Научная статья на тему 'Способы преодоления проблем в инновационной деятельности высшего учебного заведения'

Способы преодоления проблем в инновационной деятельности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ / ОБУЧЕНИЕ / INNOVATION ACTIVITY / SOCIAL INNOVATION / PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION / HUMAN RESOURCES / RESISTANCE TO INNOVATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардина Н.Ю.

В статье раскрываются некоторые насущные проблемы, препятствующие инновационной деятельности ВУЗа. Рассмотрены проблемы кадрового потенциала и способы их преодоления. Приведены конкретные практически значимые методы повышения инновационной активности персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods, that overcome problems in innovative activity of higher educational institutions

The article describes some of the pressing problems hindering innovations in university. The problems of human resources and ways to overcome them. The concrete practically important methods of increasing innovation activity personnel.

Текст научной работы на тему «Способы преодоления проблем в инновационной деятельности высшего учебного заведения»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

МЕНЕДЖМЕНТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 316.422.42

Н.Ю. Бардина

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье раскрываются некоторые насущные проблемы, препятствующие инновационной деятельности ВУЗа. Рассмотрены проблемы кадрового потенциала и способы их преодоления. Приведены конкретные практически значимые методы повышения инновационной активности персонала.

Ключевые слова: инновационная деятельность, социальные инновации, проблемы высшего образования, кадровый потенциал, сопротивление инновациям, обучение.

Высокие требования, предъявляемые к профессиональным данным современных специалистов рождают столь же высокие требования к качеству подготовки и образования выпускников вузов. Это, в свою очередь, приводит к появлению новых требований к преподавательской деятельности, так как все более очевидным становится консерватизм сферы образования, ее недостаточная адаптированность к меняющимся потребностям общества. Становится очевидной необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов.

Среди технологий обучения следует уделять особое внимание личностно ориентированным и развивающим стратегиям обучения, так как такие методики позволяют личности усваивать новые знания и умения в соответствии с собственными навыками работы, развивать эффективность как самостоятельной работы, так и работы в команде. Иными словами, современные методы подготовки кадров способны не только обучить отдельным навыкам, но и привить понимание, каким образом действовать в той или иной ситуации, как взаимодействовать с окружающими, какие источники информации использовать. Возникновение этих новых задач обусловлено активным развитием информатизации. Знания, полученные в школе, колледже или вузе больше не могут служить на протяжении долгого времени или даже всей жизни, как раньше. Теперь их необходимо постоянно обновлять, дополнять, формируя цельную картину мира вокруг своей профессиональной деятельности.

Известно, что после прочтения запоминается только 10% информации, после прослушивания - 20%, визуальной демонстрации - 30%. Аудиовизуальное представление повышает за-

© Бардина Н.Ю., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Бардина Наталья Юрьевна - старший преподаватель кафедры «Менеджмент организаций», Московский государственный индустриальный университет.

32

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

поминаемость до 50%, что обосновывает популярность использования презентаций, обучающих фильмов и вебинаров.

При этом если в процессе обучения заложен элемент творчества, когда человек вынужден сам выполнять действия по поиску вариантов решения, активно пользоваться ранее полученными знаниями, запоминаемость составляет уже 90% [2]. Такие технологии обучения принято называть «интерактивными», «инновационными», «активными». Формулировок много, но основная идея одна - обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

К сожалению, уже на этом этапе выявляются первые проблемы таких методов подготовки кадров: что сами преподаватели понимают под инновационными методами обучения. [1] Результаты исследования, проведенного Тюменской государственной академией мировой экономики, управления и права, наглядно демонстрируют отсутствие единого мнения по данному вопросу. 58,5% опрашиваемых считают, что инновационные методы обучения - это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Это неплохой результат, учитывая, что данное определение отражает суть инновационных методов подготовки кадров лучше, чем остальные, предложенные преподавателями. Так, 35,1% опрашиваемых убеждены, что инновационными методами обучения являются активно внедряемые в связи с развитием НТП в учебный процесс технологии, а 25,5% - что это всего лишь авторские преподавательские модели, не применяемые ранее в учебном процессе.

Таким образом, можно выделить первую часть проблем, связанных с внедрением инновационных методов подготовки кадров - это отсутствие четких методик, обширных исследований эффективности тех или иных методов. Это приводит к неумению преподавателями эффективно использовать инновации в работе. В течение каждого учебного года должна проводиться разработка и систематизация инновационных методов, обмен опытом между работниками, сбор мнений от студентов. На основе этой работы может проводиться обобщение и распространение опыта преподавателей, активно внедряющих в практику инновации.

Только после наглядной демонстрации конкретного программного продукта для преподаваемой дисциплины и знакомства с уже имеющейся методикой работы с этой программой, преподаватели могут быть заинтересованы в его применении в своей работе.

Невнимание к этой категории проблем неизбежно приводит к утере вузом конкурентоспособности, снижению заинтересованности студентов в освоении дисциплин, падению инновационного потенциала учебного заведения. Развитие качества предоставляемых образовательных услуг, а также расширение количества способов обучения - есть одни из ведущих факторов стратегического развития вуза.

Изложенная выше проблема может быть разделена на две составляющие: во-первых, это отсутствие у преподавателей знаний о современных образовательных технологиях, а во-вторых, это нежелание с ними знакомится, включать их в свои учебные программы, разрабатывать свои методики. На мой взгляд, создание среды, комфортной для работы с инновационными методами обучения, располагающей преподавателей к изучению и применению этих технологий, меняет очень многие аспекты деятельности вуза. Прежде всего, разработка собственных технологий и заявление о них на конференциях и профессиональных форумах развивает интеллектуальную собственность вуза, создает образ успешного и инновационного учебного заведения, способного дать действительно актуальные знания в интересной и эффективной форме.

