Научная статья на тему 'Использование цифровых технологий при обучении клинических ординаторов ортопедической стоматологии'

Использование цифровых технологий при обучении клинических ординаторов ортопедической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
864
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ / ОРТОПЕДИЯЛЫқ СТОМАТОЛОГИЯ / PROSTHETIC DENTISTRY / ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ОқЫТУ / ДИАГНОСТИКАЛАУ ЖәНЕ ЕМДЕУДің САНДЫқ әДіСТЕРі / CAD/CAD SYSTEM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лебеденко И. Ю., Ретинская М. В., Вураки Н. К., Деев М. С.

В статье рассмотрено использование новейших цифровых технологий в процессе обучения клинических ординаторов кафедры ортопедической стоматологии. Показаны возможности современных CAD/CAM систем, использование современных компьютерных программ и оборудования для диагностики и стоматологического ортопедического лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лебеденко И. Ю., Ретинская М. В., Вураки Н. К., Деев М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES WHEN TRAINING CLINICAL INTERNS OF THE PROSTHETIC DENTISTRY

The articledescribes using of the latest digital technologies in education of clinical residents of the Department of Prosthetic Dentistry. The possibilities of modern CAD / CAM systems, the use of modern computer programs and equipment for diagnosis and dental prosthetic treatment are shown.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых технологий при обучении клинических ординаторов ортопедической стоматологии»

Vestnik KazNMU №1-2018

С.А. Наумович, С.С. Наумович, А.С. Борунов

OY«БелоруссMeMAeKemmiKмедицинаyHueepcumemi», ортопедиялыцстоматология кафедрасы

ПЕРИОДОНТ Т1НДЕР1 АУРУЛАРЫН КОМПЛЕКСТ1 ОРТОПЕДИЯЛЫЦ ЕМДЕУДЩ МАЦЫЗЫ. 1 Б6Л1М: ОРТОДОНТИЯЛЫЦ ЕМДЕУ ЖЭНЕ Т1СТЕРД1 ТАЦДАП ЕГЕУ

ТYЙiн: Макала стоматологияныц e3eKTi мэселелерiнiц 6ipi - периодонт этш ауруларын кешендi емдеу жэне осы кешендi шаралардагы ортопедиялыц терапияныц мацыздылыгына арналган. Бул мацалада периодонт ауруларыныц этиологиялыц жэне патогенетикалыц даму механизмдерь жiктелуi, сонымен цатар осы патологияда ортодонтиялыц емдеудiц жэне тiстердi тацдап егеу мацыздылыгы царастырылады.

ТYЙiндi свздер: периодонт, ортопедиялыц терапия, кешендi емдеу, ортодонтиялыц емдеу, тiстердi тацдап егеу.

S.A. Naumovich, S.S. Naumovich, A.S. Borunov

Belarusian State Medical University, Department of Prosthetic Dentistry

THE IMPORTANCE OF PROSTHODONTIC THERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF PERIODONTAL DISEASES. PART 1: ORTHODONTIC TREATMENT AND OCCLUSAL ADJUSTMENT

Resume: The article is devoted to one of the actual problems of dentistry - a complex treatment of periodontal tissue diseases and the importance of prosthodontic treatment in these comprehensive activities. This article discusses the etiology and pathogenetic mechanisms of development of periodontal diseases, classifications as well as the role and importance of orthodontic treatment and occlusal adjustment in this pathology.

Keywords: periodontium, prosthodontic treatment, complex treatment, orthodontic treatment, teeth occlusal adjustment.

