Н. И. СИДОРОВА N. I. SIDOROVA
доцент кафедры иностранных языков Академии ФСИН России
Роль русского языка в формировании профессиональных компетенций сотрудников УИС
The role of the Russian language in formation of professional competence of the FPS employees
Аннотация. Рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональных, общекультурных компетенций будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе изучения русского языка.
Ключевые слова: профессиональная, культуро-ведческая, лингвистическая компетенции; специфика речевого поведения; профессионально-квалификационные требования.
Культура речи - составляющая профессиональной компетентности курсантов и слушателей Академии ФСИН России, важный инструмент будущей профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Бесспорным является и то, что от уровня культуры, в том числе и речевой, будет зависеть репутация будущего сотрудника УИС в учреждении, в котором ему предстоит работать. В связи с этим, преподавание русского языка направлено на формирование необходимых профессиональных, общекультурных компетенций у обучающихся, на формирование интеллектуально развитых, творчески мыслящих специалистов.
Annotation. The article is devoted to theoretical and practical aspects of professional and general-cultural competencies of future penal officers in the process of studying the Russian language.
Key words: professional, cultural, linguistic competency; verbal behavior specifics; vocational requirements.
Необходимо отметить, что овладение любым учебным предметом складывается из двух взаимосвязанных процессов: обучение и усвоение языка конкретным индивидуумом. Владение языком есть не овладение определенной суммой знаний о языке, а способность, в конечном счете, к осуществлению коммуникативной деятельности. Владение языком - это умение выражать одну и ту же мысль различными (в идеале всеми возможными в данном языке) способами, адекватно реагируя на ситуации действительности с помощью речевых поступков (предложений, фраз, текстов), умение отличать в языковом смысле высказывания, адекватные обстоятельствам общения, от
неправильных и неадекватных, умение понять и сказать нужные слова в нужное время и в нужной ситуации.
С целью повышения уровня лингвистической компетентности обучающихся, расширения базы речевой деятельности, повышения их речевой культуры, формирования навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации [1] (далее - образовательный стандарт), формирующий требования к содержанию и уровню подготовки специалистов, включил в образовательный минимум вариативные дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации». Важно подчеркнуть, что в данном стандарте отмечена необходимость формирования и развития коммуникативной, языковой и культуроведче-ской компетенций. Причем профессионально-квалификационные требования к коммуникативной компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы должны выступать в роли культурно-речевых ориентиров.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в Академии ФСИН России, курсанты и слушатели на занятиях по русскому языку овладевают навыками профессионального взаимодействия, делового общения, способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на правильном русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссию, соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов. При формировании профессиональных и общекультурных компетенций преподаватели реализуют ведущие принципы современной методики преподавания русского языка: активной коммуникативности и практической направленности.
В соответствии с принципом активной коммуникативности преподавание русского языка и культуры речи ориентируется на максимальное приближение содержания дисциплины к естественным ситуациям общения в устной и
письменной форме в профессиональной и научной сферах общения. Следует отметить, что профессиональная сфера является приоритетной. Данный принцип обеспечивают, во-первых, отбором языкового материала, который был произведен с учетом будущей профессиональной деятельности, определением лексических тем в соответствии со спецификой обучения, во-вторых, системной организацией этого материала, учетом типичных ошибок в устной и письменной речи сотрудников ФСИН России, в-третьих, созданием учебных программ дисциплины, элементов учебно-методических комплексов, учебных пособий, учитывающих специфику профессиональной деятельности, с использованием современных инновационных технологий.
Так, кафедра внедрила в качестве научной разработки в учебный процесс пособие «Культура речи сотрудника ФСИН России», которое способствует осмыслению теоретических сведений и освоению надлежащих речевых умений и навыков в профессиональной сфере общения, формированию навыков отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательного отношения к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, нормами письменной и устной речи. Учебное пособие предназначено для курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также для сотрудников уголовно-исполнительной системы, чьи должностные обязанности предполагают большой объем письменной и устной коммуникации. В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся овладевают нормами русского языка, развивают коммуникативные способности и культуру взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности, используют умения и навыки речевой деятельности применительно к сфере профессиональной коммуникации, совершенствуют навыки публичной речи, деловой письменной и устной речи. Учебное пособие получило положительные рецензии Псковского юридического института ФСИН России (ныне Псковский филиал Академии ФСИН России), а также Владимирского юридического института ФСИН России и рекомендовано для присвоения грифа УМО.
