Научная статья на тему 'Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки будущих магистров дизайна'

Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки будущих магистров дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МАГИСТР ДИЗАЙНА / TECHNIQUES / METHODS / PROFESSIONAL TRAINING PROCESS / CREATIVE ART TALENTS / MASTER DEGREE IN DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюков Михаил Юрьевич

В статье рассматривается понятие «художественно-педагогические технологии», их содержание, структура, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования художественно-педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.Показано, что структура любой художественно-педагогической технологии состоит из целевого, смыслового компонентов, а также процессуального (технологический процесс) и рефлексивно-оценочного (диагностика учебного процесса). Достигнуть значительных успехов в подготовке квалифицированных магистров дизайна возможно, лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебном процессе художественно-педагогические технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюков Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistically-pedagogic technologies as component of professional preparation of future master degree students of design

The concept “Artistically-pedagogic technologies”, their content, structure, basic features and criteria are examined in the article, and also our own recommendations have been given and examples of the use of artistically-pedagogic technologies have been given in the process of professional preparation of future Master degree students of design. It has been shown that the structure of any artistically-pedagogic technology consists of having a special purpose, semantic components, and also judicial (technological process) and reflection-evaluation (diagnostics of educational process) ones. To attain considerable successes in preparation of skilled master’s degrees of design possibly, one has to achieve perfection in carrying out pedagogic guidance and using artistically-pedagogic technologies in educational process.

Текст научной работы на тему «Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки будущих магистров дизайна»

Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки...

метода анализа конкретных ситуаций, информационных технологий обучения и др., преподаватели планируют внедрение в учебный процесс:

- электронных рабочих тетрадей для выполнения расчетно-графической и курсовой работы в рамках информационных технологий [4, с. 90-93];

- метод Дельфа, метод Дельбека входящих в интерактивное обучение [2, с. 282, 283];

- эвристические методы обучения.

Библиографический список

1. Кузнецов В.В., Чеснокова Л.Н. Из анализа рубежного контроля по дисциплине «Химия» // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. -2014. - № 2 (22). - С. 76-87.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.

3. Чеснокова Л.Н., Баринова Е.В., Кузнецов В.В. Из опыта исследовательской деятельности обучающихся по дисциплине «Химия» // Современное общество: проблемы, идеи, инновации: сб. материалов III Междунар. науч. конф. Ч. 1. - Ставрополь: Логос, 2014. - С. 49-53.

4. Чеснокова Л.Н., Гессе Ж.Ф. Использование информационных технологий в учебном процессе по дисциплине «Химия» // Методика и практика преподавания в XXI веке: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. (1 марта 2015 года) / под ред. А.Л. Фурсова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015 - С. 90-93.

5. Чеснокова Л.Н., Павличенко Н.Л. Использование результатов психологической диагностики в процессе обучения в Ивановском институте ГПС МЧС России // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. - 2011. - № 2-3 (13). - С. 100-108.

УДК 378

Бирюков Михаил Юрьевич

Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко

birukovmu@rambler. и

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ДИЗАЙНА

В статье рассматривается понятие «художественно-педагогические технологии», их содержание, структура, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования художественно-педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.

Показано, что структура любой художественно-педагогической технологии состоит из целевого, смыслового компонентов, а также процессуального (технологический процесс) и рефлексивно-оценочного (диагностика учебного процесса). Достигнуть значительных успехов в подготовке квалифицированных магистров дизайна возможно, лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебном процессе художественно-педагогические технологии.

Ключевые слова: технология, методы, процесс профессиональной подготовки, художественно-творческие способности, магистр дизайна.

Сущность высшего образования - учить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень. Решению этих заданий должны способствовать современные ВУЗы путем интеграции науки, образования и производства, по необходимости оперативно и гибко изменяя содержание учебного материала, сочетая цели и направления учебной, научной и воспитательной работы, которые обеспечивают тесную взаимосвязь всех форм и методов работы студентов.

Цель статьи - рассмотреть понятие художественно-педагогических технологий для последующего их использования в процессе профессиональной подготовки будущих магистров дизайна.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение для студентов художественных специальностей приобретают вопро-

сы совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов, идеалов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [6; 2].

Следует также отметить, что в условиях вступления высших учебных заведений России и Украины в Болонский процесс, одной из важнейших проблем становится дальнейшее развитие и перестройка системы образования, в частности художественно-дизайнерского, что в первую очередь обусловливает необходимость использования новейших методов преподавания учебных дисциплин.