УДК 616.314-089.23:083.001.85

И.Ю. Лебеденко, М.В. Ретинская, Н.К. Вураки, М.С. Деев

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» Министерства образования и науки Российской Федерации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

В статье рассмотрено использование новейших цифровых технологий в процессе обучения клинических ординаторов кафедры ортопедической стоматологии. Показаны возможности современных CAD/CAM систем, использование современных компьютерных программ и оборудования для диагностики и стоматологического ортопедического лечения. Ключевые слова: обучение, стоматология ортопедическая, цифровые методы диагностики и лечения

Профессор В.Ю.Курляндский уделял особое внимание подготовке молодых специалистов. Практически по всем разделам ортопедической стоматологии им написаны монографии, учебно-методические пособия, практические руководства, атласы. Важным аспектом в образовании В.Ю.Курляндский считал практическую подготовку молодых врачей, уделяя много времени лабораторным работам. В настоящее время практически все клинические и лабораторные этапы ортопедического лечения выполняются с применением компьютерной техники - от диагностики до контроля эффективности лечения. Широко в дидактических целях применяются мультимедийные средства обучения, в том числе видеофильмы, снятые самими обучающимися в процессе самостоятельной практической работы.

На кафедре ортопедической стоматологии РУДН в учебный процесс с клиническими ординаторами внедрены цифровые стоматологические технологии для диагностики, лечения и профилактики. В своих лекциях и практических занятиях по диагностическим методикам в ортопедической стоматологии профессора и доценты кафедры достаточно подробно передают знания и формируют практические навыки у обучающихся ординаторов по заполнению компьютерной истории болезни по результатам

клинического физикального обследования с аппаратным определением устойчивости зубов (компьютерным аппаратом Периотест), устойчивости имплантатов (компьютерным аппаратом Остелл), определением цвета коронок зубов (компьютерным аппаратом Изишейд), получают диагностические оттиски и виртуальные диагностические модели с помощью компьютерных внутриротовых сканеров. Ординаторов первого года обучают навыкам цифровой дентальной фотографии, включая фотографии лица в разных ракурсах при разговоре, пении и при улыбке, навыкам чтения компьютерных рентгенограмм, ортопантомограмм и конуснолучевых томограмм и создания интегрированной единой компьютерной картины состояния зубочелюстной системы конкретного пациента. Подобная учебная программа носит название « Виртуальный пациент». Для интеграции цифровой информации ординаторов обучают применению специальных стоматологических

компьютерных программ, отдавая предпочтение Российской компьютерной программе Авантис 3Д. В этой программе возможно проведение диагностики состояния височно-нижнечелюстных суставов, характера окклюзионных взаимоотношений зубных рядов (при условии предварительного сканирования окклюзионных

Вестник Ка^НЖУ №1-2018

регистратов во всех видах окклюзии). Для реализации программных возможностей виртуального артикулятора успешно используется на занятиях с клиническими ординаторами российский оптический аксиограф Е.М.Рощина.

Реализация учебного модуля «Виртуальный пациент» преследует цель создания целостного представления у молодых специалистов о состоянии зубных рядов, твердых тканей зубов, окклюзии и артикуляции, эстетических параметрах зубов, зубных рядов в статике и в динамике (при улыбке и разговоре), состоянии протезного ложа (костной ткани челюстей в зонах предполагаемой дентальной имплантации). Это позволяет правильно ставить диагнозы, а значит правильно планировать комплексное стоматологическое лечение с применением ортодонтической, хирургической, эндодонтической, пародонтологической подготовкой и рациональным протезированием.

В процессе обучения клинических ординаторов на втором году преподаватели кафедры ортопедической стоматологии используют лечебные цифровые стоматологические технологии, отдавая предпочтение CAD\CAM системе CEREC. Именно эта система наиболее удобна для реализации врачебного обучения. Молодой специалист получает виртуальную модель по компьютерному скану зубных рядов и прикуса, анализирует качество препарирования зубов, устраняет небольшие погрешности, моделирует зубной протез (в нашем учебном плане - вкладку и коронку), выбирает необходимый материал и необходимую заготовку (например, многоцветные) с виртуальным

позиционированием будущего протеза в толще заготовки, фрезерует (шлифует) ее в САМ устройстве, припасовывает, индивидуализирует, полирует (глянцует) и адгезионно фиксирует. Таким образом, система CEREC позволяет сформировать у молодого специалиста навыки проектирования и практической реализации задуманного.

