УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 © Реймер О. А., 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Статья представляет попытку анализа основных методических тенденций развития методики высшей школы в рамках формирования общекультурных компетенций. Построение педагогической деятельности рассматривается как культурно организуемый процесс, складывающийся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы субъектов образовательного процесса. Рассматриваются отдельные методические аспекты, способствующие формированию общекультурных компетенций как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова: общекультурные компетенции; мотивация к обучению; познавательный мотив; мотив к самореализации; ведущий мотив; механизм интеграции; педагогические приемы.
© Reymer O. A., 2018
PEDAGOGICAL RECEPTIONS OF THE FORMATION OF COMMON
CULTURAL COMPETENCES
The article presents an attempt to analyze the main methodological trends in the development of higher education methods in the framework of the formation of general cultural competencies. The construction of pedagogical activity is considered as a culturally organized process that takes shape on the basis of life goals, plans and the life program of the subjects of the educational process. Certain methodological aspects that contribute to the formation of general cultural competencies in both classroom and extracurricular activities are considered.
Keywords: general cultural competences; motivation to learn; cognitive motive; the motive of self-realization; the leading motif; the mechanism of integration; pedagogical techniques.
Реальность сегодняшнего дня тре- ральной службы исполнения наказа-бует, чтобы подготовка специалистов ний. Существующие педагогические для уголовно-исполнительной систе- технологии формирования общекуль-мы с высшим образованием соответ- турных компетенций обучающихся в ствовала стратегии развития Феде- высших учебных заведениях ФСИН
России являются своеобразным механизмом эффективной интеграции потребностей личности, работодателей (органов и учреждений уголовно-исполнительной системы) и государства.
Исследователи приводят статистику, касающуюся мотивации к обучению в высшей школе в целом: «Ведущим мотивом учебной деятельности более чем у 70 % обучающихся является страх перед оценкой, перед сессией и т. д.; познавательный мотив и мотив самореализации личности наблюдается только у 14 % обучающихся; только 10 % обучающихся можно считать относительно здоровыми к поступлению на первый курс вуза и др.» [1, с. 5]. Ведомственные учебные заведения не являются исключением, более того, статистика дополняется социальными гарантиями, предусмотренными законодательством о службе в УИС. Нельзя утверждать, что это отрицательные стимулы к учебной и познавательной деятельности, но и не самые позитивные и оптимистичные. Процесс формирования общекультурных компетенций у курсантов и студентов ведомственных вузов ФСИН России требует формирования новых подходов и методической базы не только межкафедрального, междисциплинарного, но и общевузовского уровня.
Овладение общекультурными компетенциями необходимо выпускнику вуза для того, чтобы иметь возможность всесторонней самореализа-
ции, как в рамках повседневной, так и в профессиональной деятельности, а именно: обладать способностью к гибкому мышлению в нестандартных ситуациях, критически оценивать окружающую действительность, выявлять и формулировать проблемы (как в личном, так и в профессиональном плане), овладеть навыком работы с информацией, использовать ее в парадигме профессиональной деятельности, уметь избегать конфликтные ситуации и др.
Исходя из актуальности формируемых компетенций, прежде всего, следует рассматривать самостийность культуры как национального наследия, передающегося от поколения к поколению, и требующего интегра-тивного подхода к изучению и формированию с учетом различных аспектов изучения (культурологии, политологии, философии, социологии и др.). В условиях данной парадигмы образования к преподавателю высшей школы чаще всего предъявляется требование выступить в роли организатора, компетентного консультанта и помощника всех видов деятельности обучающегося. Если говорить о комплексном подходе к формированию общекультурных компетенций в ведомственных вузах ФСИН России, то следует отметить, что современное состояние практико-ориентированного обучения требует пересмотра методики в целом.
Тенденция на гуманизацию высшего образования, ее ориентация на развитие личностного потенциала
обучающегося (курсанта, студента, слушателя) подводят высшую школу к технологическому этапу развития. Притом, что образовательный процесс должен быть ориентирован на развитие творческих способностей обучающихся, с учетом максимального сохранения здоровья будущих специалистов. Сегодня преподаватели сталкиваются с проблемой выбора предлагаемого учеными материала и выработки механизма реализации этого материала в учебном процессе с учетом и личной индивидуальности обучающихся и с учетом его способностей и интересов. Как следствие данного процесса, некоторые методы и формы обучения уступают педагогическим технологиям обучения.
В традиционной педагогике педагогическая деятельность рассматривается как процесс трансляции культуры, осуществляющийся путем воспитания и обучения. В свою очередь, культура как социальное явление связана с процессом образования, как на индивидуальном уровне, так и общественном. Этот процесс непосредственно связан с социокультурными предпосылками формирования общекультурных компетенций, поскольку культура включает творческий потенциал и перспективы личности человека. Вполне логичным и оправданным в формировании общекультурных компетенций является использование широкого спектра педагогических приемов как известных (популярных среди
педагогов), так и малоизвестных (незаслуженно забытых). Среди массы инновационных средств обучения незаслуженно затерялись педагогические приемы, связанные с развитием личностных качеств обучающихся, направленных (Л. С. Выготский,
В. А. Сластенин) на развитие творческого потенциала, предполагающих индивидуальный подход к каждому, даже если таковые задатки отсутствуют. В результате этого процесса каждый обучающийся должен иметь возможность к самореализации через участие в творческом процессе.
Учебный процесс ведомственных вузов представляется благодатной почвой для раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося (курсанта, студента, слушателя). Благодаря направленной организации воспитательного процесса (грамотно спланированного и сформировавшего традиции) становится возможным применение широкого спектра педагогических приемов, направленных на формирование общекультурных компетенций.