В контексте отмеченных требований развитие творческих способностей будущих магистров дизайна приобретает особое значение в связи со спецификой их художественно-педагогической деятельности. К приоритетным направлениям обеспечения качественного содержания художественно-эстетического образования принадлежит использование художественно-педагогических технологий, среди которых Л.М. Масол выделяет интегративные, про-

© Бирюков М.Ю., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

105

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

блемно-эвристические, интерактивные, игровые, суггестивные и терапевтические технологии оценивания результатов, при создании которых учтена природа и особенности искусств (коммуникация, суггестия, катарсис), законы взаимодействия и взаимосвязи между ними [4].

На наш взгляд, следует детальнее рассмотреть понятие технология. Технология (от греч. те/уоХоуш, что происходит от греч. zs/voloyog; греч. zs'/уц - искусство, мастерство, умение; греч. Xoyog - (здесь) передавать) - наука о совокупности методов и средств (набор и последовательность операций) предназначенных для решения задач человечества с помощью (путем применения) технических средств (орудий труда) [7, с. 1330].

В педагогическую науку термин «технология» впервые ввел А.С. Макаренко. Становление этого понятия происходит в течение семидесяти лет, однако только в последнее время оно приобретает достаточно широкое распространение. В глоссарии терминов ЮНЕСКО педагогическая технология трактуется как конструирование и оценивание образовательных процессов путем учета человеческих, часовых и других ресурсов для достижения эффективности и совершенства образования. Педагогическая технология дает ответ на вопрос: как, каким образом (приемами, методами, средствами) достичь поставленной педагогической цели, устанавливая порядок использования разных моделей учебы.

Украинскими учеными А.С. Нисимчук, О.С. Падалка, И.А. Смолюк, А.Т. Шпак и др., педагогическая технология трактуется как наука о развитии, образовании, учебе и воспитании личности на основе позитивных общечеловеческих качеств и достижений педагогической мысли. Предметом педагогической технологии является учебно-воспитательный процесс, который влияет на развитие личности тех, кто учится. Основной целью педагогической технологии в ВУЗах является воспитание высококвалифицированных специалистов и предоставление помощи в овладении профессиональным мастерством для дальнейшего использования ее на практике [5].

Как отмечает С.У Гончаренко, «технология учебы - это в общем понимании системный метод создания, применения и определения всего процесса учебы и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, который ставит своим заданием оптимизацию образования» [1, с. 331].

На наш вигляд, педагогическая технология -это комплекс, который состоит из запланированных результатов, средств оценки для коррекции и выбора методов, приемов обучения, наиболее эффективных для определенной ситуации.

На основе обоснования и обобщения разных подходов к толкованию понятия «технология» и ее

дефиниций, Л.М. Масол выделяет такие основные особенности:

- педагогическая технология предопределяет интегративный способ организации учебно-воспитательного процесса, который способствует оптимальному достижению дидактично-воспитательных целей, предусматривает системное управление запланированным последовательным решением педагогических проблем;

- содержание технологии реализуется в процессе взаимодействия учителя и учеников, в использовании технических ресурсов (средств, приемов организации образовательной деятельности), которые максимально влияют на раскрытие и активизацию их интеллектуальных ресурсов;

- в педагогической технологии воплощается постоянная обратная связь, взаимодействие, которое обеспечивает неразрывность действий педагога и учеников;

- педагогическая технология базируется на самых современных научно-методических достижениях теории и практики учебно-воспитательного процесса и потому является гарантом потенциальных воссоздаваемых педагогических результатов.

Технология в отличие от методики «проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на задание, а не на предсказуемый результат, не допускает вариативности, поиска, проб, а наоборот, постоянная обратная связь, внесения исправлений и изменений в дальнейшую деятельность» [4, с. 94].

Нередко понятие «технология» и «методика» отождествляются, хотя это, на наш взгляд, не совсем правильно, потому что технология учебы отображает путь освоения конкретного учебного материала в пределах педагогической технологии, которая отвечает основным критериям технологичности: концептуальность (опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, дидактичное и социально-педагогическое достижение целей); системность (логика процесса, взаимосвязь, целостность); управляемость (планирование, корегирование и тому подобное); эффективность (оптимизация, производительность) и воспроизводимость. Структура технологии состоит из таких компонентов: целевой, смысловой, процессуальный (технологический процесс) и рефлексивно-оценочный (диагностика учебного процесса).

