Научная статья на тему 'Инновационные технологии: опыт Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана'

Инновационные технологии: опыт Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / КОНТАКТНОЕ ЗАНЯТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE LECTURE / THE CONTACT LESSON / DIDACTIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведь Л. А.

В статье проанализирован опыт использования инновационных технологий в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies: experience of the Kyiv national economic university named after Vadiv Hetman

The article analyzed the experience of the use of innovative technologies in the Kiev National Economic University named after Vadym Hetman.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии: опыт Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана»

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

ПРОМЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.633.011.31

Л.А. Медведь

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВАДИМА ГЕТЬМАНА

В статье проанализирован опыт использования инновационных технологий в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивная лекция, контактное занятие, дидактическая модель.

Актуальность темы обусловлена мировыми глобализационными и интеграционными процессами, которые поставили перед современной высшей школой такие первоочередные задачи, как подготовка специалистов, способных быстро реагировать на изменения в социальноэкономической среде, адаптировать свою профессиональную деятельность к новым условиям, обладать неоспоримыми конкурентными преимуществами.

В психолого-педагогических исследований особое место занимает проблема использование инновационных технологий в высшем национальном образовании. Ученые разрабатывают такие ее аспекты: методологические (И.Н. Дычкивская, Г.Б. Корнетов, А.С. Нисимчук, А.С. Падалка, С.А. Сысоева, А.Т. Шпак, Н.Р. Юсуфбекова), аксиологические (М.С. Бургин, М.В. Кларин), праксиологические (С.Н. Седова, А.И. Пригожин), методические (А.А. Вербицкий, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская, Н.Г. Опухова, Е.А. Плеханов), но недостаточно разработаны вопросы внедрения инновационных технологий в высшее экономическое образование, что и стало целью нашего исследования. Для его реализации необходимо решить следующие задачи: проанализировать инновационные технологии, которые используются в учебном процессе Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана (далее КНЭУ); раскрыть особенности интерактивной лекции; показать преимущества контактного занятия; охарактеризовать дидактические модели.

Изучив, проанализировав и обобщив опыт организации учебного процесса в КНЭУ, считаем, что успешному внедрению новой парадигмы образовательной деятельности, в частности, переход от преподавания дисциплины к освоению науки могут способствовать инновационные технологии. В этой связи заслуживает внимания предложенная И.Н. Дычкивской следующая классификация инновационных технологий [1, с. 39-40]:

© Медведь Л.А., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.7-8.0002

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

1. Структурно-логические технологии обучения, представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способа ее решения, диагностики и оценки полученных результатов.

Наиболее распространенными в КНЭУ являются интеллект-карты, которые постепенно вытесняют структурно-логические схемы. Студенты выбирают составление интеллект-карт, когда им необходимо усвоить большой объем материала при подготовке к семинарскому занятию, темы которого выносятся на самостоятельное изучение; при подготовке к экзаменам. Например, составление интеллект-карт по темам является обязательным заданием для самостоятельной работы студентов на кафедре политологии и социологии, и выборочным - на кафедре педагогики и психологии.

Как показали результаты исследования, преподавали и студенты отдают предпочтение составлению интеллект-карт, а не структурно-логическим схемам. Интеллект-карт дает быстрый и полный обзор большой темы (проблемы, предмета, науки); позволяет планировать стратегии и делать выбор; собирает и представляет большое количество различных данных на одном листке; демонстрирует связи и взаимоотношения между отдельными компонентами; стимулирует решение проблем при помощи разработки новых подходов к их пониманию; дает информацию о том в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть успешным; позволяет максимально повысить результативность и эффективность работы; представляет интерес для осознания, осмысления, запоминания.

2. Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширение пространства сотрудничества на субъект-субъектном уровне: «студент-преподаватель», «педагог-автор», «студент-автор» и другие.

Креативно настроенные преподаватели используют на лекционных занятиях такие виды лекций: лекция-диалог, лекция-консультация, лекция-провокация, на семинарских и практических занятиях преобладают деловая беседа, групповая дискуссия, диспут, коммуникативная атака.

3. Игровые технологии - это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся, которая способствует формированию умений решать задачи на основе комплексного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Профессорско-преподавательский состав КНЭУ отдает предпочтение деловым (бизнесиграм), театрализованным, ролевым, компьютерным играм, имитационным упражнениям, игровому проектированию и другим.

4. Интеграционные технологии - это дидактические системы, которые обеспечивают интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем и других форм организации обучения.

Это, как правило, бинарные и интегрированные лекции. Преподаватели кафедры педагогики и психологии проводят для студентов кредитно-экономического факультета интегрированную лекцию по методике преподавания экономики и психологии общения.

