организация (том-йтологичшой спуш-с41
Информационные технологии
в подготовке врачей-интернов по специальности «стоматология» в Уральской государственной медицинской академии
М. П. харитонова, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии общей практики уральской государственной медицинской академии, главный врач Свердловской областной стоматологической поликлиники Екатеринбург
Л. И. юрьева, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры стоматологии общей практики уральской государственной медицинской академии Екатеринбург
А. Е. Косецкий, ассистент кафедры стоматологии общей практики уральской государственной медицинской академии Екатеринбург
Д. Л. Кондратов, ординатор кафедры стоматологии общей практики уральской государственной медицинской академии Екатеринбург
В последние годы подготовка врачей приобрела форму многоуровнего процесса, который начинается в медицинском вузе. После завершения обучения в академии выпускник получает диплом о высшем образовании, но не имеет права на самостоятельную профессиональную деятельность. Следующий этап обучения -интернатура. В настоящее время интернатура способна объединить и интегрировать весь объем знаний и умений, полученных за период обучения на стоматологическом факультете [1, 3-5].
Введение обязательного обучения в интернатуре является, безусловно, позитивным фактором, так как повышается уровень практической подготовки специалистов [2]. Письмо Минздрава РФ руководителям органов управления здравоохранением от 21.01.2000 г. дает разъяснение относительно специальностей, по которым возможно проведение подготовки в интернатуре и ординатуре.
В Уральской государственной медицинской академии создается система качества подготовки специалистов. В основу создаваемой системы заложен принцип качества образования. Под качеством образования понимается соответствие уровня подготовки специалистов требованиям государственного образовательного стандарта, формирование у них высоких деловых и нравственных характеристик, обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда [6].
С целью оптимизации учебного процесса коллектив кафедры стоматологии общей практики УГМА под руководством профессора М. П. Харитоновой проводит работу по совершенствованию преподавания. Эта работа ведется по двум позициям:
- создание оптимальных условий для обучения и самообучения;
- совершенствование системы контроля над усвоением материала.
Цель обучения - углубление и расширение теоретической подготовки и совершенствование мануальных навыков, а также формирование комплексного клинического мышления у врачей-интернов.
Процесс подготовки врачей в интернатуре по специальности «стоматология» успешно развивается в следующих направлениях:
1) применение разнообразных форм обучения и расширение тематики занятий;
2) индивидуализация профессионального образования, направленная не только на групповое, но и на индивидуальное обучение;
3) повышение уровня квалификации преподавателей кафедры;
4) увеличение мобильности тематических циклов по мере появления на рынке новых материалов, оборудования, технологий;
5) широкое внедрение тестов и ситуационных задач для контроля и самоконтроля знаний;
6) привлечение к научному и учебному сотрудничеству специалистов других кафедр;
7) формирование у обучаемых способности к анализу клинического и теоретического материала, развитие у них научного и научно-практического мышления.
При реализации первого направления в учебный процесс активно внедряются разнообразные формы обучения. Помимо традиционных лекций и практических занятий проводятся презентации, семинары, индивидуальные беседы, круглые столы по обсуждению конкретных проблем, мастер-классы, тренинговые занятия, которые позволяют активно развиваться личности специалиста. Лекции проходят в специально оборудованном зале, который оснащен усилителем, микрофоном, мультимедийным проектором; имеется также возможность демонстрации работы врача-стоматолога из кабинета в лекционный зал в режиме on-line.
Для индивидуализации образования в учебный процесс внедряется личностно-ориентированный подход, так как работа строится конкретно с каждым врачом-интерном.
Личностно-ориентированный подход основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ (ТОМАШОГИЧШОЙ (ПУШ-Е-И
Этот подход предполагает:
- свободу выбора врачом-интерном методов обучения;
- создание условий для личностной самоактуализации и личностного роста обучаемых;
- формирование активности обучаемого, его готовности к решению проблемных задач путем равнопарт-нерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом;
- обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучения, когда основным является не мотив достижения, а внутренний познавательный мотив;
- получение обучаемым удовлетворения от решения учебных проблемных задач в сотрудничестве с другими обучаемыми;
- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации личности обучаемого.
