Научная статья на тему 'Проблемы изучения функциональной омонимии в школе'

Проблемы изучения функциональной омонимии в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1093
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОМОНИМЫ / ЧАСТИ РЕЧИ / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / FUNCTIONAL HOMONYMS / PARTS OF SPEECH / CRITERIA FOR IDENTIFICATION OF PARTS OF SPEECH / MORPHOLOGICAL FEATURES / SYNTACTIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметшина Виктория Ильясовна, Чечулина Любовь Семеновна

Указывается на необходимость специального рассмотрения в школьном курсе русского языка темы «Функциональные омонимы». Это поможет детям правильно определять часть речи слова в предложении, особенно в случае перехода слова из одной части речи в другую. Приводятся примерные задания для школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem with the Study of functional homonymy at school

The necessity of detailed discussion of the topic “Functional Homonyms” in the School Course of the Russian Language is stated. It will help students identify parts of speech in the sentence correctly, especially when they come across with the case of transition from one part of speech to the other. Exercises for students are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения функциональной омонимии в школе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 372.881.161.1’373.423 ББК 4426.819=411.2,3

ГСНТИ 14.25.09

Код ВАК 13.00.02

Ахметшина Виктория Ильясовна,

студентка дневного отделения, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 281; e-mail: [email protected].

Чечулина Любовь Семеновна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра общего языкознания и русского языка, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 281; e-mail: [email protected].

АН НОТАЦ ИЯ. Указывается на необходимость специального рассмотрения в школьном курсе русского языка темы «Функциональные омонимы». Это поможет детям правильно определять часть речи слова в предложении, особенно в случае перехода слова из одной части речи в другую. Приводятся примерные задания для школьников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функциональные омонимы; части речи; критерии определения частей речи; морфологические свойства; синтаксические функции.

Akhmetshina Viktoria Ilyasovna,

Full-time Student, Institute of Philology, Culture Study and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University

Chechulina Lyubov Semenovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of General Linguistics and the Russian Language, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

KEY WORDS: functional homonyms; parts of speech; criteria for identification of parts of speech; morphological features; syntactic functions.

ABSTRACT. The necessity of detailed discussion of the topic “Functional Homonyms” in the School Course

especially when they come across with the case of transition from one part of speech to the other. Exercises for students are given.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОМОНИМИИ В ШКОЛЕ

(Ekaterinburg).

THE PROBLEM WITH THE STUDY OF FUNCTIONAL HOMONYMY AT SCHOOL

of the Russian Language is stated. It will help students identify parts of speech in the sentence correctly,

скои части курса русского языка, неумении комплексно учитывать различные признаки, определяющие принадлежность слова к тои или инои части речи (частеречное значение словоформы, вопрос, морфологические своиства, синтаксическую роль).

ных учебниках не представлена, но для эффективности усвоения курса русского языка она имеет большое значение и должна изучаться как «сквозная» тема.

По данным ЕГЭ, морфологическая характеристика частей речи (особенно служебных) вызывает у учащихся серьезные затруднения: процент выполнения задания (А11) очень низкий (50%). Экзаменующиеся чаще всего не узнают краткие причастия, краткие прилагательные, производные предлоги, наречия, существительные с собирательным значением: впоследствии, вымытый, принят, сохранено, необходимо, нужны, вследствие, множество и др.

Труднее всего детям определить частеречную принадлежность слов, имеющих функциональные омонимы: ли — союз и частица, что — местоимение, союз, часть частицы, как, однако, и, это, в течение, включая и т. п.

Отдельного параграфа, посвященного функциональной омонимии, в школьных учебниках нет, но фрагментарно некоторые материалы представлены.

Например, в учебнике «Русский язык» под ред. В. В. Бабайцевой [1] в параграфе 119 «Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую» рассмотрен переход существительных в косвенном падеже и существительных в косвенном падеже с предлогом в наречия.

