Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в образовательном процессе вуза'

Использование инновационных технологий в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2221
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыбекова Асма Ахметовна

Статья отражает основные направления в решении проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в вузе. Представлены содержание и организационно-методическое сопровождение процесса преподавания педагогических дисциплин, охарактеризованы особенности применения образовательно-развивающих возможностей инновационных педагогических технологий в становлении профессионального мастерства будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе вуза»

РАЗДЕЛ X ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УДК 378.147

Калыбекова Асма Ахметовна

Академик АГНРК, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Общей педагогики и этнопедагогики», Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, [email protected], Шымкент, Республика Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Kalybekova Asma Akhmetovna

Academician AHS of the RK, doctor ofpedagogical sciences, professor, the chief of the department “General Pedagogy and ethnopedagogy”, the South Kazakhstan State University named after M.O.Auezov, [email protected], Shymkent c., Republic of Kazakhstan

USING OF INNOVATIVE TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER STUDY

Современная казахстанская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой - логика развития самой образовательной системы. Педагоги уже сегодня должны готовиться к организации образовательных систем будущего. Готовность педагога к внедрению нововведений в учебный процесс во многом определяется той базой, которая закладывается в период его обучения в вузе. Поэтому, чтобы система подготовки будущих учителей была эффективной, она также должна изменяться, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования. Эффективность решения данных проблем во многом обеспечивается внедрением в учебный процесс вуза инновационных педагогических технологий, активных методов обучения.

Подготовка студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности должна осуществляться главным образом через формирование готовности к восприятию, освоению научных разработок; переносу инновационного опыта других учителей и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств (методов, форм, технологий обучения и воспитания); передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению экспериментов; поддержанию благоприятного климата в инновационном педагогическом сообществе. Определяющим фактором готовности будущего учителя к инновационной деятельности являются особенности этой деятельности и условия её протекания. Следовательно, со-

держание компонента готовности определяется особенностями инновационной педагогической деятельности [1; 2]. Готовность будущих педагогов к инновационной деятельности формируется в процессе включения в инновационный поиск, в опытно-экспериментальную работу, что обеспечивает оптимальную среду для непрерывного творческого переосознания действительности и приводит к становлению, развитию и совершенствованию их мастерства, профессионализма [3].

Эффективное достижение цели и задач подготовки будущего учителя к инновационной деятельности на практике имеет свою специфику в каждом отдельно взятом учебном заведении и требует тщательно продуманной и слаженной работы всех субъектов образовательного процесса вуза. В Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова ведущей стратегической целью является разработка и внедрение эффективно действующей модели инновационного образования и полноценное развитие профессионализма и личностных качеств будущих учителей. В этой связи основное усилие учебно-методического управления вуза направлено на системное внедрение новых образовательных технологий обучения и придание учебному процессу инновационности и креативности. Проведенные мероприятия в значительной мере способствовали улучшению учебной деятельности и достижению целей в области системы менеджмента качества.

Задачи инновационного развития образовательной среды вуза реализуются путем внедрения комплекса следующих педагогических технологий:

- технологии дистанционного обучения;

- информационных технологий;

- технологии кейс-стади;

- технологии портфолио;

- технологии развития критического мышления;

- виртуальных лабораторий;

- технологии развивающего обучения;

- игровых технологий;

- технологии проблемного и контекстного обучения.

Анализ деятельности профессорско-преподавательского состава университета показал, что наиболее часто применяемыми инновационными технологиями в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов являются: информационные технологии (83%), технологии развивающего обучения (83%), технология кейс-стади (77%), проектные технологии (56%), технология развития критического мышления (43%).

Огромное значение приобретает совершенствование содержания и методики преподавания цикла педагогических дисциплин. В своей учебно-воспитательной деятельности преподаватели кафедры общей педагогики и этнопедагогики ЮКГУ им. М. Ауезова ориентируются на новые перспективные разработки педагогической теории и практики, для которых характерным признаком является вариативность технологий, активизирующих

познавательную деятельность студентов. Как организационный компонент при этом используется дополнительная литература, новейшие источники информации, аудиовизуальные средства. Одновременно осуществляется индивидуализация образовательного процесса с использованием возможностей информационных технологий.

Значительный потенциал представляет использование игровых технологий в образовательном процессе высшей школы. В частности, в ходе преподавания дисциплин «Педагогика», «Педагогическое мастерство» успешно используется ролевая игра «Портфолио современного учителя». В ходе игры студенты - будущие учителя «примеряют» на себя образ «идеального педагога». Интересным моментом игры является то, что в силу индивидуальности восприятия каждого студента данный образ обладает специфическими свойствами и качествами, на основе взаимообмена которыми он корректируется и дополняется.

Особое внимание в процессе подготовки к учебным занятиям преподавателями кафедры общей педагогики и этнопедагогики уделяется технологии проблемного обучения, использование которой позволяет подготовить студентов - будущих учителей - к решению проблем организации взаимодействия с субъектами педагогического процесса (младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, родителями, коллегами, администрацией ОУ). На занятиях, посвященных организации взаимодействия с детьми разного возраста, разрабатываются идеи об активной субъектной роли ребенка в педагогическом процессе, ориентации педагога на содействие развитию ребенка, на соучастие, на сотрудничество, сотворчество с ребенком, на поиск и создание разных вариантов решения данных педагогических ситуаций.

