Научная статья на тему 'Педагогические консолидации как фактор повышения качества обучения в условиях обновленного содержания образования'

Педагогические консолидации как фактор повышения качества обучения в условиях обновленного содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUALITY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL CONSOLIDATION / БіЛіМ САПАСЫ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИКАЛЫқ ТОПТАСТЫРУ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСОЛИДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёва А. А.

В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги-практики в процессе усвоения обновлённой программы обучения в начальной школе. Определены педагогические консолидации как фактор повышения качества образования, описаны особенности формирования различного рода педагогических консолидаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical consolidations as a factor of improving the quality of education in the conditions of updated content of education

The article highlights the main problems faced by teachers-practitioners while implementing the updated curriculum in primary school. Pedagogical consolidations as a factor of improvement of quality of education are considered, features of formation of various kinds of pedagogical consolidations are described.

Текст научной работы на тему «Педагогические консолидации как фактор повышения качества обучения в условиях обновленного содержания образования»

УДК 377.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСОЛИДАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макалада бастауыш мектепте окытудыц жацар-тылган багдарламасын енпзу барысында педа-гог-практиктерге кездесетш Heri3ri проблемалар камтылган. Педагогикалык топтастыру бшм беру сапасын арттыру факторы ретшде карастырылады, эр турл1* педагогикалык топтасуды калыптастыру ерек-шелжтер1 сипатталган.

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги-практики в процессе усвоения обновлённой программы обучения в начальной школе. Определены педагогические консолидации как фактор повышения качества образования, описаны особенности формирования различного рода педагогических консолидации.

Annotation

The article highlights the main problems faced by teachers-practitioners while implementing the updated curriculum in primary school. Pedagogical consolidations as a factor of improvement of quality of education are considered, features of formation of various kinds of pedagogical consolidations are described.

Актуальность статьи обусловлена рядом аспектов. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит цель - совершенствование педагогического мастерства всех учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.

Одна из задач обновленной программы - научить учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Требования обновленной программы образования вызывают у педагогов-практиков некоторые трудности в реализации, а именно: понимание программ-

Королёеа А.А.,

воспитатель, ясли-сад «Балбвбек»,

п. Затобольск, Костанайский район, Костанайская область

Нег/зг/ создер: бшм сапасы, педагогикалыц процесс, педагогикалыц топтастыру.

Ключевые слова: качество образования, педагогический процесс, педагогические консолидации.

Keywords: quality of education, pedagogical process, pedagogical consolidation.

S

X

<

о

со ¡Í О

s

w R

ta О

С

w

S «

и

pq

ЕГ S

i—i

О ^

С и о

f—1 pq

S rt

S «

U

e o o o

s ©

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

ных требований, изучение сущности критериального ценивания, преподавание предметов на английском языке, поиск новых методов и приемов обучения. Как нам известно, компетентность педагога, его умение грамотно организовать учебный процесс напрямую влияют на качество обучения. Поэтому, на мой взгляд, одним из эффективных средств профессионального развития педагога в интересах детей являются педагогические консолидации [1, с.9].

Объект нашего рассмотрения - процесс повышения качества обучения в условиях обновленного содержания образования. Предмет - педагогические консолидации как фактор повышения качества обучения в условиях обновленного содержания образования.Цель - показать, каким образом педагогические консолидации могут способствовать повышению качества обучения в условиях обновленного содержания образования.

Слово консолидация (Consolidation) имеет латинские корни. Оно произошло от слияния приставки con (вместе) и глагола solidare (уплотнять, укреплять). В русском языке это слово употребляется в следующем значении:

консолидация - это объединение, сплочение, слияние, укрепление, упрочнение, интеграция чего-либо (людей, объединений и т.п.) [2, с. 4]

Образование в нашей стране не стоит на месте, и современный ритм жизни предполагает, что школы должны менять свои подходы в обучении. В первую очередь, это обосновано тем, что в Казахстане разработана программа развития образования (ГПРО) на 2016-2019 г.г., а также в условиях обновления содержания образования и нового формата ЕНТ акцент направлен на качество образования. На сегодняшний день в школах большое внимание уделяется повышению качества обучения и пре-

подавания.

Качество образования - один из главных факторов успехов школы, и поэтому управление им является приоритетным в работе администрации школы. Качество, во-первых, определяется тем, на сколько у ученика сформированы "знание - навык - метапознание", и на сколько оно определяет, как ученик будет успешен в профессиональной деятельности, а также реализует себя в дальнейшей жизни [1, с. 14].

Составляющими управления процесса создания качества образования являются:

1. администрация школы, педагоги, учащиеся, родительская общественность, УМК, инфраструктура и т.д. От качества работы данной системы во многом зависит и результат;

2.образовательный процесс, который включает в себя как минимум три процесса - обучение, развитие и воспитание. От того, как спланирован, организован и контролируется образовательный процесс, складывается качество результата.

Анализируя деятельность коллектива в данном направлении, можно выделить следующие аспекты:

• обновление содержания образования;

• использование инновационных технологий;

• совершенствование системы методической работы;

• создание системы работы с учащимися различных учебных возможностей;

• создание системы воспитательной работы [3, с. 4].

Особую роль в повышении качества образования играет компетентность педагогов, повышение квалификации, участие в различных профессиональных конкурсах, издание методических пособий, выпуск статей, самообразование, что значительно расширяет кругозор учителя и благотворно сказывается на повышении качества

обучения.

