Научная статья на тему 'Разработка и реализация модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности'

Разработка и реализация модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Осина С. В.

В работе представлены этапы моделирования процесса подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности. Даны определения инновационной научно-исследовательской и инновационной научно-педагогической деятельности. Определено содержание компонентов готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности. Разработана модель формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и инновационной научно-педагогической деятельности и предложены дидактические условия ее реализации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Осина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности»

Федеральный портал "Инженерное образование"

влектроннь и журнал

ОБРАЗОВАНИЕ

Инженерное образование Ассоциация технических ВУЗов

#10 октябрь 2006

Общие проблемы

инженерного

образования

Инженер в современной России

Наука в образовании: Электронное научное издание

Зарубежное образование

История технического прогресса

Учебные программы Будущий инженер Вне рубрик

English Library

Пресс-релизы

Библиотека

Конференции

Выставки

Форум

Доска объявлений

Архив

Переписка

Информация о проекте About project

■ ■

■ ■ ■ ■

Найти!

# Гос. регистрации 0420600025 ISSN 1994-0408 Ред. совет Специальности Рецензентам Авторам English Koi-8 Win

Найти выделенное

Разработка и реализация модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности #10 октябрь 2006

УДК 378.22:001.895

Дворецкий С.И, Муратова Е.И., Осина С.В.

Тамбовский государственный технический университет

Формирование инновационной системы России требует от системы высшего образования подготовки специалистов инновационного типа. В связи с направленностью магистерского обучения на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность [1], подготовка технических специалистов инновационного типа и квалифицированных преподавательских кадров наиболее эффективно может осуществляться на образовательной ступени магистратуры, поэтому актуальной является разработка модели подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности и определение дидактических условий ее реализации.

Моделирование процесса подготовки включает следующие этапы:

1) постановка цели и задач моделирования;

2) анализ требований социального заказа к выпускнику магистратуры;

3) анализ особенностей инновационной деятельности магистра техники и технологии;

4) определение содержания компонентов готовности к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

5) определение критериев и показателей готовности к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

6) разработка модели формирования готовности к инновационной деятельности в магистратуре технического университета.

Цель моделирования заключается в разработке модели подготовки магистров техники и технологии, обеспечивающей формирование у магистров методологических знаний и практических навыков инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

На втором этапе разработки модели на основе проведенного анализа социального заказа на технических специалистов для инновационной деятельности, были определены требования к уровню подготовки элитных технических специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации навыками и умением разрабатывать, внедрять инновационную продукцию и технологии, умением нестандартно мыслить, работать в команде, владеющих инновационной культурой.

Третий этап моделирования процесса формирования готовности магистров к инновационной деятельности предполагал выявление особенностей инновационно направленной профессиональной деятельности магистра техники и технологии. Так как основными видами деятельности, к которым должен быть готов магистр является научно-исследовательская и научно-педагогическая деятельность, мы проанализировали взаимосвязь инновационной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Анализ содержания инновационной и научно-исследовательской деятельности показал, что в современных условиях научно-исследовательская и инновационная деятельность тесно взаимосвязаны. С одной стороны, инновационная деятельность, на ранних этапах, включает в себя научно-исследовательскую деятельность в виде фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. С другой стороны, одной из функций научно-исследовательской деятельности является инновационная. Так, научно-исследовательские организации, группы ученых и отдельные ученые разрабатывают инновационные проекты, участвуют в научных конкурсах, грантах, занимаются внедрением и коммерциализацией полученных научных результатов.

Основываясь на проведенном анализе, под инновационной научно-исследовательской деятельностью мы будем понимать: деятельность магистрантов, ориентированную на разработку нового продукта, технологии, а также деятельность по внедрению результатов научно-исследовательской работы. В процессе магистерской подготовки эта деятельность может быть реализована в форме участия магистрантов в разработке инновационных проектов, участия в научных конкурсах, грантах, работы в инновационно-технологических, научно-образовательных центрах.

Другим основным видом деятельности, к которой должен быть готов магистр техники и технологии является научно-педагогическая деятельность. Исходя из анализа содержания инновационно направленной педагогической деятельности и деятельности преподавателя вуза, под инновационной научно-педагогической деятельностью мы будем понимать: деятельность магистрантов, ориентированную на разработку и использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе вуза.

