Научная статья на тему 'Способы повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России'

Способы повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НОРМЫ И ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА / УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PENAL SYSTEM / NORMS AND RULES OF THE RUSSIAN LANGUAGE / LEVEL OF LANGUAGE CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Титова О. З.

Статья посвящена проблеме повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России. Автор обосновывает необходимость развития речевой культуры сотрудников, анализирует причины трудностей, возникающих в профессиональном общении. В статье приведены способы формирования коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных учреждений, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to increase communicative competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article is devoted to the problem of increasing communicative competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author substantiates the need for the development of the speech culture of employees, analyzes the causes of difficulties encountered in professional communication. The article describes ways of forming the communication skills of employees of prisons necessary for the implementation of effective professional activities.

Текст научной работы на тему «Способы повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России»

О. З. ТИТОВА доцент кафедры философии и общегуманитарных

О Ъ Т1ТОУЛ дисциплин ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России,

кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Способы повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России

Ways to increase communicative competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia

#

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России. Автор обосновывает необходимость развития речевой культуры сотрудников, анализирует причины трудностей, возникающих в профессиональном общении. В статье приведены способы формирования коммуникативных навыков сотрудников пенитенциарных учреждений, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональное общение, уголовно-исполнительная система, нормы и правила русского языка, уровень языковой культуры.

Annotation. The article is devoted to the problem of increasing communicative competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author substantiates the need for the development of the speech culture of employees, analyzes the causes of difficulties encountered in professional communication. The article describes ways of forming the communication skills of employees of prisons necessary for the implementation of effective professional activities.

Key words: communicative competence, professional communication, penal system, norms and rules of the Russian language, level of language culture.

#

Реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система) выявляет необходимость повышения профессиональной подготовки сотрудников, от качества которой во многом зависит эффективное функционирование ФСИН России.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одним из приоритетных направлений является подготовка высокопрофессиональных специалистов. Понятие «высокопрофессиональный» включает в себя способность оперативно и компетентно решать служебные

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019

61

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

задачи, при выполнении которых важную роль играет уровень языковой культуры. Помимо этого, грамотная речь, знание и уместное употребление профессиональной терминологии, отсутствие лексических и речевых ошибок - важная часть положительного имиджа и показатель общего культурного развития сотрудников ФСИН России.

По мнению Т. В. Никитиной, успешная профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется не только наличием соответствующего образования, знанием дисциплин юридической направленности, действующего законодательства, приказов, инструкций, положений, нормативных актов, но и умением вести диалог с осужденными, их родственниками и представителями всех категорий населения, умением корректно вести служебную документацию [1]. Следовательно, уровень коммуникативной компетенции должен быть таким, чтобы сотрудник адекватно осуществлял профессиональное общение в различных ситуациях. Для достижения необходимых результатов следует применять в практической деятельности нормы и правила русского языка, демонстрировать языковую грамотность в различных ситуациях общения.

К сожалению, не все сотрудники ФСИН России обладают умением излагать свои мысли в устной и письменной форме, не допуская ошибок. Г. А. Гиренок считает, что недостаток знаний грамматических правил и языковых норм, скудный словарный запас, а порой и употребление так называемой блатной, то есть сниженной, лексики - все это не самым лучшим образом сказывается на имидже и профессиональной деятельности сотрудников [2]. Кроме того, существует объективное влияние на современный русский язык со стороны средств массовой информации и интернета, что препятствует сохранению и развитию языкового наследия.

Н. П. Тюменева отмечает, что за последние годы зафиксирован значительный спад языковой культуры у различных слоев населения, отмечено слабое знание норм русского языка, выявлено избыточное употребление в речи иностранных слов [3]. Отдельно следует отметить активное использование в речи эсхрофемизмов. Под этим термином понимается отказ от употребления слова в его традиционном значении в силу изменения контекста лексической единицы, ставшего, например, непристойным либо подвергшимся внезапно появившемуся суеверию. Эта тенденция характерна в последние десятилетия для русского языка в целом. Так, все большее число людей старается говорить «крайний» из-за страха сказать «последний», выражение «кончить школу» также является не вполне корректным. В профессиональном лексиконе сотрудника уголовно-исполнительной системы прочно закрепилось слово «присесть» из-за прямой негативной ассоциации с глаголом «сидеть».

Следует еще раз подчеркнуть, что успешный карьерный рост современных специалистов предполагает наличие сформированных коммуникативных навыков для осуществления профессионального общения, которое предполагает следующие качества:

- понимание норм литературного языка и активное использование их в профессиональной и повседневной речи;

- умение воспроизводить речь без ошибок;

- знание профессиональной лексики, точное ее применение;

- адекватное использование в речи иноязычных слов;

- умение достигать цели в процессе профессиональной коммуникации.

Существуют различные способы повышения коммуникативной компетенции. Многие из них настолько очевидны и просты, что не всегда воспринимаются всерьез.

62

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Допустим, совет читать книги у большинства вызывает снисходительную улыбку, между тем чтение книг было и остается наиболее эффективным способом формирования коммуникативной культуры. Безусловный положительный результат чтения выражается в следующем:

- происходит обогащение словарного запаса;

- формируется навык сочетания и комбинирования лексических единиц;

- происходит визуальная фиксация мозгом корректного написания различных слов, понятий и терминов, благодаря чему снижается количество совершаемых в письменной речи орфографических ошибок;

- расширяется кругозор, улучшается память.

