Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / PLANNED LEARNING OUTCOMES / PERSONALITY / PERSONAL LEARNING OUTCOMES / TEACHER'S ASSESSMENT ACTIVITIES / AND WAYS TO ASSESS PERSONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотенова М. А.

Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младшего школьника. Целью статьи автор определяет выявление способов оценки личностных результатов младших школьников. В статье рассматриваются несколько способов оценки личностных результатов школьника в системе начального общего образования. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EVALUATING PERSONAL PERSONAL RESULTS OF SCHOOL STUDENTS IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher in relation to the personal results of the younger student. The purpose of the article, the author determines the identification of ways to assess the personal results of younger students. The article discusses several ways to assess the personal results of the student in the system of primary general education. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers of pedagogical educational institutions.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.1

Хотенова М.А. студент

Северный (арктический) федеральный университет

Россия, г. Архангельск

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младшего школьника. Целью статьи автор определяет выявление способов оценки личностных результатов младших школьников. В статье рассматриваются несколько способов оценки личностных результатов школьника в системе начального общего образования. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Ключевые слова: планируемые результаты обучения, личность, личностные результаты обучения, оценочная деятельности учителя, способы оценки личностных результатов.

Khotenova M.A. student

Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk

METHODS OF EVALUATING PERSONAL PERSONAL RESULTS OF SCHOOL STUDENTS IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL

EDUCATION

Annotation:This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher in relation to the personal results of the younger student. The purpose of the article, the author determines the identification of ways to assess the personal results of younger students. The article discusses several ways to assess the personal results of the student in the system of primary general education. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers ofpedagogical educational institutions.

Key words: planned learning outcomes, personality, personal learning outcomes, teacher's assessment activities, and ways to assess personal results.

В современном образовании существует проблема сформированности личностных результатов у детей, только что поступивших в школу. У выпускников детских садов данные планируемые результаты либо сформированы на очень низком уровне, либо не сформированы совсем. Именно поэтому обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют осознание ребёнка его отношения к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения

А

такими новообразованиями должны стать личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Для того чтобы у выпускника начальной школы были сформированы все компоненты личностных результатов, учителю начальных классов необходимо отслеживать динамику сформированности, то есть на определённом этапе педагог начальных классов должен оценивать данные результаты.

Анализ литературы позволил уточнить, что оценочная деятельность учителя - это составляющая часть его деятельности, направленная на стимулирование активности ученика на уроке. Она создает стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения [3; 4].

Как уже было отмечено, для формирования всесторонне развитой личности особое внимание сейчас уделяется оцениванию личностных планируемых результатов.

Оценивание личностных результатов обучения относится к разделу: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Оно является одним из компонентов комплексного подхода к оцениванию (наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов)

[7].

В книге «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии [2].

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

1) сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению.

2) Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания.

3) Сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;

развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

4) Сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

5) Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

6) Знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов - задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данной образовательной организации и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

Вторым методом, уже касающимся именно деятельности учителей начальных классов оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью различных способов, а именно таких как рефлексия, портфолио, персональные выставки, мастер-классы, галереи достижений, «Книги почёта», карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и другие. Данные способы способствуют формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать [5; 6; 8].

Раскроем основные способы оценки личностных результатов школьника.

Пожалуй, самым популярным способом оценки данных результатов является портфолио. Данный способ позволяет брать во внимание результаты, достигнутые обучающимся не только в учебной деятельности, а

в основном в творческой, социальной. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика образования, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

В настоящее время существует четыре типа портфолио. Во-первых, «портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Во-вторых, «портфолио работ», оно представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика. В-третьих, «портфолио отзывов» - совокупность характеристик, данные школьнику учителями, родителями, возможно, одноклассниками и др., а так же письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. В-четвёртых, портфолио, которое объединяет все три типа. Последний тип портфолио чаще применяется в начальной школе [8].