Из сущности личностно-ориентированного подхода следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания обучаемого в ходе совершенствования его знаний, умений и навыков.
В связи с этим содержание учебного материала сконструировано исходя из того, что доминантой личностно-ориентированного подхода является развитие личности. Это означает, что в процессе усвоения интерном любого изучаемого материала преподаватель вуза развивает у него познавательную деятельность, социально и профессионально значимые качества, формирует устойчивую профессионально направленную мотивацию на достижение профессионального мастерства.
Если говорить о конкретных педагогических технологиях, то это проблемное обучение, модульное, развивающее, игровое - в зависимости от интересов и способностей преподавателя. Что касается психологических технологий, то это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов учебной деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, ролевые игры, групповые дискуссии и т.д. По своим задачам, формам и методам психотехнологии представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки обучаемых.
Таким образом, личностно-ориентированный подход - это совокупность действий, операций, процедур, направленных на развитие личности при тесном взаимодействии обучаемых и педагогов.
К основным составляющим личностно-ориентиро-ванного подхода относятся:
- целевая установка на развитие личности;
- интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
- взаимодействие обучаемых и педагогов;
- индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Личностно-ориентированный подход требует постоянного отслеживания развития личности обучаемого. В связи с этим в последние годы на кафедре активно развивается новая технология - мониторинг профессионального развития обучаемых.
Следующее направление - это совершенствование системы контроля. В своей практике мы используем тесты и ситуационные задачи. Тест - это вид задания, с помощью которого можно определить уровень знаний и умений испытуемого. Особенностью заданий в тестовой форме является возможность максимально объективизировать процедуру ответа и оценки его правильности. Тестовые задания могут быть моногенными, позволяющими определить уровень знания одной узкой темы; и гетерогенными, используемыми для выяснения умения врача-интерна ассоциировать признаки внутри одного предмета (объекта) и между предметами. Последние имеют характер интегральных тестовых заданий, наиболее эффективных для формирования клинического мышления. Задания в тестовой форме мы использовали на всех этапах организации учебного процесса для клинических интернов и врачей, проходящих интернатуру по очно-заочной форме. Тестирование проходит в компьютерном классе, имеющем выход в интернет. Программное обеспечение позволяет проводить сканирование любого материала с цветной распечаткой. Имеются информационные компакт-диски по всем разделам стоматологии.
Лечебные кабинеты оснащены по модульному принципу. Каждый модуль включает в себя:
- АРМ врача-интерна;
- стоматологическое кресло, установку, комплект наконечников, светополимеризующую лампу, гидроблок, стул для врача-стоматолога, стул для ассистента стоматолога (работа строится по системе «врач - ассистент»).
Программное обеспечение АРМ врачей-интернов представлено в двух основных версиях: отдельно по каждому разделу стоматологии и в виде единой базовой унифицированной системы с отдельными дневниками. Такая общая форма и схема обследования больных полностью учитывают интересы и потребности врачей-интернов, дневники обеспечивают фиксацию всех видов лечения каждым специалистом, а также дают информацию каждому последующему врачу о работе, выполненной на предыдущем этапе (результаты рентгенологических, лабораторных и других исследований, данные о лечении).
Компьютерные амбулаторные карты обладают рядом существенных преимуществ перед обычными бланками в период процесса обучения врача-интерна:
- они позволяют провести обследование больного по упорядоченной (единой унифицированной) форме, обеспечивающей преемственность и взаимодействие между врачами-интернами;
- схема обследования больного составлена таким образом, что позволяет врачу поставить дифференциальный диагноз, определить показания и противопоказания к патогенетической терапии и четко по упорядоченной системе регистрировать все этапы лечения и реабилитации в дневнике.
Компьютерная амбулаторная карта состоит из 6 основных разделов:
- паспортные данные пациентов, сведения о его возрасте, профессии, контактах с профессиональными вредностями:
орг-шз-ация стоматологической спуш-с41
- жалобы;
- анамнез;
- данные объективного обследования (стоматологического статуса): осмотр губ, зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, языка, слюнных желез, ви-сочно-нижнечелюстных суставов и др.;
- данные клинико-лабораторного обследования;
- дневник.