Для успешного выполнения любого вида деятельности необходимо, чтобы у человека сформировалась готовность к этой деятельности. Готовность к профессиональной деятельности мы будем рассматривать как состояние, как предрасположенность, как профессионально и личностно значимые качества специалиста, как знания и умения в данной предметной области, то есть

1 , , // , 1 1 Л У Г\Г\ Л 1 \\ I ¡'S Г\ 11/11, 1

подразделять на психологическое состояние и подготовленность. Формирование готовности к профессиональной деятельности происходит постепенно в результате овладения личностью определенными представлениями о будущей профессиональной деятельности, о наличии собственных личностных качеств и характеристик, пригодных и необходимых; для данной профессии, а также в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, важными для успешного выполнения профессиональных требований.

Согласно исследованиям В. А. Сластенина [2], А. Л. Денисовой [3], Н. К. Солоповой [4] структура готовности к профессиональной деятельности включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и информационный.

Основываясь на характеристике компонентов готовности к профессиональной деятельности, специфике инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, на квалификационных требованиях к магистрам техники и технологии, а также на социальном заказе на современного конкурентоспособного специалиста, мы разработали содержание компонентов готовности магистров технических направлений к инновационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Содержание компонентов готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и научно-

педагогической деятельности

Компоненты готовности

Содержание компонентов

Мотивационный

Сформированность мотивов:

-понимания сущности научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

-осознание значимости получаемых знаний, умений, навыков для эффективной профессиональной деятельности;

-удовлетворенность от творческой работы в процессе инновационной научно-

исследовательской и научно-педагогической деятельности;

-желание участвовать в научных конференциях, семинарах, публиковать результаты НИР;

-осознание необходимости непрерывного самообразования, саморазвития для успешной профессиональной деятельности._

Когнитивный

Магистр должен знать:

- методологию научного и педагогического исследования;

- методологию научно-технического творчества;

- основы прикладной научно-исследовательской деятельности по внедрению научных разработок, оформления и презентации проектов;

- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности используемого в процессе профессиональной деятельности оборудования, устройств и систем;

- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы педагогической психологии, теории обучения, методы и средства преподавания технических и технологических дисциплин, инновации в образовании.

Операциональный

Магистр должен:

- владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- владеть навыками планирования, проведения инженерного эксперимента, обработки и анализа данных экспериментального исследования;

- владеть методами управления коллективом;

- владеть навыками педагогической и воспитательной работы;

- владеть навыками оформления и подачи

материалов по результатам научного исследования на участие в научных конкурсах, грантах,

- доводить результаты научного исследования до разработок и внедрения в практику._

Эмоционально-волевой

Чувство:

- ответственности

исследовательской

деятельности;

за результаты научно-и научно-педагогической

- уверенности в успехе достижения целей научного исследования;

Воля к преодолению внешних и внутренних преград при решении исследовательских и педагогических задач:

- инерционность мышления руководителей предприятий, недоброжелательное отношение слушателей,

- страха неудачи, непонимания слушателями, боязнь критики;

Решимость:

- мобилизовать силы для решения научно-исследовательских и научно-педагогических задач;

- управлять собой в процессе исследовательской и преподавательской деятельности.

Информационный

Готовность магистра:

- вести библиографическую работу и патентный поиск, поиск информации об инновационных проектах с привлечением современных информационных технологий;

-создавать и использовать программные продукты для, обработки полученных результатов исследования, проведения математических экспериментов по теме исследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств

редактирования и печати;

- использовать современные информационные технологии и сети для эффективной коммуникации с коллегами из различных вузов, в том числе и зарубежных, по проблеме исследования.

- разрабатывать и использовать электронные продукты и средства обучения техническим дисциплинам в процессе преподавательской деятельности, а также контроля и оценки знаний обучаемых

На основе содержания компонентов готовности к инновационной деятельности и образовательной программы магистров техники и технологии нами разработана модель формирования готовности магистрантов к инновационной деятельности, отражающей формирование компонентов готовности в процессе инновационно направленной подготовки магистрантов (рис. 1).

