Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ'

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / MALADAPTATION / CONTINUITY / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Небогаткина А.А.

В статье рассматривается проблема, возникающая при поступлении детей в школу - дезадаптация. Подчеркивается роль преемственности в подходе к данной проблеме, важность профилактической работы педагога с детьми еще на этапе старшего дошкольного возраста, и далее - коррекционной работы с первоклассниками, имеющими проблему дезадаптации. Рассмотрены основные способы профилактической работы, которые призваны преодолеть эту проблему и не допустить её появление у детей, начинающих обучение в первом классе средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Небогаткина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO PREVENT THE FORMATION OF SCHOOL MALADJUSTMENT

The article looks at the problem of disadaptation occurring while the children enroll in primary school. The role of continuity in this approach, the importace of preventive measures between teachers and children at the stage of senior preschool age and futher a remedial course with the first-graders who have the problem of disadaptation are accentuated. The main approaches to the preventive measures are designed to deal with that problem and prevent its appearance of children starting their education in the first grade in a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ

ДЕЗАДАПТАЦИИ

1 2

А.А. Небогаткина ' , магистрант

1Московский городской педагогический университет 2ГБОУ города Москвы «Школа № 1538» (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11084

Аннотация. В статье рассматривается проблема, возникающая при поступлении детей в школу - дезадаптация. Подчеркивается роль преемственности в подходе к данной проблеме, важность профилактической работы педагога с детьми еще на этапе старшего дошкольного возраста, и далее - коррекционной работы с первоклассниками, имеющими проблему дезадаптации. Рассмотрены основные способы профилактической работы, которые призваны преодолеть эту проблему и не допустить её появление у детей, начинающих обучение в первом классе средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: дезадаптация, преемственность, психологическая коррекция, здо-ровьесбережение.

Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребёнка младшего школьного возраста. Вместе с тем это событие носит не только радостный и торжественный характер, но и чревато стрессом. Школьный режим предусматривает изменение условий жизни и деятельности детей, рост эмоциональных, интеллектуальных и физических нагрузок, решение задач, которые требуют наличие жизненного опыта. Желая поделиться новыми впечатлениями, дети вынуждены сдерживать себя во время уроков, что способствует эмоциональному перевозбуждению. Фиксированная поза за партой и длительная вынужденная неподвижность могут привести к физическому напряжению и усталости. Кроме этого ребёнок должен постоянно концентрировать своё внимание, чтобы усвоить новые знания, что приводит к информационным перегрузкам.

Социальные условия в классе и школе тоже будут новыми для ребёнка, он должен наладить межличностные отношения, выполнять школьные требования по соблюдению правил и распорядка, к которым необходимо приспособиться. Таким образом только успешное приспособление может обеспечить первокласснику достаточный уровень его адаптированности [1, с. 62]. Поэтому можно сказать, что успешность этого приспособления во многом

зависит от степени реализации принципа преемственности между образовательными процессами дошкольной образовательной организации и начальной школы.

Однако, может возникнуть ситуация неблагоприятного течения процесса адаптации к новым условиям воспитания и обучения, тогда может развиться школьная дезадаптация. Под школьной дезадаптацией понимается нарушение адаптационного процесса ребенка младшего школьного возраста к условиям школы, при котором наблюдается снижение способности к обучению, возникают коммуникативные проблемы с учителями и одноклассниками [3, с. 12]. С целью не допустить возникновения школьной дезадаптации педагогам дошкольного образовательного учреждения важно находить пути и способы решения этой проблемы. Поэтому очевидно, что необходимо проводить работу по профилактике дезадаптации с детьми старшего дошкольного возраста.

Выделим основные способы профилактики школьной дезадаптации:

- своевременная диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению у ребёнка дошкольника;

- создание комфортных средовых условий обучения;

- включение психологической коррекции, тренингов (социальных, с участием родителей) в работу педагога (психолога);

- применение педагогами (психологами) технологии коррекционно-развивающего обучения в соответствии с принципами здоровьесбережения;

- индивидуальный подход к темпу обучения каждого ребёнка.

Рассмотрим каждый способ профилактики школьной дезадаптации подробно. Так, диагностику уровня психологической готовности к обучению в школе следует проводить ещё на базе дошкольной образовательной организации, поскольку её результаты могут оказаться важными для каждого ребёнка: от того, насколько своевременно и грамотно будет организована коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, не готовыми к школе (по результатам диагностики), настолько успешными будут результаты этой работы. Вместе с тем, при поступлении ребёнка младшего школьного возраста в школу также целесообразно проведение такого рода диагностики, это поможет скорректировать дальнейшее направление работы педагога (психолога). Данная диагностика поможет определить тип дезадаптации ребёнка и выстроить оптимальный вариант работы с ним.

Далее, необходимо создать комфортные для ребенка средовые условия обучения. На современном этапе развития начального образования по-прежнему остается неразрешенным вопрос о несоответствии структуры уроков, методов и приёмов обучения, действующих программ с возрастным потенциалом ребенка. Однако необходимо отметить, что сегодня проводится работа над созданием концепции адаптивной школьной модели, которая будет учитывать уровень адаптационного потенциала детей.

Так, Е.А. Ямбург [6, с. 150] указывает на важность перехода всех учреждений образования на адаптивное направление, с учетом склонностей, способностей и потребностей всех детей. Организация подобных учреждений образования, как школьных, так и дошкольных, дала бы

возможность минимизировать трудности школьной адаптации.

