Научная статья на тему 'Роль русского языка в формировании профессиональных компетенций сотрудников УИС'

Роль русского языка в формировании профессиональных компетенций сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / PROFESSIONAL / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / LINGUISTIC COMPETENCY / СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / VERBAL BEHAVIOR SPECIFICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / VOCATIONAL REQUIREMENTS / CULTURAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидорова Н.И.

Рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональных, общекультурных компетенций будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе изучения русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сидорова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Russian language in formation of professional competence of the FPS employees

The article is devoted to theoretical and practical aspects of professional and general-cultural competencies of future penal officers in the process of studying the Russian language.

Текст научной работы на тему «Роль русского языка в формировании профессиональных компетенций сотрудников УИС»

Н. И. СИДОРОВА N. I. SIDOROVA

доцент кафедры иностранных языков Академии ФСИН России

Роль русского языка в формировании профессиональных компетенций сотрудников УИС

The role of the Russian language in formation of professional competence of the FPS employees

Аннотация. Рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональных, общекультурных компетенций будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе изучения русского языка.

Ключевые слова: профессиональная, культуро-ведческая, лингвистическая компетенции; специфика речевого поведения; профессионально-квалификационные требования.

Культура речи - составляющая профессиональной компетентности курсантов и слушателей Академии ФСИН России, важный инструмент будущей профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Бесспорным является и то, что от уровня культуры, в том числе и речевой, будет зависеть репутация будущего сотрудника УИС в учреждении, в котором ему предстоит работать. В связи с этим, преподавание русского языка направлено на формирование необходимых профессиональных, общекультурных компетенций у обучающихся, на формирование интеллектуально развитых, творчески мыслящих специалистов.

Annotation. The article is devoted to theoretical and practical aspects of professional and general-cultural competencies of future penal officers in the process of studying the Russian language.

Key words: professional, cultural, linguistic competency; verbal behavior specifics; vocational requirements.

Необходимо отметить, что овладение любым учебным предметом складывается из двух взаимосвязанных процессов: обучение и усвоение языка конкретным индивидуумом. Владение языком есть не овладение определенной суммой знаний о языке, а способность, в конечном счете, к осуществлению коммуникативной деятельности. Владение языком - это умение выражать одну и ту же мысль различными (в идеале всеми возможными в данном языке) способами, адекватно реагируя на ситуации действительности с помощью речевых поступков (предложений, фраз, текстов), умение отличать в языковом смысле высказывания, адекватные обстоятельствам общения, от

неправильных и неадекватных, умение понять и сказать нужные слова в нужное время и в нужной ситуации.

С целью повышения уровня лингвистической компетентности обучающихся, расширения базы речевой деятельности, повышения их речевой культуры, формирования навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации [1] (далее - образовательный стандарт), формирующий требования к содержанию и уровню подготовки специалистов, включил в образовательный минимум вариативные дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации». Важно подчеркнуть, что в данном стандарте отмечена необходимость формирования и развития коммуникативной, языковой и культуроведче-ской компетенций. Причем профессионально-квалификационные требования к коммуникативной компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы должны выступать в роли культурно-речевых ориентиров.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в Академии ФСИН России, курсанты и слушатели на занятиях по русскому языку овладевают навыками профессионального взаимодействия, делового общения, способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на правильном русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссию, соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов. При формировании профессиональных и общекультурных компетенций преподаватели реализуют ведущие принципы современной методики преподавания русского языка: активной коммуникативности и практической направленности.

В соответствии с принципом активной коммуникативности преподавание русского языка и культуры речи ориентируется на максимальное приближение содержания дисциплины к естественным ситуациям общения в устной и

письменной форме в профессиональной и научной сферах общения. Следует отметить, что профессиональная сфера является приоритетной. Данный принцип обеспечивают, во-первых, отбором языкового материала, который был произведен с учетом будущей профессиональной деятельности, определением лексических тем в соответствии со спецификой обучения, во-вторых, системной организацией этого материала, учетом типичных ошибок в устной и письменной речи сотрудников ФСИН России, в-третьих, созданием учебных программ дисциплины, элементов учебно-методических комплексов, учебных пособий, учитывающих специфику профессиональной деятельности, с использованием современных инновационных технологий.

Так, кафедра внедрила в качестве научной разработки в учебный процесс пособие «Культура речи сотрудника ФСИН России», которое способствует осмыслению теоретических сведений и освоению надлежащих речевых умений и навыков в профессиональной сфере общения, формированию навыков отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательного отношения к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, нормами письменной и устной речи. Учебное пособие предназначено для курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также для сотрудников уголовно-исполнительной системы, чьи должностные обязанности предполагают большой объем письменной и устной коммуникации. В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся овладевают нормами русского языка, развивают коммуникативные способности и культуру взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности, используют умения и навыки речевой деятельности применительно к сфере профессиональной коммуникации, совершенствуют навыки публичной речи, деловой письменной и устной речи. Учебное пособие получило положительные рецензии Псковского юридического института ФСИН России (ныне Псковский филиал Академии ФСИН России), а также Владимирского юридического института ФСИН России и рекомендовано для присвоения грифа УМО.

