Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения в системе высшего образования'

Инновационные технологии обучения в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалюгина Т. А.

В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в России и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения, которая предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения в системе высшего образования»

12. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М.: ACT; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.

13. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигма, проекции, практики. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

14. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. и др. Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте: пособие для педагогов и педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 161 с.

15. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2005. -№ 4. - С. 96.

16. Словарь иностранных слов. - 7-е изд. - М.: «Рус. язык», 1979. - 624 с.

17. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. -М.: 1989. - 495 с.

18. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под. ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004. - С. 11-29.

19. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М.: Просвещение, 1993. - 112 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Шалюгина Т.А.*

Филиал Кубанского государственного университета, г. Кореновск

В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в России и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения, которая предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Возникновение новых социально-культурных реалий в вузах требует переоценки творческих и методических основ преподавания. Глубинные процессы, происходящие в российском обществе, остро обозначили проблему реформирования системы высшего профессионального образова-ния. Все эти перемены требуют переосмысления, поскольку определяют наше будущее, будущее наших детей.

* Директор филиала, кандидат психологических наук, доцент.

В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в России и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения, которая предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Реорганизация системы высшего образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе. Процесс передачи информации должен быть построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. В этой связи перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина, и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в вузе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. От того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова.

Изменение целей, задач, условий современного высшего образования требует научно-детерминированного совершенствования педагогической технологии. Педагогическая технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организованных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активации учебно-познавательной деятельности студентов. В педагогической технологии каждый элемент и этап учебно-воспитательного процесса обусловлены, нацелены на объективно диагностируемый результат.

В литературе и практике высшего образования нашли отражение основные положения педагогических технологий А.Н. Алексюка, Т.Ф. Акба-шева, Т.А. Алексеенко, О.С. Падалка, E.H. Пехота, Н.И. Приходько, Т.Ю. По-добедова, В.В. Сушанко, A.C. Нисимчука. Именно технологии обучения студентов определяютво многом эффективность поиска направлений совершенствования университетского образования.

Широкую известность в педагогической практике получила педагогическая технология, построенная по принципу модульного содержания и процесса обучения. Смыслом модульной технологии обучения является такое изменение организационных основ педагогического процесса в университете, которое обеспечивает условие для индивидуализации и дифференциации обучения. Структурной единицей технологии является модуль -относительно самостоятельная часть учебного процесса, которая интегрирует несколько близких по смыслу и фундаментальных по значению поня-

тий, законов, принципов. Основание модуля начинается обзорно - установочной лекцией. За ней следует индивидуальная самостоятельная учебная работа, консультации, несколько тьюторских знаний, которые в своей совокупности и составляют содержание модуля. Тьюторские знания заменяют семинарские и лабораторные работы. Каждое такое знание включает в себя три-четыре вида учебной работы: дискуссию по содержанию изученных первоисточников, анализ педагогических ситуаций, решение проблемно-педагогических задач, ролевую и деловую игру.

Необходимость в изучении подобного опыта очевидна, установление прочных связей и с зарубежными вузами позволит изучать их опыт инноваций в образовании, участвовать в международных проектах, развивать академическую мобильность студентов, аспирантов, преподавателей. Уже сегодня факультеты и кафедры организуют, и ежегодно проводит студенческие конференции. Те, кто еще с первого курса заинтересован наукой, могут пополнить ряды аспирантов, а затем и преподавателей, молодых ученых.

Такое многоаспектное понимание современной педагогической технологии определяет направления теоретических и практических поисков технологий образования.

Формирование молодого специалиста трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, плодотворность этого диалога зависит правильного решения преподавателем задач. При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала. Данная модель обучения носит директивный характер. Основные критерии директивной модели обучения: точность, бесспорность, достоверность излагаемого.

Исходя из выше сказанного, в современной ситуации уместно говорить не только о подготовке кадров высшей квалификации, но и о постоянном повышении уровня их исследовательской и инновационной компетенций.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в России и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную,

носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения, которая предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. В этой связи перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина, и его ценностных ориен-таций, поскольку процесс обучения в вузе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. От того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). При данном методе обучения

студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Разработана общая технология работы при использовании метода УКС. До начала занятий преподаватель: а) подбирает кейс; б) определяет основные и вспомогательные материалы; в) разрабатывает сценарии. Обязанности студента - получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию. Во время занятий преподаватель: а) организует предварительное обсуждение кейса; б) делит группу на подгруппы; в) руководит обсуждением кейса. Студент: а) задает вопросы; б) предлагает варианты решений; в) принимает решение; г) составляет письменный отчет о работе. Теперь же, после небольшого экскурса в содержание некоторых инновационных методик преподавания, остановимся на собственном опыте использования аналогичных приемов обучения по курсу «История Кубани».

Задача преподавателя в этом контексте - решить дилемму между необходимостью передачи студенту определенного минимума знаний, с одной стороны, развития навыков и обучения принципам самостоятельной выработки этих знаний - с другой. Реальность вносит определенные коррективы в понимание форм и методик преподавания истории в вузе. Можно выделить следующий спектр методов, применение которых возможно на занятиях по гуманитарным дисциплинам:

1. приемы конкретизации и фактологии - ориентированы на необходимость выделения студентом (обучаемым) главной идеи или мысли в потоке фактов и событий;

2. исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника;

3. приемы деловых или ролевых игр - ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия.

Нововведения в реорганизации обучения в университете, где происходит формирование Гражданина Российской Федерации, и уже тем самым каждый вуз несет ответственность за моральный и ценностный облик бу-

дущего поколения нашего государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными российскими педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов».

Этап проектирования инновационной технологии предполагает учет напряжения в педагогической системе. Поиск параметров, возникающих в педагогической среде ситуационных структур как реакции на инновацию, - первостепенная задача научной деятельности в области создания инновационных технологий обучения.

Список литературы:

1. Громыко Н.В. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания: реальные вызовы и варианты решения - подлинные и мнимые [Электронный ресурс] / Н.В. Громыко // Альманах «Восток». - Вып. № 3 (27), март 2008. - Режим доступа: www.situation.ru/app/j_art_831.htm. -Дата доступа 16.01.2009 г.

2. Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке; Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - С. 136-167.

3. Сурмин Ю., Сидоренко А., Лобода В., Фурда А., Меер К. / Хармони Инк / Центр инноваций и развития / Программа распространения ситуационной методики обучения / Ситуационный анализ или методика кейс-метода / Протокол № 4. - Киев: Центр инноваций и развития, 05.06.2002.

4. Варжина Н.В. Проектирование элементов системы управления качеством вуза по модели МС ИСО 9001 // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - Омск: Госуниверситет, 2009. - № 1.

5. Данилова Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.

6. Добрыднев С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 4. - С. 26-31.

7. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Руководство по применению стандарта ИСО 9000:2000 в области обучения и образования. - М.:РИА «Стандарты и качество», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.