Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ASSESSMENT / ASSESSMENT SYSTEM / TEACHER'S ASSESSMENT ACTIVITY / PLANNED LEARNING OUTCOMES / CRITERION ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотенова М. А.

Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов. Целью статьи автор определяет выявление особенностей оценочной деятельности учителя начальных классов. В статье приводятся несколько точек зрения на определения понятия «оценка», а также выделены принципы оценочной деятельности учителя. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ASSESSMENT ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE INITIAL CLASSES

This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher. The aim of the article is to identify the features of the assessment activities of a primary school teacher. The article cites several points of view on the definitions of the concept of “assessment”, and also outlines the principles of teacher assessment. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers of pedagogical educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 373.1

Хотенова М.А. студент

Северный (арктический) федеральный университет

Россия, г. Архангельск ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов. Целью статьи автор определяет выявление особенностей оценочной деятельности учителя начальных классов. В статье приводятся несколько точек зрения на определения понятия «оценка», а также выделены принципы оценочной деятельности учителя. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Ключевые слова: оценка, оценочная система, оценочная деятельности учителя, планируемые результаты обучения, критериальное оценивание.

Khotenova M.A. student

Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk

FEATURES OF THE ASSESSMENT ACTIVITY OF THE TEACHER

OF THE INITIAL CLASSES

Annotation:This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher. The aim of the article is to identify the features of the assessment activities of a primary school teacher. The article cites several points of view on the definitions of the concept of "assessment", and also outlines the principles of teacher assessment. The material of this article is of interest to school teachers, parents of students, as well as teachers of pedagogical educational institutions.

Keywords: assessment, assessment system, teacher's assessment activity, planned learning outcomes, criterion assessment.

Оценочная балльная система, как способом усиления влияния общественности на ребёнка, возникла в немецких схоластических школах.

Тем самым первоначальное распространение отметок можно рассматривать как уступку передовому общественному мнению, выступающему против телесных наказаний, так как именно таким способом прежде воспитывали учащихся. С этой точки зрения распространение системы отметок означало сдвиг в сторону реализации гуманистических идей воспитания. В России эта тенденция нашла отражение в проекте реорганизации системы образования, разработанном И.И. Бецким.

л

А

В дальнейшем педагоги, когда бы ни обращались к проблеме гуманизации образования, всегда сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной системы [3].

Следует отметить, что изучением вопроса оценочной деятельности учителя занимались такие известные личности как Ананьев Б.Г., Загвязинский В.И., Ксензова Г.Ю. Так же об отметке подробно не пишут, но отмечают Толстой Л.Н., Сухомлинский В.А. и Ушинский К.Д.

На данный момент актуальность данной проблемы более возросла, это можно обосновать появлением новых стандартов. Очень важно правильно организовать оценочную деятельность педагога.

Осуществить любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), отличительной особенностью содержания новой системы оценки является ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Реализация данной функции предполагает активное включение учащихся в оценочную деятельность.

В педагогическом справочнике учителя представлена точка зрения В.А. Сухомлиноского на организацию обучения в целом. Он отмечает, что «...следует иметь в виду некоторые подводные камни самой логики педагогического процесса: обучение проникнуто постоянной, повседневной проверкой, контролем, ежемесячным сравнением.» [4]. Действительно, для того, чтобы увидеть развитие личности ученика или наоборот его отсутствие, необходимо проанализировать результаты образования. Увидеть эти изменения можно с помощью анализа оценочной деятельности учителя.

Говоря об оценочной деятельности, мы рассматриваем ее как структурную часть целостной педагогической деятельности учителя, направленную на стимулирование активности ученика на уроке. Она создает стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у учащихся ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Все компоненты оценочной деятельности подчинены главной педагогической цели - созданию условий для развития и воспитания личности каждого ребенка.

Главной составляющей оценочной деятельности учителя являются качественная и количественная оценка.

Количественная оценка - это балльное обозначение оценки знаний учащегося.

В свою очередь, качественная оценка - это профессиональная функция учителя, состоящая в аналитическом высказывании, устанавливающем ценность чьего либо действия, суждения и т.д.

Существует множество подходов к определению понятия «оценка».

Г.Ю. Ксензова считает, что оценка есть процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями [3]. Однако, на наш взгляд, следует опираться на определение, данное В. Загвязинским. Оценка -суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся [2].

Другая точка зрения на оценку и отметку заключается в их строгом различии. По мнению И. Н. Козловой, оценка не может включать количественные показатели. Оценка проявляется только в качественных суждениях.

Мы вслед за большинством исследователей, будем придерживаться точки зрения на то, что отметка есть условно - знаковое выражение оценки.

Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений младших школьников являются положения личностно -ориентированного и развивающего обучения.

