Научная статья на тему 'Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научноисследовательской лаборатории'

Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научноисследовательской лаборатории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научноисследовательской лаборатории»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. Б. АНДРЕЕВА

заведующая кафедрой иностранных языков

Академии ФСИН России,

кандидат педагогических наук, доцент

Н. П. ТЮМЕНЕВА доцент кафедры иностранных языков

Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научно-исследовательской лаборатории

Ф А кадемия ФСИН России является ве-

/Д дущим образовательным учреждениях. А. ем уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В Академии реализуются Основные образовательные программы высшего профессионального образования для образовательных учреждений ФСИН России по нескольким направлениям подготовки и специальностям, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с целями основных образовательных программ, Академия готовит квалифицированные кадры для оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, при этом огромное внимание уделяется всестороннему развитию личности (воспитанию) обучающегося, формированию не только профессиональных и профессионально-специализированных, но и общекультурных компетенций.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальностям

и направлениям подготовки, реализуемым в Академии, обучающиеся должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и

33 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми пред-

ставлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);

способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

Компетенции, формируемые в процессе обучения, носят интегративный, многомерный характер, что обусловлено, с одной стороны, сложностью, многофакторностью и много-субъектностью самого педагогического процесса, а с другой - непредсказуемостью целей и задач, в решение которых может быть вовлечен будущий специалист.

На наш взгляд, роль русского и иностранных языков в формировании вышеуказанных компетенций трудно переоценить. Именно за счет реализации внутреннего потенциала дисциплин «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации» возможно успешное и эффективное формирование общекультурных компетенций курсантов и студентов Академии ФСИН России.

С целью координации и сближения учебного процесса с проведением научных исследований для наиболее полного обеспечения реализации ФГОС ВПО по специальностям и направлениям подготовки Академии, на кафедре иностранных языков была создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с разработанным перспективным планом общест-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 34

венная научно-исследовательская лаборатория «Иностранный и русский языки как средство формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательных учреждениях ВПО ФСИН России».

Основными направлениями деятельности лаборатории являются: проведение научных исследований, соответствующих профилю кафедры; определение актуальных направлений и тем научно-исследовательских работ, проводимых профессорско-преподавательским составом и курсантами; подготовка и проведение научно-практических семинаров и круглых столов по исследуемым проблемам; разработка учебно-методических и научных материалов, направленных на совершенствование коммуникативной подготовки сотрудников ФСИН России; изучение и распространение передового опыта во ФСИН России; разработка комплекса оценочных средств для определения уровня сформированности общекультурных компетенций обучающихся при изучении иностранного и русского языков в образовательных учреждениях ФСИН России.

Проведение практико-ориентированных и профессионально значимых мероприятий является одним из условий формирования общекультурных компетенций.

Так, в рамках деятельности общественной научно-исследовательской лаборатории была проведена викторина для курсантов 1 курса юридического, психологического и экономического факультетов «Английский язык - окно в мир». Основная часть викторины прошла в интерактивной форме и состояла из заданий, включающих как лингвистический, так и страноведческий материал. Задания были рассчитаны на совершенствование практических речевых умений, развитие логического и творческого мышления, языковой догадки и как результат - формирование как общекультурных, так и коммуникативных компетенций курсантов.

С учетом требований Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предполагает расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта

в сфере исполнения наказаний и проведение научных исследований на основе реализации международных проектов, кафедра иностранных языков и кафедра уголовно-исполнительного права провели совместный круглый стол «Особенности уголовно-исполнительных систем зарубежных стран», на котором курсанты 2 и 4 курсов представили результаты своих исследований по проблемам зарубежной пенитенциарной практики.

В докладах участников научного мероприятия были рассмотрены уголовно-исполнительные системы как европейских, так и ряда азиатских, африканских и южноамериканских стран. Столь широкое географическое представительство было обусловлено желанием участников круглого стола проследить общемировые тенденции в исполнении уголовных наказаний, а также познакомить участников со спецификой исполнения наказаний в рассматриваемых странах.

Повышению уровня общекультурных компетенций курсантов, студентов и слушателей способствует и использование в практике обучения материалов, представленных на круглом столе «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий при формировании общекультурных и языковых компетенций курсантов, студентов и слушателей вузов ФСИН России», в ходе работы которого были рассмотрены проблемы совершенствования научно-методического и ресурсного обеспечения инновационной деятельности образовательных учреждений. Участники круглого стола констатировали, что в современных условиях информационно-коммуникационные технологии являются необходимым элементом учебного процесса и открывают большие возможности по формированию общекультурных компетенций как в рамках учебных занятий, так и при самостоятельной подготовке.

Идея единства и целостности педагогического процесса, в котором формирование компетенций происходит не только в ходе обучения, но и в процессе осуществления курсантом внеучебной работы, обязывает преподавателя задействовать весь арсенал имеющихся в распоряжении вуза учебных и внеучебных средств. В формировании общекультурных компетен-

35 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

ций особое место отводится воспитательной работе. Именно интеграция учебной, научной и воспитательной работы способствует более эффективному формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов Академии, обогащает их жизнедеятельность.

Во время Недели творчества курсантов и студентов образовательных учреждений ФСИН России «Виват, курсанты!» в рамках деятельности лаборатории были проведены культурно-образовательные мероприятия: День русского языка и День английского языка и культуры.

Курсанты юридического, психологического, экономического факультетов, слушатели Республики Азербайджан приняли активное участие в литературно-музыкальной композиции «Мы учимся на родине С. А. Есенина». Поэзия С. А. Есенина входит в культурное и духовное наследие мировой цивилизации и помогает осознать роль русского языка в формировании общекультурных компетенций курсантов, студентов и слушателей, в установлении в курсантской среде равноправных культурных отношений. Музыкально-литературная композиция была представлена интересными сообщениями о жизни и творчестве поэта, чтением его стихотворений, песнями на стихи С. Есенина, Н. Рубцова, В. Высоцкого.

