Научная статья на тему 'Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка'

Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1118
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / НАУЧНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / COGNITIVE INTEREST / MOTIVATION / MORPHOLOGY OF THE RUSSIAN LANGUAGE / SCIENTIFIC / AVAILABILITY OF TRAINING / CUSTOMIZATION / PROBLEM TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

В статье описаны такие способы формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся к морфологии русского языка, как анализ точек зрения различных учёных на количество и состав частей речи в русском языке; этимологические и исторические справки о названиях частей речи; сведения из истории языка; сравнение морфологического строя русского и других языков; новые, яркие примеры; проблемная технология обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; цифровые диктанты, задания развивающего и творческого характера и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO SUSTAIN INTEREST IN THE CONTENT OF TRAINING MATERIAL DURING THE LESSONS ON THE MORPHOLOGY OF RUSSIAN LANGUAGE

The article describes the ways of formation and maintenance of cognitive interest of students to the morphology of Russian language as the analysis of the points of view of different scientists on the quantity and composition of parts of speech in Russian; etymological and historical information on the names of parts of speech; information from the history of the language; comparison of morphological building of Russian and other languages; new and vivid examples; problem education technology; individualization and differentiation of learning; digital dictation, the task of developing and creative nature, etc.

Текст научной работы на тему «Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка»

УДК 808.2 M. H. Крылова

ББК 81.2 Р-7 Кандидат филологических наук

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье описаны такие способы формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся к морфологии русского языка, как анализ точек зрения различных учёных на количество и состав частей речи в русском языке; этимологические и исторические справки о названиях частей речи; сведения из истории языка; сравнение морфологического строя русского и других языков; новые, яркие примеры; проблемная технология обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; цифровые диктанты, задания развивающего и творческого характера и т. д.

Ключевые слова: познавательный интерес, мотивация, морфология русского языка, научность, доступность обучения, индивидуализация, проблемная технология.

M. N. Krylova Ph.D. in philology

WAYS TO SUSTAIN INTEREST IN THE CONTENT OF TRAINING MATERIAL DURING THE LESSONS ON THE MORPHOLOGY OF RUSSIAN LANGUAGE

The article describes the ways of formation and maintenance of cognitive interest of students to the morphology of Russian language as the analysis of the points of view of different scientists on the quantity and composition of parts of speech in Russian; etymological and historical information on the names of parts of speech; information from the history of the language; comparison of morphological building of Russian and other languages; new and vivid examples; problem education technology; individualization and differentiation of learning; digital dictation, the task of developing and creative nature, etc.

Key words: cognitive interest, motivation, morphology of the Russian language, scientific, availability of training, customization, problem technology.

Установление и поддержание устойчивой мотивации к изучению предметов лингвистического цикла чрезвычайно актуально при обучении как школьников, так и студентов различных учебных заведений. У современных обучающихся мы наблюдаем снижение интереса к получению знаний о языке, стремление различными способами отграничить себя от предлагаемой им лингвистической информации. В этих условиях единственный выход - заинтересовать их.

Психологические основы учения выполняют ориентировочную функцию, служат для принятия компетентного решения при разработке или использовании различных средств обучения. На успешность обучения большое влияние оказывают различные факторы:

- мотивы;

- интересы;

- ценностные установки и потребности;

- навыки переработки информации;

- полученные ранее знания, умения и навыки (база обучения);

- общеобразовательный уровень.

Мотивы и интересы - важнейшие из этих факторов. В.А. Скакун определяет интерес как «особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями» [3, с. 26]. Он называет интерес одним из доминирующих мотивов учения. Интерес также может быть определён как «положительная эмоция, являющаяся исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта; это чувство захваченное™, зачарованности, любопытства» [4, с. 23].

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью - без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.

Познавательный интерес можно также определить как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Л.В. Березина считает, что «познавательный интерес к языку имеет свою специфическую характеристику в отличие от интереса к знаниям вообще, так как в этом случает объектом внимания является не сама действительность, а языковая форма выражения этой действительности и язык как система» [1, с. 29].

Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых обучающихся протекает более продуктивно. Познавательный интерес при

правильной педагогической организации деятельности обучающихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности обучающегося и оказывает сильное влияние на его развитие. Активизация познавательной деятельности учащегося или студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [5, с. 32]. Качеством личности познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию.

Целью данной статьи является рассмотрение способов формирования и поддержания интереса к обучению русскому языку вообще и к содержанию учебного материала раздела «Морфология», в частности, у школьников и студентов. Данный вопрос нельзя назвать полностью изученным. В частности, Л.В. Березина отмечает «неразработанность методики формирования познавательного интереса, особенно у учащихся старших классов и студентов вузов» [1, с. 28].

Внимание к процессу формирования и развития у обучающихся интереса к русскому языку уделяли многие учёные, педагоги-практики, методисты: К.Д. Ушинский, М.Т. Баранов, А.И. Власенков, Т.А.

Ладыженская, З.А. Потиха и др.

Формирование познавательных интересов обучающихся может происходить по двум основным каналам. С одной стороны, через само содержание дисциплины, а с другой - путём определенной организации познавательной деятельности обучающихся. Нам представляются важными оба эти канала.

Среди многочисленных способов поддержания интереса к содержанию учебного материала хочется отметить следующие.

Научность материала. Принцип научности вообще является одним из основных в дидактике. Бесспорно, что сведения, предоставляемые обучающимся, обязательно должны быть научными. Однако чрезмерная сложность материала способна стать преградой для поддержания у обучающегося интереса к русскому языку. Необходимо организовать процесс передачи учебной информации так, чтобы лингвистика стала для

обучающихся живой наукой, а не перечнем устоявшихся положений.

В частности, обучающихся привлекает приведение различных точек зрения на один и тот же предмет, показывающих, что наука не догма, а способ познания интересующего их предмета. Это ново для обучающихся -узнать, к примеру, что в лингвистике существуют различные точки зрения на количество и состав частей речи в русском языке. М.В. Ломоносов выделял 8 частей речи: имя (существительное и прилагательное вместе), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. А.Х. Востоков, развивая учение М.В. Ломоносова, выделил в отдельную часть речи имена прилагательные, вывел из состава частей речи причастия, отнеся их к прилагательным (назвал их действенные). А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский отрицали у числительных и местоимений наличие грамматических признаков особых частей речи, относя их к существительным, прилагательным, наречиям. А.А. Шахматов вводил в части речи еще и префикс (пре-, наи-) и связку. Если этот перечень дополнить разными другими претендентами (категория состояния, вопросительные слова, уединяющиеся частицы вроде и-и, ни-ни, или-или - Щерба, относительные слова и т. п.), то число частей речи в русском языке перешагнет за 20. С другой стороны, оспаривается самостоятельность многих слов: междометий, служебных слов (предлогов и союзов) и т. д. В.В. Виноградов, например, выделяет всего 7 частей речи. К частям речи, по его мнению, не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные (служебные). Не все учёные считают местоимение отдельной частью речи. Такие авторитетные лингвисты, как Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, распределяют местоимённые слова по другим частям речи. Причастия и деепричастия одними учёными рассматриваются в составе форм глагола (Л.Л. Буланин, П.А. Лекант), другими относятся к смешанным, переходным частям речи (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский), третьими выделяется в особую часть речи (Н.М. Шанский, Л.Д. Чеснокова), четвёртыми - присоединяется к прилагательному и наречию соответственно (В.А. Богородицкий).

Процесс восприятия данной информации будет более успешным, если указывать в ходе рассказа на портреты упоминаемых учёных. А интерес обучающихся дополнительно стимулирует вопрос «А какой точки зрения придерживались бы вы, будь вы учёными?».

Действие принципа научности неотделимо от действия принципа доступности. Сложный научный материал должен объясняться так, чтобы быть понятным даже не очень сильному обучающемуся. Для этого могут

быть использованы таблицы, к примеру, для разграничения причастий и прилагательных причастного происхождения: «Волны с грохотом

разбивались о выдающиеся из скалы камни». - «Он обладал выдающимися способностями».