Проблемы у учеников возникают также при выявлении местоимений различных разрядов, служебных частей речи: союзов, частиц, предлогов. В целом причины ошибочных ответов в задании В2 заключаются в поверхностном усвоении теоретиче-

© Ахметшина В. И., Чечулина Л. С., 2014

В параграфе 120 «Слова состояния» рассказывается о разграничении наречий и слов категории состояния, которые похожи на наречия. В параграфе 145 «Переход слов из одной части речи в другую» представлен переход прилагательных в существительные и причастий в существительные. В параграфе 154 «Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные» при характеристике процесса перехода из самостоятельных частей речи в служебные особое внимание обращается на изменение значения и грамматических свойств и написание (слитно, раздельно).

В учебнике «Русский язык» под ред. П. А. Леканта и М. М. Разумовской [3] в параграфе 2 «Как различить части речи и члены предложения» обращается внимание на определение частей речи с учетом разных языковых примет: вопроса, типичных суффиксов, личных окончаний и грамматических признаков слова.

В учебнике «Русский язык» под ред. М. Т. Баранова [2] в параграфе 32 «Наречие как часть речи» рассматриваются отличия наречия от прилагательного, а в параграфе 45 «Категория состояния как часть речи» -разграничение слов категории состояния и наречий. В этом же параграфе обращается внимание на то, что союзы (также, тоже) следует отличать от сочетаний так же (наречие + частица), то же, что бы (местоимение + частица).

Во всех учебниках по русскому языку есть типовые задания по рассматриваемой теме:

• найдите наречие (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) в предложении и выпишите (задание на обнаружение части речи по комплексу признаков);

• найдите наречие (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) в предложении и докажите, что вы верно отыскали данную часть речи, указывая ее признаки (определение части речи с опорой на комплекс ее признаков и на дифференциальные признаки);

• подчеркните в предложении наречие (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) как член предложения, доказывая, что это наречие (определение частеречной принадлежности по синтаксической валентности и синтаксической функции);

• выпишите словосочетание, в которое входит наречие (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) - выявление по синтаксической валентности части речи;

• определите, какими частями речи являются выделенные слова. Приведите доказательства (задание с опорой на дифференциальные признаки частей речи).

Учитывая неполноту изложения анализируемой темы, мы считаем необходимым дополнить учебники следующими теоретическими и практическими материалами: понятием функциональных омонимов; методологией разграничения омонимичных частей речи; различными упражнениями, заданиями и проблемными ситуациями для отработки стойких практических навыков по определению частеречного статуса и разграничения функциональных омонимов; заданиями для аудиалов, кинестетов и для правополушарных детей, так как их личностные особенности практически не учтены авторами учебно-методических комплексов.

Отбирая теоретический материал для раскрытия сущности функциональных омонимов, учитель должен иметь в виду, что при возникновении функциональных омонимов происходит значительное переосмысление слова или отдельной словоформы, за ними обычно закрепляется иная синтаксическая функция, у них развивается новое категориальное значение части речи. Поэтому функциональные омонимы различаются категориальным значением, грамматическими (морфологическими и синтаксическими), а также валентностными особенностями.

Понимание частей речи как структурно-семантических единиц предполагает их выделение с учетом совокупности наиболее существенных дифференциальных признаков. Для знаменательных слов это лексическое значение, категориальное значение, частное грамматическое значение, морфемный состав, валентность слова, синтаксические функции.

Для служебных частей речи общими становятся признаки, связанные с семантикой слова, его категориальным и лексическим значением. Значимыми для служебных частей речи в процессе разграничения остаются такие признаки, как семантические, морфемные, морфологические, ва-лентностные, синтаксические.

Своеобразие каждой части речи зависит от конкретной реализации набора признаков. Признаки, определяющие лексикограмматическую индивидуальность каждой части речи, можно рассматривать как их своеобразные конституционные признаки.

В зависимости от того, какая группа частей речи охватывается процессами возникновения функциональных омонимов, необходимо разграничивать три основные зоны их образования:

1) внутри знаменательных частей речи;

2) внутри служебных частей речи;

3) между знаменательными и служебными частями речи, модальными словами и междометиями.

Взаимодействие внутри знаменательных частей речи характерно в первую очередь для имен и причастий. Это следующие процессы.

1. Субстантивация:

- прилагательных (операционная комната / операционная);

- местоимений (ничья победа / «Разводи — ничья!» — крикнуло сразу несколько голосов);

- причастий (юноша, учащийся в техникуме / учащийся).