5. Тренинговые технологии - это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты, психологические тренинги интеллектуального развития, решения управленческих задач).

Студенты КНЭУ на бакалаврском уровне отдают предпочтение таким видам тренингов, как управленческий, корпоративный, лидерства, видеотренинг, социально-психологический, коммуникативный, бизнес-тренинг; на магистерском - социально-психологический тренинг «Развитие личностных качеств менеджера».

Начиная с 1998 года кафедра педагогики и психологии проводит тренинг-курсы для преподавателей университета, с целью повышения квалификации профессорскопреподавательского состава по следующей тематике: «Современные методы обучения», «Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей университета», «Тренинговые технологии обучения по экономическим дисциплинам», «Технологии инновационного обучения в экономическом университете».

9

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

6. Компьютерные технологии реализуются в дидактических системах компьютерного обучения на основе взаимодействия «прегодаватель-компьютер-студент»« благодаря учебным программа (информационным, развивающим, тренинговым, контролирующим и т.п.)

К интерактивным технологиям, которые успешно используются в КНЭУ на бакалаврском и магистерском уровне, по нашему мнению, можно отнести интерактивную лекцию и контактное занятия.

Рассмотрим более подробно сначала особенности интерактивной лекции, которая заняла ведущее место в деятельности профессорско-преподавательского состава КНЭУ. Среди студентов наибольшей популярностью пользуются следующие виды интерактивной лекции: проблемная, интегрированная, бинарная, провокационная, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация.

Как показали результаты исследования, преподаватели выбирают интерактивную лекцию, потому что она:

1. Способствует активизации мышления и поведения студентов на занятиях.

2. Обеспечивает обработку большого массива информации.

3. Сводит к минимуму монолог преподавателя, а создает максимальные условия для диалога аудитории с лектором, который включает в лекционный материал обязательное использование знаний из предыдущих тем курса, других предметов, научные и общеэкономические знания.

4. Носит преимущественно проблемный и поисковый характер.

5. Способствует налаживанию оперативной обратной связи со студентами.

6. Создает условия интенсификации педагогического труда.

7. Обеспечивает достижение высоких результатов учебной деятельности.

8. Активизирует самостоятельное получение знаний студентами.

Для того, чтобы эффективно провести интерактивную лекцию необходимо подготовить надлежащим образом аудиторию к ее чтению: во-первых, укомплектовать аудиторию необходимыми техническими средствами: компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской (типа SMART Board).

Во-вторых, преподаватель должен разработать принципиально новые учебнометодические материалы:

а) мультимедийный учебник;

б) электронный конспект лекции;

в) презентационную версию курса в формате Power Point;

г) электронную версию курса оставить на кафедре, на информационно-консультативном сайте кафедры или преподаватель должен ее иметь при себе.

Таким образом, проведение интерактивной лекции в высшем учебном заведении предполагает серьезную подготовку со стороны преподавателя, а также готовность студентов к инновациям.

Не меньший интерес у преподавателей КНЭУ вызывает контактное занятие. Это относительно новая форма организации обучения в КНЭУ, которая была внедрена с 1 сентября 2011 года в Центре магистерской подготовки. Аудиторные занятия на всех магистерских программах проводятся в формате контактных.

В ходе исследования было установлено, что контактное занятия являются наиболее эффективной формой проведения занятий, при создании надлежащих условий. А именно:

1. В университете должно быть современное материально-техническое обеспечения учебного процесса, которое будет стимулировать преподавателя активно использовать инновационные технологии.

2. Администрации университета следует обеспечить организацию семинаров и мастерклассов, которые будут способствовать отбору и подготовке преподавателей для такого формата работы.

3. Привлекать к проведению контактного занятия только тех преподавателей, которые имеют желания проводить контактное занятие, а также осознают тот факта, что от них потребуются дополнительные затраты собственных усилий и времени для подбора инновационных форм и методов работы в аудитории.

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

4. В учебной группе должно быть не более 25-30 человек, что бы обеспечить использование преподавателем не только традиционных, но и интерактивных методов обучения.

Соблюдение выше названых условий будет способствовать раскрытию преимущества контактного занятия перед традиционными формами:

- существенно расширяет диапазон использования интерактивных методов обучения (лекция-дискуссия, проблемная, мозговой штурм, кейс-метод, бизнес-тренинг, ситуационные упражнения, реальные проекты, компьютерные симуляции, дебрифинг, работа в малых группах, ролевая игра и другие);

- обеспечивает оптимальное сочетание теории и практики;

- содержит междисциплинарный компонент;

стимулирует предварительную самостоятельную подготовку студентов к занятию;

- формирует у студентов научно-исследовательские компетенции;

- позволяет осуществлять постоянный мониторинг степени усвоения студентами учебного материала;

- и обеспечивает постоянную обратную связь преподавателей со студентами, используя различные формы контроля (в зависимости от количества студентов, которые находятся в помещении, - индивидуальный, групповой, фронтальный; по месту организации обучения - аудиторный, внеаудиторный; по форме занятий - контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен; по субъектам контроля - внешний (проверяет преподаватель), взаимоконтроль (проверяет студент студента: работа в парах), самоконтроль).

