Научная статья на тему 'Способы речевого воздействия лектора'

Способы речевого воздействия лектора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы речевого воздействия лектора»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). № 1. Ч.1 - С. 269-273

РАЗДЕЛ 6. ЯЗЫКОВАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

УДК 811.161.1

Способы речевого воздействия лектора Пикалова А. Н.

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара,

г. Днепропетровск, Украина ane4444ka 88@mail.ru

Рассмотрены особенности речевого воздействия лектора на аудиторию на материале лекций доктора физико-математических наук, профессора С. П. Капицы и доктора исторических наук, профессора С. П. Карпова. Определено, что речевое воздействие применяется в лекциях достаточно широко и реализуется четырьмя типами: социальным, волеизъявлением, разъяснением (информированием) и оценочным (эмоциональным).

Ключевые слова: речевое воздействие, лекция, социальное воздействие, волеизъявление, информирование.

Изучение языковой личности в лингвистике не является новым (в 80-х годах ХХ столетия вышел ряд работ, посвященных данной тематике, среди которых следует выделить труд Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» [4]). Однако если в конце ХХ века языковая личность рассматривается в обобщенном виде, абстрактно, «как генетически обусловленная предрасположенность к созданию и манипулированию знаковыми системами» [4, с. 4], то уже в начале ХХ1 века «увеличивается количество работ, в которых содержатся попытки описать особенности языковой личности различных типологических групп (социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных): языковая личность учителя, учителя-русиста, языковая личность телевизионного ведущего, языковая личность переводчика и комментатора, этот перечисленный ряд в будущем может быть продолжен исследованиями типа языковая личность врача, юриста, артиста и т. п.» [6]. Среди последних работ можно выделить исследование реальной языковой личности на материале дискурса врача-фармаколога К. И. Бендера как носителя элитарной речевой культуры [7], исследование языковой личности в юридическом дискурсе [8], исследование языковой личности современного старшеклассника [1] и др. Такое количество работ, посвященных данной проблематике, свидетельствует об актуальности вопроса в современном языкознании. К отдельной группе можно отнести языковую личность лектора, исследование которой дает возможность выявить специфические черты, стратегии и тактики речевого поведения, которыми обладает или должен обладать преподаватель для достижения цели своей коммуникации - для обучения. В свою очередь, «стремление добиться максимального результата

порождает планирование, которое <...> определяет стратегию говорящего» [2, с. 9]. Речевые стратегии коммуникации тесно связаны с речевым воздействием.

В данной статье мы ставим цель - описать на материале лекций способы речевого воздействия лектора на аудиторию. Она реализуется в решении ряда задач:

1. Исследовать социальное речевое воздействие лектора на аудиторию.

2. Изучить волеизъявление как тип речевого воздействия при чтении лекции.

3. Исследовать разъяснение и информирование как способы речевого воздействия.

4. Проанализировать применение оценочного и эмоционального речевого воздействия на адресата лекции.

Материалом для исследования послужили лекции доктора физико-математических наук, профессора С. П. Капицы [3] и доктора исторических наук, профессора С. П. Карпова [5]. Основой анализа является классификация типов речевого воздействия, предложенная Л. Л. Федоровой [9]. Согласно ее теории, выделяется четыре типа воздействия: 1) социальное (к которому относится приветствие, клятва, молитва); 2) волеизъявление (приказ, просьба, отказ, совет); 3) разъяснение, информирование (объяснение, доклад, сообщение, признание); 4) оценочное и эмоциональное (порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).

1. Социальный тип речевого воздействия в лекциях выражен слабо. Среди всех вариантов можно отметить приветствие, которым лекторы открывают свое выступление. Оно может быть ограничено стандартными фразами: Добрый день, здравствуйте [5], после чего следует оглашение темы лекции и далее сама лекция. Кроме этикетных фраз, «приветствие» также может включать элементы обращения к аудитории: Здравствуйте. Вам хлопать надо потом, а не заранее [3] (лекции «Академии» начинаются с приветствия лектора аплодисментами). Такое обращение может быть нацелено на установление контакта с аудиторией и на активизацию ее внимания.

