Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения'

Профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения»

- Вестник «

коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.

Таким образом, учителя должны создать диалогическую модель класса, в котором ученики будут взаимодействовать друг с другом в целях обнаружения новых и лучших способов совместного выстраивания смысла (учителя и дети слушают друг друга, разделяют идеи и рассматривают альтер-

нативные точки зрения). В заключение хочу отметить, чтобы выявить знания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки, а диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Стратегия Казахстан-2050. Послание Президента РК-Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Новый политический курс состоявшегося государства. Алматы, 2013

2. Руководство для учителя. Астана, 2012 НИШ

3. «Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства РК на 2006-2009 гг.», Астана

4. «Интерактивная методика обучения», А Алимов, Алматы, 2011

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Цой,

начальник отдела информационных технологий филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Жамбылской области

Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечал, что необходимо обеспечить современную систему образования «современными программами и методиками обучения, квалифицированными педагогическими кадрами». Согласно этому постановлению филиал АО НЦПК «Эрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области проводит широкомасштабную деятельность по повышению эффективности обучения и преподавания в общеобразовательных школах и колледжах, развитию школьной практики и совершенствованию профессионального

мастерства педагогов. Изменения парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности педагогов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению.

Безусловно, что формирование педаго- ^ гов новой формации трудоемкий процесс под- К готовки и переподготовки кадров базируется на современных программах и на новых методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень повышения квалификации педагогов. Н

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обуче- ^ ния стало возможным изменить, причем ра-

иц

Вестник «Орлеу^-kst

гч

а

^

н и

Н

И =

Рч

и

н =

S

дикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы обучаемого, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у обучаемого критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения. Клад преподавательского мастерства составляет непрерывное развитие и получение новых знаний. На современном этапе преподаватель является не носителем заний, а проектировщиком интеллектуального и личностного развития обучаемого. Именно в этом направлении и работают тренеры курсов повышения квалификаии нового формата.

Обучение в системе повышения квалификации в Казахстане носит бивариантный характер, с одной стороны традиционная фундаментальность знаний преподавателя, с другой - применение современных программ и новых методик обучения, которые называются в дидактике инновационными.

В психолого-педагогическом исследовании проблемам формирования профессионального мастерства к применению информационных и других инновационных технологий было посвящено ряд работ (М.М. Буняев, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, Н.В. Сафронова, Д.М. Джусубалиева и др.). Информационная грамотность преподавателя рассматривается в виде уровней владения компьютерными технологиями, это элементарная грамотность, функциональная грамотность, системная грамотность. Г.А. Кручинина выделяет следующие компоненты компьютерной грамотности: знание научной и научно-методической литературы, учебно-методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать

содержание всего курса, темы, отдельного урока для составления сценариев обучающих программ, с учетом дидактических возможностей компьютера; умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов; способность оценивать программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения; умение учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении с использованием компьютерной техники; умение разрабатывать конспекты занятий с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности преподаватель-компьютер-учебник, учебное пособие - обучаемый; умение проводить урок в компьютерном классе; умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием различных типов [4].

Компьютеризация процесса овладения знаниями не является единственным методом обучения, называемым инновационным.

Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др.

Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и обучаемого. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива обучаемого, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

Формирующаяся казахстанская система повышения квалификации педагогических работников для успешного решения задач переподготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого.

Вестник «Oрлеу»-kst

ПН

В этой связи перед преподавателями института повышения квалификации педагогических работников стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала педагогов нового поколения, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина РК и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в институте повышения квалификации - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого педагога. И поэтому, от того, насколько каждый слушатель будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на системе образования в республике, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стадии или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. В целом метод УКС, как уверяют наши коллеги - преподаватели, позволяет: а) принимать верные решения в условиях неопределенности, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладеть навыками исследования ситуации, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точки зрения других специалистов. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Разработана общая технология работы при использовании метода УКС. До начала занятий преподаватель: а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспомогательные материалы, в) разрабатывает сценарии. Обязанности студента - получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к за-

нятию. Во время занятий преподаватель: а) организует предварительное обсуждение кейса, б) делит группу на подгруппы, в) руководит обсуждением кейса. Слушатель: а) задает вопросы, б) предлагает варианты решений, в) принимает решение, г) составляет письменный отчет о работе.

Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших группах - на семинарских (практических) занятиях. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу слушателей над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия.

Приемы деловых или ролевых игр - ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из слушателей в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества слушателей и ориентированы на применение в ходе практических занятий. К этой категории методов относятся: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения (со стороны преподавателя), направленные на самостоятельное последующее использование слушателем в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, суть которых сводится к разделению группы слушателей на несколько частей с определением для каждой группы учебных функций.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения слушателями учебного материала). Эта методика позволя-

ем

а

^

н и

н

и =

Рч

и

н =

2

¡Ш

Вестник «Орлеу^-kst

a

^

H U

H

И =

Рч

и

н =

s

ет заинтересовать слушателей, вовлечь его в процесс обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед слушателями проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от слушателя знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими слушателями, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.

Так, применение такой инновации как технология «Выбор» основывается на более широком научно-теоретическом подходе к проблеме обучения или научения, что является основой профессионализации педагого.

Технология «Выбор» осуществляет следующие задачи:

- разработка учебно-методического комплекса по обеспечению программы, его издание и распространение;

- создание интернет-страницы как электронного аналога образовательной программы;

- разработка и внедрение новых форм обучения.

Реализация технологии базируется на единстве двух аспектов: научного (передача теоретических знаний, участие педагогов в исследовательской работе) и практического (проектная деятельность участников, групповая работа, а также непосредственная работа психофасилитационного, психопрофилактического характера со всеми педагогическими ресурсами образования).

Технология «Выбор» организовывается и применяется в образовательной среде - системном понятии, обозначающим всех участников образовательного процесса, а также возникшие между ними связи. Причем нельзя ограничивать это понятие ведомственными отношениями, в него включается весь социум со своим укладом, средства массовой

информации и любая структура, занимающаяся развитием человека. Психолого-педагогическая поддержка (психофасилитация) -комплекс действий педагогов или психологов, направленных на содействие оптимальному развитию каждого участника образовательного процесса, включающих также помощь в проблемных ситуациях. Для осуществления психолого-педагогической поддержки необходимо, чтобы все педагогические работники обладали такими качествами, как толерантность, позитивность, эмпатия. Предметное поле для выбора - варианты возможностей человека в разные периоды жизни, совокупность путей разрешения какого-либо противоречия, возникшего на жизненном пути человека.

Таким образом, инновационное образование - это и есть попытка нащупать через профессиональные инициативы те гражданские образовательные потребности, которые еще только зарождаются, формируются. Инновационные методики, плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация - есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новых конкурентоспособных педагогов нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING) / Под научной редакцией д.п.н. В.И.Байденко, Москва - Астана, 2006, 6 с.

2. Бренда Гордии // Болонский процесс в глобальном контексте: потенциальные возможности и угрозы для Европейского сектора высшего образования / Итоги Лондонской конференции министра образования Европейских стран/ Вопросы образования, 2007, № 2, 6-13 с.

3. Ризуанова А.К. Виды инновационных учебных заведений для обучения одаренных детей. Научно-педагогический журнал. № 3. Алмата, 2008, 144с.

4. Кручинина Г. А. Экспериментальное исследование дидактической ценности компьютерных программ различных типов для формирования позитивного отношения учащихся к знаниям. - М., Педагогика. 1991. -165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.