2. Адъективация:

- числительных (первый ряд / первый ученик);

- причастий (река, бурно несущая свои воды / несущая конструкция).

3. Прономинализация:

- прилагательных (известный гравер / известная доля свободы);

- числительных (Каждый человек должен вырастить хотя бы одно дерево / Жили в старину одни люди);

- причастий (Солнцем данный лик / высказаться по данному вопросу).

4. Адвербиализация:

- существительных (любоваться рядом елей / жить совсем рядом);

- деепричастий (продолжал смеяться, шутя над собой / учил его всему шутя).

5. Образование омонимичных форм слов категории состояния в результате перехода в эту часть речи:

- наречий и кратких прилагательных (туманно намекнуть / утро туманно / утром туманно);

- существительных (Унылая пора! / пора, мой друг, пора!).

Внутри служебных частей речи чаще наблюдается появление омонимичных союзов и частиц: Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про детей своих, только (союз) долго стоит она неподвижно и смотрит вслед... — Мне бы только (частица) смотреть на тебя...

В результате перехода знаменательных частей речи в иные категории слов появляются омонимичные служебные части речи:

1) предлоги, омонимичные:

- существительным: он отсутствует по причине болезни / Лошадь задрала голову и встала. Но встала все же по причине иной;

- наречиям: в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды / Ночь. Вокруг тишина;

- деепричастиям: Лобачев перечислял список умерших портов, начиная с Карфагена. / Начиная дело, запасись терпением;

2) союзы, омонимичные:

- наречиям: В памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной.... / Мы точно следовали примерам;

- местоимениям: Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды / давно познали мы, что значит зрелость, но юность нас тревожит все равно;

3) частицы, омонимичные:

- местоимениям: Посади его, Пантелей, на тюк, и пусть едет себе, едет помаленьку, а мы догоним;

- числительным: Тоска одна, канитель... / Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы.;

- наречиям: Старый пень можно

разломать просто руками. / Он был недурен собой, держался просто;

- глаголам: Бывало, он все сидит в клубе... / За долгую жизнь всякое бывало;

4) модальные слова, омонимичные существительным: Как будто правда прилетели жаворонки... / Правда светлее солнца.

5) междометия, чей класс пополняется за счет функциональных омонимов: .Волк мой по лесу поднял вой; кричит он: “Караул! Разбой!” / почетный караул.

Учитывая уровень сложности анализируемой темы, мы предлагаем дополнить материалы учебников авторскими заданиями, проблемными вопросами и проблемными ситуациями, которые позволят учащимся лучше понять сущность рассматриваемого явления, осознать необходимость комплексного подхода к оценке частеречного статуса, выработать навык разграничения грамматических омонимов.

Задания средней сложности

Задание 1. Постройте простые предложения так, чтобы в одном случае слово «больно» было наречием, а в другом -словом категории состояния.

(Для аудиалов мы произносим предложения вслух, а для визуалов и кинестетов выдаем это задание на карточках).

Задание 2. Схематично докажите, в каком предложении наречие, а в каком слово категории состояния.

Ему грустно.

Старик грустно улыбнулся.

Задание 3. Какое слово нужно вычеркнуть из предложения, чтобы выделенное прилагательное стало существительным?

Дизайн интерьера столовой комнаты должен способствовать хорошему аппетиту.

Задание 4. В соответствии с функцией определите, в каком предложении слово что является союзом, местоимением или частицей.

• Что, скажешь, я неправ?

• Спроси его, было ли что на самом деле.

• Я знаю, что он уже был там.

Справка. «Что» может быть разными

частями речи:

- местоимением (указывает);

- частицей (употребляется для усиления вопроса);

- союзом (связь между простыми предложениями в составе сложного).

Задание 5. Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос...

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара...

Не знаю, чья была вина...

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты паришь, свой свет струя...

Меж тем в реке — из сизой стали

Влачится за струей струя.

В. Я. Брюсов

Задание 6. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определенной форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имен существительных.

а) В течен.. реки, в продолжен.. по-

вести, в заключен.. не был.

