Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ОЦЕНКА / ОТМЕТКА / ПЕДАГОГ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжетаева Р. О., Нуржанова С. А.

В статье раскрывается понятие оценочного компонента в деятельности педагога. Оценивание является одним из главных элементов структуры педагогической деятельности. Оценочная деятельность тесно связана с понятиями педагогические способности, педагогические умения, опыт, профессионализм. Оценивание педагогом учебных достижений учащихся начальных классов имеет свою специфику и особенности. Эти особенности заключатся в том, что ученики начальных классов являются наиболее уязвимыми и сенситивными к восприятию педагогического оценивания. Развитие личности учащегося начальных классов во многом зависит от оценочной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF INITIAL CLASSES

This article reveals the concept of an evaluation component in the activities of a teacher. Assessment is one of the main elements of the structure of pedagogical activity. Evaluation activities are closely related to the concepts of pedagogical abilities, pedagogical skills, experience, professionalism. Assessment of teacher training in primary school students has its own specifics and features. These features consist in the fact that primary school students are the most vulnerable and sensitive to the perception of pedagogical assessment. The development of the personality of a primary school student largely depends on the evaluative activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

МРНТИ 14.07.01

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Р.О. Кенжетаева1, С.А. Нуржанова2

1 докторант 3 курса специальности 6D010200-Педагогика и методика начального обучения,

2к.п.н., ст. преподаватель 1 2 КазНПУ имени Абая, г. Алматы, Казахстан email: roza.kenzhetaeva@narxoz.kz

В статье раскрывается понятие оценочного компонента в деятельности педагога. Оценивание является одним из главных элементов структуры педагогической деятельности. Оценочная деятельность тесно связана с понятиями педагогические способности, педагогические умения, опыт, профессионализм. Оценивание педагогом учебных достижений учащихся начальных классов имеет свою специфику и особенности. Эти особенности заключатся в том, что ученики начальных классов являются наиболее уязвимыми и сенситивными к восприятию педагогического оценивания. Развитие личности учащегося начальных классов во многом зависит от оценочной деятельности педагога.

Ключевые слова: оценочный компонент, педагогическая деятельность, педагогические умения, оценка, отметка, педагог, контроль

Педагогическая деятельность -это сложная динамическая система, которая имеет свою структуру и элементы. Оценочный компонент входит в содержание и структуру деятельности педагога. Педагогическую деятельность в литературе обычно определяют как - область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию учащихся [1].

Н.В.Кузьмина рассматривая профессиональные функции педагога, в структуре педагогической деятельности выделила три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. По мнению автора, особенно необходимы способности и умения [3].

А.И.Мищенко анализируя деятельность педагога, для эффективного построения педагогического процесса, предлагает выделить контрольно-оценочный компонент [4]. В последующем контрольно-оценочный компонент рассматривался в работах Т.С.Поляковой, М.Г.Резниченко и др. Так, например, Т.С.Полякова выделяет следующие компоненты:

• проектировочно - целевой;

• коммуникативный;

• содержательный;

• диагностический;

• организационно - методический;

• стимулирующе - регулировочный;

• контрольно - оценочный [5].

М.Г.Резниченко в своих исследованиях выделяет компоненты педагогической деятельности:

• конструктивный,

• организаторский,

• коммуникативный,

• перцептивный,

• исследовательский,

• контрольно- оценочный (рефлексивный) компонент [6].

Все выше перечисленные компоненты педагогической деятельности необходимы в профессиональной деятельности каждого педагога и предполагают владение не только теоретическими знаниями, но и специальными навыками и умениями.

Рассмотрим понятие «педагогические умения», одни авторы, считают, что это результат овладения способами и приемами обучения и воспитания, другие -как способность решать учебно-

воспитательные задачи, третьи - как возможность выполнять системы действий в соответствии с целями. А.И.Мищенко определяет педагогические умения как актуализацию необходимых знаний и опыта. Многие авторы сходятся во мнении, что педагогические умения это синтез теоретических знаний и практических умений.

Н.В. Кузьмина определяет это понятие, следующим образом: «Педогогическое умение - это приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды педагогической деятельности в имеющихся условиях» [3].

А.К. Маркова в своем исследовании выделила группы педагогических умений (Таблица 1).

Таблица 1. Группы педагогических умений

Педагогические умения

1. Умение постановки целей и задач, перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

2. Педагогических умения связанные с вопросами: «Чему учить?», «Кого учить?», «Как учить?».

3. Соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умения видеть сильные и слабые стороны своего труда, анализировать и обобщать собственный опыт; умение строить планы своей педагогической деятельности и др.

4. Коммуникативные умения, необходимые для общения

5. Умения, необходимые для самовыражения и саморазвития личности учителя (понимание значимость своей профессии; умения осознавать перспективу своего профессионального развития

6. Умения, необходимые учителю для анализа и развития обученности и обучаемости школьников

7. Оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.

8. Это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом, умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализм

Источник: [7]

Для нас наибольший интерес представляют последние три группы умений, которые связаны с умением оценивать достижения обучающихся, диагностировать уровень обученности, прогнозировать типичные затруднения обучающихся и уметь рефлексировать свою деятельность

Несмотря на то, что существует множество определений понятия «педагогические умения», многие авторы выражают мнение о необходимости осуществления учителем контрольно-оценочной функции и наличия у него соответствующих педагогических умений, в том числе -оценочных.

Проблема формирования оценочных умений, еще недостаточно изучена, несмотря на то, что оеночные умения яляется неотъемлемым компонентом каждого педагога при организации любого вида деятельности обучающегося.

Традиционно в психолого-педагогической литературе, оценочная деятельность определяется в выявлении и сравнении на определенном этапе обучения результатов учебно-познавательной деятельности с требованиями к знаниям, умениям и навыкам, заданными образовательным стандартом или учебной программой по предмету; т.е. в соотношении между тем, какими знаниями и умениями и на каком уровне владеет ученик, и тем, что он должен знать и уметь.

В своем исследовании С.А. Осокина определяет оценочные умения так: «оценочные умения суть осуществляемые на основе анализа и синтеза поступающей от предмета оценивания информации действия соотнесения ее с эталоном оценивания для принятия решения о степени их соответствия и дальнейшего внешнего выражения результатов сравнения посредством оценочного поведения, суждения и отметки» [8].

Основываясь на данных определениях, под «умением осуществлять контроль и оценку учебных достижений младших классов» мы можем понимать владение теоретическими знаниями и практическими действиями, позволяющими учителю максимально объективно выявлять

результаты учебно-познавательной деятельности, сравнивать их с запланированными целями обучения, вносить необходимые коррективы и выражать результат оценивания в определенной форме оценки, пользуясь определенными критериями. Эталоны и критерии оценивания были и ранее. По мнению А.П. Доблаева, оценочная деятельность педагога состоит из множества оценочных действий: планирование, принятие оценочных решений, оценка собственной деятельности, изучение личности учащихся, межличностные отношения, реализация оценочных решений, прогнозирование влияния оценок на развитие и поведение личности обучающегося. В целом реализацию оценочных действий педагога можно разделить на 3 этапа: (Рисунок 1)

< > до урока 1 4 • предварительное планирование, формирование целей, задач оценивания

во время урока , { • реализация оценочной функции

после урока •коррекция и контроль оценочной деятельности

Рисунок 1. Этапы оценочных действий педагога Источник: [9]

Особое внимание оценочным умениям уделяет А. А. Реан, по его мнению, в основе оценочных умений педагога лежат знания закономерностей и механизмов возрастной психологии, рефлексии, методологии и методики преподавания. У педагога должен быть комплекс навыков, включающие в себя социально- перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные навыки. Большую роль по мнению автора играет педагогический опыт. С опытом происходит автоматизация и ускорение процесса оценивания [10].

В. А. Якунин выделяет следующие педагогические умения оценивания результатов обучения:

• следить за реализацией поставленных целей и исполнением принятых педагогических решений;

• осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся, замечать и объективно оценивать малые и большие учебные достижения школьников;

• вести контроль за своими поступками и поведением; устанавливать причина затруднения учащихся и найти способы их устранения;

• совершенствовать собственную деятельность на основе анализа и оценки ее достоинств и недостатков [11].

В.Л. Синебрюхова в своем исследовании предложила собственное видение структуры контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: (Рисунок 2) .

Структура контрольно-оценочной деятельности учителя начальных

определение цели и объекта контроля планирование контроля

осуществление, выполнение контроля выбор наиболее рациональных методов и форм контроля

_проверка результатов_

исправление ошибок, если они были сопоставление полученных результатов с запланированными оценка итогов контроля оценка итогов контроля

Рисунок 2. Структура контрольно-оценочной деятельности Источник: [12]

Контрольно- оценочная деятельность учителя начальных классов имеет свою специфику. Особое внимание вопросу контрольно-оценочных функций уделено в исследовании Е.В. Иващенко, автор выделяет следующие группы контрольно-оценочных умений, необходимых будущему учителю начальных классов (Таблица 2).

