Реализуя второе условие, важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. В ходе выполнения заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, то есть самостоятельная работа постепенно должна превращаться в творческий процесс. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность пред-
мета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Если стимулировать интерес у студента, у него появится побудительный мотив к получению знания. Очевидно, что за таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя по курсам, гласность «рейтинга студентов» по выполняемым работам и т.п.).
Выполнение третьего условия обеспечивается изданием конспектов расширенных лекций, учебных пособий, выдачи раздаточного материала. Правильное использование таких конспектов позволяет, положим, в западных странах сократить объем читаемого материала в часах, превратив лекции в некоторую форму коллективных консультаций, когда студент приходит с подготовленными материалами и лекции превращаются в дискуссию преподаватель-студент по спорным или неясным вопросам. Следует рекомендовать переход на электронные издания, что сейчас уже частично реализуется.
Буртонова Ирина Бабасановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории социальной работы, заместитель декана социально-психологического факультета Бурятского государственного университета (Улан-Удэ).
Burtonova Irina Babasanovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of theory of social work, deputy dean of social-psychological department of Buryat State University (Ulan-Ude).
УДК 378.3 Д.В. Добрынина
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных методов в процесс обучения студентов вузов. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых форм и методов преподавания, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого.
Ключевые слова: инновационные методы и формы обучения, директивная модель обучения, интерактивная модель обучения, кейс-стади, метод Insert, проблемное изложение.
D.v. Dobrynina innovative methods in high educational establishments as a way of realization of interactive model of education
The article is devoted to the urgent problem of introduction of the innovative methods in the process of higher education. At present the new forms and methods of teaching are searched intensively. It will allow to speak about turning the education from the direct model of education to the interactive one, more productive and oriented on the trained personality.
Key words: innovative methods and forms of education, direct model of education, interactive model of education, case-study, Insert method, problem-solving interpretation.
В настоящее время в мире происходят серьез- зации вузовской модели образования, являются
ные изменения системы образования. одним из процессы глобализации, затронувшие практиче-
факторов, обусловивших процессы реоргани- ски все аспекты современной жизни, и информа-
тизации образовательного процесса, связанные с инновационными компьютерными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (США, Великобритания), и разработка на этой базе национальной модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста - выпускника вуза, вопроса эффективности применения полученных знаний, мобильности его профессиональной квалификации в условиях современного времени [1].
Безусловно, что формирование молодого специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Плодотворность данного диалога зависит от правильного решения поставленных задач:
- постановки учебной цели и вытекающей из нее мотивации для студента;
- осуществления передачи материала определенного содержания (лекций) и его интерпретации для студентов (семинары);
- контроля знаний.
Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель [3, с. 17].
На основе новых информационных технологий и методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента [1]. В современных условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения.
Интерактивная модель обучения базируется на внедрении в процесс обучения инновационных методов: метод проблемного изложения, пре-
зентация, дискуссии, кейс-стади, работа в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые и ролевые игры, метод Insert (метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Приоритетным принципом системы высшего образования является принцип учета интересов обучаемого. В связи с этим перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые были бы нацелены на активацию творческого потенциала студентов, его желания обучаться.
Задачи интерактивного обучения можно сгруппировать следующим образом:
1) повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине;
2) приблизить учебу к практике повседневной жизни (путем формирования навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменя-ющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов);
3) научить приемам получения нового социологического знания.
Обратимся к одному из определений инновационных образовательных технологий. Под ними подразумеваются способы создания распространения, внедрения, использования и коммерциона-лизации изобретений, новых видов услуг.
В.Ф. Мануйлов, И.В. Федоров выделяют три типа таких технологий: радикальные (перестройка процесса обучения и его крупной части); комбинированные (соединения ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения); модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения). Развитие таких технологий происходит по направлениям:
1) репродуктивное обучение (индивидуальное обучение, персонифицированное обучение);
2) исследовательское обучение (процесс обучения выстраивается как поиск познавательноприкладных, практических сведений);
3) разработка моделей учебной дискуссии;
4) организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования) [3, с. 20].
Следует уделить особое внимание на содержание некоторых инновационных методик преподавания интерактивного обучения. Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигается первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. В начале изучения определенной темы курса перед студентами ставится проблемный вопрос и дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрить в структуру готовых, ранее разработанных лекций и семинаров [2, с. 150].
Другим эффективным методом инновационного обучения можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием УКС является ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какой-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Метод кейс-стади - это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или за-
дач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменном виде и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя [2, с. 150]. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. В целом метод УКС позволяет:
• принимать верные решения в условиях неопределенности;
• разрабатывать алгоритм принятия решения;
• овладеть навыками исследования ситуации;
• разрабатывать план действий;
• применять полученные знания на практике;
• учитывать точки зрения других специалистов.
Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Особое место в инновационной технологии занимает семинар-тренинг, целью которого является приобретение нового опыта поведения в конфликтных ситуациях. К задачам тренинга можно отнести развитие стрессоустойчивых качеств личности, приобретение навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, формирования рефлексивного мышления, освобождение от стереотипных представлений, мешающих плодотворному и непринужденному общению. Таким образом, тренинг является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентами в конструктивном режиме.
