Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения в высшей школе'

Инновационные методы обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимжанова М. А.

Изменения новой парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, разработки инновационных методов обучения, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения в высшей школе»

жизни, занимает большое место в музыкальном воспитании и в общем культурном развитии дошкольников.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение. 1981. - С. 235.

2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Вет-лугиной. - М., 1982. - С. 264.

3. Михеева Л.А. Музыка - детям. - М.: ТЦ Сфера. 1999. - С. 128.

4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: 1993. -С. 144.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© Галимжанова М.А.*

Атырауский инженерно-гуманитарный институт, Республика Казахстан, г.Атырау

Изменения новой парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, разработки инновационных методов обучения, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах.

Государственная программа стратегического развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг. наряду с новыми подходами к образованию вполне оправданно заявляет, что «... к 2020 году Казахстан станет образованной страной, с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой, и что развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Характер применения новшества в различных условиях зависит от квалификации преподавателей, уровня облученности и воспитанности студентов, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реали-

* Проректор, кандидат педагогических наук, академик МАИН.

зация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму.

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации преподавателей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.

Методические инновации - это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование молодого специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника.

Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, плодотворность этого диалога зависит правильного решения преподавателем задач: а) постановки учебной цели, и вытекающей из этого мотивации для студента; б) осуществление передачи материала определенного содержания (лекции) и его интерпретация для студентов (семинары). При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала; в) контроля знаний.

На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.

Создание инновационных образовательных технологий, нацеленных на формирование у обучаемых культуры системного мышления, созидательной деятельности и мировоззрения, направлено на развитие и формирование профессионально-ориентированной личности. Инновационные технологии должны обладать широким спектром составляющих, в которые входят следующие критерии: соответствие содержания образования актуальным проблемам; научная обоснованность; реализуемость в современных условиях; управляемость; востребованность результатов в образовательной системе страны.

Компьютеризация процесса овладения знаниями не является единственным методом обучения, называемым инновационным.

Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др.

Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

Формирующаяся казахстанская система высшего образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями казахстанских вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. Глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования в республике, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стадии или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в не-

больших группах - на семинарских (практических) занятиях. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу студентов над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия.

Приемы деловых или ролевых игр - ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества студентов и ориентированы на применение в ходе практических занятий. К этой категории методов относятся: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения (со стороны преподавателя), направленные на самостоятельное последующее использование студентом в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, суть которых сводится к разделению группы студентов на несколько частей с определением для каждой группы учебных функций.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это прежде всего инструмент для решения образовательных задач в вузе. Поэтому каждый метод должен учитывать специфику конкретной учебной дисциплины. Навязывание преподавателю популярных, «модных» методик обучения, не всегда приносит ожидаемый результат.

Таким образом, инновационное образование - это и есть попытка нащупать через профессиональные инициативы те гражданские образовательные потребности, которые еще только зарождаются, формируются. Инновационные методики, плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация - есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новое конкурентоспособное общество специалистов.

Список литературы:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 201102020 годы от 7 декабря, 2010 года // Казахстанская Правда. -14 декабря 2010 года.

2. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике. - М., 2009.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982. - С. 151.

4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

5. Сластенин В.А. Подымава Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.

6. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе. - СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.