педагогические науки
Морозова Анна Евгеньевна СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ...
УДК 372.881.111.1
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОМСКОГО ГОСУДАРТСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
© 2018
Морозова Анна Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент Национальный исследовательский Томский государственный университет (634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 34а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена поиску способов преодоления трудностей при обучении аудированию студентов 3 курса отделения международных отношений Исторического факультета ТГУ. Особенно актуально снятие проблем при обучении аудированию вышеуказанных студентов ещё и потому, что в группе у студентов очень разные уровни овладения иностранным языком и очень сложно подобрать видеоматериал, который бы подходил для каждого студента в группе. Для снятия проблем преподаватель вынужден разрабатывать задания, которые отвечали разным уровням подготовки. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный автором комплекс упражнений может быть использован для проведения занятий по английскому языку у студентов нелингвистических специальностей. Нашей целью является поиск наиболее подходящих способов преодоления трудностей при обучении аудированию студентов-международников. В ходе исследования были выполнены следующие задачи: 1) теоретически обосновать необходимость и способы снятия трудностей аудирования у студентов нелингвистических специальностей с применением деятельностного подхода; 2) отобрать аутентичный материал, соответствующий учебным потребностям студентов и пригодный для использования в качестве тренировки умений аудирования; 3) разработать комплекс упражнений по взаимосвязанному развитию умений аудирования у студентов нелингвистических специальностей, основывающийся на применении деятельностного подхода. В конце статьи приведен комплекс упражнений, разработанный автором на основе аутентичного новостного материала, с учётом снятия трудностей, с которыми студенты могут столкнуться при аудировании.
Ключевые слова: способы преодоления трудностей при обучении аудированию, комплекс упражнений по взаимосвязанному развитию умений аудирования у студентов нелингвистических специальностей.
WAYS OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN TEACHING LISTENING COMPREHENSION OF STUDENTS OF INTERNATIONAL RELATIONS OF HISTORICAL FACULTY, TOMSK STATE UNIVERSITY (ENGLISH)
© 2018
Morozova Anna Evgenievna, candidate of Historical Sciences, assistant professor
Tomsk State University (634050, Russia, Tomsk, Leninaprospect, 34a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the search for ways to overcome difficulties in teaching listening to 3rd year students of the Department of international relations of the faculty of History of TSU. Especially important is the removal of problems in teaching listening to the above students also because in the group of students have very different levels of mastery of a foreign language and it is very difficult to choose a video that would be suitable for each student in the group. To solve the problems the teacher is forced to develop tasks that meet different levels of training. The practical significance of the study is that the set of exercises developed by the author can be used for English classes for students of non-linguistic specialties. Our goal is to find the most suitable ways to overcome the difficulties in teaching listening to international students. During the research the following tasks were performed: 1) to theoretically justify the need and methods of removing the difficulties of listening in students of non-linguistic specialties with the use of activity approach; 2) select authentic material that meets the educational needs of students and is suitable for use as a training of listening skills; 3) develop a set of exercises for the development of interrelated listening skills of students of non-linguistic specialties, based on the application of the activity approach. At the end of the article is a set of exercises developed by the author on the basis of authentic news material, taking into account the removal of difficulties that students may face when listening.
Keywords: methods of overcoming difficulties in teaching listening, a set of exercises for the development of interrelated listening skills of students of non-linguistic specialties.
Введение
Взрослые тратят в среднем 70 % своего времени на общение. Исследования показывают, что в среднем 45 % времени тратится на прослушивание и только 30 % на разговор, 16 % - на чтение и 9 % - на письмо[1].
Слушание также важно при обучении иностранному языку, потому что оно:
• занимает большую часть времени, когда мы общаемся на иностранном языке. Подумайте о том, сколько времени вы проводите, слушая, как другие говорят или слушают песни, новости, лекции, YouTube и т. д. Достижения в области развития новых технологий помогли поднять уровень навыков слушания в преподавании языка;
• предоставляет входные данные, которые могут быть очень важными для приобретения второго языка в целом и для развития навыков говорения в частности;
• способствует нелинейной обработке языка и поощряет учащихся к разработке «целостных» стратегий для текстов.