Очень важным компьютерным дидактическим эффектом обладает применение в образовательном процессе с клиническими ординаторами специальных практических занятий по цифровой дентальной фотографии. Клинические ординаторы, обучаясь правильному масштабированию, освещению, использованию внутриротовых зеркал при получении общей картины полости рта до, на этапах и после протезирования формируют четкий алгоритм контроля качества выполнения каждого технического и лабораторного этапа каждого вида несъемного и съемного зубного и зубочелюстного протеза.

Важнейшим аспектом завершающего этапа компьютерного обучения клинических ординаторов на кафедре ортопедической стоматологии РУДН является дидактическое использование цифровой системы ВЮРАК. Сочетанное использование электромиографии,

кинезиографии, и цифрового анализатора окклюзионных контактов Т^сап формирует у обучающихся современное представление о функциональном состоянии зубочелюстной системе, позволяет не эмпирически, а научно обоснованно определять протетическую межокклюзионную высоту, центральное положение нижней челюсти, оценивать гармоничность функции жевательных мышц и окклюзионных контактов в динамике от первичного до полного смыкания.

Применение вышеуказанных цифровых диагностических и лечебных методик в образовательном процессе требует серьезных инвестиций и стало возможным благодаря адекватной контрактной системе подготовки специалистов на кафедре ортопедической стоматологии РУДН, привлечения на кафедру высококлассных врачей-педагогов и тесного сотрудничества с ассоциацией цифровой стоматологии России и ведущими фирмами-производителями цифровой стоматологической техники, разработчиками отечественных компьютерных

стоматологических программ.

И.Ю. Лебеденко, М.В. Ретинская, Н.К. Вураки, М.С. Деев

Федералды MeMAeKemmiK бюджеттiкмекеме «Стоматология жэне жац-бет хирургиясы орталыц гылыми-зерттеу

институты» Ресей Федерациясы денсаулыц сацтау минисmрлiгi; Федералды мeмлeкemmiк автономды жогары бiлiм беру мекемеа «Ресей халыцтар достастыгыунивeрсиmemi»

Ресей Федерациясы бiлiм жэне гылым Минисmрлiгi

ОРТОПЕДИЯЛЬЩ СТОМАТОЛОГИЯДА КЛИНИКАЛЬЩ ОРДИНАТОРЛАРДЫ ОЦЫТУДА САНДЬЩ

ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ЦОЛДАНУ

ty^h: Ма;алада ортопедиялы; стоматология кафедрасыныц клиникалы; ординаторларын о;ыту процесшде K;a3ipri замангы санды; технологияларды ;олдану карастырылган. Цаз1рп замангы CAD/CAM жуйелершщ, заманауи компьютерлж багдарламаларды жэне диагностикалау ушш жэне стоматологиялы; ортопедиялы; емдеуге арналган жабды;тарды ;олдану мYмкiндiктерi керсетыген.

TY^H4i сездер: о;ыту, ортопедиялы; стоматология, диагностикалау жэне емдеудщ санды; эд^терь

Vestnik KazNMU №1-2018

I.Yu. Lebedenko, M.V. Retinskaya, N.K. Vuraki, M.S. Deyev

Federal state budgetary institution "Central Research and Development Institute of an Odontology and Maxillofacial Surgery" of the Ministry of Health of the Russian Federation; Federal public autonomous educational institution of the higher education "Peoples' Friendship University of Russia" of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

USAGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES WHEN TRAINING CLINICAL INTERNS OF THE PROSTHETIC DENTISTRY

Resume: the articledescribes using of the latest digital technologies in education of clinical residents of the Department of Prosthetic

Dentistry. The possibilities of modern CAD / CAM systems, the use of modern computer programs and equipment

for diagnosis and dental prosthetic treatment are shown.

