходов бюджета города Тамбова, чем существующие местные налоги, может стать налог на недвижимость. Однако в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости и порядком проведения государственной кадастровой оценки.
НДФЛ - это в настоящее время основной налоговый источник городского округа - город Тамбов. В бюджет Тамбова он поступает в размере 30 %. Решение этой проблемы требует вмешательства на уровне субъекта Федерации, так как согласно статье 58 Бюджетного Кодекса РФ - субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты [4]. При повышении норматива зачисления в бюджет городского округа - город Тамбов на 10 % повлекло бы за собой увеличение поступлений в размере 334 000 тыс. руб.
Так же для увеличения прироста поступлений по НДФЛ необходимо исполнительному органу власти проведение совместной с налоговым органом работы по легализации заработной платы, а
также работы, направленной на привлечение к уплате налога иногородних организаций, осуществляющих деятельность на территории города Тамбова. Необходим мониторинг за данной категорией налогоплательщиков на постоянной основе.
Предлагается пересмотреть систему налогового регулирования финансовой базы местных бюджетов. Практика налогового регулирования финансовой базы местных бюджетов показывает, что субъект РФ может воздействовать на доходы местных бюджетов двумя путями:
- установление унифицированных нормативов отчислений от региональных налогов и долей федеральных налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ федеральным законодательством;
- установление дифференцированных нормативов отчислений от региональных налогов и долей федеральных налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ федеральным законодательством (дифференциация осуществляется в зависимости от определенных критериев, определенных в регионе) [5].
Особенность унифицированных нормативов заключалась в том, что они устанавливались в одинаковом размере (проценте) для всех муниципальных образований региона. Это отражало принцип равенства прав территорий нижестоящего уровня по отношению к органам власти вышестоящего уровня или, наоборот, единый подход органов государственной власти субъекта РФ ко всем муниципальным образованиям региона.
Дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты устанавливались по федеральным налогам, которые являлись доходами областного бюджета. А именно: в 2006-2011 гг. -по НДФЛ [6].
Таким образом, в современных условиях практика налогового регулирования финансовой базы местных бюджетов в Тамбовской области фактически представлена только установлением дополнительных дифференцированных нормативов по НДФЛ для дотационных муниципальных образований.
Очевидно, что состояние налоговых доходов муниципальных образований в этой ситуации нельзя оценивать как оптимальное и устойчивое. Очевидно, что необходим возврат к практике налогового регулирования финансовой базы бюджетов территорий за счет расширенной передачи поступлений от региональных и федеральных налогов (для местных бюджетов).
Вероятно, возврата к ежегодно устанавливаемым нормативам не произойдет. Тем более важно грамотно продумать возможные последствия для
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
того варианта налогового регулирования, который будет выбран на федеральном уровне и на уровне каждого субъекта РФ, варианта, который с учетом накопленного опыта налогового регулирования в субъектах РФ станет наиболее оптимальным.
Литература
1. Федорова А. Ю. Формирование налоговой составляющей доходов областного бюджета // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4. С. 290-294.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 1450-ФЗ, 2013.
3. Чернышова О. Н., Турбина Н. М. Совершенствование администрирования доходов местных бюджетов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10. С. 229.
4. Турбина Н. М., Шепелев О. М. Проблемы администрирования региональных и местных налогов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2. С. 121.
5. Турбина Н. М., Косенкова Ю. Ю. Направления совершенствования налогового администрирования по региональным и местным налогам // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 196.
6. Федорова А. Ю. Черкашнев Р. Ю., Дорожкина Н. И. Показатели, характеризующие структуру денеж-
ных доходов и расходов населения в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2. С. 153-157.
References
1. Fedorova А. Yu. Formirovaniye nalogovoj sostavlyayushchej dokhodov oblastnogo byudzheta // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 3-4. S. 290-294.
2. Byudzhetnyj Kodeks Rossijskoj Federatsii ot 31.07.1998 g. № 1450-FZ, 2013.
3. Chernyshova O. N., Turbina N. M. Sovershenstvovaniye administrirovaniya dokhodov mestnykh byudzhetov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 10. S. 229.
4. Turbina N. M., Shepelev O. M. Problemy administrirovaniya regional'nykh i mestnykh nalogov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 2. S. 121.
5. Turbina N. M., Kosenkova Yu. Yu. Napravleniya sovershenstvovaniya nalogovogo administrirovaniya po regional'nym i mestnym nalogam // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 5. S. 196.
6. Fedorova А. Yu. Cherkashnev R. Yu., Dorozhkina N. I. Pokazateli, kharakterizuyushchiye strukturu denezhnykh dokhodov i raskhodov naseleniya v Tambovskoj oblasti // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2014. № 2. S. 153-157.
* * *
PROBLEMS OF FORMATION OF THE TAX INCOME OF THE BUDGET OF THE CITY DISTRICT - TAMBOV AND WAYS
OF THEIR DECISION
TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina@rambler.ru
FEDOROVA ALYONA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: Alena81_2004@mail.ru
In article authors raised questions of formation of the tax income of local budgets on the example of the budget of the city district - Tambov. They studied the structure of the income of local budgets, considered factors influencing independence of local budgets. Authors touched the issue of providing the local budget with own profitable sources. As a result of which, there is a question of expansion of independence of budgets of municipalities that assumes existence of own sources of financial resources with which local governments have the right to dispose and bear freely full responsibility for their rational and effective use. Authors analyzed the structure of the income of the local budget of the city district - the city of Tambov and defined that its structure coincides with all-Russian on municipalities. In structure of the tax income the most part belongs to adjustable federal taxes, and in particular the personal income tax. Value of local taxes in the income of the budget of Tambov is slightly. Authors revealed problems of formation of the tax income of the budget of Tambov and proposed ways their solutions. They offered to reconsider system of tax regulation of financial base of local budgets.
Key words: tax income of local budgets, problems of formation of tax income, independence of local budgets.
N. M. TURBINA, A. YU. FEDOROVA