Работа на компьютере проводится в диалоговом режиме с окнами помощи, подсказками и т. п.
Следует отметить, что выпускной экзамен в интернатуре по специальности «стоматология» традиционно состоял из собеседования и отчета о выполнении различных стоматологических манипуляций. При данной форме экзамена невозможно было оценить мануальные навыки, аналитические способности врача-интерна. Фактически происходило дублирование государственного экзамена в вузе, оценивались только теоретические знания. В 2005 г. кроме традиционной схемы экзамена проводилась оценка реферативной работы. Но и эта схема не способствовала объективной оценке мануальных навыков, особенно врачей-интернов очно-заочной формы обучения. В 2006 г. экзаменующимся было предложено подготовить информационно-аналитический отчет, состоящий из презентаций по всем разделам стоматологии.
При некариозных поражениях:
- отбеливание зубов;
- изготовление винира прямым методом.
При кариесе зубов:
- проведение реминерализирующей терапии;
- герметизация фиссур;
- препарирование всех видов кариозных полостей под все пломбировочные материалы и вкладки;
- пломбирование всех видов кариозных полостей современными пломбировочными материалами;
- формирование лечебных и изолирующих прокладок;
- шлифование пломбы;
- изготовление вкладок;
- использование парапульпарных штифтов.
При осложненном кариесе зубов:
- лечение пульпита биологическим методом;
- витальная ампутация пульпы;
- девитализация пульпы некротизирующими и мумифицирующими пастами;
- экстирпация пульпы;
- определение рабочей длины корневого канала клиническим, электронным и радиографическим методами;
- инструментальная и антисептическая обработка корневого канала;
- пломбирование корневых каналов;
- использование вкладок, анкерных и стекловоло-конных штифтов;
- применение физических методов лечения корневых каналов (коагуляция пульпы, электрофорез, депофорез меди-кальция).
При одонтогенных воспалительных заболеваниях че-люстно-лицевой области:
- удаление корней и зубов на верхней и нижней челюсти;
- ревизия лунки при альвеолите;
- остановка луночкового кровотечения;
- рассечение и иссечение слизистой оболочки при пе-рикоронарите;
- вскрытие субпериостальных абсцессов;
- дренирование и медикаментозная обработка гнойной раны;
- гемисекция;
- наложение швов на рану.
При заболеваниях пародонта:
- удаление над- и поддесневых зубных отложений;
- обучение гигиене полости рта;
- медикаментозная обработка пародонтальных карманов.
При врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области:
- пластическое удаление укороченных уздечек губ, языка.
При заболеваниях тройничного нерва:
- блокада периферических ветвей тройничного нерва.
При частичных неосложненных дефектах зубных
рядов и физиологических видах:
- препарирование зубов под искусственные коронки (штампованные, литые, металлокерамические);
- снятие несъемных конструкций зубных протезов;
- снятие оттисков с челюстей различными материалами;
- припасовывание и фиксация вкладок;
- припасовывание и фиксация штифтовых конструкций;
- припасовывание и фиксация искусственных зубных коронок;
- припасовывание и фиксация мостовидных протезов;
- изготовление индивидуальных ложек;
- починка съемных пластиночных протезов и их коррекция;
- припасовывание и фиксация съемных пластиночных протезов;
- изготовление иммедиат-протезов.
Врачи-интерны с большим интересом отнеслись к выполнению данного задания. На экзамене были предоставлены интересные работы в виде слайдов, презентаций, фильмов.
Данная схема проведения экзамена позволила оценить мануальные способности, аналитическую деятельность врача-интерна, его клиническое мышление.
Таким образом, создание оптимальных условий для обучения, использование информационных технологий и системы контроля способствуют совершенствованию учебного процесса при подготовке врачей-интернов по специальности «стоматология».
Список использованной литературы
1. Абакаров С. И. О подготовке врачей-стоматологов в интернатуре и клинической ординатуре на современном этапе II Новое в стоматологии. 2003. №8. С. 4-5.