Столь же рекомендуемым способом повышения речевой культуры является письмо. Разумеется, такой метод требует самоорганизации, стремления к самосовершенствованию. Иными словами, необходима правильная мотивация. Однако польза от подобного рода деятельности, осуществляемой регулярно, не вызывает сомнений. Наиболее реально выполнимой формой подобной работы может стать ведение дневника, где ежедневно описывается прошедший день, дается оценка запомнившемуся событию, анализируются те или иные ситуации. Т. Г. Лукова рекомендует излагать свои мысли в рукописном виде, так как автоматическое распознавание и исправление ошибок в компьютере снижает эффективность такого способа улучшения коммуникативной компетенции [4].

Описанные методы, безусловно, не являются панацеей. Они предназначены для тех, кто действительно осознает необходимость постоянного повышения уровня языковой культуры и способен к самостоятельной работе.

Существуют и другие возможности. Например, работа по развитию речевой культуры, совершенствованию коммуни-

кативной компетенции проводится в рамках повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы. В частности, в Самарском юридическом институте ФСИН России проводятся занятия по русскому языку с сотрудниками, проходящими обучение по программам дополнительного образования, где им предлагаются специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков. Задания содержат лексико-грамматический контент, а также направлены на развитие умения составлять процессуальные документы, регламентирующие работу уголовно-исполнительной системы. Некоторые упражнения не имеют ярко выраженной профессиональной направленности и могут быть рекомендованы широкому кругу лиц, имеющих интерес и желание формировать языковую грамотность. Приведем пример подобного задания.

Подберите фразы и выражения для осуществления вербальной коммуникации:

1. Пер ед Вами Ваш коллега, с которым Вы долго не виделись. Вы рады встрече с ним.

2. Перед Вами незнакомый человек другой национальности. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, чем он занимается.

3. Перед Вами испуганный ребенок дошкольного возраста. Подойдите к нему, начните разговор, узнайте причины беспокойства.

4. Вас сильно толкнули в общественном транспорте. Оглянувшись, Вы увидели пожилого человека другой национальности. Спросите, все ли в порядке, не нужна ли ему помощь.

5. Человек, стоящий рядом с Вами, робеет, ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его.

6. Этот человек сделал для вас нечто приятное и непростое. Вы только что узнали об этом. Выразите свое мнение относительно его поведения.

7. Ваши коллеги помогли Вам выполнить поставленную задачу. Поблагодарите каждого из них, старайтесь использовать различные фразы.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019

63

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Для максимальной эффективности рекомендуется записать выполнение таких упражнений на диктофон или камеру сотового телефона и по окончании проанализировать свои ответы. Данный метод направлен на выявление слов-паразитов, неправильного произношения, неточного словоупотребления и ошибок в построении лексических конструкций.

Возвращаясь к темам самостоятельной работы по ликвидации пробелов в знании языка и стремления повысить уровень языковой культуры, следует, конечно, сказать о сегодняшних возможностях, предоставляемых всемирной сетью Интернет. По мнению М. И. Витошко, удаленный доступ к образовательным технологиям и обучающим ресурсам имеют все желающие [5]. Сотрудники уголовно-исполнительной системы (разумеется, во внеслужебное время) не являются исключением. Существуют специализированные онлайн-курсы по русскому языку, где в интерактивной форме представлены разнообразные упражнения с ответами и несложным теоретическим объяснением. К ним относятся интернет-ресурсы, расположенные по адресам: Ьйр8://Ье81-language.ru, https://repetitor-rus.ru, Ы^: //reallanguage.club, https://gramotei.online. Для самостоятельного изучения существуют различные «облегченные» сервисы, где у каждого есть возможность уточнить значение или правописание интересующего слова. В случае необходимости можно проверить пунктуационные и речевые ошибки на специализированных сайтах, таких как gramota.ru, therules.ru, text.ru, languagetool.org, textis.ru. Одним из простых и в то же время эффективных инструментов для расширения словарного запаса является мобильное приложение «Слово дня», суть которого заключается в том, что ежедневно на экране мобильного телефона появляется новое слово с объяснением его лексического значения.

Таким образом можно пополнять словарный запас.

Подводя итоги изложенному, следует подчеркнуть, что необходимость совершенствования коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России обусловлена недостаточной сформиро-ванностью речевых навыков, наличием трудностей при осуществлении профессионального общения, поверхностным знанием правил и норм родного языка. Т. А. Старзинова, В. Г. Иванов полагают, что повышение уровня языковой культуры работников уголовно-исполнительной системы обеспечит грамотную коммуникацию, являющуюся одним из показателей профессиональной служебной деятельности [6]. Ф

1. Никитина Т. В. Коммуникативная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 1. С. 20-22.

2. Гиренок Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Самара, 2013. 198 с.

3. Тюменева Н. П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Рязань, 2007. 223 с.

4. Лукова Т. Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2002. 146 с.

5. Витошко М. И. Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов (на примере спецкурса «Комплексный анализ художественного текста») : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. Тольятти : ТГУ, 2007. С. 31.

6. Старзинова Т. А., Иванов В. Г. Интег-ративный подход как основа формирования компетентности // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 154.

64

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.