Рисунок 1. Модель формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности: ИД -инновационная деятельность, НИД - научно-исследовательская деятельность, МД - магистерская диссертация, НПП - научно-педагогическая практика, ИТ и ИС - информационные технологии и информационные системы.

Механизм реализации разработанной модели в учебном процессе определяется дидактическими условиями повышения эффективности подготовки магистрантов к инновационной деятельности, под которыми мы понимаем всю совокупность условий педагогического процесса в магистратуре технического вуза, прямо или косвенно влияющих на процесс формирования личности будущего магистра, становление и развитие его инновационной культуры [5]. Основные дидактические условия, обеспечивающие повышение эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности

Одним из необходимых условий эффективного функционирования магистратуры является методическая поддержка процесса

подготовки магистров к инновационной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. К методической поддержке мы относим учебно-методический комплексы по направлению подготовки (государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, график учебного процесса) и по дисциплинам подготовки (рабочая учебная программа, учебники, методические пособия по проведению лабораторных работ, практических занятий, по организации самостоятельной работы при написании курсовых, выпускных квалификационных работ, при прохождении практик).

Для реализации первого условия нами был разработан курс «Основы инновационной деятельности» для магистров техники и технологии, методические пособия по организации научно-исследовательской и научно-педагогической практик, учебное пособие по подготовке и защите магистерской диссертации «Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций» [6, 7].

Преподаватель является главным субъектом инновационной деятельности вуза, оказывающим определяющее влияние на все процессы, происходящие в вузовской среде [8]. Поэтому повышение инновационной культуры профессорско-преподавательского состава и привлечение к участию в инновационной деятельности также является дидактическим условием повышения эффективности подготовки магистрантов. Повышение инновационной культуры профессорско-преподавательского состава может осуществляться при прохождении курсов, направленных на формирование инновационной культуры, организованных на факультете повышения квалификации преподавателей; при участии преподавателей в программах по обмену, в том числе международному, опытом ведения преподавательской деятельности в современных условиях; при работе в инновационных центрах, технопарках; в процессе самообразовательной и научной деятельности.

Для формирования основ инновационной культуры преподавателей на основе заявленной ранее программы разработан курс «Основы инновационной деятельности» с усилением модуля по инновационно-педагогической деятельности для факультета повышения квалификации преподавателей.

Реализация условия привлечения преподавателей к инновационной деятельности может эффективно осуществляться на базе инновационных, научно-образовательных центров. При Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ) сформирован научно-образовательный центр (НОЦ) ТГТУ-ТамбовНИХИ в области новых химических технологий при тесном взаимодействии с инновационной инфраструктурой Тамбовской области. Для выполнения конкретных задач, стоящих перед НОЦ, сформированы научно-образовательные группы, являющиеся основными научно-учебными подразделениями НОЦ. В работе групп принимают участие 9 докторов наук, 17 кандидатов наук, 9 сотрудников из ТГТУ. Научно-образовательная группа обеспечивает проведение учебной, научной, научно-методической и воспитательной работы, осуществляемой в соответствии с целями и задачами НОЦ. Организованная таким образом работа в инновационных центрах обеспечивает формирование инновационной культуры и повышение квалификации преподавателей вуза.

Применение на образовательной ступени магистратуры инновационно ориентированных технологий обучения является еще одним условием повышения эффективности подготовки магистрантов. Инновационно ориентированные технологии обучения включают: методы обучения, способствующие развитию творческих способностей, мышления; широкое использование современных телекоммуникационных и компьютерных технологий и средств в учебном процессе; инновационные формы проведения аудиторных занятий, организацию самостоятельной работы, НИР, практик, работу над инновационными проектами.

Для выполнения этого условия предусмотрено:

1. Обучение магистрантов технологиям подготовки отчетов, статей, докладов, заявок на патенты и других материалов по теме магистерской диссертации в процессе научно-исследовательской практики.

2. Организация участия магистрантов в конференциях, конкурсах магистерских диссертаций, грантах.

3. Обучение магистрантов особенностям реализации инновационных образовательных технологий при преподавании технических и технологических дисциплин.

4. Организация исследовательской, проектной и менеджерской работы магистранта в научно-образовательных и инновационных центрах.

Обучение магистрантов технологиям подготовки отчетов, статей, докладов, заявок на патенты, участие в гранте и других материалов по теме магистерской диссертации реализуется нами в процессе инновационно направленной научно-исследовательской практики.

