3. Шестаков, В. Казахстан и соблазн пантюркизма // Фонд Стратегической Культуры [Э/р]. - Р/д: http://www.fondsk.ru
4. Аватаков, В. Россия и Турция: противостояние идеологий / В. Аватаков, Н. Иванова // Свободная мысль [Э/р]. - Р/д: http://svom.info/ entry/288-rossiya-i-turciya-protivostoyanie-ideologij/
5. Сергейчик, Е.М. Философия истории. - СПб., 2000.
6. Червонная, C. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. - 2013. - № 5.
7. Если Турция войдет в Таможенный союз, то Россия из него выйдет // Электронная газета армян России «Еркрамас» [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.yerkramas.org
8. Кузнецов, В.Н. Идеология: социологический аспект. - М., 2005.
Bibliography
1. Dergachev, V.A. Geopolitika: uchebnik dlya vuzov. - M., 2012.
2. Mkrtihchyan, A.A. Pantyurkizm v geostrategii Turcii na Kavkaze kak globaljnaya problema sovremennihkh mezhdunarodnihkh otnosheniyj (Politologicheskiyj analiz): dis. ... d-ra polit. nauk. - M., 2003.
3. Shestakov, V. Kazakhstan i soblazn pantyurkizma // Fond Strategicheskoyj Kuljturih [Eh/r]. - R/d: http://www.fondsk.ru
4. Avatakov, V. Rossiya i Turciya: protivostoyanie ideologiyj / V. Avatakov, N. Ivanova // Svobodnaya mihslj [Eh/r]. - R/d: http://svom.info/entry/ 288-rossiya-i-turciya-protivostoyanie-ideologij/
5. Sergeyjchik, E.M. Filosofiya istorii. - SPb., 2000.
6. Chervonnaya, C. Pantyurkizm i panislamizm v rossiyjskoyj istorii // Otechestvennihe zapiski. - 2013. - № 5.
7. Esli Turciya voyjdet v Tamozhennihyj soyuz, to Rossiya iz nego vihyjdet // Ehlektronnaya gazeta armyan Rossii «Erkramas» [Eh/r]. - R/d: http:/ /www.yerkramas.org
8. Kuznecov, V.N. Ideologiya: sociologicheskiyj aspekt. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 12.05.14
УДК 124.2
Saryglar Ch. Sh. CULT FIRE IN THE TRADITIONS OF TUVAN NOMADS. The topicality of the research is explained by the importance of the revival of traditions of Tuva ethnos. It is stated that the folk traditions were to maintain an ecosystem; every owner held control over the degradation of an ecosystem in his private land. The paper considers the Tuva traditions of sacrificial offering in the religion. Making a cult fire was safe for the nature. It is said that a sacrificial fire is a nomadic tradition that is one of the ways to follow tengrism.
Key words: ritual of fumigation, cult fire, eagle's nest.
Ч.Ш. Сарыглар, аспирант каф. философии Тувинского гос. университета,
г. Кызыл, E-mail: [email protected]
КУЛЬТОВЫЙ ОГОНЬ В ТРАДИЦИЯХ ТУВИНСКИХ НОМАДОВ
В статье раскрывается актуальность исследования по возрождению традиций тувинского этноса. Указывается, что народные традиции были сосредоточены на сохранении экосистемы и каждый хозяин на своем частном секторе держал контроль деградации экосистемы. Рассматривается значение жертвоприношений в народной религии тувинцев. Раскладывания, сжигание «жертвенного костра» имели безопасное для природы способы. Жертвенный огонь - это традиция номадов, которая является одним способом обращения к тенгри-анству.
Ключевые слова: обряд окуривания, культовый костер, гнездо орла.
Огонь считается наиболее загадочным из четырех стихий, и имеет глубокие и многогранные взаимоотношения во всех религиях. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности. Считается, чтобы быть в полной гармонии с природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную легкость и спокойствие.
Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
Огонь кажется самостоятельным и почти одушевленным: он нуждается в питании, проявляет упорство и желание жить. Огонь способен к воспроизводству: он рождается, умирает и порождает себе подобных. Огонь активен и динамичен, он ассоциируется с мужским началом. В дикой природе огонь встречается крайне редко - он является определяющим элементом именно человеческого бытия. Его функции разнообразны и противоречивы: он разрушает и придает форму, соединяет вещества и разделяет их, способствует жизни и может отнять её. Психология отношения человека к огню также неоднозначна. Огонь тянет к себе но, и пугает, с ним связаны как удовольствия, так и запреты, он яв-
ляется обыденным и таинственным одновременно. Он завораживает наблюдателя и вызывает особое чувство, в которое присутствует благоговейный трепет, чувство, напоминающее то, что мы испытываем по отношению к высшим силам. Связь огня с тенгрианством явно выражена в ранних религиях и философии древних. Жертвенный огонь (сан) во время религиозных обрядов осуществляет взаимодействие людей с тенгрианством.
Ритуал жертвоприношений сжиганием на огне в тувинских традициях. Сан - «обряд окуривания»; Сан салыр -ритуал жертвоприношений сжиганием на огне [1]. Кроме того, выражением сан салыр современные тувинцы обозначают раскладывание, (разжигание) жертвенного костра либо «жертвоприношение». Словом сан называют особый способ раскладывания костра, при котором дрова, предназначенные для разжигания, выкладывали по периметру, «срубом», оставляя, в середине пустое пространство.
