Научная статья на тему 'Инновационные методики обучения ортопедической стоматологии'

Инновационные методики обучения ортопедической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурумбетова С.М.

В статье предлагается несколько инновационных методов обучения ортопедической стоматологии.Мақалада ортопедиялық стаматологияға оқытудың бірнеше инновациялық әдістер ұсынылған.The article suggests several innovation methods of teaching prosthetic dentistry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурумбетова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методики обучения ортопедической стоматологии»

УДК 377.5:61

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

С.М. Нурумбетова л

Павлодарский медицинский колледж, г. Павлодар

Мсщалада ортопедиялык, стаматологияга оцытудыц 6ipueiue инновациялык, edicmei усынылган

В статье предлагается несколько инновационных методов обучения ортопедической стоматологии.

The article suggests several innovation methods of teaching prosthetic dentistry.

§| Трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обу-Шйия, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника.

Традиционная методика предполагает общение преподавателя и учащегося, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью учащегося, контроль усвоения учебного материала.

Другими словами, плодотворность этого диалога зависит от правильного решения преподавателем следующих задач:

а) постановки учебной цели и вытекающей из этого мотивации для учащегося;

б) осуществление передачи материала определенного содержания (лекции)

в) контроля знаний.

Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель. Воспроизведение полученной информации при этом механическое: активность учащегося, его заинтересованность в процессе обучения проследить достаточно затруднительно. Основные критерии директивной модели обучения: точность, бес-

ЧЙ, 2007 г.

65

:~эрность, достоверность излагаемого, итоговый контроль, наличие : ¿мостоятельной работы.

На основе новых информационных и педагогических технологий, ме--: лов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором са-

- : стоятельной творческой работы учащегося, способствуя самостоятель-

- : й выработке у учащегося, критериев и способов ориентации, поиске ггаионального в информативном потоке.

В современных условиях преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инноваци-: нный характер, интерактивную модель обучения.

Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложе-

- ия, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод моз--эвого штурма, метод критического мышления, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод блиц-опроса, метод анкетирования.

Сам процесс передачи информации построен на принципе взаи--юдействия преподавателя и учащегося. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.

Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность -еформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество практических занятии, инициатива учащегося, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

Одним из эффективных методов активизации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс, в ходе которого выдвигаются несколько ключевых^остулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения учащимися учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать учащегося, вовлечь его в процесс обучения. Так перед началом изучения предмета «Техника изготовления съемных протезов» по курсу «Стоматология ортопедическая» перед учащимися ставится проблемный

вопрос или дается проблемное задание, например: каковы особенности изготовления зубных протезов при сужении ротовой щели. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от учащегося знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими учащимися, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. ^

Принципы последовательности, точности и конкретизации в обучении на практических занятиях попредмету «Техника изготовления съемных протезов» реализуются в процессе устного изложения материала путем включения сюжетных рассказов из практической стоматологии, демонстрации материалов, инструментов, основных технологических этапов и учебных фильмов.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций. Центральным понятием метода кейс-стади является понятие «ситуация», когда выбор какой-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения учащийся вынужден самостоятельно принимать решения и обосновать их.

Метод кейс-стади - это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются учащимися. Кейсы применяется на текущих занятиях, переводных и государственных экзаменах по специальности «Стоматология» и «Стоматология ортопедическая». В целом, метод позволяет: а) принимать верные решения при постановке диагноза дефекта зубных рядов, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладеть практическими умениями и навыками, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точку зрения других специалистов.

Разработана общая технология работы при использовании метода кейс-стади: преподаватель: а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспо-

могательные материалы, учащийся - получает кейс и готовится к занятию. Во время занятия преподаватель: а) организует предварительное обсуждение кейса, б) делит группу на подгруппы, в) руководит обсуждением кейса; учащийся а) задает вопросы, б) предлагает варианты решений, в) принимает решение, г) составляет письменный отчет о работе.

Данный метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Одним из эффективных методов обучения являются деловые или ролевые игры, которые позволяют приблизить процесс обучения к условиям зуботехнической лаборатории и обеспечивают поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия, что дает возможность активного и видимого участия в процессе обучения наибольшего количества учащихся.

Особенно эффективно применение метода ролевой игры при проведении практических занятий. Умело сочетая применение раздаточного материала, инструктажа, демонстрации техники изготовления зубных протезов и аппаратов с последующей самостоятельной работой учащихся, преподаватель учит их хорошо выполнять свои профессиональные обязанности, опираясь на приобретенные в ходе занятий умения и навыки.

Таким образом, применение инновационных методик содействует решению главной задачи - обучения высоквалифицированного, профессионально подготовленного, конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таубаева Ш.Т., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика, как теория и практика нововведении в системе образования.-Алматы: НИЦ «Гылым»2001.-296 с.

2. Селе^нср Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. М. НИИ школьных технологий. 2005.-312 с.

3. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.НИИ школьных технологий. 2005.-192 с.

4. Алимгазинов К. Инновационные методики обучения.-К.ИИЭ им.Ч.-Валиханова, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.