Поэтому преподаватели иностранного языка постоянно продумывают, как самым оптимальным способом включить слушание (аудирование) в процесс обучения студентов ОМО ИФ ТГУ и предоставить варианты как
внутри, так и за пределами занятий, чтобы студенты развивали навыки аудирования, и могли справиться с трудностями при прослушивании иноязычных сообщений.
Особенно актуально снятие проблем при обучении аудированию ещё и потому, что в группе у студентов очень разные уровни овладения иностранным языком и очень сложно подобрать запись, которая бы подходила всем в группе.
Для снятия проблем преподаватель вынужден разрабатывать задания, которые отвечали разным уровням подготовки.
Формулировка цели статьи
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный автором комплекс упражнений может быть использован для проведения занятий по английскому языку у студентов нелингвистических специальностей.
Целью данной работы является поиск наиболее подходящих способов преодоления трудностей при обучении аудированию студентов-международников.
В ходе исследования будут выполнены следующие задачи:
1) теоретически обосновать необходимость и способы снятия трудностей аудирования у студентов нелинг-
Morozova Anna Evgenievna pedagogical
WAYS OF OVERCOMING ... sciences
вистических специальностей с применением деятель-ностного подхода;
2) отобрать аутентичный материал, соответствующий учебным потребностям студентов и пригодный для использования в качестве тренировки умений аудирования;
3) разработать комплекс упражнений по взаимосвязанному развитию умений аудирования у студентов нелингвистических специальностей, основывающийся на применении деятельностного подхода.
Объектом исследования служит учебная деятельность студентов нелингвистических специальностей курса обучения для развития умений аудирования.
Предметом исследования является методика формирования у студентов умений аудирования на основе развития критического мышления.
Изложение основного материала статьи
Сегодня развитие критического мышления обучающихся является одной из актуальных задач в процессе обучения в целом, и иностранному языку в частности.
Методологическая основа исследования включает общенаучные методы исследования - анализ, синтез, сравнение и наблюдение.
Прежде всего, введем понятие аудирование. В английском языке употребляется термин «Listening comprehension» (восприятие и понимание на слух), который, по мнению зарубежных специалистов наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности [2].
Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи.
С аудирования начинается овладение устной коммуникацией.
Практический опыт обучения иностранному языку студентов отделения ОМО ИФ ТГУ убеждает в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности.
Согласно Е.Н. Солововой существует 3 вида трудностей, препятствующих пониманию содержания информационного сообщения:
1. Трудности, обусловленные условиями аудирования.
2. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.
3. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (использование: большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов.) [3, с. 125-127].
Последний пункт является особенно актуальным для студентов ОМО ИФ ТГУ.
В большинстве групп уровень владения английским языком у обучающихся сильно различается, и этот факт приходится учитывать при подборе видеоматериала для занятия.
В методике существуют два пути борьбы с трудностями:
1) их устранение или
2) их преодоление.
Заметим, что искусственно устранение трудностей при аудирование не готовит к восприятию аутентичной, т.е. естественной речи.
Напомним, что главной целью обучения языку является подготовка обучающегося к речевому общению в естественных условиях, поэтому процесс обучения будет эффективным только, если студент встретился с трудностями аутентичной речи и научился их преодолевать.
Следовательно, правильным представляется не устранение, а преодоление этих трудностей в процессе обучения.
Кроме того, одним из требований ФГОС является социализация, поэтому для аудирования лучше всего 298
выбирать аутентичные тексты максимально приближенные к жизненным ситуациям.
Считаем, что эффективная тренировка для совершенствования навыка аудирования представляет собой выполнение достаточно трудных упражнений, но при условии посильности этих трудностей для студентов.
В методике существует система упражнений, направленная на снятие проблем аудирования. Например, упражнение повторения за диктором, упражнения на развитие речевого слуха, упражнения на тренировку памяти, упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования [3, с. 132-135].
Помимо этого, Н.Д. Гальскова делит упражнения развивающие навыки аудирования на 4 типа:
1. Подготавливающие к восприятию текста - пред-текстовый этап.
2. Сопровождающие слуховое восприятие записи.