Таблица 2. Группы оценочных умений, необходимых будущему учителю начальных классов

Группы умений Структура оценочных умений

1 группа умение выделять цель, задачи и объект контроля

2 группа умения планировать контроль

3 группа умения организовать контроль

4 группа умения оценивать результаты

5 группа умение корректировать результаты учебной деятельности

Источник: [13]

При реализации оценочной деятельности в начальных классах, одной из сложных проблем является планирование контроля и оценки успеваемости обучающихся. По мнению Ю.К. Бабанского, ученик начальной школы больше всего нуждается в поддержке и помощи, поэтому нужно тщательно продумывать характер опроса, правильно формулировать вопросы, аргументировать оценки и т.д. С точки зрения автора необходимо сохранять морально-психологическую атмосферу на уроке, соблюдать педагогическую этику при оценивании, уметь устанавливать психологический контакт с учениками. В школьной практике часто встречаются случаи, когда оценка является средством наказания ученика, а не средством оценки учебных достижений. Особенно такое оценивание недопустимо в начальных классах, т.к. это рождает страх ребенка перед любым оцениванием и контролем.

Целый ряд авторов (Б.Г.Ананьев, Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова и др.) отмечали, что отметки зависят от отношения учителя к ученику: если отношение негативное, то отметки занижаются, если позитивное, положительное отношение к ученику, то учитель завышает отметки. В оценочной деятельности учителя всегда присутствует психологическая сторона, об этом писал Б.Г.Ананьев, что в школьной практике имеется зависимость от психологической ситуации, что оценивание зависит от мнения педагога об ученике, от педагогических стереотипов, от настроения педагога и т.п. [14].

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся начальных классов является одной из важных составляющих оценки качества образования в целом. В государственном общеобязательном стандарте начального образования РК определены задачи создания объективной, прозрачной системы оценивания. На сегодняшний день такой системой оценивания, является критериальное оценивание. Система критериального оценивания в начальном образовании вводилась поэтапно: с 1 сентября 2016 года - в первых классах, с 1 сентября 2017 года - во вторых классах, с 1 сентября 2018 года - в третьих классах и 1 сентября 2019 года - в четвертых классах. Таким образом, в предстоящем 2019-2020 учебном году вся начальная школа перейдет на новую систему оценивания. Вместе с тем возросла и роль вопроса профессиональной подготовленности учителей начальных классов к критериальному оцениванию.

Новизна нашего исследования заключается в том, чтобы изучить оценочный компонент деятельности педагога начальных классов, выявить особенности применения новой критериальной системы оценивания в современной начальной школе.

Согласно новой системе оценивания контроль и оценка учебных достижений должна быть направленна на объективное определение степени соответствия результатов обучения заявленным, планируемым целям и критериям, с цель повышения качества образования.

Контроль и оценка учебных достижений младших школьников представляет собой совокупность взаимосвязанных контрольно-оценочных действий педагога. Оценочная деятельность педагога обеспечивается целевой, процессуальной, содержательной, рефлексивной составляющими. Целевая составляющая включает в себя оценивание индивидуальной динамики ученика. Процессуальная составляющая базируется на использовании качественных инструментов оценивания и объективной интерпретации. Содержательная сторона включает в себя перечень образовательных достижений, реализацию компетентностного подхода в начальной школе, развитие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Рефлексивная составляющая включает в себя аналитическую сторону образовательных достижений.

Важнейшими работами в области оценивания являются исследования, выполненные П.Блэком (Paul Black), Д.Вильямом (Dylan Wiliam) и их соавторами [15]. В своих работах они показали, что оценка для обучения является одним из самых мощных путей совершенствования обучения и достижения планируемых результатов обучения.