В инновационном обучении содержание преподавания той или иной дисциплины определяется исходя из наличного материала, наработанного в совместной деятельности преподавателя и студентов с использованием элементов тренинга, поэтому этот метод преподавания можно назвать инновационно-тренинговым. В процессе столкновения различных норм, ценностей, представлений выявляется содержание предмета, в качестве которого могут быть «белые пятна», пробелы в познаниях, связанные не просто с тем, что студент чего-то не понимает, а с тем, что не знает, не представляет, каким образом нужно действовать в заданной ситуации. Только приобретя опыт
поведения, студент приобретает и новое знание в результате осмысления этого опыта.
Подводя итоги рассмотрения основных методов инновационного обучения, было бы целесообразно проанализировать данные пилотажного исследования, проведенного среди студентов 3-го курса специальности «социальная работа» Бурятского государственного университета в 2009 г. Совокупность исследования представляет собой сплошную выборку в количестве 30 человек.
Полученные данные говорят о том, что на данный момент признаки интерактивной модели обучения в вузе однозначно присутствуют. 81% опрошенных студентов довольны формами и методами обучения, предлагаемыми преподавателями, что свидетельствует о правильной организации обучения и достаточно высокой мотивации обучаемых. Ответы респондентов на вопрос: «Какие из методов обучения были использованы Вашими преподавателями?» - распределились следующим образом:
Таблица 1
Инновационный метод обучения Количество выборов Инновационный метод обучения Количество выборов
Работа в группах 30 Мини-исследования 11
Дискуссия 28 Метод блиц-опрос 10
Деловые игры 26 Викторина 9
Ролевые игры 17 Презентация 8
Метод мозгового штурма 13 Проблемное изложение 3
Кейс-стади 12 Метод Insert 0
Из таблицы видно, что наиболее используемыми преподавателями методами инновационного обучения являются метод дискуссии, групповая работа, деловые и ролевые игры, кейс-стади, метод мозгового штурма.
Следующие числовые показатели дают представление о форме презентации лекционного материала:
Таблица 2
Форма презентации лекционного материала Количество выборов
Устная лекция 30
Мультимедийная лекция 16
Аудио- видеолекция 4
Электронная лекция 3
основной формой презентации лекционного материала все-таки является традиционная лекция (30), однако наряду с устной лекцией распространены и характерные для интерактивной модели обучения мультимедийные лекции (16). Аудио-, видеолекции были выбраны, но студенты отмечают, что последние были присущи специфическим предметам - иностранный язык; электронные лекции проводились по информатике.
Также значительными представляются описания студентами наиболее интересных занятий,
проведенных преподавателями. Например: «В нашей группе было проведено занятие в форме выяснения межличностных отношений в коллективе и определения лидеров и аутсайдеров группы. Нам была дана ситуация, в которой мы должны были представить, что потерпели кораблекрушение и оказались на необитаемом острове. Мы должны были составить план действий, как вести себя, чтобы выбраться и позвать на помощь. Было очень много интересных мнений и предложений.
Все старались принять участие в обсуждении». Или: «очень понравились занятия-экскурсии в разные социальные учреждения. Я считаю такие занятия довольно познавательными. На конкретных примерах можно ознакомиться со структурой учреждения, сферой их деятельности».
Анализируя имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что инновационные формы и методы обучения присутствуют, но для внедрения интерактивной модели в процесс обучения
необходимо использование директивных и инновационных методов в равной степени.
Литература
1. http: www.unesco.kz
2. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. - М.: Институт социологии РАН, 2007. - С. 150
3. Мануйлов В.Ф., Федоров И.В., Благовещенская М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России. - Вып.2: Современные технологии в инженерном МАДИ (ГТУ). - М., 2006. - С.16-24.
Добрынина Диана Владимировна - ассистент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Dobrynina Diana Vladimirovna - assistant of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК 37.01 З.А. Бутуева
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Статья посвящена анализу современных технологий обучения студентов в условиях российского образования. Рассматриваются особенности применения проектного метода в обучении студентов по специальности «социальная работа». В статье предлагаются меры по внедрению проектной деятельности в практику.
Ключевые слова: технология, проектная деятельность, метод проектов, социальная работа.
Z.A. Butueva
the specificity of use of the project method in training of students of a speciality «social work»
The article is devoted to the analysis of modern technology of training of students of a speciality «Social work». In particular, a specificity of this technology in training of social work is considered. Measures on introduction of this technology in practice are offered.
Key words: technology, project activity, method of projects, social work, social service.
В настоящее момент в высшей школе происходит поиск и разработка инновационных технологий обучения, направленных, прежде всего, на развитие аналитических и творческих способностей личности. Это создает наиболее благоприятные условия для соединения учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов.
К технологиям инновационного обучения предъявляются следующие требования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития студента, предоставление студенту необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов учения и поведения [1, с. 23].
Приоритетными формами современных технологий в учебном процессе являются техноло-
гия критического мышления, метод синектики, метод эвристических вопросов, «мозговая атака», метод проектов, метод групповой работы, работа со случаем, игровые и тренинговые технологии.
Эффективность их использования предполагает наличие определенной системы педагогических действий в построении пространства учебного занятия. Учебная деятельность приобретает творческий инновационный характер, развивается самостоятельность, активность студентов. обязательным условием становится мотивация педагогом творчества студентов [5, с. 80].
одним из методов обучения, использование которого способно заложить у студентов основы культуры преобразовательной деятельности и расширить внутренние ресурсы личности к инновациям, является метод проектов, в основе кото-