УДК 371.64/.69+372.881.133.1 ББК Ч402.684.1
Сергеева Наталья Николаевна
доктор педагогических наук, профессор
зав. кафедрой немецкого языка и методики его преподавания Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Колесова Елена Михайловна ассистент кафедры иностранных языков Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Sergeeva Natalya Nikolaevna Doctor of Pedagogics,
Professor
Head of the Chair of German and Teaching Methods of German The Ural State Pedagogical University Yekaterinburg Kolesova Yelena Mikhailovna
Assistant Lecturer Chair of the Foreign Languages The Ural State Pedagogical University Yekaterinburg
Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза с применением аутентичных материалов радиопередач
Higher Linguistic School Students’ Listening Skills Development Using the Broadcast Authentic Materials
В статье раскрывается проблема обучения аудированию французского языка студентов языкового вуза с применением аутентичных материалов радиопередач. Дается характеристика аудитивных умений, учебных аутентичных материалов и упражнений, направленных на развитие умений аудирования аутентичных материалов радиопередач.
The article deals with the problem of higher linguistic school students’ listening skills development while teaching French using the broadcast authentic materials. The characteristic of listening skills, educational authentic materials and exercises on listening skills development are presented.
Ключевые слова: аудитивные умения, умения аудирования аутентичных материалов радиопередач, аутентичные материалы, учебные аутентичные материалы радиопередач.
Key words: listening skills, listening skills of broadcast authentic materials, authentic materials, educational broadcast authentic materials.
В системе средств массовой информации радио рассматривается как
доступный, регулярный, дешевый канал трансляции новостей различного
тематического плана. Радио предлагает нам нескончаемый ресурс информационных радиоинтервью и радиорепортажей, которые представляют особый интерес при обучении аудированию. Проблема применения аутентичных аудио и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку исследовалась и продолжает привлекать внимание многих ученых, таких как Сергеева Н.Н., Чикунова А.Е., Дворжец О.С. и др. [4] .
Итак, рассмотрим понятие «аутентичные материалы радиопередач».
Понятие «радиопередача» во многих отечественных и зарубежных словарях определяется как передача речи, музыки и т.п. на расстояние посредством радиоволн [5]. Радиопередача может содержать в себе информацию из разных сфер жизни человека, будь то выпуск новостей, метеосводку, эфир с приглашенным гостем, музыкальный эфир, передача записей концертов классической музыки, оперы и т.д.
Необходимым требованием к аудиотекстам на занятиях по иностранному языку у студентов языкового вуза является их аутентичность. Достоинством аутентичных текстов является то, что они представляют собой образцы реальной коммуникации со всеми свойственными ей характеристиками: перебивы, повторы, исправления, недосказанность,
излишняя эмоциональность, образность, менее четкая организация в области синтаксиса и др. [1, 172]. Следовательно, аутентичные материалы
радиопередач представляют собой выпуски радиопрограмм различного тематического плана, созданные исключительно носителями изучаемого языка и передаваемые по каналам радиоволн в стране изучаемого языка. С точки зрения методики преподавания иностранных языков, аутентичные материалы радиопередач являются ценнейшим источником знаний лингвокультурологического плана, а также одним из основных средств развития аудитивных умений студентов языкового вуза.
Далее, рассмотрим понятие «аудитивные умения аутентичных материалов радиопередач».
Словарь основных психологических понятий, предложенный Немовым Р.С., определяет «умение как способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия» [3, 681]. В методической литературе понятие «умения» трактуется как элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели. Все вышесказанное позволяет нам определить аудитивное умение как способность успешно выполнять действия по восприятию, пониманию и активной переработки информации, содержащейся в устном речевом сообщении.
В методике обучения иностранным языкам существуют различные классификации умений аудирования. Достаточно подробную классификацию умений аудирования предлагает Колкер Я.М., Устинова Е.С., выделяя умения восприятия на слух монологического текста, умения аудирования диалогической речи, умения аудирования в процессе диалогического общения [2, 9-10].
Анализ отечественных и зарубежным учебно-методических комплексов показал, что наиболее часто в обучении аудированию применяются такие информационные жанры радиопередач, как новости на радио, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж. Следовательно, рассмотрим особенности каждого из них.
Новости на радио - это оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент [5].
Жанровыми особенностями новостей на радио являются: монологическая речь, длительность звучания 3-10 минут, «фирменное» звуковое оформление, Вестник ЧГПУ 10 2012 310
информация политического, экономического, социального, культурного планов.
Информационное радиоинтервью - коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра - получение актуальной, интересной информации от компетентного человека [5].
К жанровым особенностям информационного радиоинтервью относятся: диалогическая речь, вопросно-ответные формы, длительность звучания 2-8 минут, эмоциональность, живая, спонтанная речь.