2. Абрамов А. А. Организационные вопросы подготовки стоматологов в интернатуре II Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии. М.; Краснодар, 2005. С. 3-8.
48
Проблемы стоматологии. 2008. № 5
организация (томатологичшой (iiywui
3. Агафонов Ю. А. Психолого-педагогические основы культуры в работе врача-стоматолога II Достижения, нерешенные проблемы и перспективы развития стоматологии на Урале. Екатеринбург, 1999. С. 28-29.
4. Еловикова Т. М. Организация учебного процесса одногодичной специализации (интернатуры) при подготовке терапевта-стоматолога в аспекте работы с пациентом II Достижения, нерешенные проблемы и перспективы развития стоматологии на Урале. Екатеринбург, 1999.
С. 26-28.
5. Мингазов Г. Г., Авраменко В. И., Айдагулова Г. Р., Шестакова Ю. Н. О подготовке в системе последипломного дополнительного профессионального образования по специальности «Стоматология» по Республике Башкортостан II Материалы всерос. симпоз. по пробл. «Новые технологии в стоматологии». Уфа, 2002. С. 18-13.
6. Цвиренко С. В., Русяева Л. В. Система качества подготовки специалистов УГМА //Актуальные проблемы подготовки и воспитания специалистов в медицинском вузе: Сб. науч. ст. Екатеринбург, 2004. С. 4-9.
Клиническое и домашнее отбеливание зубов
Изменение цвета зубов (дисколорит) - широко распространенная стоматологическая проблема, затрагивающая разные слои населения и встречающаяся в любом возрасте. В процессе жизнедеятельности организма зубы подвергаются воздействию различных органических и неорганических красителей, которые могут осаждаться либо непосредственно на их поверхности (внешнее окрашивание), либо окрашивать собственно твердые ткани зубов (внутреннее окрашивание).
И то и другое устраняется стоматологами одинаково эффективно с помощью процедуры отбеливания. Популярность этого вида стоматологического лечения растет с каждым днем, так как для многих пациентов яркий белый цвет зубов символизирует молодость, здоровье и физическую привлекательность.
Сегодня практически любая стоматологическая клиника имеет в своем арсенале широкий ассортимент средств для отбеливания.
Шагая в ногу со временем, ООО «Радуга-Р» разработало и успешно реализует ряд материалов, которые находят широкое применение в технологии отбеливания зубов.
Для профессионального использования в условиях клиники ООО «Радуга-Р» предлагает комплект Радогель-ОК, предназначенный для отбеливания витальных и депульпированных зубов, изменивших свой цвет вследствие нарушения структуры, травмы или медикаментозного лечения, а также при возрастных изменениях.
В состав комплекта входят гель для отбеливания зубов, содержащий 30 % перекиси карбамида, и паста-повязка для защиты десен. Перекись карбамида, или пероксид, - один из самых распространенных и наиболее щадящих современных отбеливающих агентов. Пероксид обладает способностью свободно проникать сквозь эмаль и дентин зуба, самопроизвольно распадаясь при этом на кислородные радикалы, которые расщепляют любые окрашенные молекулы, приводящие к изменению цвета зубов. Структура зубов при этом не затрагивается, просто внутренний их цвет становится светлее.
Плотная консистенция отбеливающего геля позволяет нанести его на зубы тонким равномерным слоем, не опасаясь подтекания геля в полость рта, особенно в тех случаях, когда пациент находится в положении сидя.
В среднем на отбеливание зубов, ограниченных зоной улыбки, с предварительной подготовкой затрачивается 20-30 мин. В большинстве случаев для достижения результата достаточно 2-3 сеансов.
Паста-повязка, входящая в состав комплекта, содержит комплекс жирорастворимых витаминов (р-каротин, а-токоферол) и выполняет двойную функцию:
- защищает слизистые оболочки и десневую поверхность от возможного попадания на них перекисного геля;
- нормализует обменные процессы в тканях пародонта, длительное время удерживаясь на поверхности десен в виде гидрофобной пленки.
Простая методика использования, эффективность и безопасность - все это делает данный материал незаменимым помощником стоматолога. Кроме того, система эта универсальная и позволяет также успешно отбеливать депульпиро-ванные зубы, изменившие свой цвет.