Следует отметить, что целевой компонент в структуре педагогической технологии оказывается одним из важнейших. Процесс подготовки будущего магистра дизайна требует соответствующей мотивации, заинтересованности в овладении инновационными технологиями преподавания, готовности преодолевать существующие стереотипы, направленности на дальнейшее самообразование. Именно мотивация «побуждает человека к кон-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Художественно-педагогические технологии как компонент профессиональной подготовки...

кретным формам деятельности или поведения» [1, с. 217]. Мотивация пронизывает все структурные образования личности: ее направленность, потребности, убеждения, цели, идеалы и вкусы, характер, эмоции, способности, деятельность.

Исследователями творческой личности доказано, что наличие стойкой мотивации к творчеству, к овладению базовыми знаниями, умениями и навыками, без которых невозможно профессиональное становление и самовыражение в художественно-творческой и педагогической деятельности, является основой творческих способностей будущего педагога, деятельность которого связана с искусством. Активизация эмоционально-мотивационной сферы студентов, которая стимулирует развитие их личностных и профессиональных качеств; формирование внутренней активности, самостоятельности, смены роли «Я - студент», который овладевает педагогической профессией, на «Я - преподаватель» с ориентацией на будущую производительную педагогическую деятельность; создание ситуации успеха во время художественно-творческой деятельности; интеграция содержания художественно-теоретических и специальных педагогических дисциплин обеспечивают эффективность процесса творческого развития будущего магистра дизайна.

Смысловой компонент направлен на формирование профессиональной компетентности учителя, которая рассматривается исследователями С. Гончаренко, Н. Гузий, И. Зязюном, Н. Кузьминой, М. Бахтиным, Ю. Боревым как структурированная система, которая состоит из психологической компетентности (И. Сингаевская, В. Татенко), коммуникативной (Н. Буртовая, Ю. Жуков, Н. Рото-ва), художественно-педагогической (П. Чистяков, Н. Ростовцев, В. Кузин, Б. Неменский), информационной (Т. Базаржапова, Е. Иванова, С. Пестров) и др.

Учебный материал студенты усваивают с помощью методов объяснительно-иллюстративной, информативной и проблемной учебы, элементов квазипрофессиональной учебной деятельности (моделирования профессиональных контекстов, игровые, коллективные и кооперативные методы учебы), которые требуют опыта общения с искусством в целом.

С помощью методов (беседа, дискуссия, экскурсия, преподавательский показ и тому подобное) студенты имеют возможность усваивать художественные каноны, накапливать художественные впечатления, обогащать художественный опыт, формировать художественный вкус и личностное отношение к приобретенным теоретическим знаниям, получить представление о творческом характере художественно-педагогической деятельности.

Овладение знаниями, умениями и навыками происходит наиболее эффективно в процессе са-

мостоятельной работы студентов в разнообразных направлениях дизайнерской деятельности (выполнение эскизов, проектирования, макетирования).

Процессуальный компонент дает представление об организации учебного процесса, методах и формах учебной деятельности. Подготовка магистрантов направляется на творчество в соответствии с индивидуальной учебной траекторией, с учетом их жизненного опыта, комплекса способностей, личностных черт характера. Внесение соответствующих корректив в практическую подготовку магистрантов, внедрения методов, приемов и средств учебы, создания образовательно-развивающего окружения целеустремленно влияет на процесс подготовки компетентного преподавателя.

Чаще, позитивным моментом считается соблюдение оптимального баланса между основными сферами учебной деятельности магистрантов: познавательной, оценивающей, творческой, однако, увеличение в содержании педагогической учебы типичного веса творческих заданий актуализируют способность магистра дизайна к саморазвитию. В процессе такой учебы осуществляется перенесение вектора творчества в будущую профессиональную деятельность. Магистрант становится субъектом деятельности, способным к открытию самого себя, своего внутреннего «Я» в процессе педагогической деятельности.

Решению проблемы развития творческих способностей во время профессиональной подготовки способствуют методики, которые изменяют центр влияния с репродуктивного на производительный тип деятельности. Поэтапное привлечение магистрантов к творческой деятельности обеспечивается приемами ведения творческого поиска от этапа максимальной стимуляции студентов преподавателем в исполнении элементов творчества - к самостоятельному созданию произведения студентами с минимальным вмешательством педагога.