Причастие Прилагательное

1. Метод замены

Заменяется глаголом: ...окамни, которые выдавались из скалы Заменяется качеств. прил.: замечательными, великолепными способностями

2. Способность управлять падежной формой

Управляет: выдающиеся (из чего? откуда?) из скалы Не управляет

3. Прямое / переносное значение

Прямое Переносное

Также с целью повышения степени доступности теоретического материала полезно работу с каждой частью речи начинать с этимологической и исторической справки о названии данной части речи. К примеру, при образовании слова «существительное» используется старославянская основа «существовать» + суффикс, таким образом, слова данной части речи называют существа, предметы, то есть то, что существует, бытует, чему можно приписать какой-либо признак. Прилагательное буквально обозначает что-то присоединяемое, прилагаемое; происходит от глагола «прилагать» +

суффикс. Действительно, прилагательное присоединяется к

существительному и обозначает его признак и т. п. Многие признаки частей речи перестанут быть для учащихся чем-то отвлечённым и требующим простого заучивания, если они поймут, почему данные части речи называются именно так.

Интересны для обучающихся сведения из истории языка, показывающие им, что язык - живое, динамичное явление. Сведения из истории расширяют кругозор обучающихся, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань занятий по русскому языку, заставляя обучающихся удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей русского языка вообще и его морфологии, в частности. Формы подачи исторического материала могут быть различными, начиная от простых (беседа, короткие сообщения педагога или обучающихся на заданную тему, решение исторических задач, выпуск стенгазет), до более глубоких и сложных -таких, как историко-лингвистическая конференция, защита рефератов по

вопросам истории русского языка и т. п.

К примеру, говоря о падежах, нельзя опустить, что в древнерусском (как и в старославянском) языке был седьмой падеж - звательный со своими особыми падежными окончаниями, использовавшийся для обращения. Этот падеж со временем утратился, а функцию обращения в современном языке выполняет форма именительного падежа: «Оля, принеси тетрадь». Однако остатки звательного падежа мы видим в следующих случаях:

• В обращениях к Богу, сохранивших формы старославянского языка: Боже, Господи.

• В произведениях художественной литературы: «Чего тебе надобно, старчё.?» (А.С. Пушкин),

• В просторечных обращениях Тань, Вань, Наташ (нулевое окончание).

Звательный падеж сохранился в других славянских языках, в том числе

украинском: «Галю моя, Галю...» (из песни), мамо, диду(в речи).

Мы говорим, что в современном языке краткие прилагательные образуются от полных, а исторически полные сформировались на основе кратких, то есть краткие формы древнее полных. Раньше все прилагательные были краткими: добр, красив. Затем от них образовались полные слиянием с местоимениями: род. падеж м. р. красива его ^ красивого, вин. пад. ж. р. красиву ею ^ красивую.

Прилагательные с суффиксом -уч- (~юч~), -ач- (~яч~) восходят к древнерусским действительным причастиям настоящего времени, а с суффиксом -л- - к действительным причастиям прошедшего времени.

Сравнение морфологии русского и других языков послужит расширению лингвистического кругозора обучающихся, осознанию ими места русского языка в кругу других языков.

К примеру, в русском языке два числа: единственное и множественное. В ряде языков встречается ещё и двойственное число, исходно связанное, по-видимому, с обозначением парных объектов (таких, как губы, глаза, берега и т. п.): в польском, словенском, корякском, селькупском, хантыйском и др. Ещё более редким является специальное грамматическое выражение для совокупности из трёх объектов (тройственное число) или небольшого числа объектов (паукальное число): такие значения обнаружены, например, в языках Новой Гвинеи.