б) В течен.. часа, в продолжен.. су-

ток, в заключен. . выступления.

Задание 7. Установите соответствие между выделенным словом и частью речи. Приведите аргументы и свои примеры на каждую часть речи.

• Лицо его было весело.

• Он весело смеялся.

• За обедом было весело.

Части речи:

а) краткое прилагательное;

б) наречие;

в) слово категории состояния.

Задания повышенной сложности

Проблемная ситуация 1

Выделенные слова одинаково звучат, имеют омонимичное окончание, но в од-

ном предложении это согласованное определением, а в другом - дополнение. В этих предложениях одна часть речи или разные?

Будущее время в английском языке.

Сергей заканчивал работу над новым монопланом, которому пророчил большое будущее сам профессор Жуковский (В. Саянов).

Проблемная ситуация 2

Думать о вечном. “О вечном”.

Выделенные слова внешне ничем не отличаются от прилагательного, но в данных примерах обладают синтаксической функцией, не свойственной прилагательному. Какая же это часть речи? (свой ответ обоснуйте).

Проблемные вопросы

1. Билетов сегодня нет.

Данное предложение - односоставное, безличное. Один главный член - сказуемое (нет). Сказуемое в безличном предложении может выражаться самыми разными частями речи: глаголом, словом категории состояния и т. д. Какая часть речи «нет»?

2. И невозможное возможно, дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из под платка (А. Блок).

Слово «невозможное» имеет все признаки прилагательного, но почему в данном контексте слово не изменяется по родам, а имеет постоянное значение рода?

3. Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопрос «сколько?».

Слова много, немного, мало отвечают на вопрос «сколько?», обозначают количество, но они также имеют признаки наречия. В лингвистике определение части речи у данных слов находится под вопросом, так что предположите, какой частью речи могли бы быть эти слова; свой ответ аргументируйте.

4. Глокая куздра штеко будла-нула бокра и кудрячит бокрёнка (Л. В. Щерба).

Перед вами искусственно созданная фраза, соответствующая грамматическим законам русского языка, в которой корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Выявите признаки, указывающие на частеречную принадлежность слов данного предложения.

Задание 1. Выполните задание на соответствие. В правом столбце - предложение с подчеркнутым словом, в левом столбце - название части речи. Вам нужно провести стрелки от слова к части речи, которой является слово.

а) частица б)неопределенное местоимение в) прилагательное г) числительное Любое число делится на один.

Один ученик.

Выхожу один я на дорогу.

Остались одни воспоминания.

Пришел отец, и с ним еще один.

Задание 2. Выполните задание на соответствие. В правом столбце - предложение с подчеркнутым словом, в левом столбце - название части речи. Вам нужно провести стрелки от слова к части речи, которой является слово. В правом столбце есть два лишних варианта.

Задание 3. И легче тени Татьяна прыг в другие сени... (А. Пушкин).

«Прыг» - от слова прыгать (процессуальный корень).

Выполняет функцию сказуемого (глагольная функция).

Если предположить, что это глагол, то к какой глагольной форме он относится? (такой формы нет).

Подобные примеры:

• Он развернулся — хрясь в ухо: “Циркуляр читал?” (В. Пикуль).

• И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста — юрк! — и убежала к каюте (Б. Житков).

Можно ли слово «прыг» отнести к какой-либо части речи?

Задание 4. Тысяча, миллион, миллиард. Какие морфологические признаки у этих слов? К какой части речи относятся данные слова?

Приведенные выше вопросы и типы заданий, на наш взгляд, позволят учащимся детально разобраться в сложном материале, хорошо его усвоить и научиться правильно квалифицировать языковой материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М., 2012.

2. Русский язык. 7 кл. : учеб. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М., 2012.

3. Русский язык. 5 кл. : учеб. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2012.

а) слово категории состояния

б) существительное

в) наречие

г) краткое прилагательное

д) прилагательное

е) местоимение

Время ехать.

Густо и пахуче дымит самовар (И. Бунин)_________________

Как только проводим наших, сядем работать (А. Чехов)._____

Утро сегодня ветрено и промозгло.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. И. Коновалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.