В сложных случаях для достижения оптимальных результатов необходим более продолжительный курс лечения с использованием домашней системы отбеливания зубов.
ООО «Радуга-Р» предлагает для применения в домашних условиях материал «Радогель-О», содержащий 5 % или 15 % перекиси карбамида. Радогель-О, предназначенный для отбеливания эмали и удаления мягкого зубного налета, может быть рекомендован курильщикам и больным литиазом (последний вызывает отложения зубного камня).
Разные концентрации пероксида в Радогеле-О обеспечивают индивидуальный подход к пациентам: кому-то требуется более длительное лечение и более слабая концентрация перекиси карбамида, а кому-то - более быстрое лечение и более высокая концентрация отбеливающего агента.
Методика использования Радогеля-О очень проста. Предварительно механически очищается поверхность зубов, после чего небольшое количество отбеливающего геля наносится на зубы на 1-2 мин. Губительное действие на аэробные бактерии кислорода, выделяемого отбеливающим гелем, дает положительный эффект при наличии у пациента неприятного запаха изо рта (галитоза). Кроме того, крошечные пузырьки кислорода, проникая в труднодоступные участки (межзубные промежутки и пришеечные области), очищают их от налета, осуществляя тем самым профилактику гингивита.
Применение материала «Радогель-О» возможно также с использованием индивидуальной зубной каппы, которая заполняется отбеливающим гелем (5 % или 15 %) по рекомендации врача. Далее пациент самостоятельно надевает ее по специальной схеме, назначенной стоматологом. Несмотря на то, что домашний метод использования Радогеля-О является сравнительно медленным и проводится в течение 2-6 недель, результат всегда положительный: зубы приобретают естественное окрашивание всей поверхности.
Следует помнить, что зубы будут хорошо отбеливаться, если перед нанесением отбеливающего геля их поверхность механически освобождается от налета и пелликулы. Для этих целей ООО «Радуга-Р» разработало и предлагает следующие материалы:
- Радогель-ХР - хитозановый размягчающий гель, предназначенный для облегчения снятия твердого зубного камня. Гель имеет низкое значение pH, благодаря чему происходит размягчение и частичное растворение солей, из которых образуются камни; это позволяет меньше травмировать зубную эмаль и слизистую, чем при обычной методике снятия камней;
- ПА Радуга - паста для снятия зубных отложений, обладающая абразивным и растворяющим действием. Данная паста может применяться также и для полировки потемневших пломб;
- Жидкость для размягчения твердого зубного налета, предназначенная для размягчения твердых зубных отложений на подвижных зубах, пораженных пародонтозом.
Одним из серьезных осложнений при отбеливании, независимо от методики ее проведения и применяемого отбеливающего агента, является повышенная чувствительность зубов. Как правило, это временный симптом, и возникает он очень редко.
При повышенной чувствительности зубной ткани поверхность зуба рекомендуется обработать жидкостью Гипостез Са/Эг производства ООО «Радуга-Р», которую можно наносить как перед процедурой отбеливания, так и после нее. В отличие от десенсибилизирующих препаратов, основанных на полимере, образующем тонкую изолирующую пленку при нанесении на зуб и препятствующую проникновению атомарного кислорода, действие препарата «Гипостез Ca/Sr» основано на образовании нерастворимых солей фосфатов и карбонатов кальция и стронция в дентинных канальцах, защищающих дентин и пульпу от воздействия химических раздражителей.
Процедуру отбеливания желательно чередовать с реминерализацией при помощи реминерализирующей пасты «Радуга» («Биорем») на основе пчелиного воска и растительных масел (шиповника, оливкового), содержащей цеолит, соли кальция и фтора.
Мы надеемся, что отбеливание зубов будет всегда успешным при использовании комплекса материалов ООО «Радуга-Р».
ООО «Радуга-Р», 394026, Россия, г. Воронеж, ул. Элетросигнальная, 24 Тел./факс (4732) 72-89-98, 78-50-45, 56-96-38. E-mail: [email protected]; www.raduga-r.net