Проблемы организации взаимодействия с родителями и коллегами рассматриваются в контексте поиска единомышленников и помощников в плане организации личностно-ориентированного педагогического процесса. К практическим занятиям студенты в микрогруппах готовят инновационные разработки, модели, проекты, направленные на решение конкретных педагогических проблем с учетом возрастных и личностных характеристик субъектов взаимодействия.

Разрабатывая инновационные технологии, методы и приемы педагогической деятельности, студенты не только погружались в проблемы взаимодействия, но и сами учились работать в команде, совместно искать творческое решение поставленной проблемы, согласовывать свои позиции. При создании инновационных проектов студенты ориентируются не только на использование уже существующих форм взаимодействия, но и на адаптацию этих форм к актуальным педагогическим задачам. Студентам предлагается не ограничиваться одной формой, а разрабатывать систему форм взаимодействия, определять условия организации проектов, прогнозировать ожидаемые результаты реализации инновационного проекта, позволяющие судить о личностных преобразованиях субъектов взаимодействия.

Использование интерактивных методов, деловой и сюжетно-ролевой игр, кейс-технологии, создание проблемных ситуаций позволяют успешно решать целый спектр задач профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в вузе. Данный комплекс педагогических приемов и методов можно успешно использовать при «разыгрывании» фрагментов воспитательного мероприятия, нетрадиционных уроков, уроков с использованием элементов инновационных образовательных технологий, родительских собраний. Такого рода деловые игры целесообразно проводить во время семинарских занятий и СРСП по дисциплинам: «Общая педагогика», «Введение в специальность», «Дидактика», «Теория воспитания», «Методика преподавания педагогических дисциплин», «Методика воспитательной работы», «Этнопедагогика».

Особое значение приобретает использование педагогических инноваций в процессе преподавания дисциплины «Этнопедагогика». Данная учебная дисциплина сравнительно новая, и многие элементы в методике ее преподавания с учетом возрастающего интереса к народным традициям в современных условиях, безусловно, требуют совершенствования. Для того, чтобы оптимально решать задачи профессионально-педагогической подготовки студентов, ППС кафедры общей педагогики и этнопедагогики активно применяются педагогические ситуации коммуникативного характера, решение которых осуществляется студентами с использованием средств народной педагогики.

Инновационной формой организации учебного занятия является «проигрывание» фрагментов уроков, построенных на основе этнопедагогических технологий, в соответствии с которыми будущие учителя проектируют организацию учебно-воспитательного процесса в школе на основе элементов народной педагогики.

Также, во время проведения семинарских занятий и СРСП, большое значение приобретает театрализованная постановка обрядов, раскрывающих сущность и истинный образовательно-воспитательный потенциал народных традиций. Само участие в различного рода обрядовой деятельности казахов и других народов, проживающих в республике Казахстан, уже представляет собой своеобразный пример народной драматургии: у каждого участника обряда своя роль, свой образ, свои функции, традиции и народный этикет, которые регламентируют последовательность действий и особенности их взаимоотношений. Особый колорит и самобытность подчеркивается национальной одеждой, предметами народного быта, музыкальным и песеннопоэтическим сопровождением, создавая идеальную мизансцену для проведения обряда.

Важное значение имеет богатая палитра позитивных эмоций, праздничная атмосфера, сопровождающая многие элементы традиционно-обрядовой деятельности. Поэтому в современных условиях, когда задачам возрождения народных традиций уделяется большое внимание, будущие учителя должны не только знать суть и истинное смысловое значение особенностей

народной системы воспитания, но и уметь их активно использовать, чему во многом способствуют приобретенные в процессе профессиональной подготовки знания, умения и навыки. В этой связи, включение инновационных технологий в процесс преподавания дисциплины «Этнопедагогика» позволяет не только углубить знания студентов в области народной культуры, но и формирует особую модель педагогической деятельности, в которой органично соединяются инновационные приемы и специфические способы организации педагогического взаимодействия, заимствованные из народной педагогики, взаимообогащая и дополняя друг друга.

В результате комплексных мер повышается успеваемость студентов, у них формируется достаточная база для применения инноваций в предстоящей педагогической деятельности, они выходят на творческий уровень овладения профессией, участвуют в конференциях Республиканского и Международного уровня.

Инновационные технологии охватывают все компоненты учебно-воспитательного процесса вуза: СРС, лекционные, практические и семинарские занятия, применяются в процессе педагогической практики студентов. Для этого на базе университета имеется необходимое материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение. В университете имеется 46 компьютерных классов в 9 учебных корпусах и 5 в студенческом общежитии. Все классы оснащены компьютерами Pentium IV и Pentium-D.