Как известно, в каждой профессиональной среде существуют особенности служебных отношений, организационной культуры, этикета, языка [2]. В свою очередь, служебное общение реализуют в многочисленных жанрах письменной речи, которая существует в виде административных, юридических, обиходно-деловых документов. В соответствии с программой учебной дисциплины на кафедре подготовлено к изданию учебное пособие «Русский язык в деловой документации», которое содержит основные теоретические сведения и практические задания в сфере работы с документами. Изучая данное учебное пособие, курсанты и слушатели познают нормы официально-делового стиля и его подстилей, правила составления и оформления текстов деловых и служебных документов, учатся грамотно составлять их в соответствии с языковыми и стилистическими нормами. Главный акцент они делают на формирование умения и навыков грамотного составления различных видов документов, используемых в профессиональной деятельности сотрудников УИС, предупреждении типичных ошибок в составлении и оформлении документов.

В целях установления единых требований к оформлению служебных документов при изучении тем «Основные документы сферы управления», «Реквизиты и требования к оформлению реквизитов», «Приказы», «Оформление отдельных видов документов в учреждениях и органах УИС» обучающиеся знакомятся с приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» [2].

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, радикальных перемен в содержании форм и методов деятельности сотрудников предъявляются высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психолого-педагогической, этической культуре, а также речевому мастерству. Решить эти задачи позволит также более интенсивное использование технологий электронного обучения. Учитывая, что сотрудники УИС должны обладать профессиональными компетенциями, в том числе познаниями для самообучения, саморазвития и сотрудничества, преподаватели предметно-методической

секции русского языка создали и опубликовали электронные учебно-методические комплексы дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации». Электронные учебные комплексы предоставляют возможности для саморазвития путем создания так называемой персональной среды обучения и сотрудничества, обмена знаниями между слушателями заочной формы обучения и ведущими эти дисциплины преподавателями, проведения консультаций по выполнению контрольных работ, подготовке лексических тем к зачету. Работа с электронными комплексами позволяет преподавателю повысить эффективность, улучшить качество обучения и реализовать собственный научно-педагогический потенциал.

Требования к коммуникативной компетенции и ее объем зависят от целей овладения языком, интересов обучающихся, мотивации, социально детерминируемых ролей и видов коммуникативной деятельности. Как известно, в каждой профессиональной среде существуют присущие ей особенности деловых отношений, образа жизни, организационной культуры, этикета, языка [3]. Специфика речевого поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы в рамках профессионального общения, профессиональных установок и целей также имеет свои особенности, которые мы учитываем при определении приоритетных задач обучения. Исполняя свои служебные обязанности, сотрудники ФСИН России занимаются следующими видами деятельности:

■ общаются с коллегами;

■ контактируют с людьми, переступившими закон;

■ проводят служебные совещания и деловые переговоры;

■ выступают перед общественностью, пропагандируя правовые знания;

■ составляют служебные бумаги и документы.

В настоящее время Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [4] ставит задачи, направленные на всестороннее развитие конкурентоспособных специалистов с высшим профессиональным образованием, на формирование ценностных ориентаций, нравствен-

ных качеств, духовной культуры сотрудников. Повышению уровня общекультурных компетенций способствуют мероприятия, подготовленные преподавателями русского языка и проведенные вне учебных занятий. Во время Недели творчества курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России «Виват, курсанты!» был проведен «День русского языка». Курсанты юридического, экономического, психологического факультетов и слушатели Республики Азербайджан приняли активное участие в литературно-музыкальной композиции «Мы учимся на родине С. А. Есенина». Затем была проведена экскурсия на родину С. А. Есенина и в музей поэмы «Анна Снегина». Необходимо подчеркнуть, что мероприятия подобного рода помогают обрести уважение к культурным традициям народа, формировать чувство толерантности, что особенно важно, поскольку в Академии ФСИН России обучаются представители разных национальностей.

Целям формирования способностей к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач способствует участие курсантов и слушателей в работе научно-практического семинара «Иностранный и русский языки в сфере профессиональной и межкультурной коммуникации». Курсанты первого курса юридического и экономического факультетов под руководством преподавателей русского языка подготовили сообщения на тему «Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров между сотрудниками и осужденными», «Речевые ошибки в деловой документации», «Обсценная лексика в социальном взаимодействии», «Роль русского языка в профессиональной и межкультурной коммуникации». Развивая способность к социальному и профессиональному

взаимодействию, кооперации с коллегами, команда Академии ФСИН России «Исключение из правил» приняла участие в межвузовской олимпиаде по культуре русской речи, которая проходила в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина. Курсанты экономического и психологического факультетов заняли первое место среди одиннадцати команд г. Рязани.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обучение русскому языку и культуре речи, русскому языку в деловой документации и коммуникации в Академии ФСИН России ориентировано на развитие обучающегося как активной языковой личности, осознающей потребность в самосовершенствовании, формировании навыков самоконтроля, применении полученных знаний и умений в собственной речевой практике и будущей профессиональной деятельности. ■

1. Приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 № 20 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» // URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/ prm20-1.pdf (дата обращения: 09.01.2014).

2. Приказ ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. № 11.

3. Панова М. Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. - М.: Изд-во РУДН, 2004.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р) // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.