Информационный радиорепортаж содержит звуки, зарегистрированные на месте событий (обстановке), которые призваны пробудить воображение слушателя, и вызвать у него ряд изображений [5]. Репортаж, согласно Деборе Г ро, является идеальным форматом для развития умений аудирования и звукового ориентирования на занятиях французского языка, так как понимание проходит не только через слова, но и прежде всего через звуки.
Данный жанр радиопередач характеризуется: специфическим звуковым образом: документальные шумы (звуки машин на заводах, шум строек, воды, толпы, эхо, пение птиц и т.д.), музыка; присутствует интервью; эмоционально-окрашенной лексикой; длительностью звучания от 2 до 20 минут.
В соответствии с выделенными жанровыми особенностями радиопередач нами были определены группы аудитивных умений, необходимых для слушания с пониманием аутентичных материалов радиопередач:
Новости на радио:
- умение понимать монологическую речь (тема высказывания, его основная идея, главная информация, заключенная в каждой смысловой части высказывания);
- умение догадываться о значении незнакомых слов, явлений или темы высказывания с помощью звукового оформления;
- умение переключать и концентрировать внимание на информации политического, экономического, социального, культурного планов.
Информационное радиоинтервью:
- умение понимать на слух диалогическую речь (основное содержание, коммуникативное намерение его участников);
- умение переключать и концентрировать внимание на речи различных участников интервью; умение различать и понимать вопросно-ответные формы.
Информационный радиорепортаж:
- умение работать со специфическим звуковым образом для развития языковой догадки; умение удержать в кратковременной памяти большой объем информации;
- умение концентрировать и поддерживать внимание в процессе длительного прослушивания информации; умение владеть элементами ярко-выраженной эмоционально-окрашенной лексикой.
Все вышесказанное позволяет нам сформулировать определение умения аудирования аутентичных материалов радиопередач как способности успешно выполнять действия по восприятию, пониманию и активной переработки информации выпусков радиопрограмм различного тематического плана, созданной исключительно носителями изучаемого языка и передаваемые по каналам радиоволн в стране изучаемого языка.
Как было сказано выше, рассматриваемые нами жанры радиопередач содержат специфический звуковой образ, требующий отдельного внимания. Под звуковым образом подразумевается «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека» [5].
Современные французские исследования в области аудирования предлагают новый подход к развитию умений аудирования аутентичных материалов радиопередач, ключевую роль в понимании которых играет звуковое оформление. Данный подход предполагает обучение учающихся пониманию содержания сообщения по звуковому образу. Данное суждение позволяет нам выделить ряд упражнений, направленных на развитие умений аудирования аутентичных
материалов радиопередач, ключевую роль в понимании которых играет звуковой образ:
Этап 1. Предпрослушивание.
Преподавателю предлагается выбрать несколько отрывков аутентичных материалов радиопередач длительностью не более 20 секунд каждый, которые содержат достаточно богатый звуковой образ. В соответствии с каждым прослушанным отрывком, студенты высказывают свои первые гипотезы относительно обстановки, в которой была записана радиопередача (в студии, на улице, на заводе) и примерного содержания аудиотекста.
Данное упражнение носит побудительный характер, вызывает интерес и любопытство и настраивает студентов на последующее прослушивание.
Этап 2. Прослушивание жанров радиопередач.
Целью данного этапа является не понимание смысла информации сообщения, а определение характеристик трех жанров радиопередач и работа со звуковым оформлением сообщений.
Упражнение 1. Учащимся предлагается прослушать три отрывка аутентичных материалов радиопередач, определить к какому из трех жанров радиопередач относится каждый из них и отметить правильный вариант в таблицах.
Таблица 1. Жанровые особенности радиопередач
Отрывок 1 Отрывок 2 Отрывок 3
Новости на радио
Радиоинтервью
Радиорепортаж
Таблица 2Жанровые особенности радиопередач
Отрывок 1 Отрывок 2 Отрывок 3
Информация о текущих событиях
Интервью
Уличный мини-опрос
Репортаж с места событий
Беседа двух лиц в студии
Упражнение 2. Студентам необходимо сначала ознакомится с вопросами нижеприведенных таблиц, затем сделать первое прослушивание трех отрывков, примерно заполнить таблицы и сделать второе прослушивание для закрепления результатов прослушивания.
Таблица 3.Звуковая обстановка радиопередач
Отрывок 1 Отрывок 2 Отрывок 3
Какие звуки, кроме голосов, слышите вы? - Музыка; - Проезжающие машины; - Звуки инструментов на стройке; - Звуки ж/д вокзала. - Музыка; - Проезжающие машины; - Звуки инструментов на стройке; - Звуки ж/д вокзала. - Музыка; - Проезжающие машины; - Звуки инструментов на стройке; - Звуки ж/д вокзала.
