ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Способы снижения массы резаного табака
при изготовлении курительных изделий
М.Б.Бобок
ГПТУП «Белая Русь» УДПРБ, Республика Беларусь И.И.Татарченко, Ю.В.Алтуньян
Кубанский государственный технологический университет
Снижение массы табака в сигарете - один из способов удешевления продукции. Удешевить продукцию можно также с помощью добавления восстановленного табака и расширенной жилки, что влияет на улучшение качества курительного изделия. При этом важной задачей при изменении массы табака в сигарете и внесении в мешку сигареты восстановленного табака и расширенной жилки становится изучение всех физических параметров табачных изделий, которые могут влиять на качество готовой продукции.
В проводимом нами эксперименте снижали массу табака дважды, каждый раз на 9 мг, при этом наблюдая, как это отражается на других показателях. Первоначально масса табака в сигарете составила 656 мг.
Диаметр сигареты находится в допустимых пределах. Сопротивление затяжки — в норме. Общая масса сигареты не выходит из допустимых норм. Сигаретная машина работает с допустимой массой табака. Осыпки концов сигареты не наблюдается. Прочностные свойства остаются в норме. Вентиляция в допустимых пределах.
Уменьшив содержание табака на 9 мг, получили массу табака в сигарете 647 мг.
Результат показал, что при уменьшении массы сигареты остальные показатели остались в допустимых пределах. Диаметр сигареты изменяется на 0,02 мм, откуда следует, что он остается в допустимых пределах. Сопротивление затяжки также остается в допустимых пределах, и возможно еще уменьшение массы сигареты. Общая масса сигареты изменяется незначительно, есть возможность еще уменьшить массу табака в сигарете. Осыпки при данном изменении в массе табака в сигарете вообще не наблюдается. Жесткость в среднем остается в допустимых пределах. Показания вентиляции дают возможность предположить
дальнейшее снижение табачной массы в сигарете.
Уменьшив содержание табака еще на 9 мг, получили массу табака в сигарете 638 мг.
Диаметр остается в допустимых пределах, но дальнейшее уменьшение массы табака в сигарете может привести к браку. Сопротивление затяжки в норме, но больше уменьшать массу нельзя. Общая масса осталась в норме, есть возможность снизить еще. Осыпки концов сигареты не происходит. Жесткость в норме, но больше уменьшать массу табака нельзя. Вентиляция в доступных пределах.
Проведенная научная работа показала, что общепринятые нормы для сигаретного оборудования, стоящего в большинстве фабрик мира, не являются идеальными. Разумное, научно обоснованное и практически апробированное уменьшение массы табака в сигарете от нормы не приводит к ухудшению качества продукции. Так как на современных табачных фабриках ежегодный оборот сигарет составляет более 25 млрд шт., то изменения по массе табака в сигарете могут привести к экономии миллионов долларов.
Каждую марку сигарет на всех фабриках можно протестировать аналогичным образом. Необходимо только найти тот оптимальный уровень, до которого можно снизить массу табака в сигарете (в нашем случае уменьшение массы табака в сигарете ниже 638 мг уже приведет к ухудшению качественных характеристик сигареты). При этом постоянно измеряются и контролируются параметры сигареты, на которые оказывается влияние в ходе эксперимента.
Снижение себестоимости сигареты достигается также путем добавления восстановленного табака и расширенной жилки. Комбинированное использование всех способов позволит снизить себестоимость сигарет, а также
повысить качественные показатели курительной продукции.
Соответствие показателей качества курительной продукции требуемым нормам контролирует отдел обеспечения качества. В табачном цехе определяют следующие основные параметры табака:
• влажность ОУ, %;
• температура Т, °С;
• фракционный состав Б!, %;
• объемно-упругие свойства ССУ, см3/г;
• ширина волокна после резки СШ, %.
Контроль этих параметров производится дважды в сутки (один раз в смену). Для ежесменного контроля выбирается одна партия табака. Выбор той или другой партии основывается на том, чтобы контролировались различные бленды. Поскольку процесс контроля достаточно длительный, то отбор образцов проб табака и измерение их параметров могут проходить в различных сменах.
Отбор образцов проб осуществляется в течение смены с различных точек линии в определенной последовательности согласно плану отбора образцов. Для транспортировки образцов используются пластиковые ведра, вмещающие около 300 г табака.
Входящее сырье (табак, включая восстановленный и расширенную жилку) контролируется следующим образом.
В специально отведенное помещении для контроля и отбора проб от каждой партии входящего сырья выставляется по 5 коробов. При поступлении сырья в кипах (восточные та-баки) от каждой партии выставляется 10 кип.
В это помещение также выставляются все упаковки входящего сырья с признаками внешних несоответствий (подмокание, сильное загрязнение, следы плесени). Часть этого сырья, непригодная для производства, отбраковывается.
Входящее сырье контролируется по следующим показателям:
• внешний вид и влажность (ОУ) для табаков всех видов, включая восстановленный;
• влажность (ОУ), фракционный состав (Б!) и объемно-упругие свойства (ССУ) для расширенной жилки.
При поступлении каждого нового лота табака его внешний вид сравнивается с образцом, заранее присланным на фабрику. Методы определения влажности, фракционного состава и объемно-упругих свойств - стандартные. По окончании осмотра сырья и определения вышеуказанных параметров делаются соответствующие проводки, после чего сырье может выдаваться в производство.
44 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 10/2005