Как известно, в каждой профессиональной среде существуют особенности служебных отношений, организационной культуры, этикета, языка [2]. В свою очередь, служебное общение реализуют в многочисленных жанрах письменной речи, которая существует в виде административных, юридических, обиходно-деловых документов. В соответствии с программой учебной дисциплины на кафедре подготовлено к изданию учебное пособие «Русский язык в деловой документации», которое содержит основные теоретические сведения и практические задания в сфере работы с документами. Изучая данное учебное пособие, курсанты и слушатели познают нормы официально-делового стиля и его подстилей, правила составления и оформления текстов деловых и служебных документов, учатся грамотно составлять их в соответствии с языковыми и стилистическими нормами. Главный акцент они делают на формирование умения и навыков грамотного составления различных видов документов, используемых в профессиональной деятельности сотрудников УИС, предупреждении типичных ошибок в составлении и оформлении документов.
В целях установления единых требований к оформлению служебных документов при изучении тем «Основные документы сферы управления», «Реквизиты и требования к оформлению реквизитов», «Приказы», «Оформление отдельных видов документов в учреждениях и органах УИС» обучающиеся знакомятся с приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» [2].
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, радикальных перемен в содержании форм и методов деятельности сотрудников предъявляются высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психолого-педагогической, этической культуре, а также речевому мастерству. Решить эти задачи позволит также более интенсивное использование технологий электронного обучения. Учитывая, что сотрудники УИС должны обладать профессиональными компетенциями, в том числе познаниями для самообучения, саморазвития и сотрудничества, преподаватели предметно-методической
секции русского языка создали и опубликовали электронные учебно-методические комплексы дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации». Электронные учебные комплексы предоставляют возможности для саморазвития путем создания так называемой персональной среды обучения и сотрудничества, обмена знаниями между слушателями заочной формы обучения и ведущими эти дисциплины преподавателями, проведения консультаций по выполнению контрольных работ, подготовке лексических тем к зачету. Работа с электронными комплексами позволяет преподавателю повысить эффективность, улучшить качество обучения и реализовать собственный научно-педагогический потенциал.
Требования к коммуникативной компетенции и ее объем зависят от целей овладения языком, интересов обучающихся, мотивации, социально детерминируемых ролей и видов коммуникативной деятельности. Как известно, в каждой профессиональной среде существуют присущие ей особенности деловых отношений, образа жизни, организационной культуры, этикета, языка [3]. Специфика речевого поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы в рамках профессионального общения, профессиональных установок и целей также имеет свои особенности, которые мы учитываем при определении приоритетных задач обучения. Исполняя свои служебные обязанности, сотрудники ФСИН России занимаются следующими видами деятельности:
■ общаются с коллегами;
■ контактируют с людьми, переступившими закон;
■ проводят служебные совещания и деловые переговоры;
■ выступают перед общественностью, пропагандируя правовые знания;
■ составляют служебные бумаги и документы.
В настоящее время Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [4] ставит задачи, направленные на всестороннее развитие конкурентоспособных специалистов с высшим профессиональным образованием, на формирование ценностных ориентаций, нравствен-
ных качеств, духовной культуры сотрудников. Повышению уровня общекультурных компетенций способствуют мероприятия, подготовленные преподавателями русского языка и проведенные вне учебных занятий. Во время Недели творчества курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России «Виват, курсанты!» был проведен «День русского языка». Курсанты юридического, экономического, психологического факультетов и слушатели Республики Азербайджан приняли активное участие в литературно-музыкальной композиции «Мы учимся на родине С. А. Есенина». Затем была проведена экскурсия на родину С. А. Есенина и в музей поэмы «Анна Снегина». Необходимо подчеркнуть, что мероприятия подобного рода помогают обрести уважение к культурным традициям народа, формировать чувство толерантности, что особенно важно, поскольку в Академии ФСИН России обучаются представители разных национальностей.
Целям формирования способностей к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач способствует участие курсантов и слушателей в работе научно-практического семинара «Иностранный и русский языки в сфере профессиональной и межкультурной коммуникации». Курсанты первого курса юридического и экономического факультетов под руководством преподавателей русского языка подготовили сообщения на тему «Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров между сотрудниками и осужденными», «Речевые ошибки в деловой документации», «Обсценная лексика в социальном взаимодействии», «Роль русского языка в профессиональной и межкультурной коммуникации». Развивая способность к социальному и профессиональному
взаимодействию, кооперации с коллегами, команда Академии ФСИН России «Исключение из правил» приняла участие в межвузовской олимпиаде по культуре русской речи, которая проходила в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина. Курсанты экономического и психологического факультетов заняли первое место среди одиннадцати команд г. Рязани.
В заключение необходимо подчеркнуть, что обучение русскому языку и культуре речи, русскому языку в деловой документации и коммуникации в Академии ФСИН России ориентировано на развитие обучающегося как активной языковой личности, осознающей потребность в самосовершенствовании, формировании навыков самоконтроля, применении полученных знаний и умений в собственной речевой практике и будущей профессиональной деятельности. ■
1. Приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 № 20 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» // URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/ prm20-1.pdf (дата обращения: 09.01.2014).
2. Приказ ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. № 11.
3. Панова М. Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. - М.: Изд-во РУДН, 2004.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р) // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.