Сделайте вывод о месте записи репортажа, в соответствии с прослушанными звуковыми образами? - Концерт; - Улица; - Строительная площадка; - Ж\д вокзал. - Концерт; - Улица; - Строительная площадка; - Ж\д вокзал. - Концерт; - Улица; - Строительная площадка; - Ж\д вокзал.
Таблица 4. Характеристики голосов в радиопередачах
Отрывок 1 Отрывок 2 Отрывок 3
Сколько голо- - 1; - 1; - 1;
сов слышите - 2; - 2; - 2;
вы? - 3. - 3. - 3.
Какие голоса - Женские; - Женские; - Женские;
слышите вы? - Мужские; - Мужские; - Мужские;
- Детские. - Детские. - Детские.
Каким тоном - Монотонный; - Монотонный; - Монотонный;
разговаривают - Восторженный; - Восторженный; - Восторженный;
участники ре- - Удивленный; - Удивленный; - Удивленный;
портажа? - Г рустный; - Г рустный; - Г рустный;
- Радостный; - Радостный; - Радостный;
- Раздраженный; - Раздраженный; - Раздраженный;
- Уверенный. - Уверенный. - Уверенный.
Темп речи - Медленный; - Медленный; - Медленный;
медленный - Средний; - Средний; - Средний;
или быстрый? - Быстрый; - Быстрый; - Быстрый;
- Очень быст- - Очень быстрый; - Очень быстрый;
рый; - Ускоренный. - Ускоренный.
- Ускоренный.
Таблица 5.Музыкальная характеристика радиопередач
Отрывок 1 Отрывок 2 Отрывок 3
Музыка играет на первом плане или в качестве звукового фона? - Первый план; - Звуковой фон. - Первый план; - Звуковой фон. - Первый план; - Звуковой фон.
Музыка записана на месте событий или в студии? - На месте событий; - В студии. - На месте событий; - В студии. - На месте событий; - В студии.
Какова функция музыки? - Обозначение места и времени действия; - Обозначение перемещения действия во времени и пространстве; - Выражение эмоционального характера описываемого события; - Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста. - Обозначение места и времени действия; - Обозначение перемещения действия во времени и пространстве; - Выражение эмоционального характера описываемого события; - Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста. - Обозначение места и времени действия; - Обозначение перемещения действия во времени и пространстве; - Выражение эмоционального характера описываемого события; - Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.
Этап 3. Анализ сюжета прослушанных аутентичных радиопередач.
Благодаря информации, полученной из предыдущих упражнений, студентам предлагается сделать вывод о сюжетах прослушанных радиопередач.
Итак, изучив проблему применения аутентичных материалов радиопередач на занятиях по аудированию, можно сделать вывод о том, что данные аудиоматериалы являются основным средством развития аудитивных умений студентов языкового вуза. Прослушивание аутентичных материалов радиопередач предполагает развитие особых аудитивных умений по средством специально разработанных упражнений.
Библиографический список
1. Гальскова, Н.Д. Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингво-дидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
2. Колкер, Я.М., Устинова, Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
3. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: Книга 1: Общие основы психологии [Текст]/ Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 688 с.
4. Сергеева, Н.Н., Чикунова, А.Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей [Текст]/ Н.Н. Сергеева, А.Е. Чикунова. - Екатеринбург: Педагогическое образование в России № 1, 2011. - 147 с.
5. Шерель, А.А. Радиожурналистика. - М.: Издательство Московского Университета, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //evartist.narod.ru/text5/44. htm
Bibliography
1. Galskova, N.D. Gez, N.I. The Theory of Language Teaching. Didactics and
Methodology: Textbook for Students of the Linguistic Universities and Foreign Language Faculties of Higher Educational Institutions [Text] / N.D. Galskova, N.I. Gez. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2006. - 336 p.
2. Kolker, Ya.M., Ustinova, E.S. Teaching Listening in English: Workshop: A Manual for Higher School Students [Text] / Ya.M. Kolker, E.S. Ustinova. -Moscow: Publishing Center "Academy", 2002. - 336 p.
3. Nemov, R.S. Psychology: Textbook for Students of Higher Educational Institutions: Book 1: General Principles of Psychology [Text] / R.S Nemov. - Moscow Humanitarian Centre VLADOS, 2003 - 688 p.
4. Sergeeva, N.N., Chikunova, A.E. Authentic Video As a Tool for Economic Students’ Social Competence Development [Text] / N.N. Sergeeva, A.E.
Вестник ЧГПУ10 2012 316
Chikunova. - Yekaterinburg: Pedagogical Education in Russia № 1, 2011. - 147 P.
5. Sherel, A.A. Radio Journalism: Manual. - Moscow: Moscow University Publishing House, 2000. [Electronic Resource] - Access Mode: http: //evartist.narod.ru/text5/44 .htm