Следующий способ оценивания личностных результатов - различные рефлексии.

Рефлексия (в современной педагогике) - самоанализ деятельности и её результатов [1]. С помощью данного способа учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, внеурочном занятии. Данный способ оценивания личностных результатов используется как на уроках, так и во внеурочной системе. На данный момент это обязательный этап формы организации учебного процесса. Рефлексивная деятельность учащихся осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.

Педагоги начальных классов в своей деятельности используют различные типы, формы и виды рефлексии. Их выбор обусловливается обстоятельствами, возрастом учащихся, особенностями изучаемого предмета и темы.

Выделяют следующие типы рефлексии в зависимости от объекта оценивания:

1) личностная; объектом является настроение учащихся, их знания, умения и т.д.;

2) интеллектуальная; здесь объект - процесс мышления; работает при научном познании, учащиеся анализируют то, что знают и как данную информацию структурировать дальше;

3) коммуникативная; в этом типе рефлексии объект - процесс общения, например: сегодня, участвуя в дискуссии, я ...;

4) кооперативная; здесь объект - взаимодействие.

Существуют три формы рефлексии:

1) ретроспективная; учащиеся анализируют деятельность, опираясь на вопросы: что я делал (а)? каким образом?;

2) проспективная; анализ и оценка происходит с помощью планирования (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?);

3) интроспективная; оценивание организуется с помощь ответа на вопрос: что и как я делаю?

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих 4 сферы человеческой сущности:

1) физическую; учащийся оценивает с точки зрения того, что он успел или не успел на уроке/внеурочном занятии;

2) сенсорную; школьник оценивает своё самочувствие: комфортно - дискомфортно;

3) интеллектуальную; дети обобщают, что они поняли, что осознали, что не поняли, какие затруднения испытали;

4) духовную; обучающиеся анализируют свои духовные изменения (лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Существует множество методов рефлексии. Например, такие как «Заверши фразу», «Дополни предложение», «Одни вопросы» и другие. Так же к рефлексии относят оценивание через различные объекты, передающие впечатления обучающихся от урока.

В статье «Личностные достижения учащихся как предмет педагогической заботы» так же рассмотрены такие способы оценивания личностных результатов, как «Звёздный час», «Звёздный фейерверк», «Бенефис», «Галерея достижений», персональные выставки, мастер-классы. Здесь учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих увлечениях, интересах (творческие, исследовательские и т.п.) [5; 6]. Данные способы применяются во внеурочной форме обучения.

Так же для оценки личностных результатов некоторые классные руководители в планах воспитательной работы ведут страничку «Достижения учащихся» [6].

А так же в школах используют множество других различных способов оценивания личностных результатов. Выше раскрыты лишь некоторые из них, часто применяемые.

Таким образом, существует огромное количество способов оценки личностных результатов учащихся. Оценка данных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы, поэтому личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Однако оценивать их всё-таки необходимо.

Использованные источники

1. Голуб, В. М. и др. Рефлексивная деятельность учащихся на уроке / В. М. Голуб, И.М. Баранова, И.А. Дроботенко, Е.И. Мороз, Л.И. Степная. - электронные текстовые данные. - Режим доступа:

http ://content. schools.by/gymn3.molod/library

2. Демидова, М. Ю. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О А. Карабанова и др., под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2011. 215с.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.- 192 с.

4. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. - методич. пособие. — М.: Пед. о-во России,1999. - 121 с.

5. Мизюлина, Г. П. Личностные достижения учащихся как предмет педагогической заботы // Воспитание школьников. - 2012. - №8.- С. 1015.

6. Михайлова, С. А., Степанов, Е. Н. Формирование системы учета и презентации личностных достижений учащихся и педагогов // Классный руководитель. - 2011. - №5. - С 22 - 27

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - N 5408.

8. Фещенко, Т. С. Портфолио как оценки личностных достижений школьников // Русский язык в школе. - 2011. - №12. - С. 15-19.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.