Контактное занятие объединяет элементы лекционного, практического, семинарского и тренингового занятия, что предполагает наличие высокого уровня мастерства педагога по подготовке студентов к занятию активной позиции на данном занятии. Такого результата мастер-педагог достигает благодаря использованию такого вида дидактической модели, как интерактивной.

Дидактическая модель входит в классификацию педагогических технологий.

В психолого-педагогической литературе насчитывается более 300 определений понятия «педагогическая технологи». По нашему мнению, заслуживает внимания точка зрения С.А. Сысоевой, которая рассматривает педагогическую технологию как систему наиболее рациональных способов достижения поставленной педагогической цели, научную организацию учебно-воспитательного процесса, определяет наиболее рациональные и эффективные способы достижения конечных образовательно-культурных целей [2, с. 461].

Проанализировав различные подходы к определения понятия «педагогическая технологи», можно сделать вывод, что это понятие многоаспектное и его классификация включает:

- рациональный способ достижения сознательно сформулированной образовательной (учебой, воспитательной) цели (Б.Т. Лихачев, В.П. Безпалько, И.П. Волков, П.И. Сикорский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, Н.И. Стяглик, М. Вульман, Совет по педагогичной технологии Великой Британии);

- наука (Г.К. Селевко, А.С. Нисимчук, О.С. Падалка, А.Т. Шпак);

- педагогическая система (В.П. Безпалько, М.В. Кларин, Д.В. Чернилевский, И.Ф. Прокопенко та В.И. Евдокимов, С. Споулинг, Т. Сакамото);

- педагогическая деятельность (А.С. Нисимчук, О.С. Падалка, А.Т. Шпак);

- системно-деятельный подход к образовательному (учебному) процессу (И.Я. Лернер, Н.В. Кузьмин, П.И. Самойленко, Г.К. Селевко, Ф. Фрадкин, Ф. Персивальи Г. Веллингтон, Комиссия по технологии обучения США, Ассоциация педагогических коммуникаций и технологий США, ЮНЕСКО);

- система знаний (А.С. Нисимчук, О.С. Падалка, А.Т. Шпак, В.1. Генецинский, Ю.И. Турчанинова, В.О. Онищук, Т.С. Назарова, Национальний центр программированного обучения Великой Британии);

- мастерство педагога (В.М. Шепель, Н.Ф. Тализина, И.Ф. Прокопенко, В.И. Евдокимов);

- способ оптимизации и модернизации образовательного процесса (М.В. Кларин, Ф. Янушкевич);

- как процессуальный компонент (составляющая) образовательного (учебного) процесса (О.Е. Коваленко, М. Чошанов, М.В. Кларин); 11

11

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

- интегрированный подход к образованию (Д. Финн, П.Д. Митчелл);

- модель [3, с. 27-34].

В рамках нашего исследования рассмотрим сущность понятия «модель»:

- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Ченцив)

- моделирование содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленной целью (П.И. Сикорский) [4, с. 467].

Разделяя точку зрения вышеназванных ученых считаем, что дидактическая модель - это разновидность педагогической технологии, которая способствует согласно поставленной цели моделированию содержания, форм и методов обучения и обеспечивает благоприятные условия взаимодействия как для преподавателя, так и студентов.

При внедрении дидактических моделей в учебный процесс высшего экономического учебного заведения большое значение имеет уровень педагогического мастерства преподавателя и готовность студенческой молодежи к сотрудничеству с преподавателем. Например, преподавали в КНЭУ реализуют такие дидактические модели, как традиционная (пассивная), активная и интерактивная.

Традиционную (пассивную) модель обучения преподаватели используют, когда студент, выступает в роли «объекта» обучения. Он должен усвоить и воспроизвести основную базу знаний по предмету, слушая лекции, работая с теоретическим материалом. Ведущие позиции занимают словесные и наглядные методы обучения. Так информативно-презентативные представлены устными методами обучения: лекция (вводная, подготовительная, мотивационная, учредительная, лекция-монолог, лекция-инструктаж, лекция-визуализация, лекция-демонстрация), объяснение, репродуктивный опрос; наглядными: демонстрация, слайды, плакаты, аудио, видео, Internet. Самостоятельная работа может включать упражнения, задачи, лабораторные занятия, практические упражнения, работу с учебником или научно-методической, справочной литературой и т.п.