Ещё пример: в русском языке, как известно, три времени (настоящее, прошедшее будущее), будущее делится на будущее простое (напишу) и будущее сложное (буду писать). В то же время, есть языки вообще без глагольного времени, например аккадский (семитский) язык; а в арабском

языке до 15-ти пород у глагола (обозначают количество, качество, направление действия). Развитые системы обозначения временной дистанции характерны для языков банту (Тропическая Африка). Что касается английского языка, то вопрос о количестве в нём времён глагола довольно спорный, так как до сих пор не решено, все ли видовременные формы включать в общее количество времен или обойтись лишь основными понятиями. Поэтому количество временных форм, называемых в разных источниках, колеблется от трёх до 26-и, чаще же всего говорят о 12 временах английского глагола.

Количество форм залога в различных языках различается: в английском языке 3 залога, в якутском - 5, в русском языке - 2-3 (по разным классификациям).

Примеры, иллюстрирующие теоретический материал, привлекут внимание обучающихся в том случае, если они свежие, новые. Пример форм множественного числа у существительных, не имеющих его: «Хочешь музык новых самых?» (Из песни Земфиры), каламбур в рекламе: «- Слижите меня! (с «Колеса обозрения») - Нет проблем! (снимает на видео)» и под.

Интересно обучающимся и подбирать примеры самостоятельно, как в процессе занятий, так и в качестве домашней работы. Примеры домашних заданий: подбор примеров нарушения грамматических и др. норм языка в СМИ, рекламе, песнях, речи известных людей: «Победа для нас будет более проще» (Жанна Фриске); «Клёвый вечер, делать неча там, где нет тебя» (из песни Глюк’озы). Убедившись в том, что найти такие примеры несложно, что ими пестрят СМИ, обучающиеся более осознанно относятся к родному языку, понимают необходимость беречь его.

Язык даёт богатый материал для использования технологии проблемного обучения, роль которой в формировании и поддержании интереса к изучаемому материалу очень велика. Во-первых, возможно создание проблемных мини-ситуаций, каковыми, к примеру, может стать сопоставление слов студенты - студенчество, три - тройка, сто - сотням под.

Во-вторых, на каждом занятии при фронтальном опросе могут широко использоваться проблемные, эвристические вопросы:

1. Почему существует так много точек зрения на состав и количество частей речи в русском языке?

2. О чём говорит существование в языке явления перехода слов из одной части речи в другую?

3. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?

4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?

5. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?

6. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?

7. Почему у большей части числительных нет категории числа?

8. Почему слова сколько, несколько относятся к местоимениям, а много, мало - к наречиям?

9. Почему существительные сотня, десяток не переходят в числительные, а тысяча, миллион, миллиард переходят?

10. Почему в обиходно-бытовом стиле наблюдается тенденция к округлённому и приближённому счёту, а также к употреблению сокращённых числовых выражений?

11. Объясните различие между понятиями «сочетание» и «согласование»?

12.Почему в грамматике существует «проблема местоимений»?

13. Почему личные местоимения не изменяются по числам, но имеют число?

14. Почему переходные глаголы так называются?

15.Какова связь между категориями наклонения и времени глагола?

16. Какова связь между категориями вида и наклонения глагола?

17. Какова связь между категориями вида и времени глагола?

18. Сравните причастие и деепричастие: найдите максимум черт сходства и различия.

19. В чём смысл названий «предлог», «союз», «частица»?

20. Чем схожи звукоподражания и междометия? Почему в школьном учебнике они рассматриваются вместе?

Для формирования и поддержания интереса к морфологии очень важна дифференциация обучения, учёт разного уровня исходных знаний обучающихся и их разных возможностей при получении новых знаний. Наиболее распространённым средством дифференциации являются индивидуальные задания, причём чаще всего их готовят в виде карточек для слабо успевающих. Такие задания помогают обучающимся почувствовать себя умнее, способнее и таким образом поддерживают их интерес к предмету. Выполнение простых заданий должно иметь определённое место в структуре занятия, а учащийся должен быть предупреждён, что безошибочное выполнение задания оценивается отметкой «хорошо». Например, распределите существительные на имеющие формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро,

речка, туман, гуслн, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело.