В воспитательном процессе Кузбасского института ФСИН России сформировалась традиция проведения литературных вечеров, посвященных творчеству русских поэтов и писателей, как одна из форм учебной и воспитательной работы с обучающимися. В их подготовке и проведении активное участие принимают как курсанты, уже имеющие достижения в
выразительном чтении, так и «новички», не имеющие навыков данном виде деятельности, но испытывающие желание их получить. В процессе подготовки мероприятий курсанты, вновь приступающие к освоению нового вида деятельности, ориентируются на опыт своих товарищей. В результате создания словесного персонажа формируется устойчивая мотивация соответствовать критериям созданного образа. Кроме того, на подготовительном этапе курсанты приобретают навык работы с информацией (подбор видео- и аудиоматериала, распределение в хронологическом и топонимическом плане и др.). В течение 2018 календарного года обучающиеся познакомились с творчеством А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой, Ф. М. Достоевского, поэтов Серебряного века и др. Так, литературная постановка по творчеству И. С. Тургенева включила в себя разные виды деятельности обучающихся: видеофильм о наиболее важных вехах биографии писателя, смонтированный курсантами, выразительное чтение малоизвестных стихотворений в прозе, участие в обсуждении, творческую инициативу (написанное курсантом в стихотворной форме «Посвящение Тургеневу»). Чтение стихотворений в прозе И. С. Тургенева расширило читательский кругозор, как декламаторов, так и слушателей, способствовало формированию читательского интереса в области русской литературы, поз-
волило выявить талантливых курсантов, раскрыть уже имеющиеся таланты, выйти на большую аудиторию.
Педагог должен уметь пробудить и сформировать у обучающихся потребность в культуре, умение понимать и оценивать самобытность каждой культуры, себя в контексте культуры. Педагог сможет научить этому другого, только если он сам владеет приемами овладения культурных ценностей. Педагогическими приемами могут стать личная эрудиция педагога и природное обаяние, формирующие пример для подражания. Например, театральные постановки, организованные педагогом, способствуют созданию новой социокультурной ситуации, при которой каждый участник в той или иной мере становится самобытным интерпретатором усвоенных культурных образцов (канонов). Этот педагогический прием, направленный на формирование общекультурных компетенций, приобретает интегра-тивный статус и позволяет выявить персонифицирующие признаки отдельной личности, способствующие духовно-интеллектуальному росту. Помимо культурологических навыков этот прием способствует формированию важнейшего условия становления личности — ответственности за начатое дело, т. е. профессиональной культуры. Чувство ответственности формируется посредством самостоятельной оценки ситуации, выбора интер-претативных средств для создания объемного образа, освоение этикетных
навыков, соответствующих выбранному литературному произведению, разработка декораций, костюмов. Все это способствует становлению личности, как непосредственных участников театральной постановки, так и зрителей, сопереживающих товарищам.
В процессе формирования общекультурных компетенций вспоминается педагогический прием, ставший академическим — это творческие работы, способствующие формированию навыков самостоятельной работы обучающихся. Творческие работы, прежде всего, — это важное средство развития творческих способностей, а во-вторых, это возможность глубокой самооценки (собственного «я»), ста-тусности в окружающей действительности, в учебной деятельности как ведущей (по Л. С. Выготскому). Творческие работы обучающихся включают как написание рефератов, рецензий, так и сочинений на заданные темы. К педагогическим приемам можно отнести тематику сочинений «Выбор профессии», «Мой идеал», «Молодежь и патриотизм», «Офицер — это профессия или призвание?» и др. Сочинения на заданную тему допустимо проводить в рамках любой дисциплины гуманитарного цикла. Сочинение — это вид творческой работы, предполагающий умение как сформулировать проблему, так и найти способ ее решения. В сочинениях на профориен-тационную тематику обучающие рассуждают о мотивах выбора профессии,
о перспективах будущей службы, о возможных трудностях. Часто впервые курсанты задумываются и отдают себе отчет в предпринятом шаге. Как показывает практика, особенно значимым оказывается сочинение, посвященное определению идеала в жизни, самооценке по отношению к своему идеалу. Многие впервые задумываются о необходимости саморазвития в рамках определенной модели поведения. Результатом проведения такого вида работы стало формирование мнения о главных категориях этики (дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет», «Профессиональная этика»), как «долг», «честь мундира», «достоинство», «патриотизм».
Самым распространенным и часто применяемым педагогическим приемом в формировании общекультурных компетенций является беседа с деятелями культуры и искусства, с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. Особенное значение такие беседы приобретают в рамках тематических мероприятий или исторических событий или праздничных дат. Живая беседа, основанная на личном опыте рассказчика, воодушевляет на подражание, показывает силу духа старшего поколения, вызывает восхищение у молодых людей и, как следствие, порождает стремление совершать достойные поступки. Особенно позитивное значение, по мнению курсантов, являются беседы с
сотрудниками УИС, имеющими продолжительный опыт работы. Такие беседы носят оживленный практико ориентированный характер, вызывают искренний интерес со стороны курсантов.
Таким образом, главное стратегическое направление развития совре-
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека. — М., 2005 — 1136 с.
2. Гладилина, И. П., Королева, Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодежи: концептуальные основы : монография. — М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2012. — 136 с.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 c.
4. Прикладная юридическая педагогика : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 512 c.
Сведения об авторе
Реймер Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Reymer Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of the Humanities, Social-Economic and Natural Sciences, candidate of philological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
менной системы образования лежит в области расширения спектра педагогических приемов, направленных на развитие личности обучающегося как объекта формирования общекультурных компетенций.