Активная модель обучения способствует стимулированию познавательной активности и самостоятельности студентов. Студент выступает в роли «субъекта» обучения, выполняет разнообразные творческие задания, вступает в диалог с преподавателем. Доминируют практические и частично-исследовательские методы. Так, алгоритмически-действенные методы обучения могут быть представлены диалогическими: лекция-беседа, лекция-провокация, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс метод, метод дискуссии), защита в парах структурно-логических схем или интеллект-карт, инструктаж, дискуссия, семинар, консультация, предметно-групповыми: практические упражнения, конкурсы, лабораторная работа, игра (деловая, ролевая, имитационная, конструктивная, дидактическая и др.). Самостоятельная работа предполагает проблемные и творческие задания, которые, как правило, выполняются в домашних условиях.

Активная модель обучения предусматривает подготовку заданий по выбору. Так, на финансово-экономическом факультете студенты выбрали по дисциплине коммуникативные процессы в обучении для самостоятельной работы такие задания, как разработка рекомендаций по асертивному поведению педагога; мониторинг количественного состава преподавателей КНЭУ, которые используют манипуляции; составление кейсов с приведением примеров из собственного опыта; презентация своей жизненной позиции и реализация ее в учебном процессе; обоснование оптимального стиля решения педагогического конфликта; разработка структурно-логических схем и интеллект-карт. Такие задания выбирали 30% всех студентов.

Интерактивная модель рассматривает обучение как специальную форму организации познавательной деятельности, имеет конкретную, предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность и интеллектуальную способность [5, с. 4]. Преподаватели и студенты выступают «равноправными субъектами» кооперативного обучения (парное, групповое, коллективное, обучение в сотрудничестве). В учебном процессе КНЭУ преобладают такие виды интерактивной лекции, как проблемная лекция, лекция - пресс-конференция, бинарная, лекция-шоу. Все занятия на магистерском уровне

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

проходят в формате контактного занятия. На бакалаврском уровне контактные занятии проводятся в основном на 3 и 4 курсах.

Очевидно, что интерактивная лекция и контактное занятие представлены в интерактивной модели. Их эффективному использованию предшествует кропотливая работа педагогов со студентами в рамках традиционной и активной модели, где осуществляется мотивация и практическая подготовка студентов к работе в формате интерактивной модели.

Выводы.

1. В ходе исследования, проведенного с 1995 по 2014 год, в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана, было установлено, что для подготовки конкурентоспособных специалистов в области экономики одним из ведущих направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса является внедрение инновационных технологий, среди которых особое место занимает интерактивная лекция, контактное занятие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Реализация интерактивной модели способствуют формированию профессиональных и личностных компетенций экономистов относительно способности быстро реагировать на изменения в социально-экономической среде, адаптировать свою профессиональную деятельность к новым условиям, обладать неоспоримыми конкурентными преимуществами.

3. Эффективность внедрения инновационных технологий зависит от творческого потенциала профессорско-преподавательского состава и готовности студентов учиться по современным технологиям.

Библиографический список

1. Дычкивская И.Н. Основы педагогической инноватики: Учеб. пособие / И.Н. Дычкивская. - Ровно: РГГУ, 2001. - С. 39-40 (на украинском языке).

2. Сысоева С.А. Педагогические технологии в непрерывном профессиональном образовании // Непрерывное профессиональное образование: философия, педагогические парадигмы, прогноз: Монография / Под ред. В.Г. Кремень. - К.: Наукова думка, 2003. - С. 461. (на украинском языке).

3. Педагогические технологии в непрерывном профессиональном образовании: Монография / Под ред. С.А. Сысоевой. - К.: В1ПОЛ, 2001. - С. 27-34 (на украинском языке).

4. Непрерывное профессиональное образование: философия, педагогические парадигмы, прогноз: Монография / Под ред. В.Г. Кремень. - К.: Наукова думка, 2003. - С. 467. (на украинском языке).

5. Интерактивные технологии обучения / Е.И. Пометун, Л.В. Пироженко, Г.И. Коберник и др. - К.: Мир, 2004. - С. 4 (на украинском языке).

Статья поступила в редакцию 14.07.2014.

МЕДВЕДЬ Людмила Андреевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Геть-мана.

UDC 378.633.011.31

L.A. Medved

INNOVATIVE TECHNOLOGIES: EXPERIENCE OF THE KYIV NATIONAL ECONOMIC UNIVERSITY NAMED AFTER VADIV HETMAN

The article analyzed the experience of the use of innovative technologies in the Kiev National Economic University named after Vadym Hetman.

Keywords: innovative technologies, the interactive lecture, the contact lesson, the didactic model.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.