Вопрос применения критериальной системы оценивания в Казахстане рассматривали отечественные ученые такие, как О.И.Можаева, А.С.Шилибекова, Д.Б.Зиеденова [16]. Методология применения критпериальной системы оценивания в начальной школе расматривается в работах Дудкиной, А.А. Буркитовой, Р.Х. Шакирова [17].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать выводы о том, что оценочный компонент присутствует в деятельности педагога любой специальности. Оценочная деятельность педагога начальных классов имеет свою специфику и свои затруднения. Именно ученик начальных классов максимально психологически зависим от учителя и его оценочной деятельности. В зависимости от учителя у ребенка формируются отношения в коллективе, самооценка, мотивация, формируется способность оценивать собственную учебную деятельность, уверенность в своих личностных качествах и способностях и т.д. Применение новой критериальной системы оценивания требует от педагогов начальных классов достаточно высокого уровня квалификации и подготовленности в области оценивания учебных достижений, необходимы знания о новых подходах в педагогических измерениях. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов начальных классов, ее содержание требует корректировки, акцентирования внимания на оценочной стороне дидактической готовности учителя.

Список литературы

1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. -268 с.

2. Педагогика: учебник/ В.Г.Рындак, А.М., Алагулов, Т.В.Челпаненко-М.: ИНФРА-М, 2018. - 427 с.

3. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. -98 с.

4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. - 148 с.

5. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности. М.: Педагогика, 1983 -128 с.

6. Резниченко М.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов факультета начального образования. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 132с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 2013. 192 с.

8. Осокина С.А. Формирование оценочных умений в процессе педагогической подготовки студентов: дисс. к.пед.н. Москва, 2005. - 185с.

9. Доблаев Л.П. Проблемы оценивания в психологии. Саратов. 2017

10. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 2016

11. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994

12. Синебрюхова В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: дисс. к.пед.н. Сургут: СГПИ. 2000

13. Иващенко Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников: дисс. к.пед.н. Белгород. 2009

14. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избр.труды: Т. 2. М., 2014.

15. Black P., William D. Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford. 2008. 32 p

16. Методология системы критериального оценивания учебных достижений учащихся: Учебно -метод.

пособие / О.И. Можаева, А.С. Шилибекова, Д.Б. Зиеденова. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина,

А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. - Б.: «Билим», 2012.

БАСТАУЫШ СЫНЫП ПЕДАГОГЫНЬЩ 1С-ЭРЕКЕТ1НДЕГ1 БАГАЛАУ КОМПОНЕНТ1

Р.О. Кенжетаева1, С.А. Нуржанова 2

1 6D010200-BaCTaybraTa окыту педагогикасы мен эдютемеи мамандыгыныц 3-курс докторанты,

2

п.г.к., ага окытушы 1,2 Абай атындагы Кдз¥ПУ, Алматы к., Казакстан email: roza.kenzhetaeva@narxoz.kz

Б^л макалада м^гатмнщ кызмепндеп багалау компонентi туралы тYсiнiк берiлген. Багалау - б^л педагогикалык ic-эрекет к¥рылымыныц негiзгi элементтерiнiн 6ipi. Багалау кызмеп педагогикалык кабшеттер, педагогикалык шеберлiк, тэж1рибе, кэсiбилiк ^гымдарымен тыгыз байланысты. Бастауыш сынып окушыларыныц оку жетiстiктерiн м^гатмнщ багалауынын взiндiк ерекшелiктерi мен ерекшелiктерi бар. Б^л ерекшелiктер бастауыш сынып окушыларыныц педагогикалык багалауды кабылдауга ец осал жэне сезiмтал екендiгiнде. Бастауыш сынып окушысыныц жеке т^лгалык дамуы квбiнесе мугатмнщ багалау кызметiне байланысты.

Т}йт свздер: багалау компонентi, педагогикалыц ic-эрекет, педагогикалыц шеберлж, багалау, бага, мугалгм, бацылау

EVALUATION COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF INITIAL CLASSES

R.O. Kenzhetaeva1, S.A Nurzhanova2 1 PhD student of specialty 6D010200- Pedagogy and methodology of elementary education 2 Cand. Sci. (Pedagogy), Senior lecturer 12 KazNPU named afterAbay, Almaty, Kazakhstan email: roza.kenzhetaeva@narxoz.kz

This article reveals the concept of an evaluation component in the activities of a teacher. Assessment is one of the main elements of the structure of pedagogical activity. Evaluation activities are closely related to the concepts of pedagogical abilities, pedagogical skills, experience, professionalism. Assessment of teacher training in primary school students has its own specifics and features. These features consist in the fact that primary school students are the most vulnerable and sensitive to the perception of pedagogical assessment. The development of the personality of a primary school student largely depends on the evaluative activity of the teacher.

Key words: assessment component, pedagogical activity, pedagogical skills, assessment, mark, teacher,

control

Поступила в редакцию 13.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.