Следует отметить, что эта концепция отражается в образовательной политике нашего государства, основные принципы которой определены Законом «Об образовании в РФ» [5]. Данный законодательный документ подчёркивает важность адаптивности образовательных систем и подготовленности воспитанников и обучающихся. Во главу угла ставится обязательный учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, саморазвитие личностного потенциала и задатков детей, их способностей, формирование максимально благоприятных для этого процесса условий.

Кроме этого, важное значение в профилактике дезадаптации к школе имеет применение психологической коррекции, включающей различного вида специальные тренинги. Психологическая коррекция эффективна при эмоциональном, коммуникативном и поведенческом типах дезадаптации, когда у ребёнка проявляется повышенная тревожность, агрессивность, беспокойство, отмечаются затруднения в установлении контактов со сверстниками и педагогами, или ребёнок проявляет себя уже в различных формах девиантного поведения.

В рамках психологической коррекции осуществляется исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью различных видов тренингов. Следует подчеркнуть, что активное участие в этой работе могут принять родители, поскольку они являются самыми близкими людьми и их авторитет довольно значим для ребёнка.

При проведении тренинговых занятий применительно к детям старшего дошкольного возраста, следует опираться на следующие принципы психологической коррекции [2, с. 35]:

- единство коррекции и развития;

- единство диагностики и коррекции;

- осуществление подхода к ребёнку, как к одарённому;

- использование в работе упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр;

- системность и последовательность работы;

- научность;

- опора на зону ближайшего развития.

Учёт вышеперечисленных принципов в

коррекционной работе педагога (психолога) способствует успешному преодолению проблемных ситуаций в личностном развитии детей.

Наряду с этим, педагог (психолог) должен применять в своей работе методики коррекционно-развивающего обучения, основанные на соблюдении принципов здоровьесбережения. Прежде всего, это соблюдение режима, предупреждающего переутомление детей дошкольного возраста (применение подвижных игр, увеличение их продолжительности, наличие динамических пауз в течение занятий и т.д.). Динамические паузы должны включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластику, физические упражнения, подвижные игры, эмоциональные разрядки [4, с. 382].

Коррекционно-развивающая работа должна основываться также на широком использовании игротерапии. Включение детей в процесс игровой деятельности наиболее эффективен в преодолении дезадаптации. Именно в процессе игры ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает новые знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются этические нормы.

Цель игровой терапии - дать ребенку возможность быть самим собой, предоставив оптимальные условия для его развития. В процессе игротерапии педагог создает атмосферу принятия ребенка, оказывает ему эмоциональное сопереживание.

Немаловажно значение такой технологии здоровьесбережения, как технологии создания ситуации успеха. Успех в учебной деятельности - это важный источник внутренних сил и желания к достижению новых знаний. С точки зрения педагогики

ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Когда ребенок переживает ситуацию успеха, у него повышается мотивация учения, он чувствует удовлетворение от учебной деятельности. Ощущая себя успешным, дошкольник приобретает значимость в глазах сверстников, уверенность в своих действиях, снимает состояние тревоги, стиснения и страха перед выступлениями на публике и др., тем самым успешнее проходя адаптацию к обучению в школе.

Благоприятный эмоционально-

психологический климат на занятиях и внеклассных мероприятиях тоже играет большую роль в усилении веры в свои силы и возможности, радости общения и творчества.

Однако во главу всей коррекционно-развивающей работы можно поставить индивидуализацию темпа обучения дошкольников, поскольку темп обучения зависит от индивидуальных качеств личности каждого ребёнка и его психофизических и интеллектуальных возможностей. Если темп работы на занятии будет адекватен индивидуальным возможностям ребёнка, следовательно, он будет успешно усваивать программу, получать положительную оценку своей работы от воспитателя, иметь адекватную самооценку, и он будет подготовлен к школьной жизни, его адаптация к условиям школы будет проходить «безболезненно».

Важно подчеркнуть, что рассмотренные способы профилактики школьной дезадаптации актуальны не только в современном образовательном процессе, но и в целом для социализации ребенка, поскольку успешная адаптация ребенка к обучению в школе является основой для его последующей социальной адаптации в постоянно изменяющихся условиях динамичной окружающей среды.

Библиографический список

1. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа Плюс До и После. - 2017. - № 12. - С. 59-62.

2. Воронцов А.Б. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения // Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября». - 2018. - № 13. - С. 32-35.

3. Кузьмина Е.С. Психолого-педагогическая характеристика школьной дезадаптации // Молодой ученый. - 2019. - № 18 (256). - С. 8-12.

4. Новосельцева Н.В. Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) // Молодой ученый. - 2017. - №4 (138). - С. 380-382.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).

6. Ямбург Е.А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / ред. И. А. Зимняя. - М.: ИЦПКПС, 2011. - С. 143-150.

WAYS TO PREVENT THE FORMATION OF SCHOOL MALADJUSTMENT 1 2

A.A. Nebogatkina ' , Graduate Student 1Moscou City University

Moscow State Budgetary Educational Institution «School № 1538» (Russia, Moscow)

Abstract. The article looks at the problem of disadaptation occurring while the children enroll in primary school. The role of continuity in this approach, the importace of preventive measures between teachers and children at the stage of senior preschool age and futher a remedial course with the first-graders who have the problem of disadaptation are accentuated. The main approaches to the preventive measures are designed to deal with that problem and prevent its appearance of children starting their education in the first grade in a comprehensive school.

Keywords: maladaptation, continuity, psychological correction, health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.