Одним из эффективных средств формирования научной компетентности магистрантов может служить проведение научных конференций магистрантов и конкурсов магистерских диссертаций. В ТГТУ такие конференции и конкурсы проводятся, начиная с осени 2004 года [9], по материалам конференций издаются сборники статей магистрантов. Это стимулирует магистрантов к публичному представлению результатов научных исследований, что подтверждают данные проведенного нами статистического анализа количества публикаций магистрантов ТГТУ за 2002 - 2005 годы. Наблюдается положительная динамика количества публикаций магистров направления «Технологические машины и оборудование» с 1,8 (2002 год выпуска) до 2,5 (2005 год выпуска) на одного магистранта за период обучения в магистратуре.

Обучение магистрантов особенностям реализации инновационных образовательных технологий при преподавании технических и технологических дисциплин может быть реализовано при изучении курса «Основы инновационной деятельности», в частности, модуля по педагогическим инновациям. Закрепление, углубление знаний происходит при прохождении магистрантами инновационно ориентированной научно-педагогической практики.

Важнейшим направлением трансформации магистерской подготовки в инновационно ориентированную является специальная организация работы магистранта в комплексных практико-ориентированных коллективах. Оптимальной формой организации взаимодействия вузов, предприятий и государственных структур, ориентированных на разработку инновационных проектов, являются учебно-научно-инновационные центры. В ТГТУ поддержка инновационно ориентированного образования обеспечивается инновационными центрами ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», ООО «Тамбовский ИТЦ машиностроения» и научно-образовательным центром в области новых химических технологий. Кадровый потенциал последнего наряду с преподавателями ТГТУ, сотрудниками ФГУП «ТамбовНИХИ» включает 15 магистрантов, которые выполняют инновационные проекты по приоритетным направлениям «Технология живых систем».

Опыт подготовки магистров направления «Технологические машины и оборудование» в ТГТУ с применением методики формирования магистров техники и технологии к инновационной деятельности показал положительную динамику мотивации к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, повышение методологической и инновационной культуры магистрантов. Таким образом, реализация разработанной модели формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности с учетом предложенных дидактических условий позволяет организовать инновационно направленную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность в процессе обучения, что обеспечивает формирование готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности.

Список литературы

1. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования. - М., 1993.

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Издат-Магистр», 1997. - 224 с.

3. Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / А.Л. Денисова. - М., 1994. - 32 с.

4. Солопова Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук / Н.К Солопова. - Тамбов, 1997. - 231 с.

5. Муратова Е.И. Подготовка специалистов машиностроительного профиля к инновационно-проектной деятельности в условиях высшей школы / Е.И. Муратова. - Дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2002. - 248 с.

6. Дворецкий С.И. Научно-педагогическая практика: методические рекомендации / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, С.В. Варыгина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004, 32 с.

7. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций: Учеб. пособие. / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, О.А. Корчагина, С.В. Осина. - Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006. - 84 с.

8. Фокина В.Н. Формирование инновационной культуры преподавателя вуза: социологический аспект управления: Автореф. дис... канд. социол. наук./ В.Н.Фокина. - Москва. - 2001 г. - 21 с.

9. Сайт магистратуры Тамбовского государственного технического университета // http://www.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/magistr.

Публикации с ключевыми словами: моделирование - подготовка специалистов - инновационная деятельность

Публикации со словами: моделирование - подготовка специалистов - инновационная

деятельность

См. также:

■ Моделирование синхронных электродвигателей с учетом изменения уровня напряжения питающей сети

■ Моделирование холодной и горячей объемной штамповки в QForm

■ QForm — программа моделирования объемной штамповки

■ Эффективное применение моделирования для разработки технологии штамповки

■ К вопросу об инновационном образовании: инженерные программы и образовательные стандарты

■ Книга.УМЬ и Rational Rose.: Пер. с англ.

■ Основы теории радиотехнических систем: Учебное пособие для вузов

Все публикации на ту же тему>> Написать комментарий >>

Журнал | Портал | Раздел Copyright © 2003 «Инженерное образование» E-mail: [email protected] | тел.: +7 (495) 263-68-63

Вход для редакторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.