Keywords: digital technologies, CAD/CAD system, prosthetic dentistry

УДК 616.314-77

С.А. Наумович, С.С. Наумович, А.С. Борунов

УО «Белорусский государственный медицинский университет», кафедра ортопедической стоматологии

ЗНАЧЕНИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТКАНЕЙ ПЕРИОДОНТА. ЧАСТЬ 2: ШИНИРОВАНИЕ

И ПРОТЕЗИРОВАНИЕ

Статья посвящена одной из актуальных проблем стоматологии - комплексному лечению заболеваний тканей периодонта и значению ортопедической терапии в этом комплексе мероприятий. В данной статье рассматриваются вопросы временного и постоянного шинирования, виды шин (съемные и несъемные) и вопросы зубного и непосредственного протезирования при частичных дефектах зубных рядов при патологии тканей периодонта.

Ключевые слова: непосредственное протезирование, шинирование зубов, временное и постоянное шинирование, несъемные и съемные шины.

При определении показаний к шинированию (временному или постоянному) и выбору конструкции шины или шинирующего протеза необходимо учитывать состояние периодонта шинируемых зубов и их антагонистов, степень подвижности и атрофии стенок лунки, топографию и величину дефекта зубного ряда, эстетические факторы, факторы отклонения зуба от его продольной оси. Временное шинирование показано при функциональной недостаточности в опорном аппарате с атрофией стенок лунки более чем на 1/2. Для постоянного шинирования зубов можно применять конструкции несъемных и съемных шин и шинирующих протезов. Временное шинирование

Для временного шинирования применяются различные конструкции шин, особенно широко - несъемные временные шины, которые не покрывают окклюзионную поверхность зубных рядов. Чаще используется наложение пластмассово-металлической шины из ортодонтической проволоки, изогнутой дугой по форме зубного ряда и зафиксированной лигатурной проволокой по экватору. Дугу и лигатуры с вестибулярной стороны полностью покрывают самотвердеющей пластмассой соответствующего зубам цвета.

С внедрением в практику композиционных пломбировочных материалов появилась возможность шинировать зубы без препарирования, с незначительным отшлифовыванием поверхностного слоя эмали [1,2]. Постоянное шинирование

Несъемные шины надежно блокируют зубы в вертикальном, трансверзальном и медиодистальном направлениях; к ним пациенты привыкают быстрее, чем к съемным; с ними фонетические нарушения возникают редко и очень быстро проходят без вмешательства врача. С помощью несъемных шин можно иммобилизировать как отдельные группы зубов, так и весь зубной ряд. Правильно выбранная конструкция несъемной шины или протеза обеспечивает более высокую жевательную эффективность по сравнению

со съемной. Несъемная шина, как правило, удовлетворяет пациента. Хороший терапевтический эффект дают несъемные шины в комбинации со съемными протезами, изготовленными по показаниям [4].

Съемные шины, применяющиеся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), с кламмерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками, создают иммобилизацию лишь в двух направлениях: вестибулооральном и медиодистальном. То есть, шины разгружают периодонт зубов именно в тех направлениях, в которых патологическая подвижность наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении.

Съемные шины легко чистить, и они в меньшей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Эстетика нарушается съемными шинами минимально. Эти шины можно применять для профилактики функциональной перегрузки периодонта, при дефектах зубных рядов с признаками заболевания периодонта, но без патологической подвижности зубов. Например, при двусторонних концевых дефектах в конструкцию нижнего дугового протеза можно ввести непрерывный кламмер, так он разгрузит нижние передние зубы.

Съемное шинирование можно применять при целостных зубных рядах, а при необходимости удалить зубы их легко заменить искусственными, не меняя конструкции шины или протеза.

Иммобилизация зубов. Направление патологической подвижности любого зуба всегда определенно и зависит от расположения его в зубной дуге (рисунок 1). Так, линии подвижности моляров и премоляров лежат почти в параллельных плоскостях, резцов и клыков - в плоскостях, располагающихся под углом друг к другу. Наилучший результат шинирование дает в том случае, если шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.