Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / PLANNED LEARNING OUTCOMES / PERSONALITY / PERSONAL LEARNING OUTCOMES / TEACHER'S ASSESSMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотенова М. А.

Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младшего школьника. Целью статьи автор определяет выявление особенностей оценки личностных результатов младших школьников. В статье рассматриваются требования Федерального образовательного стандарта относительно сформированности личностных результатов у младшего школьника. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ESTIMATION OF PERSONALITY STUDENTS RESULTS IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher in relation to the personal results of the younger student. The aim of the article is to identify the features of the assessment of the personal results of younger students. The article discusses the requirements of the Federal educational standard regarding the formation of personal results for a younger student. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers of pedagogical educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

оценивания, формы представления результатов, условия и границы применений системы оценки.

Использованные источники

1. Глобина, О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С.52-54.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.- 192 с.

3. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. - методич. пособие. — М.: Пед. о-во России, 1999. - 121 с.

4. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: «Просвещение», 1991.- 288 с.

УДК 373.1

Хотенова М.А. студент

Северный (арктический) федеральный университет

Россия, г. Архангельск ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младшего школьника. Целью статьи автор определяет выявление особенностей оценки личностных результатов младших школьников. В статье рассматриваются требования Федерального образовательного стандарта относительно сформированности личностных результатов у младшего школьника. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Ключевые слова: планируемые результаты обучения, личность, личностные результаты обучения, оценочная деятельности учителя.

Khotenova M.A. student

Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk FEATURES OF THE ESTIMATION OF PERSONALITY STUDENTS RESULTS IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL

EDUCATION

Annotation: This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher in relation to the personal results of the younger student. The aim of the article is to identify the features of the assessment of the personal results of younger students. The article discusses the requirements of the Federal educational standard regarding the formation of personal results

for a younger student. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers of pedagogical educational institutions.

Keywords: planned learning outcomes, personality, personal learning outcomes, teacher's assessment activities.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы, которая заключается в формировании у обучающихся умения принимать свои удачи и неудачи. Иначе говоря, целью современного образования является воспитание личности с адекватной самооценкой.

Важную роль в воспитании личности играет оценочная деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младших школьников.

В настоящее время переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.

В стандарте начального общего образования второго поколения отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Общество приходит к понимаю того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а так же понимание их применения, и познавательное и личностное развитие обучающихся внутри образовательного процесса. Тем самым, происходит объединение педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Поэтому наряду с предметными и метапредметными результатами необходимо оценивать личностные результаты.

Тему формирования и развития личности в своих трудах затрагивали такие известные учёные как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Проблему оценочной деятельности в своих работах поднимали В.И. Загвязинский, Г.Ю. Ксензова и другие.

Но специальному исследованию не подвергалась тема организации оценивания личностных результатов обучающихся, не были раскрыты особенности данного оценивания.

Стоит отметить, в настоящее время акцентирование вниман педагогов на личностных достижениях учащихся, то есть их оцен

является одной из главных проблем начальной школы. К сожалению, эмпирический опыт показывает, что учителя не всегда уделяют должное внимание оцениванию данных планируемых результатов.

Таким образом, сложившаяся социальная ситуация, недостаточная теоретическая освещенность проблемы в педагогических исследованиях, а так же необходимость уточнения и обобщения особенностей оценивания личностных результатов и определили тему «Способы оценки личностных результатов школьника в системе начального общего образования».

Прежде, чем определить понятие «личностные результаты», необходимо раскрыть понятие «личность». Рассмотрим несколько точек зрения на определение данного понятия.

С точки зрения русского психолога Александра Фёдоровича Лазурского «личность» - это единство двух психологических механизмов, во-первых, эндопсихики, то есть внутреннего механизма человеческой психики, а во-вторых, экзопсихики - отношение психики к внешним объектам, среде [1].

В свою очередь Сергей Леонидович Рубинштейн определяет личность как единство внутренних и внешних проявлений человека [5].

Так же данную тему в своих трудах раскрывал Алексей Николаевич Леонтьев. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе [2].

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что личность в широком понимании - это то, что внутренне отличает человека, перечень всех его психологических свойств; это то, что определяет индивидуальность человека, не включая в себя биологические свойства.

ФГОС определяет личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, как результаты, включающие в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [4].

На основе структуры личности по К. К. Платонову Стандарт определяет, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, то есть осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, а именно принадлежность к определённой общности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций, то есть психологической характеристики личнос выполняющей функции ориентира в определении направленности сознан

и поведения, которые проявляются в общественно значимых делах и поступках школьника;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, иными словами формирование межкультурной коммуникации; формирование толерантности - терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [6];

4) овладение начальными навыками адаптации, то есть приспособлению к внешним условиям [6], в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, а именно потребностей в красоте, симметрии, простоте, завершенности и порядке [3]; формирование ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [4].

Так же под личностными результатами понимают сформированные у школьников в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, в том числе к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Таким образом, личностные результаты - неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно поэтому у каждого обучающегося они должны быть сформированы. Для того чтобы определить дальнейшую работу по формированию или развитию личностных результатов у каждого, учителю необходимо при поступлении детей в школу оценить их уровень сформированности. Именно этот вопрос раскрыт в следующем параграфе.

При поступлении в первый класс у детей проверяют готовность к школе. Она включает в себя: интеллектуальную готовность, личностную

готовность, социально-психологическую готовность и эмоционально-волевую готовность.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, укрепление их нервной системы, формирование правильной осанки и т.п. Ведь нередко именно по состоянию здоровья некоторые дети отстают в учении.

Однако для детской психологии первостепенное значение имеет формирование личностной готовности. Говоря о личностной готовности ребёнка к школе, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности.

Таким образом, личностные результаты - неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно поэтому у каждого обучающегося они должны быть сформированы. Для того, чтобы определить дальнейшую работу по формированию или развитию личностных результатов у каждого, учителю необходимо оценить уровень их сформированности как при поступлении детей в школу, так и на протяжении всего обучения.

Использованные источники

1. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. - М. : Наука, 1995. - 247 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Издательство «Питер», 2008. — 583 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М.Татлыбаевой. -СПб.: Евразия, 1999. 352 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - N 5408.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : Серия «Мастера психологии» / С. Л. Рубинштейн. - СПб : Издательство «Питер», 2000 -712 с.

6. Терехова, Е. Д., Григорян, И. Р. Большой токовый словарь русского языка. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2010. - 736 с.

л

1573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.