2. Речевое воздействие, выраженное волеизъявлением, нельзя назвать частотным, хотя имеет место быть. Так, лектор может прибегнуть к просьбе: Представьте себе Южную Русь того времени [5]; Но вы подумайте, что, если наступила эпидемия гриппа там или другой заразы <...>? [3]; к совету: <...> вам не надо учитывать при этом миграцию [3]; или к оборотам долженствования: <...> мы должны сейчас вместе с вами понять, когда начинается новый и очень интересный процесс; И, кроме того, надо подумать: а что же перевозится на галеях? [5]. Такие обращения к аудитории связаны с намерением лектора активизировать познавательную деятельность слушающих. Также обращение лектора к аудитории с просьбой может быть связано с технической стороной лекции, например, если необходимо обратить внимание на интерактивную доску: Давайте посмотрим на эту карту [5]. Иногда фраза долженствования не призывает аудиторию к действию, а служит способом связи высказывания, проводя «мостик» между подтемами лекции: А человек - это очень особый вид, и надо даже взглянуть на человека с такой, я бы сказал, биологической точки зрения, сколько нас, как мы умещаемся в нашем мире? [3]. Введение новой подтемы может совпадать с воздействием на познавательную деятельность слушающих: Вот это есть самый главный вывод, к которому мы сейчас должны прийти [3]. Волеизъявление также может быть связано не только с переходом к новой подтеме, но и с прогнозированием следующей лекции: Мощными миграционными процессами, с теми грандиозными изменениями, которые сейчас уже происходят в глобальном мире, которых, я думаю, мы рассмотрим уже более детально в следующей лекции [3].

3. Большую часть лекций занимает воздействие посредством разъяснения и информирования. Естественно, что объяснение, доклад и сообщение, как виды речевого воздействия, взаимодействуют между собой и представлены достаточно

широко в лекциях, поскольку основная задача лекции - предоставить информацию и разъяснить ее. В контексте данного типа речевого воздействия видится целе сообразным рассмотреть особый вид, который представляет собой информирование посредством обращения лектора к собственному опыту, к своей личности. Следует отметить, что данный тип высказываний является строго индивидуальным и зависит от языковой личности лектора, от его стратегии чтения лекции. Так, в лекции С. П. Карпова нами было отмечено единичное обращение лектора к своей личности: Но я бы хотел сказать, что это было не единственное изменение [5]. В целом, лекция практически лишена субъективизма и содержит объективные сообщения и объяснения. К местоимению я автор больше не возвращается. В то же время в лекции С. П. Капицы наблюдается двадцать случаев апелляции лектора к своему опыту. Так, например, он делится с аудиторией своим научным опытом: <...> в 80-х годах я стал членом так называемого «Римского клуба» <...>; <...> это привело меня в соприкосновение по существу со многими лучшими умами человечества <...> [3]; кругом своих научных интересов: Я в свое время был связан с обсуждением одной из самых острых глобальных проблем, хотя о ней я буду сейчас мало говорить; И вот это меня тоже очень привлекало; Это и была центральная задача, которой мне пришлось заняться, и с ее точки зрения рассматривать глобальные проблемы современности [3]. Кроме этого, лектор использует этот прием и как способ связи фрагментов лекции, прогнозируя ее дальнейший ход: И вот здесь я как раз подхожу к тем проблемам, которые меня начали интересовать. Но прежде я расскажу о том, что люди, когда начали задумываться о глобальных проблемах и вообще о росте численности <...> [3]. Также лектор воздействует на аудиторию, выражая личное отношение к тому, о чем информирует: Я думаю, что это оказало очень серьезное влияние на него; И именно это представляет собой, с моей точки зрения, наиболее существенную глобальную проблему <...> [3].

4. Применение оценочного и эмоционального речевого воздействия также во многом зависит от языковой личности лектора. Можно выделить похвалу, высказывания с положительной оценкой: Удивительный такой человек, который создал такую транснациональную автомобильную компанию [3]; и, наоборот, порицание, негативную оценку: На самом деле, это абсолютная чепуха с точки зрения геохимии [3]. Следует отметить, что апелляция к эмоциям слушающих помогает лектору не только активизировать внимание аудитории, но и способствует лучшему запоминанию материала благодаря участию эмоциональной памяти.