Усилиями методического отдела или отдельных сотрудников кафедр университета могут быть разработаны методические указания по использованию новых технологий обучения. Но не менее важным является глубокое изучение и демонстрация эффективности этих технологий. Как уде было сказано ранее, все вкладывают различный смысл в понятие инновационных технологий в образовании и в силах администрации вуза сформулировать их основные положения и определения, донести до профессорско-преподавательского состава конкретные успешные примеры, убедить в необходимости их применения. Такая непростая и трудоемкая работа принесет неоценимую пользу не только развитию учебного заведения, но и педагогике в целом, внесет вклад в формирование квалифицированных бакалавров магистров.

33

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

Следующая важная проблема внедрения инновационных методов, вытекающая из предыдущей - незаинтересованность преподавателей в их применении, сильный педагогический консерватизм. Это связано с повышенными требованиями к педагогическим знаниям и умениям преподавателя, применяющего инновационные методы обучения. Меняется роль преподавателя, он отказывается от роли своеобразного «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Вместе с тем, внедряя новые методики обучения, ориентируя студентов на самостоятельную работу, важно не упустить и традиционную теоретическую подготовку. Кроме того, очень важными становятся навыки преподавателя в создании благоприятного психологического климата, налаживании сотрудничества со студентами.

Проблемы внедрения инновационных методов подготовки, исходящие от преподавателя, связаны, в первую очередь, с нежеланием тратить время и силы на обновление курса и боязнью роста интенсивности труда. Действительно, новые методики требуют более тщательной проработки, обдумывания возникновения возможных ситуаций на занятиях (сопротивление студентов, отсутствие обратной связи). Возможным решением представленной проблемы может стать мотивация профессорско-преподавательского состава вузов на применение методик с демонстрацией их высокой эффективности, успешного мирового опыта, приглашение зарубежных преподавателей для обмена опытом. Наполнение учебного курса новыми методами обучения должно стать интересным и выгодным самому преподавателю, для чего следует уделить внимание разработке методических рекомендаций для проведения таких занятий.

Отличным стимулом к применению инновационных методик может стать организация курсов повышения квалификации преподавателей в рамках учебного заведения или с привлечением организаций-партнеров. Соответствующие курсы пробуждают в преподавателях стремление к самосовершенствованию, к применению новых методик в работе, так как они наглядно видят их эффект и узнают о способах реализации. Нередко в коллективе есть энтузиасты, осваивающие и применяющие различные новые образовательные технологии первыми, и первыми же отмечающие их эффективность. Весьма полезным в этом случает будет проведение так называемых «открытых уроков» для обмена опытом внутри коллектива.

Не следует забывать и о моральном и материальном стимулировании персонала. Внедрению и развитию инновационных методик очень сильно способствуют проведение внутривузовских конкурсов и выдвижение преподавателей на конкурсы межвузовские, в том числе федерального значения. Успешное участие в таких мероприятиях должны поощраться не только их организаторами (свидетельства, денежные выплаты), но и администрацией учебного заведения: торжественное чествование лауреатов, публикация результатов их деятельности в вузовских изданиях, премии. Для участия в таких конкурсах преподаватели будут стремиться выделиться среди коллег и получить признание посредством применения новых авторских методик обучения и путем адаптации зарубежных инновационных разработок.

Результатом таких конкурсов станет и известность вуза, и повышение его инновационного потенциала, но главное - будет расти квалификация персонала, кадровый потенциал. Это еще один важнейший фактор развития вуза, невнимание к которому на долгие годы оставит учебное заведение за рамками конкурентной борьбы.

Развитию кадрового потенциала также будет способствовать небольшая корректировка кадровой политики, заключающаяся в поисках природных инноваторов и их предпочтении при найме на работу. Выявление таких специалистов требует высокого внимания к их опыту работы и имеющимся разработкам со стороны как кадровой службы вуза, так и заведующих кафедрами и деканов факультетов. Количество публикаций и ученая степень являются определяющими факторами приема на работу в высшее учебное заведение, но они должны быть дополнены портфолио преподавателя. Оно состоит из читаемых преподавателем дисциплин с демонстрацией методик, которые он применяет. Само умение преподавателя наглядно продемонстрировать свой опыт и свои инновационные методы образования должно стать его визитной карточкой.

Отсутствие единых методик, боязнь риска и трудностей приводят к тому, что процесс внедрения инновационных методов подготовки кадров проходит очень медленно, с малой ини-

34

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

циативой самих работников. Так, наиболее часто используются простейшие из инновационных методик: компьютерная презентация, организационные занятия, тестирующие программы, информационно-поисковые системы, проблемно-развивающие технологии и электронные учебники. Меньше используются ролевые игры, технологии проблемной деятельности и интерактивная доска.

Библиографический список

1. Татмышевский К.В. Инновационные методы обучения (Активные методы обучения) Владимирский государственный университет. - Режим доступа:ии^ки.т

2. Бардина Н.Ю. Проблемы внедрения инновационных методов подготовки кадров в систему высшего профессионального образования. // Управление социальными инновациями: опыт, проблемы и перспективы: [Текст]: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Москва, 8 ноября 2012 г. / отв. ред. Н.С. Столяров. - М.: РУДН, 2013. - 351 с.

***

UDC 316.422.42

N. Yu. Bardina

METHODS, THAT OVERCOME PROBLEMS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes some of the pressing problems hindering innovations in university. The problems of human resources and ways to overcome them. The concrete practically important methods of increasing innovation activity personnel.

Keywords: innovation activity, social innovation, problems of higher education, human resources, resistance to innovation, training.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.