11. Рамо, Ж.-Ф. Трактат о гармонии // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. - М., 1971.
12. Кеплер, И. Гармония мира // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. - М., 1971.
13. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики до 18 века. - М., 1978.
Bibliography
1. Livanova, T.N. Istoriya zapadnoevropeyjskoyj muzihki do 1789 goda. - M., 1983. - T. 1.
2. Lobanova, M.N. Zapadnoevropeyjskoe muzihkaljnoe barokko: problemih ehstetiki i poehtiki. - M., 1994.
3. Kazanceva, L.P. Muzihkaljnoe soderzhanie v kontekste kuljturih. - Astrakhanj, 2009.
4. Skrebkov, S.S. Khudozhestvennihe principih muzihkaljnihkh stileyj. - M., 1973.
5. Battyo, Sh. Izyathnihe iskusstva, svedennihe k edinomu principu // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
6. Mersenn, M. Universaljnaya garmoniya // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
7. Laseped, B. Poehtika muzihki // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
8. Didro, D. Plemyannik Ramo // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
9. Russo, Zh.-Zh. Opiht o proiskhozhdenii yazihkov, v kotorom govoritsya o melodii i muzihkaljnom podrazhanii // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
10. Sheyjbe, I. Kriticheskiyj muzihkant // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
11. Ramo, Zh.-F. Traktat o garmonii // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
12. Kepler, I. Garmoniya mira // Muzihkaljnaya ehstetika Zapadnoyj Evropih XVII-XVIII vekov. - M., 1971.
13. Shestakov, V.P. Ot ehtosa k affektu. Istoriya muzihkaljnoyj ehstetiki do 18 veka. - M., 1978.
Статья поступила в редакцию 06.03.14
УДК 111
Saryglar Ch. Sh. METHODS OF MAKING FIRE IN TRADITIONS NOMADIC TUVINIANS. In the article the traditional methods of cultivation of fire in a national religion of Tuvinians are investigated. The problem of fires became a problem of all mankind. In traditions of nomads the decision on stating of problems of harmony between a person and nature is a possible way of spiritually moral revival through formation of traditional ties of a person with the nature. Traditions of the use of natural and biological resources are highly searched today by the society from emergence an intense situation between people and nature, especially methodologies of adjustment of these relations in ecological formation of increasing generation.
Key words: wild fire, hearth, useful properties of fire.
Сарыглар Чодураа Шактар-ооловна, аспирант каф. философии Тувинского гос. университета,
E-mail: [email protected]
СПОСОБЫ РАЗВЕДЕНИЕ ОГНЯ В ТРАДИЦИЯХ ТУВИНСКИХ НОМАДОВ
В статье рассматривается традиционные способы разведения огня народной религии тувинцев. Проблема пожаров стали проблемой всего человечества. В традициях номадов решение проблемы установление гармонии между человеком и Природой представляется нам возможным путем духовно-нравственного возрождения через воспитание традиционных связей человека с природой. Традиции использования природных и биологических ресурсов сегодня востребованы обществом из-за возникшей напряженной ситуации между человеком и природой, особенно методик регулирования этих отношений в экологическом воспитании возрастающего поколения.
Ключевые слова: дикий огонь, очаг, полезные свойства огня. wild fire, hearth, useful properties of fire.
Использование огня явилось одним из величайших открытий в истории человечества. Оно дало возможность победить тьму, открыло способы борьбы с холодом, улучшило питание, подняло производительность труда и таким образом сильно способствовало развитию общества.
Люди рано открыли полезные свойства огня - его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу «Дикий огонь», который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек «приручил» его и «поставил» себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты.
Мир кочевников, создавших экологическую культуру гармонии духовно-нравственной и природной среды обитания, представляются прекрасной моделью и эталоном соприродного взаимодействия человеческой цивилизации [1].
Основой кочевой стоянки является-очаг (одаг)(отар) связано с наименованием огня. Разведение костра состоит из нескольких стадий: выбор и подготовка ложа костра кочевого очага. В таежных условиях разведение костра состоит из нескольких стадий: выбор и подготовка ложа костра, поиск и транспортировка к костру, по меньшей мере, трех видов топлива. Первые два служат в качестве «запала» костра, ими традиционно выступают в тайге растения: хаг оът «анкафия огненная» высохшие сосновые ветки с желтой хвоей, западные тувинцы их
называют пош эрзээ применяют также бересту, мох и любые мелкие сухие ветки или траву.
Далее идут сухие ветви деревьев и кустарников, для получения высокотемпературного пламени, необходимого для приготовления пищи и освещения места стоянки. Для поддержания костра в течение ночи ищут и приносят валежник, относительно крупные остатки стволов и корней упавших деревьев. В степени и пустынной местности для запала костра обычно используют хаг чашпан «полынь обыкновенная», в качестве топлива - сухие ветви кустарников и высохший навоз домашних животных.