Рефлексивно-оценочный компонент включает рефлективные действия студентов и диагностику учебного процесса. Обогащению чувственной сферы магистрантов, усилению эмоциональности восприятия художественно-дидактичного материала способствуют приемы, которые с успехом находят применение в учебном процессе. Таким способом студенты закрепляют знание о группах средств общения (оптико-кинетические - жесты, мимика, пантомимика; паралингвистические - качество голоса, его диапазон; экстралингвистические - паузы, смех, темп языка и тому подобное), которые рассматриваются учеными (Л. Масол, Г. Побережной и др.), как ведущие в эмоциогенных технологиях. Все методы, связанные с эмоционально наполненным звуком голоса человека, относятся к методам экспрессивных влияний (интонационная и образная палитра голоса, выразительность пауз, шепот и тому подобное). С их помощью будущий

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

107

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

преподаватель сможет стимулировать разные формы самовыражения учеников, развивать способности невербальной коммуникации, что позволяет корректировать психические состояния, способствовать релаксации, укреплять физическое, психическое и духовное состояние.

Таким образом, к инструментарию суггестивной технологии принадлежит метод создания эмо-циогенных ситуаций. Его целью является переживание чувства успеха, а в качестве источника выступает вещание преподавателя, которое должно быть выразительным, ярко эмоциональным, чтобы вызывать у студентов чувство прекрасного, удивления, увлечения. В ходе нашего социологического исследования студенты ВУЗов на первое место поставили личность преподавателя (39,7%), на второе - содержание темы лекции, семинара (36,4%), на третье - требовательность оценки (21,8%).

При оценке эмоционально-психологического аспекта преподавания на первое место среди позитивных качеств преподавателя студенты поставили яркий, образный язык преподавателя, на второе -умение приводить яркие запоминающие примеры, на третье - убежденность преподавателя. Среди негативных: первое - недостаточно творческое изложение материала, лишнее цитирование, второе -отсутствие запоминающихся примеров, третье -сухой, невыразительный язык. Студенты, также, отметили ограниченное культурное мировоззрение части преподавателей и школьные методы преподавания. О том, каким должен быть учитель, прекрасно сказал грузинский писатель Н.В. Думбадзе: «Учитель как минимум должен владеть четырьмя тайнами: безграничной любовью к детям, безграничной любовью к предмету, которому учит, способностью привить эту любовь как неизлечимую болезнь другим и, наконец, уметь быть в наивысшей мере современным, иметь способность быть справедливым. По-другому всякая попытка стать учителем - ошибочная и безрезультатная» [3, с. 58].

Как субъекты учебно-воспитательного процесса магистранты способны вносить в ход занятий значительные коррективы, потому возможны разные варианты проведения занятий. В современных условиях художественно-педагогической практики не существует «эталонного» сценария,

который прямолинейно воплощался бы при любых условиях, главное - создать поле творческих возможностей для каждого магистранта, используя гуманные по характеру влияния суггестивные, художественно-педагогические технологии. Действия преподавателя должны проходить в контексте педагогического оптимизма: примененные методы выполнять функцию прогресса магистранта, повышать его уверенность в собственных силах, снимать психологические барьеры в учебе, способствовать релаксации, осуществлять эмоциональную саморегуляцию личности, что в дальнейшем будет способствовать повышению уровня качества знаний магистров.

Таким образом, достигнуть значительных успехов в подготовке квалифицированных магистров дизайна возможно лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебно-воспитательном процессе художественно-педагогические технологии.

Библиографический список

1. Гончаренко С.У. Укра1нський педагопчний словник. - К.: Либщь, 1997. - 375 с.

2. Закон Украши «Про вищу освиу» № 1556-VII: остання редакщя вщ 01.01.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.dtkt.ua/ ua/doc/1204.353.0 (дата обращения: 19.02.2015).

3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. - М.: Высш. шк., 1990. -304 с.

4. Масол Л.М. Методика навчання мистецтва у початковш школi / Л.М. Масол, О.В. Гайдамака, Е.В. Белина та ш. - Харив: Веста, Ранок, 2006. -256 с.

5. HiciM4yK А.С. Педагопчна технолопя: шдручник для тдготовки спещатспв / А.С. ШОмчук, О.С. Падалка, 1.О. Смолюк та ш. - Кшв: Четверта хвиля, 2003. - 224 с.

6. Об образовании в Российской Федерации:

федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: по состоянию на 01.09.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-

obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 21.02.2015).

7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энцикл., 1987. -1599 с.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.