Особый интерес вызвало выступление слушателя Республики Азербайджан, прочитавшего стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Участие курсантов разных национальностей в подобного рода мероприятиях помогает обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, развивать способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3), поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения.

В День английского языка и культуры была проведена межвузовская олимпиада среди курсантов вузов ФСИН России, в которой приняли участие команды из Владимирского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России

и команда, представляющая Академию ФСИН России. В командном зачете победила команда Академии ФСИН России, второе место заняла команда Самарского юридического института, третье место - команда Владимирского юридического института ФСИН России.

День английского языка и культуры продолжился праздником «In the Realm of English», в ходе которого курсанты представили свои выступления в разных номинациях: стихотворение на английском языке, презентация о стране изучаемого языка, стенгазета, песня на английском языке. Участие в культурно-образовательных мероприятиях позволяет курсантам проявить свои способности, мотивирует к углубленному изучению русского и иностранных языков, формирует общекультурные компетенции.

В рамках ежегодной межвузовской научно-теоретической конференции адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов «Человек: преступление и наказание» на кафедре иностранных языков состоялось заседание секции «Основные концепции преступления и наказания в англосаксонской и романо-германской системах права». В работе секции приняли участие курсанты и адъюнкты Академии, в качестве научных консультантов выступили профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права, доктор юридических наук, профессор Н. И. Полищук, профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук, профессор К. А. Сыч, а также доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права, кандидат юридических наук М. А. Юнусов. В докладах, подготовленных курсантами, адъюнктами, студентами и слушателями, были рассмотрены вопросы современных пенитенциарных систем Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Австралии, Германии, Франции, Испании, Азербайджана, России.

Подобные мероприятия способствуют развитию способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 36

этикета (ОК-5); способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11).

Одним из перспективных направлений деятельности преподавателей кафедры иностранных языков Академии ФСИН России является учебно-методическое сопровождение программы дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». При подготовке переводчиков в сфере профессиональной деятельности огромное внимание уделяется формированию языковых и коммуникативных компетенций, а также компетенций межкультурного взаимодействия. Формирование данных компетенций возможно только в рамках интеграции учебной и научной деятельности. Именно поэтому кафедра инициативно провела межвузовский научно-практический семинар курсантов и студентов высших учебных заведений «Иностранный и русский языки в сфере профессиональной и межкультурной коммуникации», в работе которого очное участие приняли курсанты Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова, студенты Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, курсанты и студенты Академии, обучающиеся по программе дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Заочное участие в семинаре приняли курсанты Владимирского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Пермского института ФСИН России. В ходе семинара обсуждались актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации, различные аспекты формирования общекультурных и

профессиональных компетенций сотрудников ведомственных учреждений, роль русского и иностранных языков в профессиональной деятельности сотрудника УИС.

В целях повышения роли иностранного языка в профессиональной деятельности в рамках Недели науки на базе кафедры иностранных языков прошел научно-практический семинар «Иностранный язык в научной работе курсантов и студентов» под руководством доктора педагогических наук, профессора РГУ имени С. А. Есенина С. А. Ламзина. В ходе работы семинара рассматривались вопросы использования потенциала дисциплины «Иностранный язык» в организации научно-исследовательской работы курсантов, принципы работы с печатными изданиями на иностранном языке, методы поиска и работы с иноязычными информационными источниками, представленными в сети Интернет. В центре внимания участников семинара были основные пути формирования и развития способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

Интересным направлением в деятельности кафедры по формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов Академии стали организация и проведение интерактивных занятий на базе Государственного истори-ко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль», что, несомненно, способствует развитию способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3).

Формирование и развитие общекультурных компетенций курсантов и студентов Академии осуществляется с учетом их профессиональной деятельности, посредством привлечения их к взаимодействию с территориальными органами - в частности, с Льговской воспитательной колонией.

Для воспитанниц данного исправительного учреждения был организован ряд культурно-воспитательных мероприятий, непосредственное участие в подготовке и проведении

37 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

которых принимали курсанты Академии. Привлечение курсантов к проведению подобных мероприятий способствует формированию таких общекультурных компетенций, как способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8); способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12).

В связи с тем, что деятельность научно-исследовательской лаборатории кафедры иностранных языков должна осуществляться с учетом основной задачи научно-исследовательской деятельности вуза - проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы и подготовки кадров для УИС, запланирован ряд научных иссле-

дований, результаты которых должны найти отражение в научных изданиях, в том числе в учебном пособии под грифом УМО «Культура речи сотрудника ФСИН России» и коллективной монографии «Иностранный и русский языки как средство формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательных учреждениях ВПО ФСИН России».

Общекультурные компетенции уже в период обучения начинают «работать» на курсанта (студента), позволяя ему в хорошем смысле этого слова выделиться из среды «молчащих» однокурсников. И наоборот, сегодня успешный в учебе курсант (студент) не мыслится нами без сформированных коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков, без логичности и критичности, креативности мышления, без готовности к речевой коммуникации в различных сферах деятельности.

Результатом подготовки в вузе становится профессионал, в личности которого системно представлены как необходимые научно-методологические знания, так и базовые общекультурные компетенции, обусловливающие умения творчески действовать и совершенствоваться в инновационной научной и педагогической среде, в социокультурном и межкультурном жизненном пространстве и позволяющие осознавать свою социальную роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. ^

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.