Обряд жертвоприношений сжиганием на Огне существовал в глубокой древности, но выражение сан - заимствование из буддизма, означает культовый по своему содержанию ритуал жертвоприношений местным божествам, которые, не имея физического тела, довольствуются (питаются) запахом. Буддийские ламы практиковали прием, основанный на внедрении в определенную социальную среду через «приобщение» на первом этапе к местным культам. Таким образом, сан - это ритуал жертвоприношений местным божествам.
Жертвенный костер размещали юго-восточнее культового объекта и ниже по склону от него: приблизительно в 3-10-ти метрах от источника воды либо нескольких метрах юго-восточнее Оваа. Выбор стороны определялся местом восхода солнца
в наших широтах: только в дни летнего солнцестояния солнце восходит с востока, во все остальное время - с юго-востока. На месте будущего костра предварительно готовили «ложе костра» из одного большого плоского камня, или нескольких небольших. Самое высокое «ложе» выкладывали гор (при освящении источника воды и дерева «ложе» традиционно представляют собой большой плоский камень).
Костер сооружали из абсолютно сухих, расколотых, обязательно чистых поленьев лиственницы либо березы. При отсутствии лиственницы брали любые, но обязательно сухие, чистые дрова. Под «чистым» понимаются любые поленья, которые «не были в употреблении». Размер поленев так же регламентировался. Размер костра зависел от количества участников ритуала: чем больше было людей, тем выше и значительнее был костер. Площадь (длина и ширина) костра должна быть достаточно для того, чтобы на нем можно было уложить «горкой» всю принесенную жертвенную пищу [2]. Костер обычно раскладывается старейшина или шаман, (в буддизме лама) им помогают присутствующие.
Помимо этого, другое значение слова сан - это и «гнездо орла на вершинах скал» - Эзир саны (эзир сан) (не путать с (эзир самы); «девиир» - танец орла). Так, например, до недавнего времени называли гнездо орловна скалах на западе Тувы Алдыы-Ишкине (местечках Кок-Чарык бажы и Сарых-Хая).
А гнездо орлов на деревьях называют эзир уя (эзир уязы) [2]. По мнению старейшин, гнездо орлов в горах выделяются на фоне темных скал ярким пятном - от птичьего помета белого цвета по краям гнезда (гнезда уя на деревьях не заметны, поскольку закрыты ветками и листьями).
Сан-это древнее слово, означающее «свет». В современном тувинском языке присутствует иное определение света: чырык солнечный свет «хун чырыы» [3]. Следовательно, «сан салыр» в можно перевести как «разжигать свет». Можно предположить, что сан для обозначения гнезда орла «эзир саны» употребляли за сходство белого от помета гнезда на темном фоне скалы с пятном света или огня.
В большинстве тюркских языков сан означает «помет хищных птиц». В тувинском языке птичий помет называют еще и «куш одээ» (от куш «птица», одек «помет»), а определением сан обозначают как культовый обряд раскладывания костра (ТРС, 368), так и более от помета гнездо орла на темном фоне скалы. При этом культовый костер (сан) напоминал гнездо орла не только своей особой конструкцией, но и заметной издалека яркостью, т.е. как и гнездо, казался светлым пятном. Это позволяет предположить, что сан одно из наиболее древних обозначений света было своеобразной «основой» легенды об участии Орла в обретении людьми Огня, дошедшей до наших дней в виде единственного слова в языке тувинцев.
Библиографический список
1. Тувинско-Русский словарь / под ред. Э.Р Тенишева. - М., 1968.
2. Даржа, В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. - Кызыл, 2007.
3. Русско-Тувинский словарь / под ред. А.Д. Монгуша. - М., 1980.
Bibliography
1. Tuvinsko-Russkiyj slovarj / pod red. Eh.R. Tenisheva. - M., 1968.
2. Darzha, V.K. Tayjnih mirovozzreniya tuvincev-nomadov. - Kihzihl, 2007.
3. Russko-Tuvinskiyj slovarj / pod red. A.D. Mongusha. - M., 1980.
Статья поступила в редакцию 20.04.14
УДК 316.74:316
Fanenshtil T.V. AN EVERYDAY-LIFE ASPECT OF INTERACTION OF SOCIALITY AND SUBJECTS (SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS). The paper discusses the key points of social interaction at the level of everyday practices. The author of the work shows the methodological advantages of socio-philosophical analysis of contemporary everyday issues, identifies the problem sphere of socio-humanities, shows perspectives for scientific research. Key words: social reality, everyday life, social ontology, social and philosophical analysis.
Т.В. Фаненштиль, ст. преп., зам. зав. каф. «Философии и социологии» Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПОВСЕДНЕВНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ И СУБЪЕКТА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
В работе рассмотрены ключевые моменты социального взаимодействия на уровне повседневных практик. Автором работы показаны методологические преимущества социально-философского анализа повседневности, выявлена современная проблематика изучения социо-гуманитарными науками данного предмета, показаны научные перспективы исследования.
Ключевые слова: социальная реальность, повседневность, социальная онтология, социально-философский анализ.