С точки зрения личностно - ориентированного образования каждый ребенок индивидуален, уникален и самоценен. Ребёнок является наивысшей педагогической ценностью. Для понимания сущности оценочной деятельности важны и положения развивающего образования:

1) понимание ребенка как субъекта деятельности;

2) обучение в зоне ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский);

3) принцип самоценности каждого возраста и полнота реализации индивидуальных возможностей ребенка на каждой образовательной ступени (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);

4) принцип осознания школьниками процесса учения (Л.В. Занков).

Современная начальная школа стоит на позициях многообразия и

вариативности, где важную роль играет система работы учителя (и школы в целом), направленная на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

По мнению О.А. Глобиной, новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями, и самим собой, снять тревожность, снизить невротизацию детей, повысить учебную мотивацию, отследить динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика [1].

По мнению Г.Ю. Ксензовой, основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

1) что оценивать?

2) как оценивать?

3) с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Она отмечает, что отвечая на вопрос «Что оценивать?», мы начинаем задумываться о цели этой работы как предполагаемом результате. Основной результат работы представляет собой личностные, метапредметные, в которые входят универсальные учебные действия, и предметные результаты. Следовательно, и оценочная система направлена на то, чтобы регулировать процесс их получения путём отслеживания поставленных учителем баллов. Нельзя забывать, что нужно учитывать степень индивидуального (каждого ребёнка в отдельности) продвижения в режиме саморазвития.

Чтобы ответить на вопрос «Как оценивать?», выделим два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся. Нормой в работе педагога при оценке обучающихся в процессе повседневной деятельности должно стать умелое применение индивидуальных эталонов, в контролирующих процедурах - использование стандартных тестов. Базовым умением в осуществлении оценочной функции учащегося должна быть сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение - это деятельность самоуправляемая.

Кроме этого она обращает внимание на то, что вопрос «С какой целью оценивать работу ученика на уроке?» волновал педагогов и общественность издавна. Неоднократно подчёркивалось, что отметка использовалась для уведомления учителей и родителей об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого с их стороны воздействия на ребёнка. Но так как переосмысление ценностей образовательного процесса приводит к изменению содержания учебного процесса, то возникает необходимость обучения детей самоорганизации деятельности, а это порождает требования добавить к учительской оценке содержательную самооценку учащихся, которая воспринимается как побудительный механизм саморегуляции ученической деятельности и залог её успешности [3].

В условиях введения ФГОС НОО каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки - это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность, она занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценочная деятельность на данный момент должна проводиться в диалоге с учеником. Обучающийся теперь является субъектом оценивания, действующим лицом который влияет на оценку деятельности.

Из всего вышесказанного можно утверждать, что оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

1) оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание;

2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения;

3) оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;

4) в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности;

5) в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

6) объективность оценки;

7) открытость процедуры и результатов оценки, комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

8) оценка динамики образовательных достижений младших школьников.

Как уже было отмечено выше, оценивание должно быть только критериальным. По ФГОС НОО данное оценивание является альтернативным. Суть данного оценивания в том, чтобы не сравнивать разных учеников класса, а дать возможность учащимся увидеть личную динамику развития, тем самым сравнивая вчерашние результаты ребёнка с его сегодняшними достижениями.

Стоит заметить, что правильно организованный процесс оценивания деятельности учителя позволяет на основе полученных результатов эффективно управлять процессом учения младшего школьника.

При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно, важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

Для успешного осуществления оценочной деятельности, педагогу важно знать её основные направления и цели, критерии и процедуры

оценивания, формы представления результатов, условия и границы применений системы оценки.

Использованные источники

1. Глобина, О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С.52-54.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.- 192 с.

3. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. - методич. пособие. — М.: Пед. о-во России, 1999. - 121 с.

4. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: «Просвещение», 1991.- 288 с.

УДК 373.1

Хотенова М.А. студент

Северный (арктический) федеральный университет

Россия, г. Архангельск ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу об оценочной деятельности учителя начальных классов по отношению к личностным результатам младшего школьника. Целью статьи автор определяет выявление особенностей оценки личностных результатов младших школьников. В статье рассматриваются требования Федерального образовательного стандарта относительно сформированности личностных результатов у младшего школьника. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Ключевые слова: планируемые результаты обучения, личность, личностные результаты обучения, оценочная деятельности учителя.

Khotenova M.A. student

Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk FEATURES OF THE ESTIMATION OF PERSONALITY STUDENTS RESULTS IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL

EDUCATION

Annotation: This article is devoted to the question of the evaluation activities of a primary school teacher in relation to the personal results of the younger student. The aim of the article is to identify the features of the assessment of the personal results of younger students. The article discusses the requirements of the Federal educational standard regarding the formation of personal results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.