В университете широко используется диагностический метод мониторинга качества образования: результаты учебной деятельности каждого студента оцениваются с учетом его реальных учебных возможностей и исходного уровня знаний. Наиболее перспективная система оценки - рейтинг знаний студента. Данные диагностики используются для дальнейшей корректировки учебной деятельности. Успешно функционирует в вузе автоматизированная система компьютерного тестирования. Данная система работает по http-протоколу передачи гипертекста, что позволяет проводить тестирование не только по локальной сети, а также и через сеть Internet, и это является основой собственно системы дистанционного обучения. Введены авторизованный и анонимный режимы тестирования. Система имеет связь с АИС на уровне данных, что обеспечивает ее полную интеграцию в информационную систему и использование данных, полученных на тестировании, для автоматизированного расчета итоговых оценок. В ЮКГУ создана обширная база тестовых заданий по дисциплинам, которая содержит более 14 тысяч заданий. Планируется ее дальнейшее развитие для обеспечения проверки знаний с использованием заданий открытого типа. Разработана подпрограмма (макрос) и методические указания для полуавтоматического режима подготовки тестовых заданий. Макрос и методические указания размещены на сайте университета.

В ЮКГУ эффективно функционирует корпоративная информационно-образовательная сеть университета со скоростью доступа к Internet 1024 Кбит/с объемом получаемой информации unlimited. Логическая структу-

ра информационной системы университета представляет собой комплекс функционально-ориентированных подсистем, включающий следующие элементы:

- автоматизированную информационную систему ИСВУЗ;

- автоматизированную библиотечную систему ОИЦ;

- информационные системы структурных подразделений, включающие WWW-серверы, серверы баз данных, Proxy и почтовые серверы университета;

- web-сайт ЮКГУ (www.ukgu.kz); автоматизированную информационную образовательную систему «www.ckt.ukgu.kz;

- автоматизированный информационно-образовательный комплекс «Электронный университет» Института дистанционного образования ЮКГУ СДО «Прометей» (www.sdo.ukgu.kz);

- телекоммуникационный центр для учебно-образовательного процесса;

- автоматизированную информационную систему управления учебным процессом.

В учебный процесс внедрена система управления АСУ ВУЗ с подсистемами: «Библиотека» (автоматизированные каталоги), «Деканат» (контингент, анкетные данные, текущая и итоговая успеваемость, рейтинг, транскрипт), «Учебный отдел» (расчет часов, контингент-студенты, ППС, расписание, сессия), «Дистанционное обучение», «Мониторинг качества учебного процесса», «Система менеджмента качества». Ежегодно АСУ ВУЗ пополняется новыми подсистемами и функциями.

В Образовательно-информационном центре (ОИЦ) ЮКГУ им М. Ауезо-ва созданы библиографические базы данных собственной генерации: «Публикации ученых ЮКГУ»; «Диссертации, защищенные в ЮКГУ»; «Книги»; «Статьи»; «Подписка»; «Периодические издания»; «Редкие книги»; «Электронный фонд». Использование электронных коммуникаций направлено на создание условий для самостоятельной работы студентов. В этих целях открыт электронно-ресурсный центр (ЭРЦ). Созданный ЭРЦ представляет многопрофильный информационно-технологический комплекс, функционирующий на основе использования современных Интернет технологий, электронной доставки материалов, поддержки режима интерактивной видеоконференции. Функциональные возможности центра многообразны. Ведется большая работа по переводу учебной, научной литературы на электронные носители. Действуют следующие электронные формы обслуживания, направленные на создание условий для самостоятельной работы студентов:

- свободный доступ к информационным ресурсам (электронным каталогам, предметным базам данных, Интернет и внешним базам данных);

- электронная доставка документов (ЭДД) по внутренней сети университета;

- электронная библиотека «Труды профессорско-преподавательского состава ЮКГУ им. М. Ауезова»;

- обучение студентов пользованию баз данных электронного каталога, новых информационных технологий.

Реализация стратегических направлений в области внедрения инноваций в систему высшего профессионального образования обеспечивает достижение следующих результатов:

- доступ студентов и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам;

- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;

- подключение образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;

- обеспечение перехода к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;

- активизация познавательной деятельности и повышение мотивации к обучению, повышение эффективности учебного процесса;

- интеграция различных видов деятельности (учебной, научно-исследовательской, организационной);

- повышение профессионализма преподавателей и конкурентоспособности будущих специалистов;

- всестороннее культурное, гуманитарное развитие студентов на основе приобщения к самой широкой информации;

- повышение привлекательности и статуса педагогической специальности и отдельных дисциплин.

Таким образом, профессиональные качества будущего учителя формируются и проявляются в деятельности через систематическое решение различного рода задач, возникающих в процессе профессионально-педагогической подготовки в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст] /

B. А. Сластенин, Л. С. Подымова- М.: Магистр, 1997. -224 с.

2. Хмель, Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. [Текст] / Н. Д. Хмель - Алматы: Гылым, 1998. - 320 с.

3. Берикханова, А. О. педагогических условиях формирования готовности будущих учителей к использованию современных педагогических технологий. [Текст] / А. О. Берикханова /Вестник высшей школы Казахстана. - 2003. - № 3. -

C. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.