3. Базирующиеся на прослушанной записи (репро-дуктивно-продуктивного характера).
4. Базирующиеся на прослушанной записи (продуктивного характера) [4, с. 152-155].
Отметим, что в не все отечественные авторы придерживаются этого варианта. Например, Е.Н. Соловова [3], выделяет 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (while listening), послетекстовый этап (after listening), т. е. не делят на упражнения репродуктивно-продуктивного и просто продуктивного характера.
Ещё один важный этап при совершенствование навыка аудирования - это контроль качества сформиро-ванности умений аудирования. Самыми распространенными приёмом этого контроля являются: составление плана прослушанного рассказа, выделение в прослушанном тексте смысловых частей, передача основного содержания, передача полного содержания, ответы на вопросы, выполнение тестов разного характера и др. [5, c. 236-238]
Самым подходящей технологией на наш взгляд является - технология развития критического мышления. Технологией развития критического мышления занимались: Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом, С. Уорреном, И. О. Загашевым, С. И. Заир-Беком и др.
В основе данной технологии лежит дидактическая закономерность трех стадий в процессе работы с информацией:
- стадия вызова (пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме, самостоятельное определение учащимися направления в изучаемой теме, актуализация знаний и опыта учащихся по изучаемой теме);
- стадия осмысления (организация активного восприятия текста; цель данной стадии - поддержать интерес и активность, созданные на стадии вызова; осуществить контакт с новой информацией);
- стадия рефлексии (самостоятельная оценочная систематизация изученного
Изучив теоретический вопрос мы попытались составить комплекс упражнений, направленный на преодоление трудностей при обучении аудированию в группе студентов 3 курса ОМО ИФ с разными уровнями владения английским языком. В качестве записи была взято новостное сообщение «Turkish president to visit Rome and Vatican».
A. Before watching the video - in this block teacher is going to prepare students for better understanding of the piece of the information in the video. They are supposed to remember the words, connected with the topic religion. Besides, some new, unfamiliar words from the video will be given and students will easily understand them during next block - B.
1. Teacher suggests students to walk around the class and talk to other students about the Pope. They should often change partners and share their findings.
2. Teacher shows the photos of:
a) The Hagia Sophia and asks the student's ideas about Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Морозова Анна Евгеньевна СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ...
the building
b) Turkish president and the Pope - Teacher asks students to answer "What questions are they going to discuss? Put them in order (the most important the list important)".
3. MATCHING - In this task students are going to match the following definitions (the right column) with the words from the video (the left column) (таблица 1).
Таблица 1 - Задание на сопоставление слов и определений
a) prioritized as the most important thing to
1. at the top of the discuss or address
agenda - b) distressful situation of immigrants
2. a plight of refugees - c) something that affects or is of importance
3. a common concern - to many people
4. a mosque - d) a building where Muslims go to worship
5. Christmas message - e) Pope's address
6. to talk with one f) to have the same opinion
voice - g) a place held sacred by the adherents of a
7. a holy city - religion.
8. a peaceful h) competition without war, or a policy of
coexistence - peace between nations of widely differing
9. a red line - political systems and ideologies
10. to take on - i) a limit past which safety can no longer be
guaranteed
j) bring down fire
4. PHRASE MATCH- In this task student are going to match right column with left to create different word combination, part of which will be in the video. Teacher pays their attention, that sometimes more than one choice is possible, представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Задание на составление фраз
1. building bridges
2. he regularly preaches
3. developing peace order especially
4. space that shared peacefully
5. Let us ask the Lord
6. president recently voiced
7. they meet in person to take on
a) between religions and cultures
b) about the plight of refugees
c) in this area of Middle East
d) by both faith
e) for peace
f) the similar opinion
g) Israeli and Trump administrations
B. While watching - in this block students will work directly with the video. They are supposed to hear the words they have revised and known. So they will easily understand the full piece of information.
1. While watching the video, students are going to write down all words connected with the topic "religion".
2. Students watch the video for second time and fill in the gaps. Then they should compare their answers to this exercise in pairs / groups. And only then teacher checks their answers.