Огонь получают следующим образом. Берут в руки небольшие количество имеющегося в распоряжении растения, использующегося в качестве «залпа» костра, прижимают к нему сверху кремень и наносят по нему сверху кремень и наносят по нему металлический пластиной огнива удар, который и высекает искру. Искра, попав на растение, начинает тлеть. Тлеющий огонь раздувают до появления пламени. Как только появляется пламя, его тут же подносят к выложенным в основании костра кедровым веткам и прочим легковоспламеняющимися растениями, собранным в округе.
Тувинские охотники при разведении огня укладывают топливо «слоями». В основе костра кладут материал, способный самостоятельно разогреться в любых условиях. Обычно для этого используют пожелтевшие побеги хвои на кончиках кедровых веток - пош орзээ или бересту. Их собирают и укладывают кучкой, сверху кладут любые мелкие, сухие ветви деревьев или кустарника. Обнаружить их несложно, при этом желательно со-
бирать не с земли, а с кустов или деревьев, т. к. на земле они, как правило, влажные. Высохшие ветви даже в дождь остаются сухими, если они находились в кустарнике, или на деревьях. Поверх мелких сухих ветвей укладывают относительно крупные сучья. И только после этого приступают к добыванию огня. В прошлом для этой цели использовали кремни, которые находили в горах. При разведении огня стараются использовать сухостойные лиственницы, найти их в тувинской тайге не представляет особого труда, они дают много тепла и мало дыма, что очень важно, если огонь разводится внутри чума. Поэтому для обозначения сухой лиственницы существует особое название -сыра или кургах сыра [2].
Исторические способы разведения огня. Считается, что человек вначале познакомился с «диким» огнем, полученными в результате естественных явлений природы. Археологические и этнографические материалы дают все основания предполагать, что наиболее древними способами добывания огня являлись: выскабливания, высверливание, выпиливания, и высекания огня при ударе камня о железо.
Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе — пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.
Выскабливание огня - один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно производилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий.
Более поздним способом высверливания огня явилось применение так называемого насосного сверла. В этом инструменте к нижней части сверля- щей палочки прикреплялся маховичок, а с верхнего конца палочки в обе стороны шли короткие шнуры, свободные концы которых соединялись между собой горизонтальной палочкой. Если постепенно начать двигать палочку, то шнуры, предварительно намотанные на сверло, будут сматываться. Палочка начнет быстро вращаться, в результате чего образуется сильное трение. Насосное сверло дает огонь.
Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревянная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получался древесный порошок, котоБиблиографический список
рый начинал тлеть. Выпиливание огня было распространено у австралийцев, было известно на Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилилось не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.
Добывание огня «сверлением» без лучка, т.е. вращением стержня между ладонями, применялось австралийцами, индейцами Южной Америки и другими народами, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал второму, а если был третий - он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз от давления. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.
Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня не занимал более одной минуты, хотя за это время человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливались к земле ногой. У индейцев шингу воспламеняющимся веществом часто служило волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.
Видимо, проблема освоения огня и древнейших способов его искусственного добывания не имеет однозначного решения. В разное время разные группы древнепалеолитических людей постепенно осваивали огонь и вырабатывали способы его добывания. Судя по археологическим находкам, уже с начала позднего палеолита, а быть может, и с мустьерской эпохи наряду с доминировавшим добыванием огня путем трения в отдельных случаях практиковалось высекание его ударом кремня о пирит. Возможно, преобладание того или иного способа было связано с окружающими природными условиями, с климатом, влажностью воздуха, наличием подходящих пород дерева, а также кусков пирита [3].
Вывод. Таким образом, необходимо возродить традиции почитания огня, повысить этноэкологическую нравственность общества, так как в настоящее время способы добывания огня стало легкодоступным, однако из-за этноэкологической неграмотности населения происходит лесные пожары, что сегодня является глобальной проблемой всего человечества.
1. Аракчаа, Л.К. Истоки экологического воспитания. - Кызыл, 2004.
2. Даржа, В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл, 2009. - Т. 1.
3. Борисковский, П.И. Древнейшее прошлое человечества. - М., 1980.
Bibliography
1. Arakchaa, L.K. Istoki ehkologicheskogo vospitaniya. - Kihzihl, 2004.
2. Darzha, V.K. Tradicionnihe muzhskie zanyatiya tuvincev. - Kihzihl, 2009. - T. 1.
3. Boriskovskiyj, P.I. Drevneyjshee proshloe chelovechestva. - M., 1980.
Статья поступила в редакцию 10.03.14
УДК 1:316.33
Dumnova Ye.M. THE PROBLEM OF POLYMENTALITY OF THE YOUTH. The article considers the problem of polymentality of the contemporary society. The analysis of interconditionality of the individual and the group youth consciousness is done on the level of inclusion in the respective mentality types. The dialectics of the individual and the socio-group mentality is considered on the basis of interpreting their formation mechanisms.
Key words: individual mentality, socio-group mentality, the youth, group consciousness, social identity.
Э.М. Думнова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской гос. архитектурно-художественной академии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается проблема полиментальности современного общества. Проводится анализ взаимообусловленности индивидуального и группового сознания молодежи на уровне включенности в соответству-