Таким образом, в лекции активно используются различные способы речевого воздействия на аудиторию, среди которых можно выделить приветствия и приветственные фразы, направленные на установление контакта с аудиторией; просьбы и советы, которые активизируют внимание аудитории и помогают структурировать высказывание; объяснения и сообщения, занимающие центральное место в лекции; а также в некоторых случаях порицание и похвалу, апеллирующие к эмоциональной памяти слушающих. Исследование типов речевого воздействия является неотъемлемой частью изучения коммуникативных стратегий и тактик языковой личности лектора.

Дальнейшей перспективой исследования языковой личности лектора является изучение языковых показателей речевых тактик, а также коммуникативных ходов, применяемых при чтении лекций гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Список литературы

1. Аниськина Н. В. Языковая личность современного старшеклассника : дисс. на соискание учен. степени канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Н. В. Аниськина. - Ярославль, 2001. - 288 с.

2. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - 5-е изд. - М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.

Капица С. П. Россия и мир в демографическом зеркале [Электрон. ресурс] / С. П. Капица. - Режим доступа : http://tvkultura.ru/video/ show/brand_id/20898/ episode_id/156358/video_id/156358.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М. : Наука, 1987. - 264 с.

Карпов С. П. Причерноморье. Перекресток цивилизаций [Электрон. ресурс] / С. П. Карпов. - Режим доступа : http://tvkultura.ru /article/show/article_id/64600.

Кочеткова Т. В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) [Электрон. ресурс] / Т. В. Кочеткова. - Режим доступа : http://portal.tpu.ru/SHARED /e/ELENNOV/four/Tab2/KochetkovaTV.pdf

Кочеткова Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры : дисс. на соикание учен. степени д-ра филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Т. В. Кочеткова. - Саратов, 1999. - 534 с.

Кубиц Г. В. Профессионализация языковой личности (на примере юридического дискурса) : дисс. на соискание учен. степени канд. филол. наук : спец. 10.02.19 «Теория языка» / Г. В. Кубиц. - Челябинск, 2005. - 258 с.

Федорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Федорова // Вопросы языкознания. - 1991. - № 6. - С. 46-50.

Пжалова Г. М. Способи мовленневого впливу лектора // Вчет записки Тавр1йського нащонального ун1верситету 1мен1 В. I. Вернадського. Сер1я «Ф1лолог1я. Соц1альн1 комун1кацИ'». - 2014. - Т. 27 (66). № 1. Ч.1 - С.269-273

Розглянут1 особливост1 мовленневого впливу лектора на аудторт на матер1ал1 лекцт доктора ф1зико-математичних наук, професора С. П. Капщи та доктора ¡сторичних наук, професора С. П. Карпова. Виявлено, що мовленневий вплив застосовуеться в лекщях достатньо широко та реал1зуеться чотирма видами: соцгальним, волевиявленням, роз'ясненням (iнформуванням) та оцгночним (емоцШним).

K^40Bi слова: мовленневий вплив, лекщя, сощальний вплив, волевиявлення, тформування.

Pikalova G. M. Methods of speech influence of lecturer // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2014. -Vol. 27 (66). No 1.1 - P.269-273

The amount of the scientific researches which are sanctified to the study of language personality of different typology groups increases. Language personality of lecturer is in this group. In this article we aim at the description of the material of lectures, the methods of speech influence of lecturer on an audience. The purpose will be realized by solving a row of tasks: 1) to investigate the affect of lecturer's social speech on the audience; 2) to study the will as a type of speech influence during a lecture; 3) to investigate elucidation and informing as methods of speech influence; 4) to analyze the affect of the evaluation and emotional speech on the addressee of a lecture. The materials for the research are lectures of Dr. Physical and Mathematical Science, professor S. P. Kapitsa and Dr. Historical Science, professor S. P. Carpov. In the conclusion of the analysis it was discovered that

several methods of speech influence are used during the lectures. There are methods such as greeting and greet phrases, aimed at connecting with the audience, requests and advise, which activate the attention of the audience and help to structure the speech, explaining and messages, which are the centre of a lecture, the blame and the praise which appeal to emotional memory of listeners. The research of types of speech influence is an inalienable part of the study of communicative strategies and methods of a language personality of a lecturer.

Keywords: speech influence, lecture, lecturer's social speech, the will, informing.

Поступила в редакцию 11.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.