1. It was one of Francis first trips_
2. But the world have seen them sharing_
3. Likewise, President Erdogan_to 3mln. refugees
4. But in Jerusalem there is_
5. The Turkish President recently voiced similar opinion, but_
6. Together they expressed the satisfaction with_,
calling US to_as Israeli capital.
After checking, the teacher asks the students' opinion about the words, whether they were new, interesting, worth learning.
2. TRUE / FALSE. In this task Students are going to guess if 1-7 below are true (T) or false (F). Then teacher checks their answers.
1. Last time the Turkey President & the Pope met was 2015.
2. Vatican has given shelters to 3mln refugees.
3. The Pope & President Erdogan have the same opinion about Trump's decision, concerning Jerusalem.
4. The Pope used his last Christmas message to call to settle the Jerusalem's dispute by peaceful means
5. The Hagia Sophia was a centerpiece for both Muslims & for Christians.
6. The Pope & President Erdogan expressed dissatisfaction with UN resolution, calling on the US to withdraw forces
from Jerusalem
7. The Pontiff & President Erdogan hope that two states will peacefully coexist within mutually agreed & internationally recognized frontiers.
C. After watching - in this block group works with all the information they got in order to consolidate their new knowledge.
1. TEST EACH OTHER: In this task the teacher asks students to look at the words below, try to recall how they were used in the text:
at the top of the agenda, a plight of refugees, a common concern, a mosque, Christmas message, to talk with one voice, a holy city, a peaceful coexistence, a red line, to take on
2. QUESTIONS - In this task students are going to write down some questions they would like to ask the class about the video. Then they will share these questions with other classmates / groups.
3. Teacher asks students to write a letter (600 words) to President Trump about Jerusalem problem from the part of:
1) President Erdogan; 2) The Pope; 3) Their common letter
Students should pass this task in written form. It may be given as home task.
Подводя итог нашей работе отметим, что эффективное обучение аудированию невозможно без учета и градации трудностей этого вида речевой деятельности.
Система упражнений, предназначенная для обучения аудированию, должна быть направлена на преодоление этих трудностей.
Посильность упражнений обеспечивается как постепенностью и последовательностью включения и отработки трудностей, так и целенаправленностью упражнения на преодоление лишь одной новой трудности.
Данный методический комплекс был апробирован во время прохождения темы «Религия и политика» у трех групп третьего курса ОМО ИФ. В двух группах со средним уровнем владения английским языком был взят план, приведенного занятия. В группе с более высоким уровнем владения английским языком была проведена ролевая игра.
Трудность, с которой пришлось столкнуться в Блоке до просмотра - за исключением двух студентов, обучающиеся не знают, чем знаменит Собор Святой Софии (The Hagia Sophia) в Стамбуле.
Поэтому на занятиях со следующими группами будет добавлено видео о Соборе Святой Софии. В остальном данный комплекс можно использоваться и дальше без изменений и в качестве шаблона для подготовки и реализации занятий в группах третьего курса ОМО ИФ.
Выводы
Таким образом, цель и задачи, поставленные для данной работы, были достигнуты. Нам удалось теоретически обосновать необходимость и способы снятия трудностей при аудирование у студентов нелингвистических специальностей с применением деятельностного подхода; отобрать аутентичный материал, соответствующий учебным потребностям студентов и пригодный для использования в качестве тренировки умений аудирования; разработать комплекс упражнений по взаимосвязанному развитию умений аудирования у студентов нелингвистических специальностей, основывающийся на применении деятельностного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Listening Skills [Электронный ресурс] // сайт SkillsYouNeed - Режим доступа: https://www.skiH-syouneed.com/ips/listening-skills.html (дата обращения 23.03.18).
2. Richards J. Listening as comprehension. [Электронный ресурс] // Cambridge English - leading English Language Teaching publishers. - Режим доступа: http:// www.cambridge.org/elt/blog/2016/01/07/teaching-listening-1-listening-comprehension/ (дата обращения 12.03.18).
Morozova Anna Evgenievna WAYS OF OVERCOMING .
pedagogical sciences
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. - М: АСТ: Астрель, 2006. - 238 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.:Русский язык, 1989. - 276 с
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
300
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)