Но индивидуальные задания необходимы также для сильных обучающихся, это задания олимпиадного уровня, которые не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен. Это, к примеру, комбинированные задания, объединяющие несколько разделов языкознания: Скажите всё, что можете, о слове «очарование» в предложении «К чему нарушать очарование? (А. Грин)» с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, словообразования, орфографии, грамматики и др. А также задания на применение знаний из истории языкознания: Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Цифровые диктанты могут использоваться как для закрепления изученного материала, так и для контроля. Для методики их проведения характерно то, что преподаватель диктует языковой материал (слова, словосочетания, предложения) а «студенты или учащиеся записывают и затем называют только цифры, что экономит время и позволяет выявить пробелы в знаниях. Предложения, вызвавшие затруднения у большого количества обучающихся, необходимо разобрать более подробно» [2, с. 23].

Пример: Разграничьте личные и притяжательные местоимения его, её, их. личные - 1, притяжательные - 2.

Я их тоже, со своей стороны, уверяю, а у самого душа в пятки уходит. 1

А отец знать не хотел его великодушия и смирения. 2

.не слушался его. 1

А шёл той дорогой, на которую указывали ему его духовные способности. 2

Её походка, её движения были решительны и свободны. 2

Приняли меня в его семье хорошо. 2

Их всегда здесь много, волков-то. 1

Попроси её всегда и помногу писать о здоровье 1

Попроси писать о её здоровье 2

Я долго любовался его лицом, кротким и ясным. 2

Её зовут Дорой. 1

«Ты здесь тоже торговлей занимаешься?» - спросил я его. 1

То была их игра, и посторонние не вмешивались. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из их разговоров я узнал их имена. 2

Интерес к материалу на практических занятиях поддержат задания развивающего и творческого характера, в том числе лингвоконструирование, задания на сопоставление и разграничение, на отбор и подбор языкового материала, творческие задания и под.

Лингвоконструирование служит формированию системных представлений о языке. Примеры заданий: Составьте предложения,

употребив слово раз как существительное, числительное, междометие, союз; слово как как вопросительное и относительное наречие, союз, частицу; слово передовая как прилагательное и существительное; слово выдающийся как прилагательное и причастие; слово один как числительное, местоимение и частицу; слово то как местоимение, часть сочинительного союза, часть подчинительного союза и под. Лингвоконструирование возможно и в пределах одной части речи, например: Употребите прилагательные в значении разных разрядов, объясните: восточный, кошачий, разбойничий, рыбий, шёлковый, малиновый, детский

Задания на сопоставление и разграничение помогают обучающимся лучше ориентироваться в внешне схожих грамматических явлениях. Пример: Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута - минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно. Ещё пример: Найдите сходство и отличие в сочетаниях самый красивый и очень красивый. Задание при изучении имени числительного: Запишите слова, определите часть речи: тройка, три, трое, втрое, в-третьих, три пятых, утроить, троица, натрое, по трое, строенный, две третьих, трояк, трёхкопеечный, трёхсотый, трёхмиллионный

Задание на отбор и подбор языкового материала, языковых единиц обеспечивают понимание обучающимися того, что язык - это база для исследования, изучения. Например: Подберите как можно большее

количество слов различных частей речи с семантикой «два» («сто»), определите часть речи и способ образования этих слов.

Мини-сочинения с грамматическими заданиями позволяют обучающимся не только закрепить теоретическую информацию, но и проявить творческие способности. Например: Составьте текст, насыщенный местоимениями, определите у местоимений лексико-грамматический разряд и разряд по связи с другими частями речи.

Задания по стихосложению помогают обучающимся почувствовать себя талантливыми, способными. Примеры заданий: Сочините стихотворение со словом, оканчивающимся на -миллионный в конце первой строки;

стихотворение по первой строке «Наш город, дождём измученный.» или «Это время, так быстро бегущее.», причём рифмами должны быть причастия (грамматическая рифма); буриме с рифмами погож - хорош -похож - пригож для отработки правописания краткой формы прилагательных; рифмовки со словарными словами и под. Некоторые примеры выполнения заданий обучающимися:

День сегодняшний погож, Мячик жёлтый так хорош!