Качество образования определяется уровнем подготовки учителей. Внедрение современных инновационных форм и методов обучения в образовательный процесс ставит учителя перед необходимостью постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

«Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебника, у ребенка пропадет охота к знаниям, мы погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его», - писал В. Сухомлинский.

Аргументы, приводимые учителями в пользу обновлённого содержания образования, носят позитивный и конструктивный характер: «легче составлять краткосрочные планы», «научилась применять активные методы обучения», «наблюдаю прогресс в знаниях и развитии учащихся», «проще стало систематизировать работу, стало легче проводить ФО», «наблюдаю у себя профессиональный рост и повышение педагогического мастерства, уровень самообразования повышается», «работать сложно, но интересно», даже в одном из ответов - «не наблюдаю изменений» заключена положительная мысль: «хорошо владею идеями уровневых курсов, вношу практические изменения».

В то же самое время учителя испытывают некоторые трудности методического характера:

• проблемы по составлению КСП;

• проблемы с дифференциацией учебных заданий;

• проблемы с разработкой заданий для формативного и суммативного оценивания, несмотря на посткурсовую поддержку от коллег в сетевом сообществе и

в своих школах от коллег, работающих в классах по программам обновления содержания образования [4, с. 11].

Теперь остановимся на том, каким образом и какие педагогические консолидации могут создаваться педагогами сегодня. Испытывая трудности в работе, учителя могут вступать в различные педагогические объединения. В различного рода педагогических консолидациях учителя имеют возможность делится своим педагогическим опытом, перенимать опыт коллег, решать свои насущные вопросы.

Сегодня педагогические консолидации могут существовать в следующих формах: педагогические советы школы, района, области, методические объединения разных уровней и предметов, сетевые педагогические сообщества.

Педагогические советы подразделяются на виды. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее встречающаяся структура годового цикла формируется из четырёх составляющих: установочный педсовет, два тематических и ещё один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы школы.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы школы. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации разработанной в школе программы развития. Тематика педагогических советов должна соответствовать проблемным вопросам в преподавании тех или иных дисциплин.

Деятельность методического объединения включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической

о?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

документацией, повышение педагогического мастерства педагогов, совершенствование учебной и воспитательной работы с учащимися, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы.

В педагогическом энциклопедическом словаре методическая работа определяется как часть системы непрерывного образования педагогов. А её цель - это освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся.

Попадая в ситуацию необходимости профессионального роста и личностных изменений, педагог сталкивается с требованием администрации, с одной стороны, скорректировать традиционные методы и формы работы по отношению к ценностям и задачам школы и перенимать опыт других педагогов, а с другой - создавать новые содержания, методы и формы своей работы, адекватные задачам школы. Методическая работа становится средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста.

Кроме того, обучение внутри школы подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться «по интересам» в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием [5, с.515].

Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение

придается нововведениям в системе образования. В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний школьников. Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.

Особого внимания заслуживают сетевые сообщества педагогов. Одной из важнейших отличительных особенностей современного этапа развития общества является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования» [3, с.6]. Почти в каждом документе Правительства РК, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования.

Сетевое профессиональное сообщество - это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и 1Т-ком-петентность в принципиально новом информационном пространстве; это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого педагогического сооб-

щества могут быть разными, но можно назвать главные: объединение учителей по их профессиональным интересам; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации; организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи; распространение успешных педагогических практик и др. Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются:

• содержательный интерес участников: возможность проявления собственной инициативы, возможность коллективной поддержки своей инициативы, возможность участия в поддержке и оценке других инициатив, возможность участия в общей деятельности;

• наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками сетевого взаимодействия;

• мотивы деятельности участников сетевых педагогических сообществ.

Монопредметные сообщества предназначены для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации, оказания методической поддержки по определенному предмету на современном этапе развития образования. На сайтах сообществ представлены презентации, программы, разработки уроков, видеоматериалы к урокам и др. (Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.) [6, с. 24].

Учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки работы. Стоит отметить и то, что повышение каче-

_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ства обучения отвечает не только интересам педагогов, но также и интересам детей и их родителей. На мой взгляд, именно педагогические консолидации позволяют педагогу расти в профессиональном плане, при этом не прекращая работу с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Указ Президента РК «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 -2019г.г.»

2.Обновление содержания среднего образования: вопросы и ответы. - Астана, 2017 г.- 18 стр.

3.Алексашина И.Ю. О методическом сопровождении профессионального развития учителей биологии Санкт-Петербурга/ И.Ю. Алексашина, С.Е. Домбров-ская // Биология в школе,- 2015,- № 9,- С. 2-6.

4.Балыкбаева Т.О. Новые подходы в стратегии повышения квалификации педагогических кадров в условиях обновления содержания образования [Текст] /Т.О. ^ Балыкбаева // Бшм берудеп менеджмент § = Менеджмент в образовании,- 2011,- № m

1,-С. 11-14. §

р I

5.Кразакова Г.Г. Опыт и проблемы раз- g вития профессионального сетевого со- 3 общества в средней школе [Текст] / Г.Г. м

Кразакова // Материалы Республикан- §

р ,

ской научно-практической конференции с Алтынеаринские чтения «Интеграция s педвуза и образовательных организаций ^

рч

по внедрению инноваций в практику», 12 s февраля 2016г.- Костанай: КГПИ, 2016,- °

Кн. 1.-С. 515-518. g

о

6.Мягких JI.B. Использование мони- h: торинга образовательного процесса как ^ необходимое условие результативности «

__S

обучения/ JI.B. Мягких // Педагогикалык q кецес = Педагогический совет,- 2017,- № §

2.-С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.