Он на зимний не похож. Он на солнышко похож.

Он спокоен и пригож. День сегодня так погож:

Для свидания хорош. Для прогулок он пригож.

(Павлюков А.). (Гуреева О.).

В нашей жизни эвфемизм Исключает пессимизм,

Грубой формы эгоизм.

А в итоге - оптимизм (Лузько Е.)

В художественной и методической литературе немало стихотворений и рифмовок, которые могут быть использованы с целью повышения интереса обучающихся к морфологии русского языка. Мы считаем, что их надо применять не только для иллюстрации языковых явлений, но и с конкретными языковедческими задачами. Например: Проанализируйте

семантические и грамматические особенности, а также стилистическую роль в тексте отрицательных местоимений в следующем стихотворении С. Михалкова:

Жило-было Ничего,

Неумело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего И сказать-то Не

че

го!

Итак, преподаватель русского языка может и должен применять целый комплекс способов формирования и поддержания интереса к содержанию раздела «Морфология», в том числе анализ точек зрения различных учёных

26l

на количество и состав частей речи в русском языке, этимологические и исторические справки о названии частей речи, сведения из истории языка, сравнение морфологического строя русского и других языков, новые, яркие примеры, проблемную технологию обучения, средства индивидуализации и дифференциации обучения, цифровые диктанты, задания развивающего и творческого характера и т. д. Эти и многие другие формы поддержания интереса к получаемому на занятиях по русскому языку теоретическому материалу раздела «Морфология» способны сделать процесс усвоения знаний обучающимися более осознанным, повысить уровень их познавательного интереса, активизировать обучение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина, Л.В. К вопросу о развитии познавательной активности студентов неязыковых факультетов при обучении русскому языку / Л.В. Березина // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. - 2012. - № 3. -С. 28-32.

2. Крылова, М.Н. Новые способы закрепления и контроля знаний: цифровой диктант / М.Н. Крылова // Русский язык в школе и дома. - 2007. - № 1. - С. 23-25.

3. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) / В.А. Скакун. - М.: Академия: 2005. - 128 с.

4. Шишкина, С.А. Концептуализация эмоции интереса в русском языке / С.А. Шишкина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 8. -С. 22-25.

5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 178 с.

REFERENCES

1. Berezina L.V. To the problem of development of cognitive activity of students of non-linguistic faculties at learning Russian language. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii obrazovaniia - Bulletin of the Daghestan scientific centre of the Russian Academy of education, 2012, no.3. pp. 28-32 (in Russian).

2. Krylova M.N. New ways to encourage and knowledge control: digital dictation. Russkii iazyk v shkole i doma - Russian at school and at home, 2007, no.1. pp. 23-25 (in Russian).

3. Skakun V.A. Metodika prepodavaniia spetsial'nykh i obshchetekhnicheskikh predmetov (v skhemakh i tablitsakh) [Methods of teaching of special and technical subjects (in diagrams and tables)]. Moscow, Akademiia, 2005. 128 p.

4. Shishkina S.A. Kontseptualizatsiia emotsii interesa v russkom iazyke. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Tyumen state University, 2006, no.8. pp. 22-25 (in Russian).

5. Shchukina G.I. Aktivizatsiia poznavatel'noi deiatel'nosti v uchebnom protsesse [Activation of cognitive activity in the educational process]. Moscow, Prosveshchenie, 1979. 178 p.

Информация об авторе

Крылова Мария Николаевна (Россия, г. Зериоград) - Кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков. АзовоЧерноморская государственная агроинженерная академия. E-mail: [email protected]

Information about the author

Krylova Mania Nikolaevna (Russia, Zernograd) - Ph.D. in philology, associate professor of the department of vocational pedagogy and foreign languages. Azov-Black Sea State AgroEngineering Academy. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.